Научная статья на тему 'Использование социальных сетей в образовательном процессе вуза (на примере группы "ВКонтакте" "Педагогика и не только")'

Использование социальных сетей в образовательном процессе вуза (на примере группы "ВКонтакте" "Педагогика и не только") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2444
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATION TECHNOLOGY / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / CONTINUING EDUCATION / PERSONAL-ORIENTED TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кергилова Н.В., Сазонова О.К.

В статье рассмотрены ведущие информационные системы образования, обеспечивающие формирование качественно новых результатов образования. Рассматривается образовательный потенциал популярных российских социальных сетей, проведен теоретический анализ проблемы. Приведены результаты психолого-педагогического исследования, подтверждающие эффективность использования социальных сетей в образовании. Представлены преимущества использования социальных сетей в учебном процессе вуза. Даются рекомендации по эффективной организации использования социальных сетей для дистанционных консультаций студентов. Рассмотрена возможность использования социальных сетей для организации самостоятельной работы студентов, коллективной работы распределенной учебной группы, для международного обмена, научно-образовательного, мобильного непрерывного образования и самообразования студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of Social Networks in Educational Process of the University (for Example, Groups “VKontakte” “Teaching and not Only”)

The article considers the leading education information system, ensuring the formation of qualitatively new results education. Discusses the educational potential of popular Russian social networks, we carried out a theoretical analysis of the problem. The results of psycho-pedagogical research supporting the effectiveness of using social networking in education. The benefits of using social networks in educational process of the University. Recommendations for effective organizations use social networking for remote consultation of students. The possibility of using social networking for the organization of students ‘ independent work, collaborative work of distributed learning groups for international exchange, scientific and educational content of continuing education and self-education students.

Текст научной работы на тему «Использование социальных сетей в образовательном процессе вуза (на примере группы "ВКонтакте" "Педагогика и не только")»

УДК 378+004.773.3

Кергилова Наталья Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Горно-Алтайский государственный университет, kergilova@mail.ru, Горно-Алтайск

Сазонова Ольга Константиновна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Горно-Алтайский государственный университет, sazonova_03@mail.ru, Горно-Алтайск

использование социальных сетей в образовательном ПРОЦЕССЕ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ГРУППЫ «ВКОНТАКТЕ» «ПЕДАГОГИКА И НЕ ТОЛьКО»)*

Аннотация. В статье рассмотрены ведущие информационные системы образования, обеспечивающие формирование качественно новых результатов образования. Рассматривается образовательный потенциал популярных российских социальных сетей, проведен теоретический анализ проблемы. Приведены результаты психолого-педагогического исследования, подтверждающие эффективность использования социальных сетей в образовании. Представлены преимущества использования социальных сетей в учебном процессе вуза. Даются рекомендации по эффективной организации использования социальных сетей для дистанционных консультаций студентов. Рассмотрена возможность использования социальных сетей для организации самостоятельной работы студентов, коллективной работы распределенной учебной группы, для международного обмена, научно-образовательного, мобильного непрерывного образования и самообразования студентов.

Ключевые слова: социальные сети, образовательные технологии, непрерывное обучение, личностно-ориентированное обучение.

Введение в проблему. На современном этапе наблюдается прорыв в использовании информационных технологий в образовании, где целью системы образования является превращение современных информационно-коммуникационных технологий в ресурс образовательного процесса, а также создание условий в формировании ИКТ-компетенции всего педагогического сообщества. Интерес к социальным сетям среди молодежи в современном обществе становится одной из главных примет XXI века. Анализируя литературу по данной проблеме в педагогической науке, необходимо отметить, что данный феномен широко обсуждается и изучается, а также осуществляется активный поиск путей применения социальных сетей в воспитательно-образовательном пространстве, с учетом потребности современной студенческой молодежи.

Теоретический анализ проблемы. По представленным данным холдинга Ромир [7], самыми актуальными социальными сетями в России являются «Одноклассники», «ВКонтакте», «Мой мир». Необходимо отме-

тить, что «Вконтакте» является самым востребованным социальным ресурсом среди студентов. Например, доля самых молодых участников (от 14 до 17 лет), зарегистрированных в этой сети, составляет 93 %, а из 18-24-летних пользователей - 85 %. Также «ВКонтакте» является лидером по активности посещения студенческой молодежи.

