Научная статья на тему 'Использование современных информационных компьютерных технологий в организации образовательного процесса сельской малочисленной школы'

Использование современных информационных компьютерных технологий в организации образовательного процесса сельской малочисленной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МАЛОЧИСЛЕННАЯ ШКОЛА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / МОТИВАЦИЯ / EDUCATIONAL PROCESS / SMALL SCHOOL / COMPUTER TECHNOLOGY / DISTANCE LEARNING / INDIVIDUALIZATION / INNOVATIVE LEARNING / MULTIMEDIA SYSTEMS / INFORMATION TECHNOLOGY / NATIONAL PROJECT / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAMS / COGNITIVE INTEREST / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Николаевна

Современные социально-экономические процессы и изменения, происходящие в Российском обществе, побудили авторов статьи обратиться к проблеме организации образования в сельских школах с малой наполняемостью классов. Поскольку именно они оказывают самое непосредственное влияние на социально-экономическое развитие села, культурно-образовательный уровень сельских жителей. В настоящее время стоит проблема: как повысить качество образования в сельской малочисленной школе, имеющей выраженную специфику в организации педагогического процесса? Поиску способов решения поставленной проблемы посвящена представленная статья, авторы которой ставят задачу рассмотрения возможности эффективного использования дистанционных компьютерных технологий в учебном процессе сельской школы с малой наполняемостью классов. В этой плоскости видится решение многих не решенных на сегодня проблем, стоящих перед малочисленной школой как составной частью образовательной системы страны. Авторы предполагают, что информатизация образования есть основной путь оптимизации обучения в сельской малочисленной школе. На основе анализа психолого-педагогической литературы, обобщении опыта учителей и собственном опыте работы в малокомплектной школе, авторы уточняют понятие сельская малокомплектная школа и описывают особенности ее функционирования. В статье отражены основные качественные специфические характеристики школ с малой наполняемостью классов, особенности организации учебного процесса и проведения урока в малокомплектной школе. Показаны возможности использования мультимедийных систем при организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся малочисленных классов сельской школы. Авторы отмечают необходимость адаптированного прикладного программного обеспечения для сельской малочисленной школы, прописанного с учетом ее специфики. Рассмотрено значение реализации индивидуальной образовательной программы обучения для каждого школьника с помощью удаленного обучения. Отражена возможность разработки и использования дистанционных разноуровневых заданий в обучении школьников. Показана роль дистанционного образования в решении проблемы снятия психологического напряжения при обучении в малочисленном классе. Представлены возможности разнообразия использования форм и методов обучающихся в малых группах. Отмечено, что дистанционные программные средства позволят обеспечить возможность использования индивидуализированной системы контроля знаний учащихся, своевременно корректировать содержание и формы обучения каждого ребенка, обеспечивать ему необходимую педагогическую поддержку. Отмечено положительное влияние на результативность обучения использование компьютерных образовательных игровых программ. Утверждается, что совершенствование образования в сельской школе сегодня невозможно без включения сельских образовательных организаций в российское и глобальное мировое цифровое пространство. Как важнейшая задача отмечена сохранение школы даже в самых маленьких селах как центра развития культуры и общения. Материал статьи вооружает сельского учителя знанием современных подходов к организации учебного процесса в малочисленной школе и может помочь ему в совершенствовании профессионального мастерства. Статья может быть интересна и полезна студентам педагогических вузов, а также аспирантам, слушателям курсов повышения квалификации, педагогам-практикам и всем заинтересованным лицам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербакова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MODERN INFORMATION AND COMPUTER TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS OF RURAL SMALL SCHOOLS

