Научная статья на тему 'Использование современных спортивных педагогических технологий в работе с подростками с девиантным поведением (на примере занятий спортивным скалолазанием в подростково-молодёжных клубах)'

Использование современных спортивных педагогических технологий в работе с подростками с девиантным поведением (на примере занятий спортивным скалолазанием в подростково-молодёжных клубах) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / СПОРТИВНОЕ СКАЛОЛАЗАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Татьяна Евгеньевна, Ярчиковская Людмила Вячеславовна, Демеш Владимир Павлович

В статье рассмотрены современные спортивные педагогические технологии в работе с подростками с девиантным поведением на примере занятий спортивным скалолазанием. Изложены основные принципы и критерии работы. Представлены результаты двухгодичной экспериментальной спортивно-педагогической работы, проводимой в подростковом молодёжном городском клубе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваль Татьяна Евгеньевна, Ярчиковская Людмила Вячеславовна, Демеш Владимир Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the modern sports pedagogical techniques in working with deviant behavior teenagers (on the example of using the sports climbing in teenager’s clubs)

The article considers the modern sports pedagogical technologies in working with the deviant behavior teenagers on the example of the sports climbing. There are basic principles and criteria. Results are presented for two-year experimental sport-pedagogical work in teenager city club.

Текст научной работы на тему «Использование современных спортивных педагогических технологий в работе с подростками с девиантным поведением (на примере занятий спортивным скалолазанием в подростково-молодёжных клубах)»

ментом матрицы является пара чисел, первое из которых обозначает "вес" (весовой коэффициент) элемента для оценки компетенции (если между получением данного элемента портфолио и формированием оцениваемой компетенции нет связи, то весовой коэффициент равен нулю), второе число - уровень проявления компетенции при получении элемента портфолио (например, в баллах по шкале отношений). Тогда оценка j-й компе-

N N

тенции по анализу содержимого портфолио составит R. = ^ ^R. . ■WiJ ) / , где

i=i i=i

W.j - весовой коэффициент i-го элемента портфолио в оценке j-й компетенции, R.j - рейтинговая оценка проявления j-й компетенции в получении i-го элемента портфолио.

Заключение. Компетентностный подходы ставит перед системой профессиональной подготовки и переподготовки педагогов задачи, решение которых немыслимо без применения инновационных дидактических технологий. Технология портфолио полностью соответствует компетентностному подходу, т. к. позволяет диагностировать управление (индивидом) сформировавшимися знаниями и умениями по результатам деятельности, а также стимулирует к эффективному применению знаний и умений в учебной и (или) профессиональной деятельности.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ № 13-06-00350 от 13.06.2013 года в рамках темы "Мониторинг качества непрерывного образования".

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбунова, Т.В. Диагностический комплекс оценки качества профессиональной подготовки как имплицитно-апикальная структура / Т.В. Горбунова, Н.А. Бахлова // Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 9. - С. 27-29.

2. Изотова, Л.Е. Модели факторов риска недостаточной образованности / Л.Е. Изотова, Д.А. Романов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 56-59.

REFERENCES

1. Gorbunova, T.V. and Bahlova, N.A. (2014), "Assessment system of vocational training quality evaluation as implicit and apical structure", Srednee professionalnoe obrazovanie, No 9, pp. 27-29.

2. Izotova, L.E. and Romanov, D.A. (2014), "Factor risk models of unsufficient education", Uchenyie zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No 4, pp. 56-59.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.12.2014.

УДК 796.011 + 376.5

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СПОРТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ СКАЛОЛАЗАНИЕМ В ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЁЖНЫХ КЛУБАХ)

Татьяна Евгеньевна Коваль, кандидат геолого-минералогических наук, доцент, Людмила Вячеславовна Ярчиковская, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Владимир Павлович Демеш, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

(СПбГАСУ)

Аннотация

В статье рассмотрены современные спортивные педагогические технологии в работе с подростками с девиантным поведением на примере занятий спортивным скалолазанием. Изложены основные принципы и критерии работы. Представлены результаты двухгодичной эксперименталь-

ной спортивно-педагогической работы, проводимой в подростковом молодёжном городском клубе.