Исходя из представленных данных, мы понимаем, что «ВКонтакте» является самым востребованным социальным ресурсом для студенческого сообщества и его можно рассматривать как образовательный ресурс в организации внеучебной деятельности студентов.

Результаты исследования. На психолого-педагогическом факультете ГАГУ накоплен опыт по применению социальной сети «ВКонтакте» с целью организации самостоятельной работы студентов. Виртуальная группа «Педагогика и не только» (https:// vk.com/club49214717), созданная в 2013 г. для преподавателя и студентов, используется в качестве дополнения к аудиторным занятиям при изучении следующих дисциплин:

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Министерства образования и науки Республики Алтай. Проект №16-16-04007.

«Психология и педагогика развития детей», «Основы социальной защиты детства», «Эт-нопедагогика и этнопсихология», «Социальная педагогика», «История социальной педагогики». Данная группа представляет собой социально-образовательную среду, позволяющую общаться группе людей, в нашем случае студентов и преподавателей, объединенных общим интересом.

Опыт использования учебной группы «Педагогика и не только» с воспитательно-образовательной целью дает возможность выделить следующие преимущества перед преподавателем и студентами:

1) студенческая молодежь больше времени проводит в социальных сетях, что позволяет в неформальной обстановке успешно общаться, а также получать новые знания, приводящие к более эффективному освоению дисциплины;

2) студент и преподаватель, взаимодействуя в социальной сети, ведут себя более свободно, что позволяет студенту задавать вопросы по дисциплине, не боясь критической оценки со стороны однокурсников;

3) студент имеет возможность общаться в режиме онлайн не только с преподавателем, но и со своими однокурсниками, что дает возможность организовывать конференции и диалоги, особенно перед сессией;

4) преподаватель для студента становится участником социальной сети, т. е. взаимодействие на вертикальном уровне сменяется на

взаимодействие на горизонтальном уровне и это вызывает доверие со стороны студента и улучшает процесс усвоения материала;

5) у преподавателя появляется возможность быстро информировать студентов о предстоящих планах [8].

Виртуальная учебная группа «Педагогика и не только» для студентов ППФ ГАГУ позволяет централизованно размещать информацию в новостной ленте, загружать документы, видео-, аудио-, фотоматериалы.

В целях эффективной организации воспитательно-образовательного процесса материалы расположены следующим образом:

1) в разделе «Документы» студенты получают доступ к рабочим программам, к методическим указаниям по организации самостоятельной работы, а также к темам рефератов, докладов, требованиям по их выполнению;

2) в основном разделе представлена нагрузка и учебное расписание преподавателя, а также объявления о консультациях и сроках пересдач и т. д.;

3) видеоматериалы, где студенты могут посмотреть видеолекции или тематические фильмы, а также отчетные видеоматериалы;

4) аудиофайлы - лекции ведущих педагогов и психологов, а также музыка, которую можно использовать в образовательных целях.

В группе «Педагогика и не только» материалы размещены следующим образом (рис. 1, 2):

Рис. 1. Внешний вид страницы группы «Педагогика и не только»

Рис. 2. Материалы, размещенные в группе

Одной из мобильных и приоритетных возможностей в организации самостоятельной работы студентов является возможность отправлять преподавателю личным сообщением свои работы, что позволяет работать с присланными документами в режиме он-лайн-рецензирования.

Отдельно хотелось бы акцентировать внимание на воспитательное значение использования виртуальной группы «Педагогика и не только».

1. Созданная группа дает возможность для решения воспитательных задач куратора. Данный формат позволяет получать необходимую для воспитательно-образовательного процесса информацию (объявления о предстоящих мероприятиях, праздничных днях, репетициях и пр.).

2. Новостную ленту можно использовать в воспитательных целях. Для мотивации учения можно выкладывать небольшие интересные статьи о великих людях и их достижениях, яркие слайды с глубокими инте-

ресными философскими высказываниями, качественную информацию по психолого-педагогическим дисциплинам.

3. Использование страницы преподавателя в воспитательных целях. Студенческую аудиторию всегда интересуют факты из жизни преподавателя и данный интерес можно использовать в воспитательных целях. Когда преподаватель принимает заявку студента в «друзья», он тем самым получает возможность заинтересовать его хорошей качественной информацией социального, культурного, психологического, педагогического характера.

Таким образом, социальная сеть «ВКон-такте» позволяет использовать ее ресурсы в образовательных и воспитательных целях, что позволяет педагогу идти в ногу со временем [4].

