Научная статья на тему 'Использование современных образовательных технологий при изучении механики'

Использование современных образовательных технологий при изучении механики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
697
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EFFECTIVENESS OF LEARNING / ACTIVE AND INTERACTIVE FORMS OF LEARNING / EDUCATION SYSTEM / IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE EDUCATIONAL PROCESS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / АКТИВНАЯ И ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косогова Ю.П., Пинчук Э.В., Годунов С.Ф., Пирожков Р.В.

В работе представлены современные приемы и методы системного подхода к организации процесса обучения механике. Рассмотрены отдельные примеры использования педагогических технологий и форм управления образовательным процессом, позволяющие в значительной степени оптимизировать учебно-познавательную деятельность студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косогова Ю.П., Пинчук Э.В., Годунов С.Ф., Пирожков Р.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of modern educational technologies in the study of mechanics

The paper presents the modern techniques and methods of system approach to the organization of the learning process mechanics. We consider some examples of the use of educational technologies and forms of management of educational process, allowing largely to optimize the educational and cognitive activity of students. Called active methods of training, aimed at studying self-mastery knowledge and skills in the process of active mental and practical activities.Interactive learning is a special form of organization of educational activity, which is a joint activity of students in mastering of educational material, the exchange of information and knowledge.

Текст научной работы на тему «Использование современных образовательных технологий при изучении механики»

Использование современных образовательных технологий

при изучении механики

Ю.П. Косогова, Э.В. Пинчук, С. Ф. Годунов, Р.В. Пирожков

Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

Аннотация: В работе представлены современные приемы и методы системного подхода к организации процесса обучения механике. Рассмотрены отдельные примеры использования педагогических технологий и форм управления образовательным процессом, позволяющие в значительной степени оптимизировать учебно-познавательную деятельность студентов.

Ключевые слова: эффективность обучения, активная и интерактивная формы обучения, образовательная система, повышение эффективности образовательного процесса.

Сегодня все большее внимание уделяется повышению качества образования в вузах. Одним из направлений, обеспечивающих достижения этого результата, является совершенствование педагогических технологий, применяемых в процессе преподавания отдельных дисциплин, практик и осуществления воспитательной работы. Выбор оптимальных технологий обучения возможен только на основе анализа особенностей современных студентов, специфики восприятия ими информации, мыслительной деятельности и формирования профессионального целеполагания. Только рассматривая указанные элементы в единой системе, можно обеспечить повышение эффективности процесса обучения. Кроме того, важно добиться продуктивного взаимодействия студентов и преподавателей в образовательной среде как сложной социальной системе.

Важнейшими составляющими образовательного процесса является мотивация студента, его стремление к овладению изучаемых дисциплин, деятельностная активность на занятиях, эффективная самостоятельная работа. Сегодня использование только традиционных педагогических технологий при контактной работе преподавателя со студентами оказывается явно недостаточным. Поэтому в процесс обучения необходимо внедрять

инновационные образовательные технологии: активные и интерактивные методы обучения, способствующие более успешному формированию компетенций, воспитанию у студентов творческой активности, ответственности, работоспособности и инициативы.

Активными называют методы обучения, направленные на самостоятельное овладение обучащимися знаний и умений в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации учебной деятельности, которая заключается в совместной деятельности обучающихся при освоении учебного материала, в обмене информацией, знаниями. При интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и студента по сравнению с традиционными формами ведения занятий. Теперь учебная деятельность понимается как активная деятельность самого обучающегося, организатором, а порой и участником которой становится преподаватель. В наши дни компетентность преподавателя в области преподаваемой дисциплины является необходимым, но недостаточным условием для эффективного освоения ее студентом. Современный преподаватель должен уметь:

- мотивировать обучающихся к изучению дисциплины;

- учить самостоятельно овладевать конкретными знаниями, необходимыми в будущей практической деятельности;

- учитывать личностные особенности и специфику будущей профессиональной деятельности [1-5].