Modern socio-economic processes and changes taking place in the Russian society, prompted the authors to address the problem of the organization of education in rural schools with low occupancy classes. Since they have a direct impact on the socio-economic development of the village, the cultural and educational level of rural residents. Currently, there is a problem: how to improve the quality of education in a small rural school, which has a pronounced specificity in the organization of the pedagogical process? How to solve this problem devoted article, the authors aim to examine the possibility of effective remote use of computer technologies in educational process of rural school with small class size. In this plane, we see the solution of many unsolved problems facing a small school as an integral part of the educational system of the country. The authors suggest that the Informatization of education is the main way to optimize learning in a small rural school. On the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature, generalization of experience of teachers and own experience in small school, authors specify concept rural small school and describe features of its functioning. The article reflects the main quality specific characteristics of schools with low occupancy classes, especially the organization of the educational process and the lesson in a small school. The possibilities of using multimedia systems in the organization of independent cognitive activity of students of small classes of rural schools. The authors note the need for adapted application software for a small rural school, prescribed taking into account its specifics. The importance of implementation of individual educational program for each student with the help of distance learning is considered. The possibility of development and use of distance multi-level tasks in teaching students is reflected. The role of distance education in solving the problem of psychological stress relief in teaching in a small class is shown. Possibilities of a variety of use of forms and methods of students in small groups are presented. It is noted that the remote software will provide the opportunity to use an individualized system of control of students ' knowledge, to adjust the content and forms of education of each child in a timely manner, to provide him with the necessary pedagogical support. The positive impact on the effectiveness of learning the use of computer educational game programs. It is argued that the improvement of education in rural schools today is impossible without the inclusion of rural educational organizations in the Russian and global digital space. The preservation of the school even in the smallest villages as a center for the development of culture and communication was noted as the most important task. The material of the article equips the rural teacher with the knowledge of modern approaches to the organization of the educational process in a small school and can help him to improve professional skills. The article can be interesting and useful for students of pedagogical universities, as well as graduate students, students of advanced training courses, teachers-practitioners and all interested persons.

Текст научной работы на тему «Использование современных информационных компьютерных технологий в организации образовательного процесса сельской малочисленной школы»

педагогические науки

Щербакова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Николаевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ...

УДК 37.018.523

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0075

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СЕЛЬСКОЙ МАЛОЧИСЛЕННОЙ ШКОЛЫ

© 2019

Щербакова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Щербакова Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Московский городской педагогический университет (129226, Россия, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, e-mail: aleks170573@yandex.ru)

Аннотация. Современные социально-экономические процессы и изменения, происходящие в Российском обществе, побудили авторов статьи обратиться к проблеме организации образования в сельских школах с малой наполняемостью классов. Поскольку именно они оказывают самое непосредственное влияние на социально-экономическое развитие села, культурно-образовательный уровень сельских жителей. В настоящее время стоит проблема: как повысить качество образования в сельской малочисленной школе, имеющей выраженную специфику в организации педагогического процесса? Поиску способов решения поставленной проблемы посвящена представленная статья, авторы которой ставят задачу рассмотрения возможности эффективного использования дистанционных компьютерных технологий в учебном процессе сельской школы с малой наполняемостью классов. В этой плоскости видится решение многих не решенных на сегодня проблем, стоящих перед малочисленной школой как составной частью образовательной системы страны. Авторы предполагают, что информатизация образования есть основной путь оптимизации обучения в сельской малочисленной школе. На основе анализа психолого-педагогической литературы, обобщении опыта учителей и собственном опыте работы в малокомплектной школе, авторы уточняют понятие сельская малокомплектная школа и описывают особенности ее функционирования. В статье отражены основные качественные специфические характеристики школ с малой наполняемостью классов, особенности организации учебного процесса и проведения урока в малокомплектной школе. Показаны возможности использования мультимедийных систем при организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся малочисленных классов сельской школы. Авторы отмечают необходимость адаптированного прикладного программного обеспечения для сельской малочисленной школы, прописанного с учетом ее специфики. Рассмотрено значение реализации индивидуальной образовательной программы обучения для каждого школьника с помощью удаленного обучения. Отражена возможность разработки и использования дистанционных разноуровневых заданий в обучении школьников. Показана роль дистанционного образования в решении проблемы снятия психологического напряжения при обучении в малочисленном классе. Представлены возможности разнообразия использования форм и методов обучающихся в малых группах. Отмечено, что дистанционные программные средства позволят обеспечить возможность использования индивидуализированной системы контроля знаний учащихся, своевременно корректировать содержание и формы обучения каждого ребенка, обеспечивать ему необходимую педагогическую поддержку. Отмечено положительное влияние на результативность обучения использование компьютерных образовательных игровых программ. Утверждается, что совершенствование образования в сельской школе сегодня невозможно без включения сельских образовательных организаций в российское и глобальное мировое цифровое пространство. Как важнейшая задача отмечена сохранение школы даже в самых маленьких селах как центра развития культуры и общения. Материал статьи вооружает сельского учителя знанием современных подходов к организации учебного процесса в малочисленной школе и может помочь ему в совершенствовании профессионального мастерства. Статья может быть интересна и полезна студентам педагогических вузов, а также аспирантам, слушателям курсов повышения квалификации, педагогам-практикам и всем заинтересованным лицам.

