Научная статья на тему 'Использование социальных сетей Интернета в преподавании естественнонаучных дисциплин'

Использование социальных сетей Интернета в преподавании естественнонаучных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТА / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломин Валерий Павлович, Андреев Владимир Павлович

Преподаватель вуза, не умеющий обращаться с компьютером, является объектом насмешек со стороны студентов. Преподаватель, располагающий компьютером, но не использующий возможности Интернета в учебном процессе, тратит значительно больше времени на организационные вопросы по сравнению со своим коллегой, умеющим пользоваться социальными сетями. Цель данной публикации показать, какие преимущества может дать преподавателю его личный блог в Интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование социальных сетей Интернета в преподавании естественнонаучных дисциплин»

В. П. Соломин,

проректор по учебной работе В. П. Андреев, доцент кафедры ботаники

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ИНТЕРНЕТА В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Преподаватель вуза, не умеющий обращаться с компьютером, является объектом насмешек со стороны студентов. Преподаватель, располагающий компьютером, но не использующий возможности Интернета в учебном процессе, тратит значительно больше времени на организационные вопросы по сравнению со своим коллегой, умеющим пользоваться социальными сетями. Цель данной публикации — показать, какие преимущества может дать преподавателю его личный блог в Интернете.

В соответствии со сложившейся традицией блог определяется как периодически обновляемая лента сообщений в одной из социальных сетей Интернет. Социальными сетями являются общедоступные, обычно бесплатные, информационные сети. Набор простых

приёмов позволяет их пользователям легко и просто создавать и вести собственные блоги, не перегружая себя специальными знаниями и методиками программирования. Бесплатные социальные сети широко распространены в мировом виртуальном пространстве. Общеизвестна популярность «одноклассников» и «ответов», используемых пользователями для общения, организации и поддержания знакомств, а их создателями — для реклам -ного бизнеса. Однако создавать в их поле блог для решения учебных задач, было бы, по меньшей мере, странно, поскольку учебный блог есть средство учебной информации и личная площадка для коммуникаций, устанавливающая прямые и обратные связи именно со студентами, а не всеми пользователями сети. Наиболее удобным для дости-

жения этих целей, на наш взгляд, является сервис LiveJournal (LJ), или по-русски — «Живой журнал» (ЖЖ) [1]. Чтобы создать в ЖЖ собственную информационно-коммуникационную площадку, не требуется отвечать на вопросы развёрнутых анкет и сообщать личные сведения. Достаточно воспользоваться любым браузером для выхода в Интернет, набрать в адресной строке www. livejoumal.com и запустить поисковик. На открывшейся странице следует ввести имя пользователя, в качестве которого удобнее всего использовать название дисциплины или специальность преподавателя, например, для преподавателя физиологии растений — Phy-tophysiolog. После введения придуманного вами пароля, его подтверждения и сообщения адреса e-mail регистрация завершена. Остаётся только дождаться получения на этот адрес письма об успешной регистрации, а также ключа, чтобы начать работу с блогом. Достоинством ЖЖ является отсутствие обилия рекламы, обычно размещаемой Web-про -вайдерами в блогах пользователей. Данная же сеть обычно размещает не более одной рекламной записи на всю ленту информации.

Чтобы читатели данной статьи могли ознакомиться с содержанием конкретного учебного блога, целесообразно продолжить чтение, включив связанный с Интернетом компьютер и задав поисковику адрес: http:/ /phytophysiolog.livejournal.com/. Откроется лента информации с заголовком в верхней части: «Информация, касающаяся занятий по физиологии растений». Открывая эту страницу, студент сразу видит название предмета, а слева на поле — календарь и метки, по которым быстро отыщет необходимую ему информацию. Например, отметившись на метке «Вопросы для допуска к экзамену», читатель ЖЖ выходит на страницу, где не только перечисляются вопросы по темам «Дыхание», «Фотосинтез», «Обмен веществ», но и приводятся списки литературы, необходимой для самоподготовки. Журнал можно читать, прокручивая всю ленту сообщений, либо открывая нужную страницу по выведенным меткам. Лента сообщений и её отдельные страницы построены так, что список меток не пропадает при их выборе, а сохраняется на левом поле любой страницы. Поэтому при смене темы поиска студенту не