Это позволит снизить психологическую напряженность и ускорить формирование профессионального целеполагания, а также повысить вовлеченность обучающихся в изучение отдельных дисциплин [6 - 8].

Преподаватели кафедры «Машиностроение и прикладная механика» Волгодонского инженерно-технического института - филиала НИЯУ МИФИ

активно используют в учебном процессе инновационные образовательные технологии. Основные результаты разработок, выполненных на кафедре, представлены в публикациях [3, 9 - 14]. Настоящая статья продолжает цикл этих работ и посвящена применению современных педагогических форм обучения при проведении занятий по курсам «Теоретической механики» и «Прикладной механики».

Как уже отмечалось выше, сегодня преподавателю нужно учитывать особенности восприятия информации современными студентами. Американские исследователи Ф. Макэлроу и Р. Карникау определили следующую закономерность в обучении: человек помнит 10% прочитанного; 20% - услышанного; 30% - увиденного; 50% - увиденного и услышанного. В связи с этим используются лекции-презентации, позволяющие снять свойственную традиционной лекции монотонность. Яркость, наглядность, образность формы, органично объединенные со смысловым содержанием и с эмоциональным речевым сопровождением преподавателя, производят огромное воздействие на студентов, приводят к осознанию ими изучаемого материала, облегчают его понимание, способствуют запоминанию и усвоению. Информационные технологии, позволяющие запускать видео, выводить схемы, выделять важные моменты, высвобождают большое количество времени, т.к. преподавателю нет необходимости постоянно обращаться к доске и мелу, ведь все формулы могут быть выведены на большой экран. Сэкономленное время можно использовать для дополнительного объяснения материала или индивидуального подхода к обучающимся.

Курс лекций базируется на сочетании традиционных технологий образования с элементами проблемного обучения, учитывающими специфику дальнейшей профессиональной деятельности студентов [15, 16].

Очень интересными являются лекции-провокации (с запланированными ошибками). Такая форма организации лекции приковывает внимание студентов на протяжении всего занятия, ведь им интересно проверить себя: могу ли я найти у преподавателя ошибку? Особенно интересным получается результат, когда ошибки дифференцированы по уровню сложности и выявить их удается не только хорошо подготовленным студентам, но и слабым студентам. В конце лекции нужно оставить 10-15 минут для озвучивания допущенных ошибок и их обсуждения. Такие занятия позволяют преподавателю оценить качество усвоения изученного материала, а обучающимся - проверить себя и продемонстрировать свое знание курса, умение ориентироваться в содержании. Такую лекцию целесообразно проводить как итоговое занятие по теме или разделу, т.е. представляемый материал должен быть уже знаком студентам. Таким образом, для преподавателя-лектора функция непосредственной передачи новой информации трансформируется в функцию организации самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины.

Далее рассмотрим примеры методик проведения практических занятий.

Наиболее распространенной формой интерактивных практических занятий является работа в малых группах. Такой метод интерактивных занятий применяется при выполнении лабораторных и практических работ. Предлагается следующий сценарий: после краткого обсуждения теоретического материала, необходимого для выполнения практической работы студенты делятся на подгруппы по 5-6 человек и каждой группе выдаются информационные листы с изложенным заданием лабораторной или практической работы. По итогам решения предложенных задач оцениваться будет работа подгруппы в целом, а не каждого студента в отдельности, поэтому каждый член подгруппы должен быть готов к защите полученного

решения. Таким образом, достигается цель интерактивного занятия -совместное обсуждение способа решения и получение правильного результата. Достоинством такого подхода является то, что все без исключения студенты вовлечены в процесс обучения, в котором происходит не только закрепление полученных знаний, но и создается обстановка, позволяющая студентам сформировать умение работать в команде, обеспечить качественную подготовку всей подгруппы к защите заданий, достичь уровня осознанной компетентности студента. Если команда готова к защите, преподаватель случайным образом выбирает студента из подгруппы, который защищает решение выбранной задачи. Для оценивания работы команды применяется следующий подход: 3 балла - задача решена наиболее рациональным способом, студент грамотно отвечает на все поставленные преподавателем вопросы; 2 балла - задача решена верно, но студент недостаточно уверенно отвечает на поставленные вопросы; 1 балл - студент демонстрирует знание изученного материала, но может решить задачу только с помощью преподавателя; 0 баллов - обучающийся не может решить задачу и показывает неподготовленность по рассмотренной теме. В описанной технологии реализуется метод взаимообучения между студентами. При этом преподаватель может выступать в качестве модератора, обеспечивающего управление образовательным процессом.