Ключевые слова: образовательный процесс, малочисленная школа, компьютерные технологии, дистанционное обучение, индивидуализация, инновационное обучение, мультимедийные системы, информационные технологии, национальный проект, индивидуальные образовательные программы, познавательный интерес, мотивация.

THE USE OF MODERN INFORMATION AND COMPUTER TECHNOLOGIES

IN EDUCATIONAL PROCESS OF RURAL SMALL SCHOOLS

© 2019

Shcherbakova Elena Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of pedagogy Shcherbakova Tatyana Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of pedagogy Moscow City Pedagogical University (129226, Russia, Moscow, 2nd Agricultural passage, 4, e-mail: aleks170573@yandex.ru)

Abstract. Modern socio-economic processes and changes taking place in the Russian society, prompted the authors to address the problem of the organization of education in rural schools with low occupancy classes. Since they have a direct impact on the socio-economic development of the village, the cultural and educational level of rural residents. Currently, there is a problem: how to improve the quality of education in a small rural school, which has a pronounced specificity in the organization of the pedagogical process? How to solve this problem devoted article, the authors aim to examine the possibility of effective remote use of computer technologies in educational process of rural school with small class size. In this plane, we see the solution of many unsolved problems facing a small school as an integral part of the educational system of the country. The authors suggest that the Informatization of education is the main way to optimize learning in a small rural school. On the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature, generalization of experience of teachers and own experience in small school, authors specify concept rural small school and describe features of its functioning. The article reflects the main quality specific characteristics of schools with low occupancy classes, especially the organization of the educational process and the lesson in a small school. The possibilities of using multimedia systems in the organization of independent cognitive activity of students of small classes of rural schools. The authors note the need for adapted application software for a small rural school, prescribed taking into account its specifics. The importance of implementation of individual educational program for each student with the help of distance learning is considered. The possibility of

Shcherbakova Elena Viktorovna, Shcherbakova Tatyana Nikolaevna THE USE OF MODERN INFORMATION AND COMPUTER ...

pedagogical sciences

development and use of distance multi-level tasks in teaching students is reflected. The role of distance education in solving the problem of psychological stress relief in teaching in a small class is shown. Possibilities of a variety of use of forms and methods of students in small groups are presented. It is noted that the remote software will provide the opportunity to use an individualized system of control of students ' knowledge, to adjust the content and forms of education of each child in a timely manner, to provide him with the necessary pedagogical support. The positive impact on the effectiveness of learning the use of computer educational game programs. It is argued that the improvement of education in rural schools today is impossible without the inclusion of rural educational organizations in the Russian and global digital space. The preservation of the school even in the smallest villages as a center for the development of culture and communication was noted as the most important task. The material of the article equips the rural teacher with the knowledge of modern approaches to the organization of the educational process in a small school and can help him to improve professional skills. The article can be interesting and useful for students of pedagogical universities, as well as graduate students, students of advanced training courses, teachers-practitioners and all interested persons.

Keywords: educational process, small school, computer technology, distance learning, individualization, innovative learning, multimedia systems, information technology, national project, individual educational programs, cognitive interest, motivation.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Сегодня, когда перед экономикой всеми общественными институтами остро стоит задача цифровизации всех сфер жизни, существует проблема: как повысить качество образования в сельской малочисленной школе. Таких школ в России достаточно много, 60% всех сельских школ имеют в своем составе малочисленные классы.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Из значимих исследований последних лет назовем работы: Г.Ф. Суворова [1], Е.В. Бондаревская [2] - общедидактический подход, Ф.С. Авдеев [3] - вопросы развития сельской школы, Л.В. Байбородова. [4] - сопровождение образовательной деятельности сельских школьников, А.Б. Вифлеемский [5] - экономико-правовые перспективы развития сельской школы. Имеются работы, посвященные совершенствованию образовательного процесса и методик отдельных дисциплин - М.И. Зайкин [6], В.П. Стрезикозин [7], А.М. Цирульников [8] и др. Однако, в их трудах не обозначены проблемы компьютеризации сельской школы с малым числом учеников.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Авторы ставят своей целью поиск способов эффективного решения проблем, стоящих сегодня перед малочисленной сельской школой, которые напрямую связаны со спецификой ее функционирования. Решение этих проблем видится в плоскости целенаправленного и систематического использования дистанционных компьютерных технологий в учебном процессе.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В современной системе российского образования большое внимание уделяется малочисленным сельским школам. Их сегодня немало. Более 70% школ расположены в сельской местности. Из них около 60% имеют малочисленные классы [9].

