Кошелева О.А.,
преподаватель электротехнических дисциплин специальность «Электрификация и автоматизация с.х.»
ГБПОУ КК «БАК» ст. Брюховецкая, Россия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Преподаватели колледжа используют разнообразные инновационные образовательные технологии, их элементы, активные методы. Методы и технологии обучения должны быть адекватны целям ФГОС.
Традиционные методы обучения не могут в полной мере их реализовать, поэтому необходимо применять современные технологии и методы обучения.
В настоящее время широко и успешно применяются различные новые методы обучения студентов на занятиях. Выбор методов обучения в наибольшей степени зависит от самого преподавателя, поскольку универсальных методов, которые можно было бы использовать всегда и везде, не существует. Каждый преподаватель самостоятельно определяет метод обучения и определяет область его применения в зависимости от целей учебного процесса, специфики учебной дисциплины, содержания учебного материала, возможностей студентов и других условий учебного процесса.
Современные педагогические технологии и методы обучения имеют и большое воспитательное значение: они способствуют не только расширению объема знаний студентов, но и активизируют их познавательную деятельность.
Повысить интерес студентов к изучаемой дисциплине в профессиональной образовательной организации позволяет метод проблемного обучения.
Использование метода проблемного обучения заключается в создании проблемной ситуации, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя, при оптимальной самостоятельности обучающихся и под общим направляющим руководством преподавателя.
Принимая участие в инновационной неделе колледжа, я проводила открытый урок с использованием метода проблемного обучения по дисциплине «Метрология, стандартизация и
подтверждение качества» на тему «Сертификация. Организация процессов сертификации». Его особенностью является то, что в процессе урока студенты научились:
- определять проблему в различных ситуациях;
- принимать ответственное решение и оценивать его последствия;
- ставить цель своей деятельности, определять условия для ее реализации, планировать и организовывать процесс ее достижения;
- осуществлять оценку своей деятельности и ее результатов;
- выбирать для себя нормы деятельности и поведения, адекватные ситуации.
Разрабатывая данный урок, я ставила перед собой задачи по достижению следующих целей:
- развить у студентов умения систематизировать информацию по дисциплине, анализировать, делать выводы и применять полученные знания для решения поставленных задач;
- развить логическое мышление;
- сформировать умения и навыки самостоятельной работы;
- развить творческую активность и возможность творческого сотрудничества преподавателя и студентов;
- развить умение рационально решать ситуационные задачи.
Использование элементов проблемного обучения на уроках помогает мне решить следующие задачи:
- повысить познавательный интерес студентов;
- стимулировать мотивацию учения;
- развить творческие способности у студентов;
- сформировать самостоятельность, ответственность, инициативность, нестандартность мышления;
- сформировать убеждения и навыки исследовательской деятельности;
- развить коммуникативные компетенции.
Использование метода проблемного обучения при изучении
дисциплины «Метрология, стандартизация и подтверждение качества» позволило повысить качество обучения до 94%. Возрастает профессиональный интерес к изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и подтверждение качества» с практическим использованием полученной информации, а те знания и умения, которые они приобрели во время урока, могут ими использоваться на производстве и в жизни.
Уроки по дисциплине «Метрология, стандартизация и подтверждение качества» с применением метода проблемного обучения дают возможность решать реальные производственные задачи, а также сформировать у студентов знания в области метрологии, стандартизации, сертификации и других важных сфер профессиональной деятельности. Например: студенты делятся на подгруппы из четырех-пяти человек. Каждой группе выдаются ситуационные задачи, для решения которых им потребуются различные средства обучения. Средства обучения предложены и находятся на разных столах под номерами. Для решения ситуационных задач студенты должны проанализировать выбранные ими пути решения, сделать вывод и защитить свою работу.
Студентам необходимо проанализировать результат работы каждой группы и сделать на основании этого вывод по теме занятия.
© Кошелева О.А., 2016