приходится периодически возвращаться на главную страницу. Студент, интересующийся тем, как будут оцениваться его знания в ходе промежуточной и итоговой аттестации, выбирает метку «Принципы применения рейтинговой системы». Здесь он узнает, каким числом баллов оцениваются удовлетвори -тельные, хорошие и отличные знания, а также каким образом эти баллы приобретаются. При необходимости определить своё турнирное положение на данный момент обучения он отмечается на метке с номером своей группы, после чего открывается страница со списком его группы, где её участники перечислены в определённом порядке, соответствующем числу набранных в ходе тестирований баллов. Обнародование текущих результатов имеет, на наш взгляд, очень большое значение, поскольку лишь немногим студентам совершенно безразлично их отставание от сокурсников. Желание подтянуться, наверстать упущенное и догнать товарищей актуализируется именно в ситуации обнародования личных баллов. На этой же странице сообщается информация и об успеваемости группы в целом. Количество студентов, набравших на данный момент не менее половины баллов от возможного их числа, относят к общему числу студентов в группе и выражают в процентах. Таким образом, учащиеся, обучающиеся в разных группах, могут видеть не только своё положение внутри группы, но и оценить насколько типичной является их группа на курсе. Надо отметить, что даже рядовая информация, заблаговременно помещенная в блоге, может побуждать студентов улучшать свое турнирное положение. Найдём метку «Темы рефератов». Откроется страница со списком доступных тем и условиями их доступности, из коих следует, что для студентов IV курса института естествознания, набравших в ходе текущей аттестации 15 баллов и более, предлагаются темы реферативных работ, выполнение которых может повысить итоговую оценку по дисциплине. Поскольку темы, выбранные студентами, раньше других набравшими нужное число баллов, из списка исключаются, то наибольший выбор будет у тех, кто раньше придёт к «финишу». Информация, содержащаяся в блоге, необходима в процессе подготовки к очередным лабораторным занятиям. Используя метку «Ключевые

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

слова», студенты соответствующей специализации находят перечень ключевых слов и понятий, значение которых им необходимо знать для осмысленного и эффективного выполнения очередной лабораторной работы. Поскольку домашний Интернет, как правило, под рукой, отпадает необходимость посещения лаборантской с целью переписывания ключевых слов с доски информации. Очень важная функция ленты информации — возможность быстро дать объявление для всех студентов. Эта функция актуализируется в форс-мажорных ситуациях, например в случае болезни преподавателя, необходимости переноса занятий в связи с неожиданными командировками. Для её осуществления существует метка «О размещении информации».

Весьма существенной особенностью блогов, созданных в ЖЖ, является предоставляемая студентам возможность обращаться к преподавателю с вопросами и комментариями непосредственно на ленте информации. Опыт показывает, что учащиеся предпочитают задавать вопросы при личном общении с преподавателем. Интернет-диалог возникает редко.

Несколько слов об оформлении блога. Оформление начинается сразу после получения ключа на адрес e-mail. Дело в том, что при открытии личного блога, согласно правилам, принятым в ЖЖ, необходимо загрузить фотографию создателя личной ленты информации. Пугаться этого не следует, поскольку вместо собственного портрета можно поместить фото интерьера аудитории, в которой обычно проходят занятия по дисциплине или изображение какого-либо широко известного учебного объекта. В связи с этим отметим, что работа по созданию и редактированию блога должна доставлять определённое творческое удовлетворение, а не загонять препо -давателя в прокрустово ложе какой-либо жесткой схемы. Так, оформление самой ленты информации и отдельных её страниц должно соответствовать размещенным там материалам и духу самой дисциплины. Этот процесс в ЖЖ весьма прост, поскольку позволяет помещать в разрывах текста рисунки в формате jpg. Вовремя обновляемые фотографии изучаемых объектов способствуют лучшему усвоению материалов занятий. Часть фотографий может играть роль рекламы, в том смыс-

ле, что укажет студентам на привлекательные стороны той или иной темы квалификационной работы. Наконец, некоторые материалы могут просто оживлять страницу, имея к предмету косвенное отношение. Таковы, например, изречения известных людей о науке, учёбе, обязанностях, славе и т. п., с которых может начинаться вся лента.