Такие школы долгое время считались нерентабельными, поскольку обучение каждого ученика в них обходится намного дороже, чем ученика в городской школе. Такие школы закрывались, что приводило к массовой миграции жителей села в города, а, в конечном счете, к тому, что село переставало существовать.

Малочисленные школы имеют ряд особенностей. Перечислим некоторые из них:

- малочисленные классы;

- недостаточность кадрового обеспечения;

- многопредметность преподавания (ситуация, когда учебные дисциплины ведет неспециалист);

- недостаточное обеспечение новейшими компьютерными средствами обучения;

- отсутствие параллельных классов;

- объединение младших классов в так называемый класс-комплект, когда в одном помещении занимаются сразу все имеющиеся в наличии начальные классы под руководством одного учителя;

- отсутствие у детей возможности получения дополнительного образования и др. [10].

Все эти факторы должны учитываться в организации образовательного процесса, поскольку многие классические формы и традиционные методы в таких школах неприменимы и не работают.

Сегодня, когда почти в каждой школе имеется в наличии высокоскоростной интернет, решение проблем организации образовательного процесса в малочисленных школах и классах на селе нам представляется именно в использовании современных информационных технологий, в частности технологий дистанционных. Это, на наш взгляд, важнейший путь оптимизации сельского образования.

Уже с 2000 года в России на информационно-образовательной платформе «Интернет-школа «Просвещение» действует национальный проект «Телешкола». Цель этого проекта - обучение школьников с использованием технологий дистанционного образования и электронных ресурсов для общеобразовательных учреждений. Уже много лет названный проект с успехом используют многие отечественные школы. Он позволяет обеспечить доступное и качественное и эффективное образование любому ребенку, независимо от его места жительства. В рамках проекта «Телешкола» действует и направление «Сельское образование». Необходимость внедрения этого направления деятельности в настоящее время диктуется самой жизнью.

Однако сегодня в малочисленных сельских школах, на наш взгляд, этот важнейший национальный проект используется пока недостаточно и имеет большую перспективу развития. Поскольку он позволит организовать качественное современное обучение детей даже в самой маленькой деревенской школе, там, где они проживают. Если сегодня нужно возить детей из малых сел для получения образования за многие километры, или они вынуждены жить в интернате, то дистанционное образование решает эту проблему.

Далее остановимся на других преимуществах и возможностях, которые дает этот проект:

- Осуществление личностно-ориентированного образования для каждого ребенка на всех этапах обучения;

- Организация профилизации образования учащихся и дополнительного образования;

- Активное использование имеющихся возможностей выбора литературы в любых современных электронных библиотеках;

- Проведение занятий в онлайн и офлайн режимах только учителями-специалистами в своей области;

- Создание для каждого ученика удобного именно для него графика обучения;

- Возможность проведения разнообразных учебно-научных форумов и видеоконференций, осуществление школьниками проектной деятельности;

- Непрерывная обратная связь с педагогами;

- Возможность исключения излишнего авторитаризма в организации педагогического процесса. Обеспечение демократического стиля отношений между

306

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)

педагогические науки

Щербакова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Николаевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ...

учителем и учеником. Создание комфортной для ученика образовательной среды;

- Максимальный учет принципа инклюзивности в образовании и обеспечения равных возможностей получения образования для каждого ученика;

- Активизация познавательного интереса школьников и повышения их учебной мотивации за счет активного использования игровых компьютерных программ, учебной анимации и т.д.

- Открываются перспективы активного развития самостоятельности школьников за счет необходимости в постоянной самоорганизации и самоконтроле.

- Эффективное внедрение принципа модульного обучения.