Для повышения мотивации обучающихся некоторые практические занятия проводятся в игровой форме, что придает обучению соревновательный характер и максимально активизирует мыслительную деятельность. В обучающей игре «Кто лучше знает механику» группа студентов делится на две подгруппы. От каждой команды вызывается по одному студенту, которым предлагается небольшая теоретическая задача, на решение которой дается одна-две минуты. Свой вариант решения студенты записывают на листах, которые потом отдают на проверку в команду

соперников. Правильно ответившей команде начисляется один балл. Для привлечения внимания студентов могут использоваться такие игровые моменты, как «помощь команды» - возможность получить ответ при коллективном решении. Далее на втором этапе игры задания выдаются уже всей группе и та команда, которая быстрее называет правильный ответ и получает балл. Такой вид проведения занятий обучает совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества.

При использовании описанных выше методов и приемов обучения решаются следующие задачи:

- активное участие студентов в учебном процессе и формирование у них интереса к изучаемой дисциплине;

- эффективное усвоение учебного материала;

- самостоятельный поиск студентами путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (проблемы).

Литература

1. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование. №4, апрель 2011. URL: technomag.edu.ru/doc/172651.

2. Болотюк Л. А., Сокольникова А.М., Швед Е.А. Применение интерактивных методов обучения на практических занятиях по теории вероятностей и эконометрике //Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №3 2013 URL: naukovedenie.ru/PDF/70pvn313.

3. Томилин С.А., Евдошкина Ю.А., Ольховская Р. А. Практика применения интерактивных методов обучения при проведении занятий по компьютерной графике//Инженерный вестник Дона. 2014. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2492.

4. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учеб. -метод. пособие. Саратов: Изд. центр «Наука», 2009. 52 с.

5. Guthrie P. Beyond systems engineering educational approaches for the 21st century. New York, 2010. 186 p.

6. Томилин С.А., Селезнева Г.А., Лобковская Н.И. Особенности и проблемы адаптации студентов, обучающихся по программам непрерывного профессионального образования//В мире научных открытий. 2013. № 7.2 (43). С. 146-164.

7. Лобковская Н.И., Томилин С.А., Евдошкина Ю.А. Психолого-педагогические аспекты адаптации первокурсников, получающих высшее образование на базе среднего профессионального//Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30). С. 141-144.

8. Томилин С. А., Лобковская Н. И., Ольховская Р. А. О формировании профессионального целеполагания для повышения эффективности процесса адаптации первокурсников//Психолого-педагогическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения: сб. ст. VI междунар. науч.-практ. конф., июнь 2013 г. Пенза, 2013. С. 44-47.

9. Томилин С.А., Евдошкина Ю.А., Пинчук Э.В., Годунов С.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов на практических занятиях по теоретической механике // Новый университет. Серия: Технические науки. 2013. № 8-9 (18-19). С. 4-7.

10.Томилин С. А., Евдошкина Ю. А., Пирожков Р. В. Реализация интерактивных форм обучения при проведении лабораторных занятий по фундаментальным техническим дисциплинам // В мире научных открытий. 2013. № 11.1 (47). С. 110-127.

11.Tomilin S. A., Evdoshkina Ju. A., Pirozhkov R. V. Using of interactive educational forms in the process of laboratory studies on fundamental engineering disciplines // In the World of Scientific Discoveries, Series A. 2014. Vol. 2. № 1. pp. 122-129.