С целью дальнейшего использования группы «Педагогика и не только» для достижения воспитательно-образовательных целей нами был проведен опрос среди сту-

дентов, где они отмечали необходимость и полезность созданной группы: «Группа "ВКонтакте" удобна для учебы, там можно найти все. Можно написать преподавателю с целью уточнения заданий» (Асель, 3-й курс); «Я использую группу для обсуждения практических занятий в режиме онлайн, что позволяет качественно подготовиться к семинарским занятиям» (Николай, 2-й курс); «Данная группа позволяет оперативно находить ту или иную информацию по дисциплинам, а также общаться с преподавателем» (Анастасия, 2-й курс); «Мне нравится группа тем, что там преподаватель выкладывает электронные учебники. Что касается дальнейшего использования, хотелось бы видеть, в том числе, аудиокни-ги» (Артем, 3-й курс).

Данный опрос позволяет отметить, что преобладает позитивное отношение к внедрению социальных сетей в образовательный процесс, однако некоторые студенты высказывали опасения, что социальные сети будут мешать процессу обучения.

Поэтому ценность социальных сетей для организации воспитательно-образовательного процесса еще недостаточно оценена, так как многие преподаватели и студенты скептически относятся к возможности использования виртуального пространства для достижения образовательных целей, так как социальные сети воспринимаются как форма проведения досуга. Однако как мы уже заметили, социальные сети в педагогической деятельности дают возможность решать различные задачи: эффективно организовать коллективную работу учебной группы, разрабатывать в режиме онлайн образовательные проекты, а также осуществлять международные обмены и планировать самообразование студентов.

Выводы. Таким образом, имея достаточный опыт использования виртуальной учебной группы в сети «ВКонтакте», можно согласиться с А. В. Фещенко и выделить следующие положительные моменты в использовании социальных сетей в воспитательно-образовательном процессе: во-первых, они позволяют преподавателю значительно сэкономить время; во-вторых, виртуальное пространство социальной сети позволяет выстроить неформальное взаимодействие между преподавателем и студентами;

в-третьих, применение представленного материала в группе позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент: глоссарии, статьи, обсуждения, мультимедийные библиотеки и др., что стимулирует самостоятельную познавательную деятельность, способствует совершенствованию навыков всесторонней оценки и сопоставления получаемой информации; в-четвертых, взаимодействие преподавателя и студента обеспечивает непрерывность образовательного процесса; в-пятых, виртуальное пространство облегчает загрузку в учебную группу видео- и аудиомате-риалов и т. д.; в-шестых, дает возможность студентам выстраивать индивидуальную образовательную траекторию [2].

В качестве отрицательных моментов использовании социальных сетей в воспитательно-образовательном процессе следует отметить: нежелание профессорско-преподавательского состава использовать возможности социальных сети в своей профессиональной деятельности; большой объем работы по организации и поддержке учебной группы в условиях непрерывного обучения; отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий вуза.

Решение обозначенных проблем по использованию социальных сетей в образовательном процессе представляется возможным за счет повышения квалификации преподавателей по формированию ИКТ-компетенций; изучения педагогических возможностей социальных сетей; выработки и апробации эффективных методик их применения в образовательном пространстве; материального и морального поощрения преподавателей через проведение всевозможных конкурсов по использованию социальных сетей в образовании [1]. Что же касается необходимости применения дополнительных усилий к организации воспитательно-образовательного процесса в современном информационно-коммуникативном пространстве, то в самом ближайшем будущем это станет объективной данностью для большинства работников высшей школы в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты. В новых условиях преподавателям предстоит научиться более мобильно и интерактивно работать со студентами.

Библиографический список

1. Базаржапова Т. Ж., Ваганова В. И. Модель ды к использованию информационных техноло-совершенствования информационной компетент- гий в аналитической деятельности руководителей ности педагога в условиях сетевого взаимодей- школы // Информатика и образование. - 2008. -ствия // Вестник БГУ Спецвыпуск А. - Улан-Удэ: № 9. - С. 108-112.

Издательство БГУ, 2012. - С. 7-12. 6. Ланкин В., Григорьева О. Электронный

2. Барбер М., Муршед М. Как добиться ста- учебник: возможности, проблемы, перспективы бильно высокого качества обучения в школах. // Высшее образование в России. - 2008. - № 2. -Уроки анализа лучших систем школьного обра- С. 130-134.

