ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
НА. Бем
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия
Важной задачей, стоящей перед общим образованием, является сохранение, качественное улучшение и пополнение кадрового состава преподавателей. Как считает глава государства Дмитрий Медведев, ключевая роль в школе
принадлежит учителю, нам необходимо разработать систему моральных и
материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации и, что еще более важно, для пополнения школ новым
поколением учителей. В этой связи
Президент России заявил о том, что полностью поддерживает предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 г. в России Годом учителя, и пообещал сделать все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе.
Перспективным направлением
повышения качества образования является использование социальных сетей. Эти технологии определенно имеют серьезный педагогический потенциал, который должен быть осмыслен профессиональным сообществом и внедрен
в практическую деятельность.
В настоящее время механизм социальных сетей успешно используется в бизнесе, в политике, в сфере развлечений и т. д., приводя к формированию устойчивых сетевых сообществ. При этом количество сетевых сообществ, объединяющих представителей педагогической
общественности, еще недостаточно велико для того, чтобы можно было считать эту практику устойчивой. Необходимо также отметить, что значительная часть педагогических работников нуждается в специальных мероприятиях (курсовой подготовке, семинарах и т. д.) по освоению навыков использования компьютеров в профессиональных целях, цифровых образовательных ресурсов и средств, что свидетельствует об отсутствии механизма, который позволил бы получать консультационную поддержку и
методическую помощь, быть источником учебных материалов, знакомства с опытом коллег. Эту проблему необходимо решать на стадии получения образования будущих
педагогов, формировать у студентов навыки использования сетевого общения в профессиональной сфере для получения и обмена опытом и формирования ИКТ-компетентно-сти в целом.
Также необходимо выделить еще один аспект, который требует изучения и разрешения. Значительная часть социальных сетей, пользователями которых все больше становятся школьники и студенты, ориентирована на взрослое население и может содержать недопустимое содержимое. В связи с этим, необходимо задание модели поведения в сети Интернет во время учебных занятий и в другое время, при использовании сервисов Интернета (грамотное письмо, отсутствие запрещенного содержимого, продуктивная совместная учебная деятельность и др.), а также развитие российских технологических разработок, учитывающих особенности россиян, способные быть использованными для развития педагогических социальных сетей.
Результаты многочисленных
исследований свидетельствуют, что социальными сетями уже охвачено более половины всех пользователей Интернета. В России этот показатель пока меньше мирового, но он стремительно растет.
Руководитель Лаборатории системной интеграции образовательного пространства ИНОТиИ РГГУ, генеральный директор Лиги образования Сергей Сафронов ожидает появление большого количества новых сетевых образовательных проектов в ближайшем будущем, в то же время прогнозирует, что по мере развития образовательного Интернета через 5-10 лет больших сообществ останется всего несколько: «Сегодня в России 1 500 000 учителей, а сетевые сообщества охватывают, по скромным подсчетам, только 3 % от этого числа. В ближайшее время анонсировано появление новых проектов в этой области. Можно предположить, что образовательные сетевые сообщества будут развиваться на уровне школы, региона, предметных областей, проблем. Кто из сегодняшних лидеров сетевых сообществ сможет удержать планку и развиваться очень быстро, покажет время».
Необходимо заметить, что
жизнестойкость идеи телекоммуникационного сотрудничества и успех ее практического воплощения во многом зависят от того, насколько удастся сформировать и поддерживать сетевое сообщество преподавателей-энтузиастов, готовых
делиться опытом с другими, обсуждать свои учебные программы, экспериментировать с новой технологией и инструментарием и включать элементы телекоммуникационного сотрудничества в учебный процесс.
Как сделать так, чтобы сотрудничество студентов приобрело более устойчивую, долгосрочную форму, чтобы созданная виртуальная обучающая среда стала местом, куда студенты могли бы возвращаться не один раз, коммуницировать на внеучебные темы, поддерживать более долгосрочные связи с партнерами по проекту? Очевидно, что это зависит от того, какой тип обучающей среды будет создан, какую педагогическую идеологию она будут исповедовать, какими будет наполнена инструментами и как будет поддерживаться жизнь в этом сообществе.
Проблема построения социальных педагогических сетей сейчас достаточно актуальна, ее разрешение приведет к
повышению доступности качественного образования для всех участников
образовательного процесса.
Основная цель сетевых сообществ
учителей - совершенствование
профессиональной компетентности в процессе сетевого взаимодействия, и
деятельность сетевого сообщества должна быть направлена на это.
Руководители уже существующих успешных сетевых образовательных проектов не первый год занимаются
исследуемой темой, а потому их
высказывания представляют особый интерес. Например, Елена Ястребцева видит в
социальных сетях прежде всего инструмент для решения практических задач, а задачей самого сообщества считает повышение уровня квалификации его участников, пробуждение интереса к использованию ИКТ в образовательном процессе.
Ярослав Быховский на примере проекта Letopisi.ru подтверждает возможность объединения педагогов и школьников в социальные сети вокруг одного ресурса,
одной прогрессивной технологии, без приказов и финансирования «сверху», при
доброжелательном отношении друг к другу, для решения общих задач.
Алексей Шелест призывает определиться с терминологией и вводит понятия «социальных баз информации», «социальных и презентационных медиа-ресурсов», «социальных компасов».
В специальной литературе и на тематических сайтах часто возникают дискуссии о необходимости создания социальных сетей для учителей; об идеях и лидерах, целях и задачах, «слабых и сильных кооператорах», потребностях и тормозящих факторах.
Упоминаются и уже действующие сетевые сообщества - Педсовет, ИнтерГуру, «Сеть творческих учителей», Летописи.ру, КМ-^И и др.
Заместитель министра образования Владимир Миклушевский, выступая на экономическом форуме в Твери (2-3 июля 2009 г.), рассказал об основных
направлениях развития и внедрения информационно-коммуника-ционных технологий в сфере образования и науки до 2015 г. Применительно к нашей теме исследования прозвучали следующие инициативы, предлагаемые к реализации:
- создание социальных образовательных
сетей, широкая апробация и обеспечение доступа (с учетом ограничений, не соответствующих задачам воспитания и образования) к разработанным
информационным ресурсам, повышающим правовую грамотность учащихся и поддерживающим у молодежи стремление к здоровому образу жизни;
- создание эффективной системы
справочно-методической, нормативной
поддержки и сопровождения процесса
внедрения электронных образовательных
ресурсов в образовательный процесс;
- обеспечение системной
переподготовки учителей для массового использования новых образовательных
технологий и электронных образовательных
ресурсов;
- формирование механизмов
стимулирования и дополнительной мотивации учителей на создание и
применение электронных образовательных
ресурсов;
- создание и внедрение среды
информационного взаимодействия
учреждений в сфере образования.
Таким образом, исследование
возможностей социальных сетей в
образовании представляет собой
технологический, программный и социальный задел для дальнейшего естественного
развития данного направления.
В любом случае, в теории и практике сегодняшнего образования под влиянием
бурно развивающихся социальных сервисов формируются и приобретают новые
очертания образовательные модели
открытого образования, адекватные
социальным отношениям (проектная
деятельность, самостоятельные
исследования, деятельность в сотрудничестве и пр.), наблюдаются попытки постепенного ухода от классно-урочной системы, которая начинает потихоньку технологизироваться и поддерживаться развивающейся
инфраструктурой, роль учителя в новой среде обучения при этом остается лидирующей. И это требует своего основательного теоретического осмысления и проработки.