12.Pinchuk E. V., Evdoshkina Ju. A., Tomilin S. A. Realization technology of innovative educational methods used in the process of theoretical mechanics study // In the World of Scientific Discoveries, Series A. 2014. Vol. 2. № 1. pp. 96-100.

13.Арсентьева Е. С., Косогова Ю. П., Мецлер А. А., Томилина М. Е. Опыт применения интерактивных форм обучения в процессе преподавания технических дисциплин //Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 2 (февраль). С. 81-85. URL: e-koncept.ru/2016/16037.

14.Колоколов Е.И., Томилин С.А., Федотов А.Г. Реализация интерактивной формы обучения при подготовке выпускных квалификационных работ // Инженерный вестник Дона. 2015. № 2-2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3028.

15.Томилин С.А., Ольховская Р.А., Федотов А.Г., Василенко Н.П. Технология реализации междисциплинарной подготовки бакалавров в процессе научно-исследовательской работы студентов // Инженерный вестник Дона. 2016. № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3507

16. Томилин С. А., Ольховская Р. А., Федотов А.Г. Обеспечение производственной направленности процесса обучения инженерной графике практико-ориентированных бакалавров // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № 3. С. 86-90. URL: e-koncept.ru/2016/16056.

References

1. Dvulichanskaja N. N. Nauka i obrazovanie. №4, aprel' 2011. URL: technomag.edu.ru/doc/172651.

2. Bolotjuk L.A., Sokol'nikova A.M., Shved E.A. Institut Gosudarstvennogo upravlenija, prava i innovacionnyh tehnologij (IGUPIT) Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» №3 2013 URL: naukovedenie.ru/PDF/70pvn313.

3. Tomilin S.A., Evdoshkina Ju.A., Ol'hovskaja R.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2492.

4. Stupina S.B. Tehnologii interaktivnogo obuchenija v vysshej shkole: ucheb.-metod. posobie. Saratov: Izd. centr «Nauka», 2009. 52 р.

5. Guthrie P. Beyond systems engineering educational approaches for the 21st century. New York, 2010. 186 p.

6. Tomilin S.A., Selezneva G.A., Lobkovskaja N.I. V mire nauchnyh otkrytij. 2013. № 7.2 (43). рр. 146-164.

7. Lobkovskaja N.I., Tomilin S.A., Evdoshkina Ju.A. Uchenye zapiski. Jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 2 (30). рр. 141-144.

8. Tomilin S. A., Lobkovskaja N. I., Ol'hovskaja R. A. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnosti v processe ee professional'nogo samoopredelenija: sb. st. VI mezhdunar. nauch.-prakt. konf., ijun' 2013 Penza, 2013. рр. 44-47.

9. Tomilin S.A., Evdoshkina Ju.A., Pinchuk Je.V., Godunov S.F. Novyj universitet. Serija: Tehnicheskie nauki. 2013. № 8-9 (18-19). рр. 4-7.

10.Tomilin S. A., Evdoshkina Ju. A., Pirozhkov R. V. V mire nauchnyh otkrytij. 2013. № 11.1 (47). рр. 110-127.

11.Tomilin S. A., Evdoshkina Ju. A., Pirozhkov R. V. In the World of Scientific Discoveries, Series A. 2014. Vol. 2. № 1. рр. 122-129.

12.Pinchuk E. V., Evdoshkina Ju. A., Tomilin S. A. In the World of Scientific Discoveries, Series A. 2014. Vol. 2. № 1. рр. 96-100.

13.Arsent'eva E. S., Kosogova Ju. P., Mecler A. A., Tomilina M. E. Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». 2016. № 2 (fevral'). рр. 81-85. URL: e-koncept.ru/2016/16037.

14.Kolokolov E.I., Tomilin S.A., Fedotov A.G. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015. № 2-2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3028.

15.Tomilin S.A., Ol'hovskaja R.A., Fedotov A.G., Vasilenko N.P. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016. № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3507.

16.Tomilin S. A., Ol'hovskaja R. A., Fedotov A. G. Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». 2016. № 3 (mart). рр. 86-90. URL: e-koncept.ru/2016/16056.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.