Научная статья на тему 'Использование специфики рисунка в прикладном искусстве для эстетического воспитания и художественного образования студентов'

Использование специфики рисунка в прикладном искусстве для эстетического воспитания и художественного образования студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ЭСКИЗНО-ПРОЕКТНАЯ РАБОТА / ПРОЕКТНО-ГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ЭСКИЗНО-ГРАФИЧЕСКИЕ ПОИСКИ / ESTHETIC EDUCATION / ART / ARTS AND CRAFTS / DESIGN WORK / DESIGN-GRAPHIC MATERIALS / GRAPHIC SEARCHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хворостов А. С.

Эффективность эстетического воспитания и художественного образования студентов, изучающих основы декоративно-прикладного искусства, во многом зависит от понимания ими своеобразия и специфики проектно-графических работ, предшествующих работе в материале. При изучении основ декоративно-прикладного искусства нередко наблюдается, как студенты, игнорируя стадию эскизных поисков, сразу приступают к художественной обработке материалов. Есть и другая ошибка исполняя эскизы и проекты будущих изделий, студенты пользуются приёмами, свойственными реалистическому рисунку, в то время как в декоративно-прикладном искусстве есть свои, специфические средства передачи предметного мира, зависящие и от выбранного материала, и от технологии его обработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF SPECIFICITY OF DRAWING IN APPLIED ART FOR AESTHETIC VOSPITANIJA AND ART EDUCATION OF STUDENTS

Effi ciency of esthetic education and art the students studying bases of arts and crafts, in many respects depends on understanding them of an originality and specifi city of the design-graphic works previous work in a material. At studying of bases of arts and crafts it is quite often observed, how students, ignoring a stage of outline searches, at once start processing of materials. There is also other error executing sketches and projects of the future products, students use the methods, to realistic drawing while in arts and crafts there are, specifi c transmission media before the world, depending and from the chosen material, and from technology of its processing.

Текст научной работы на тему «Использование специфики рисунка в прикладном искусстве для эстетического воспитания и художественного образования студентов»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

А. С. ХВОРОСТОВ

доктор педагогических наук, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета Е-шай: Aqua_storm@mail.ru Тел.8 919 202 15 28

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ РИСУНКА В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ ДЛЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

Эффективность эстетического воспитания и художественного образования студентов, изучающих основы декоративно-прикладного искусства, во многом зависит от понимания ими своеобразия и специфики проектно-графических работ, предшествующих работе в материале. При изучении основ декоративно-прикладного искусства нередко наблюдается, как студенты, игнорируя стадию эскизных поисков, сразу приступают к художественной обработке материалов. Есть и другая ошибка - исполняя эскизы и проекты будущих изделий, студенты пользуются приёмами, свойственными реалистическому рисунку, в то время как в декоративно-прикладном искусстве есть свои, специфические средства передачи предметного мира, зависящие и от выбранного материала, и от технологии его обработки.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное образование, декоративно-прикладное искусство, эскизно-проектная работа, проектно-графические материалы, эскизно-графические поиски.

В содержании профессиональной подготовки студентов на художественно-графических факультетах высших учебных заведений декоративноприкладное искусство занимает одно из первых мест как по количеству учебных часов, так и по значимости для их становления как специалистов. Так как изготовление художественных предметов быта (т. е. изделий декоративно-прикладного искусства) требует предварительного рисунка, без которого мастер подобен слепому, бредущему без поводыря, студентам в ходе обучения важно понять специфику подготовительного рисунка для этих изделий. Кстати сказать, рисунок здесь называется несколько иначе, чем в классическом рисовании: эскизно-проектная, проектно-графическая, эскизно-графическая и т. д. работа. И это не самостоятельные произведения графического искусства, а подготовительные рисунки, подчинённые многим специфическим особенностям декоративноприкладных работ. Понимание этого студентами позволяет активно использовать специфику рисунка в декоративно-прикладном искусстве как одно из средств их эстетического воспитания и художественного образования.