Ключевые слова: спортивно-педагогические технологии, девиантное поведение подростков, спортивное скалолазание.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p95-98

APPLICATION OF THE MODERN SPORTS PEDAGOGICAL TECHNIQUES IN

WORKING WITH DEVIANT BEHAVIOR TEENAGERS (ON THE EXAMPLE OF USING THE SPORTS CLIMBING IN TEENAGER'S CLUBS)

Tatyana Evgenyevna Koval, the candidate of geological and mineralogical sciences, senior lecturer, Lyudmila Vyacheslavovna Yarchikovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University; Vladimir Pavlovich Demesh, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State Architectural and Construction University

Annotation

The article considers the modern sports pedagogical technologies in working with the deviant behavior teenagers on the example of the sports climbing. There are basic principles and criteria. Results are presented for two-year experimental sport-pedagogical work in teenager city club.

Keywords: sports-pedagogical technologies, deviant behavior of adolescents, sports climbing.

ВВЕДЕНИЕ

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули ряд проблем, одна из которых - проблема воспитания трудных подростков. Актуальность её заключается в том, что с каждым годом увеличивается количество школьников с девиантным поведением. В поведении таких детей довольно часто отмечаются критичность к замечаниям педагогов, грубость, нарушения дисциплины, пропуски учебных занятий.

Важное место в системе профилактики и коррекции девиантного поведения занимают физическая культура и спорт. Воспитательные функции физической культуры и спорта проявляются не прямо, а опосредованно, через их воздействие на духовный и чувственный мир личности на присущем им положительном эмоциональном фоне.

Одной из технологий, используемой в работе с трудными подростками, является технология вовлечения их в спортивную деятельность. При этом особое внимание уделяется формированию новых целевых установок, направленных на достижение определённых спортивных целей, являющихся составляющими личных целей подростков [1].

Экспериментальная работа, проведённая на базе подростково-молодёжного клуба «Спасатель» Калининского района г. Санкт-Петербурга показала, что спортивное скалолазание является одним из эффективных способов педагогической работы с трудными подростками. Главный педагогический смысл этих занятий - создание физкультурно-спортивных тренировочных экстремальных условий, являющихся привлекательными для подростков с девиантным поведением, которые с одной стороны способствуют физическому развитию подростков, с другой стороны являются мощным мотивирующим фактором организации досуга и занятий физической активностью во внеурочное время.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Идея педагогического воспитания трудных подростков была реализована на базе подростково-молодёжного клуба «Спасатель», являющегося структурным подразделением ПМЦ «Калининский».

Санкт-Петербургское государственное учреждение - Подростково-молодежный центр «Калининский», созданное в 1994 году, в настоящее время включает в себя 17 подростково-молодежных клубов, расположенных в Калининском районе. В клубах Центра работают 250 кружков, секций, студий и любительских объединений, отвечающих по-

требностям детей, подростков и молодежи района.

В качестве материально-технической базы для реализации экспериментальной педагогической работы с подростками с девиантным поведением было выбрано спортивное оборудование, включая спортивный скалодром подростково-молодёжного клуба «Спасатель».

При использовании современных физкультурно-спортивных технологий в работе с подростками с девиантным поведением решались следующие задачи: задача педагогического воспитания трудных подростков; задача организации работы с трудными подростками во внеурочное время; задача спортивного воспитания и роста спортивного мастерства в скалолазании среди школьников, испытывающих трудности в обучении; задача ранней профессиональной ориентацией трудных подростков (в области промышленного альпинизма).

В процессе создания программы была использована методика комбинированного подхода, которая активно применяется в настоящее время в проектировании и реализации спортивных проектов при работе с трудными подростками и молодёжью [2].

Экспериментальная работа продолжалась два года. Численность испытуемых подростков с девиантным поведением составила 59 человек. В процессе экспериментальной работы использовались методы педагогического наблюдения, педагогического эксперимента, метод интервью и методы математической статистики обработки данных.

Организация занятий спортивным скалолазанием в клубе предусматривала использование одного из наиболее популярных видов современного скалолазания - боул-деринга.

В основу педагогического эксперимента при проведении занятий по спортивному скалолазанию были положены следующие принципы.