зования мира // Вопросы образования. - 2008. - 7. Пока тридцатилетние ищут одноклассни-

№ 3. - С. 65-69. ков, молодежь уже «В Контакте» [Электронный

3. Важенина И. В. Использование электрон- ресурс]. - URL: https://www.itm.ru/news/detail. ного дневника как одна из составляющих ин- php?id=98904 (дата обращения: 03.05.2017). формационной компетентности педагога. - Ша- 8. Фещенко А. В. Социальные сети в образо-дринск, 2011. - 124 с. вании: анализ опыта и перспективы развития //

4. Клименко О. А. Социальные сети как сред- Открытое и дистанционное образование. -ство обучения и взаимодействия участников об- 2011. - № 3 (43). - С. 44-50. разовательного процесса // Теория и практика 9. Школа успешного учителя. Методика ис-образования в современном мире: материалы пользования электронного учебника. 2014 г. -междунар. науч. конф.- СПб.: Реноме, 2012. - URL: http://edu-lider.ru/metodika-ispolzovaniya-С. 405-407. elektronnogo-uchebnika-na-urokax/ (дата

5. Коростелев А. А. Методологические подхо- обращения: 03.05.2017).

Поступила в редакцию 26.10.2017

Kergilova Natalia Viktorovna

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of Department of Pedagogy, Psychology and Social Work at the Gorno-Altaisk State University, kergilova@mail.ru, Gorno-Altaysk

Sazonova Olga Konstantinovna

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of Department of Pedagogy, Psychology and Social Work at the Gorno-Altaisk State University, sazonova_03@mail.ru, Gorno-Altaysk

THE USE OF SOCIAL NETWORKS IN EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY (FOR EXAMPLE, GROUPS "VKONTAKTE" "TEACHING AND NOT ONLY")*

Abstract. The article considers the leading education information system, ensuring the formation of qualitatively new results education. Discusses the educational potential of popular Russian social networks, we carried out a theoretical analysis of the problem. The results of psycho-pedagogical research supporting the effectiveness of using social networking in education. The benefits of using social networks in educational process of the University. Recommendations for effective organizations use social networking for remote consultation of students. The possibility of using social networking for the organization of students ' independent work, collaborative work of distributed learning groups for international exchange, scientific and educational content of continuing education and self-education students.

Keywords: social networks, education technology, continuing education, personal-oriented teaching.

References

1. Bazarzhapov, T. J., Vaganova, V. I., 2012. A teraction. Vestnik BSU. Special A. Ulan-Ude: BSU model for the improvement of information compe- Publ., pp. 7-12. (In Russ.)

tence of the teacher in the conditions of network in- 2. Barber, M., Murshed, M., 2008. How to

* This article was prepared with the financial support of Russian humanitarian scientific Fund and the Ministry of education and science of the Republic ofAltai. Project No. 16-16-04007.

achieve consistently high quality teaching in schools. Lessons of analysis of the best school systems in the world. Issues of education, 3, pp. 65-69. (In Russ.)

3. Vazhenina, I. V., 2011. The Use of electronic journal as one of the components of information competence of the teacher. Shadrinsk, 124 p. (In Russ.)

4. Klimenko, O. A., 2012. Social networks as a means of learning and interaction of participants of educational process. Theory and practice of education in modern world. St. Petersburg: Renome Publ., pp. 405-407. (In Russ.)

5. Korostelev, A. A., 2008. Methodological approaches to the use of information technologies in analytical activity of the heads of school. Informatics and education, 9, pp. 108-112. (In Russ.)

6. Lankin, V., Grigor'eva, O., 2008. E-textbook: possibilities, problems, prospects. Higher education in Russia, 2, pp. 130-134. (In Russ.)

7. Until thirty years looking for classmates, young people are already "In Contact". Available at: https://www.itrn.ru/news/detail.php?id=98904 (accessed 03.05.2017). (In Russ.)

8. Feschenko, A. V., 2011. Social networking in education: an analysis of experience and prospects of development. Open and distance education, 3 (43), pp. 44-50. (In Russ.)

9. School successful teacher. The method of using the electronic textbook. 2014. Available at: http://edu-lider.ru/metodika-ispolzovaniya-elektron-nogo-uchebnika-na-urokax/ (accessed 03.05.2017). (In Russ.)

Submitted 26.10.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.