В декоративно-прикладном искусстве без предварительного рисунка (эскизно-проектных разработок) мастер, быть может, и дойдёт до завершения изделия, но с большими потерями и в его образновыразительном решении, и в количестве затраченного времени.

Отличительной особенностью рисунка в декоративно-прикладном искусстве является его образно-технологическая сторона. Здесь не только создаётся образ будущего изделия, но учитываются и свойства обрабатываемого материала, и технология исполнения конкретного вида работ. Подготовительный рисунок в декоративноприкладном искусстве может вобрать в себя пластику скульптуры, живописную музыку цвета, чёткость графического штриха. И в то же время он будет оставаться в декоративно-прикладной области.

Что касается сюжетно-образной содержательности проектно - графических работ, то она простирается от самых простых, многократно повторяющихся геометрических фигур до сложнейших композиционных сочетаний и переплетений растительных, животных форм и даже фигуры человека. Всё зависит от воображения и ничем не ограниченной творческой фантазии автора. Но как бы ни были выразительны декоративные образы, они неизменно должны быть построены в гармонии формы, гармонии цвета, технологичны в исполнении и обладать чувством материала. Ведь задуманное и выполненное в рисунке художественно-образное содержание проектируемого декоративного изделия - это только промежуточная фаза. А конечная цель таких разработок - исполнение в конкретном материале изделия декоративно-прикладного искусства. Подготовительный рисунок в данной об-

© А.С. Хворостов

ласти искусства всегда делается с расчётом на его практическое воплощение в заранее продуманном материале.

В декоративно-прикладном искусстве большое внимание уделяется выразительности самой формы изделия, несущей и функциональное назначение, и художественное оформление. Что касается преимущественно декоративного искусства, то здесь упор делается во многом на сюжетно-композиционные разработки. Но сюжетные мотивы, так широко применяемые в декоративном искусстве, не самостоятельны, а тесно связаны с назначением и характером среды, которую декорируют. Поэтому рисунок здесь более условен и стилизован, а художник, с одной стороны, чувствует себя раскованнее, чем в станковом рисунке, с другой - более скован, так как связан общими требованиями ансамбля.

Для изготовления подготовительных рисунков в декоративно-прикладном деле используются стандартные графические материалы, в том числе и красочные дополнения на водной основе - тушь, акварельные, гуашевые, акриловые. Причём, при активном применении техники акварели или пастели рисунок становится достаточно близким к живописному решению.

Широкое применение в проектных разработках получили и самые разные компьютерные программы, позволяющие добиваться очень убедительных результатов. Недостатком работы с компьютером является то, что у художника не возникает желания применять в проекте приобретённые ранее собственные профессиональные навыки в графическом искусстве. В результате, как художник-график он теряет необходимую в таком деле практику, а с ней - и профессиональные навыки. А оторванный от компьютера чувствует себя беспомощным. Чтобы этого не произошло, рекомендуем половину проектных работ выполнять с помощью компьютера, а оставшиеся 50 % - ручными графическими приёмами. При этом образное решение в проектно-графических работах осуществляется по трём направлениям: 1. откровенная авторская фантазия, придумывание декоративного образа на основе воображения без аналогий в природе; в простейшем виде - это линейно-геометрические комбинации узоров, декорирующих поверхность создаваемого изделия; 2. обобщение и стилизация реальных природных форм; это направление не требует иллюстрирования; 3. подражательная передача предметов, сделанная с видимостью реальности средствами рисунка и цвета; правда, эти проектнографические работы ближе к живописи, нежели к рисунку.

В первых двух позициях использование цве-

та - достаточно условно, а строгость графического решения смягчается раскованностью цветовой гаммы. Но при всей декоративности, стилизации и технологической специфики рисунка в декоративно-прикладном искусстве, в его основе лежит рисование с натуры. Ведь работа с аналогами (замеры, зарисовки), без чего не может быть речи о сохранении и развитии традиций в декоративноприкладном искусстве, изначально предполагает пользоваться методом рисования с натуры. Мало того, здесь требуется графическими приёмами создать копию исследуемого предмета, со всеми возможными подробностями и особыми приметами. И только после этой фазы идёт творческая работа над новыми образами.