1. Принцип мотивации и вариативности. Каждый участник эксперимента имел право на каждом занятии заниматься на стенде скалодрома на самостоятельно выбранных трассах определённой сложности, соответствующие своему уровню подготовки, а также выбранной своей роли в процессе занятия (лидер, спортсмен, любитель, наблюдатель). В процессе занятия у подростков регулярно возникал комплекс проблем: в качестве кого участвовать; соревноваться с командой или самостоятельно отстаивать свои интересы; в каких видах соревновательной физкультурной части занятия заявляться (общая физическая подготовка, техническая подготовка, теоретическая подготовка, непосредственно лазание).

2. Принцип имитации реальных миниэкстремальных условий, которые могут возникнуть на скалах и в горах, с которыми подростки могут столкнуться в условиях похода или горовосхождения (имитация двигательной активности при прохождении маршрута; имитация факта достижения успеха или поражения; имитация взаимоотношений победителей и побежденных и т.д.).

3. Принцип использования утверждённых внутри клуба комплексов правил и стимулирующих факторов, которые создают соревновательный эффект.

4. Принцип потребности подростков с девиантным поведением в романтике и приключениях.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе экспериментальной работы в ПМК «Спасатель» было выявлено, что 70% подростков с проблемами в поведении имеют значительные трудности в усвоении школьной программы, не организованы, требуют постоянного контроля. Трудные подростки отличаются от своих сверстников достоверно низкими (р<0,05) показателями массы тела при практически одинаковой длине тела. Отставание исследуемого контингента проявляется и в отдельных показателях физической подготовленности. Различия в тестах на скорость, координацию, выносливость и гибкость в исследуемых группах не

значительны, достоверность (p<0,05).

После двухгодичных занятий по программе "Скалолазание плюс" у девочек и у мальчиков в исследуемых группах наблюдалась положительная динамика физических способностей (увеличение показателей силы, быстроты, ловкости). Многие трудные подростки, участвуя в соревнованиях по скалолазанию, смогли выполнить нормативы юношеских спортивных разрядов.

Установлено, что использование экспериментальной авторской методики физкультурных занятий с подростками с девиантным поведением, включающей занятия скалолазанием, игровые, физкультурно-спортивные, профессионально-ориентированные средства и методы, а также работу по воспитанию патриотизма, позволило не только существенно повысить уровень развития физических способностей подростков, но и существенно улучшить их эмоциональное состояние, самооценку, исправить поведение. Комбинированный подход позволил решить проблему ранней профессиональной ориентации занимающихся.

ВЫВОДЫ

Полученные результаты выражены в повышении у трудных подростков физических кондиций, преодолении девиаций в их поведении, формировании у них устойчивой потребности и привычки к здоровому образу жизни, систематическим физическим нагрузкам. На основании этого авторские физкультурно-оздоровительные технологии (спортивное скалолазание) могут быть рекомендованы для деятельности преподавателей физической культуры, психологов и педагогов дополнительного образования при работе с подростками с девиантным поведением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дидарова, И.К. Принципы, формы и условия работы с подростками, отличающимися девиантным и делинквентным поведением / И.К. Дидарова // Физическая культура и спорт в XXI веке : сборник материалов IV Международной конференции. - Волжский, 2008. - С. 94-96.

2. Современные особенности методики проектирования и реализации оздоровительных программ / Т.Е. Коваль, Л.В. Ярчиковская, В.В. Маркелов, В.П. Демеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 70-72.

REFERENCES

1. Didarova I.K. (2008), "The principles, forms and terms of work with adolescents, characterized deviant and delinquent behavior", Physical culture and sport in the twenty-first century: Proceedings of the IV International conference, pp. 94-96

2. Koval, T.E., Yarchikovskaya, L.V., Markelov, V.V. and Demesh, V.P. (2014), "New design methodology and implementation of wellness programs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.117, No. 11, pp.70-72

Контактная информация: tatiana_koval@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.12.2014.

УДК 796.011:612

ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ РИТМА СЕРДЦА ПРИ АДАПТАЦИИ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Ольга Ивановна Коломиец, кандидат биологических наук, доцент, Евгений Витальевич Быков, доктор медицинских наук, профессор,

Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Аннотация

Представлены результаты сравнительного анализа спектральных характеристик ритма сердца у спортсменов различных видов спорта, отражающих специфику их адаптации к физиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.