Особо хочется остановиться на том, что эффективность каждого интернет-урока в системе «Телешкола» обусловлена тем, что он в полной мере обеспечен полным пакетом методических рекомендаций для учащихся, системой последовательного изложения материала в виде разноуровневого гипертекста, мультимедийные объекты, интерактивные тексты и терминологические словари.

В системе представлены тренажеры по изучаемым дисциплинам. Их действие направлено на формирование у учащихся необходимых учебных навыков. Созданы особые задания для лабораторных практикумов. Во время выполнения лабораторной или практической работы ученик имеет возможность получить консультацию сетевого куратора.

В Интернет-школе используется удобная навигационная система, которая позволяет детям без особых усилий ориентироваться в учебной информации. Сочетание информационного текстового блока с тренажерами дает возможность ученику быстрое понимание, насколько полно он усвоил предлагаемый материал. Система мгновенно указывает школьнику на то, где допущены ошибки, и какие пробелы в знаниях у него имеются. Могут выдаваться подсказки или наводящие вопросы, позволяющие быстро справляться с возникшими трудностями.

Домашние задания носят индивидуализированный, комплексный характер и дают ученику возможность для творчества.

Оценку выполнения домашних заданий осуществляет сетевой педагог. Он контролирует выполнение работ и выставляет отметку в электронный журнал. Система оценивания в этом случае становится максимально открытой и объективной. Как важное преимущество дистанционного образования в рамках обозначенного проекта, предоставляется возможность использования разных или смешанных форм освоения учебных программ: очную, очно-заочную, заочную, а также самообразование и экстернат.

Обмен информацией между преподавателями и учениками осуществляется на форумах и по электронной почте.

У образовательных организаций появляется возможность при составлении учебных планов школы и разработке учебных программ региональный учитывать региональный компонент, пожелания самих учеников и их родителей. Итоговая аттестация проводится в базовой региональной общеобразовательной организации.

Мы перечислили только некоторые преимущества дистанционного компьютерного образования, которые дает активное использование образовательного проекта «Телешкола».

Организация современного высокотехнологического качественного образования, в сельской малочисленной школе соответствии с современными требованиями общества сегодня невозможно без включения их в российское и глобальное мировое цифровое образовательное пространство.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

В заключение хотелось бы особо отметить как важ-

нейший положительный фактор, что в сегодня правительством РФ постоянное внимание уделяется необходимости сохранения и преумножения малочисленных школ. Потому что именно с этим связаны надежды российского общества на возрождение сельскохозяйственного производства, а, в конечном счете, улучшения качества и уровня жизни людей. Маленькие школы не должны быть аусцайдерами в образовательной системе России. Перспектива их развития нам видится в оснащении сельских школ современными компьютерными средствами обучения, создание для них специальных обучающих программ, в подготовке студентов и учителей к работе в условиях цифровой образовательной системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Суворова Г.Ф. Основные направления совершенствования учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной сельской школе. М, 1984. 384 с.

2. Бондаревская Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников //Педагогика. 1991. - №1. - С.50-56.

3. Авдеев Ф.С. Научно-методические основы профессиональной подготовки будущего учителя математики сельской малокомплектной школы. (Дисс. докт. пед. наук), Орел, 1994 - 420 с.

4. Байбородова Л.В. Сопровождение образовательной деятельности сельских школьников. Ярославль: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. 88 с.

5. Вифлеемский А.Б. Экономико-правовые перспективы развития сельской школы //Директор сельской школы. 2012. № 1. С. 6-11.

6. Зайкин М.И. Особенности обучения математике в классах с малой наполняемостью. — Горький: Педобщество, 1988. — 62 с

7. Стрезикозин В.П. Урок в сельской малокомплектной школе. — М.: Педагогика, 1972. — 231с.

8. Цирульников A.M. Педагогические основы вариативной организации сельской школы /A.M. Цирульников. М.: Просвещение, 1992.152 с.

9. Щербакова Е.В. Дидактические условия организации самостоятельной работы на уроках в V-IX классах сельской школы с малой наполняем остью учащихся (Автореф. канд. пед. наук), Москва, 1996 - 20 с.

10. Щербакова Е.В. Сельская малокомплектная школа: проблемы и перспективы развития. Регионология. — 2002. - № 3 — 4. — С. 95-98.

Статья поступила в редакцию 22.01.2019

Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.