Активный эскизно-поисковый период предшествует проектно-графической работе с выполнением множества форэскизов, где должна просматриваться обобщённая образная форма сочиняемого изделия декоративно-прикладного искусства. Эскизно-проектные работы должны не только передавать выразительный образ будущего изделия. По ним мастер должен понять, какие технологии, какие приёмы обработки материала применить и какими инструментами работать, чтобы изготовить спроектированное изделие. То есть, проект не только передаёт художественное, эстетическое впечатление о будущем изделии декоративноприкладного искусства, но является и технической документацией.

В ходе обучения, уже на старших курсах студенты узнают, что в декоративно-прикладном искусстве имеет место и академический рисунок. Ведь декоративная лепка, к примеру, в классическом стиле или в стиле модерн не исключает изображение женской и мужской фигуры, обнажённой или красиво драпированной. Многофигурные ком -позиции свойственны и различного рода декоративным росписям. Поэтому здесь актуально и рисование с антиков. А рисунки исполняются на основе таких принципов, как соблюдение пластики, симметрии, гармонии при применении цвета и, при этом, технологичности и передачи материальности, подчинение каждой из деталей всей декоративной композиции, или, как иногда говорят, ансамблю.

Чередования и повторяемость отдельных элементов композиции, свойственные подобным изображениям, позволяют говорить о ритмичности рисунка в декоративно-прикладном искусстве. Здесь ритм заявляет о себе решительно и откровенно. И равномерный повтор отдельных элементов в орнаменте тяготеет к простейшему виду ритмической организации проектно-графических разработок для декорируемой поверхности. В итоге

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

закономерное повторение или чередование элементов декоративной композиции автоматически приводит к её ритмической организованности.

Студентам становится понятно, что с профессиональной точки зрения, художник, работающий над декоративными образами, более свободен и раскован, чем специалист академического рисунка. Ведь последний связан необходимостью возможно точной передачи и воспроизведения естественных объектов, тогда как в декоративно-прикладном искусстве передаются главным образом общие признаки рисуемого с активным привлечением полёта фантазии художника. Зачастую в таком изображении нет деления на передний и задний планы. Пространства там или нет совсем, или оно очень неглубоко (в резных, лепных или чеканных рельефах). Не надо ставить перед собой задачи по передаче глубины, там нет ни линейной, ни воздушной перспективы.

В каждом конкретном виде декоративноприкладных работ своя специфика, свой изобразительный язык, свои графические приёмы. К примеру, рисунок для будущей рельефной чеканки передаётся обобщённо в светотеневой и тоновой манере сангиной или углем. Задаётся единый источник света (слева или справа, чуть выше изображения). Проектную часть для чеканных рельефов лучше делать на слегка тонированной бумаге. Тень передаётся графическими материалами по тону чуть плотнее тона бумаги, а свет - белилами или мелом. Цвет бумаги при этом методе работы будет играть роль полутона. И, если предполагается исполнение чеканного рельефа на латуни или бронзе, применяется бумага, тонированная в охристый цвет. А. если на алюминии или стали, то цвет бумаги - соответственно серый.

Когда создаётся графическая миниатюрная разработка для декора изделия перегородчатой эмалью, то это будет плоскостная, в красочном исполнении композиция, где каждое цветовое пятно окружено выразительными светлыми очертаниями. Рисунок для смальтовой мозаики может быть разложен на множество составляющих элементов. А проектнографический материал для стенной росписи будет отличаться пульсацией больших цветовых пятен.

Есть композиции, где главенствуют контурные линии. В других - каскады геометрических узоров, в третьих - нескончаемые гирлянды цветов и листьев и т. д. Декоративный язык проектнографических работ бесконечен.

Студентам известно, что выразительные средства рисунка - это штрих, линия, пятно. Эти же средства они начинают использовать и в подготовительном рисунке при проектировании изделий

декоративно-прикладного искусства.

Подготовительный рисунок во многом зависит от обрабатываемого материала. Слоистость и скалываемость дерева диктует применения одних форм и деталей в рисунке, пластика отожженного металла - других, тонкие пластинки шпона - третьих. Рисунок для резьбы на липе будет иным, чем для работы с дубовой древесиной, а эскизные разработки для чеканки на стальном листе будут иными, чем на мягкой, пластичной меди.

В ходе практических занятий студенты начинают понимать, что на характер рисунка в прикладном искусстве во многом влияют и инструменты, какими мастер будет переводить в материал сочиненный художником образ. К примеру, в проектных разработках для кудринской резьбы надо обязательно учитывать радиус скругления стамесок, а в рисунках для маркетри тон задают активные многообразные переплетения древесных волокон. И эти древесные узоры надо суметь передать в предварительном рисунке так, чтобы не было сомнений

- карагач это или ясень, красное дерево или грецкий орех. Хорошо бы при этом не прятаться за мёртвые готовые фактуры компьютерных программ, а научиться графическими приёмами изображать характер ожидаемой поверхности материала как всего изделия, так и отдельных его частей. Говоря о мастерстве передачи фактуры дерева, уместно, порой, вспоминать слова живописца П. Федотова: « Я до тех пор не начну писать картины, пока не научусь передавать на холсте красное дерево». И, действительно, он добился своего. Вспомните, к примеру, его картину «Завтрак аристократа» (1849-1851. ГТГ), где фактура древесины столика на переднем плане не оставляет сомнений, что это палисандр

- одна из элитных разновидностей красного дерева. Настолько убедительно живописец проник в декоративную сущность дерева. К такой же убедительности в ручном исполнении фактур должен стремиться и специалист в области декоративноприкладного искусства.

Задача эскизно-проектных работ по декоративноприкладному искусству состоит не в создании графического произведения, претендующего на экспонирование в составе академической выставки, а предоставление мастеру исчерпывающей информации для изготовления изделий не только полезных, но и красивых для использования в современных интерьерах.

Всё вышесказанное студенты усваивают в ходе практического исполнения проектов и графических листов, а также изделий в материале, что незаметно, но активно формирует их эстетический вкус, повышает качество художественной подготовки.

Библиографический список

1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2008.

2. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа: учебное пособие. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2008.

3. Богуславская И.Я. Русское народное искусство: Краткая энциклопедия, СПб.: Гос. Русский музей, 2009.

4. Ветрова И.Б. Неформальная композиция: от образа к творчеству: учебное пособие. М.: Ижица, 2004.

5. ВласовВ.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб.: Азбука-классика. 2007.

6. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция: учебное пособие - изд. 3-е. Ростов н/Д: Феникс. 2011.

7. Ермолаев Л.П. Основы дизайнерского искусства: учебное пособие. М.: Архитектура. 2009.

8. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука-классика, 2005.

9. Каплонова. С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. - М.: Просвещение, 1981.

10. Ковалев А.А. Теория и практика формального метода построения изображения в системе профессиональной и специальной подготовки художника- педагога. М., 2006.

11. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: хрестоматия. Под ред. Т.С. Комаровой. М.: Просвещение, 1985.

12. ПономарьковС.И.Методика преподавания декоративно-прикладного искусства в школе. М.: Просвещение, 1976.

13. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство- М.: Просвещение, 1976.

14. Сапего И.Г. Предмет и форма. Роль воспитания материально среды художником в создании пластической формы. М.: Советский художник, 1984.

A.S. KHVOROSTOV USE OF SPECIFICITY OF DRAWING IN APPLIED ART FOR AESTHETIC VOSPITANIJA AND ART EDUCATION OF STUDENTS

Efficiency of esthetic education and art the students studying bases of arts and crafts, in many respects depends on understanding them of an originality and specificity of the design-graphic works previous work in a material. At studying of bases of arts and crafts it is quite often observed, how students, ignoring a stage of outline searches, at once start processing of materials. There is also other error - executing sketches and projects of the future products, students use the methods, to realistic drawing while in arts and crafts there are, specific transmission media before the world, depending and from the chosen material, and from technology of its processing.

Key words: esthetic education, art, arts and crafts, design work, design-graphic materials, graphic searches.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.