В блоге можно размещать ссылки на внешние информационные ресурсы, как созданные самим преподавателем, так и распространяемые другими пользователями Интер -нета. Например, преподаватель, пользуясь ресурсами Google, может создавать таблицы и графики, более подробно отражающие успеваемость студентов, то есть показывающие, сколько баллов было набрано каждым из учащихся в ходе выполнения конкретных заданий. Так, на странице, где представлено турнирное положение в группе № 1 IV курса института естествознания, имеется ссылка на внешний ресурс Google: http: / /spreadsheets. google.com / pub?kev=p3XRWxCcCNjvUhxT HEPq2AQ, отметившись на которой, можно получить доступ к просмотру и редактированию соответствующей таблицы.

Часть информации, размещенной в блоге, преподаватель может защитить паролем, сообщаемым исключительно той группе лиц, для которой эта информация предназначена. Это может касаться учебных пособий, подпадающих под действие закона об авторском праве. Например, пособие «Биология. Толковый словарь (с английскими эквивалентами)» [2] существует в печатном и электронном вариантах. Электронный вариант помещен в файл хранения, адрес которого http: //files.mail.ru/X6YIVB общедоступен на нашей ленте информации. Однако иметь доступ к контенту могут лишь студенты, получившие пароль у преподавателя.

Преподаватели, хорошо владеющие языком разметки гипертекста HTML [3], могут воспользоваться для создания интернет-страниц мастерской по адресу: http://narod. vandex. ru. В отличие от ЖЖ работа в данной социальной сети narod [4] занимает несколько больше времени, поскольку требует создания файлов в одной форме, их преобразования в другие формы, а также обязательного пользования тэгами. В силу этих причин здесь может храниться информация, не тре-

бующая частого обновления, например, комментарии и иллюстрации к лекциям, вопросы к контрольным занятиям, списки рекомендуемой литературы, указания на ошибки, встречающиеся в учебных пособиях. Такова страница, размещенная по адресу: http://auditoriia.narod.ru. Ссылка на неё расположена на первой же странице блога ЖЖ — «О размещении информации». Достоинством Web-страниц, создаваемых в пагс^, является очень удачная форма статистики посещений, которая позволяет отслеживать динамику обращений к сайту в течение всего календарного года и корректировать содержимое блога в контексте комментариев, оставляемых заинтересованными читателями. Так, анализ динамики посещений сайта http://auditoriia.narod.ru., созданного В. П. Андреевым в феврале 2007 г., показал, что популярность сайта в 2008 г. заметно возросла по отношению к таковой в 2007 г.

Очень важным моментом работы в Интернете является культура поддержания блога. Преподаватель должен заботиться о том, чтобы лента информации не утрачивала своей привлекательности, регулярно обнов -лялась. Очень важно не просто обновлять число набранных баллов напротив фамилий студентов в списках групп, но и расставлять фамилии, согласно набранным баллам. Старая, утратившая значение информация, должно своевременно удаляться со страниц блога. Исключение должны составлять сведения о студентах, проходивших обучение, но не выполнивших учебную программу дисциплины. Этот род информации хранится до погашения академических задолженностей.

Можно подвести итоги. Личный информационный блог (интернет-страница) преподавателя должен (может) содержать следующую информацию:

1) объявления о возможных изменениях в расписании и времени отработок занятий, пропущенных по уважительным причинам;

2) принципы оценки знаний на основе применения рейтинговой системы;

3) информацию, необходимую для подготовки к тестированию, например, в виде таблиц ключевых слов;

4) списки тем реферативных работ или дополнительных заданий, выполнение которых позволит студенту повысить показатель успеваемости;

5) вопросы для подготовки к зачетам и (или) экзаменам;

6) списки учебной литературы;

7) показатели текущей успеваемости студентов в виде регулярно обновляемых турнирных таблиц;

8) сведения о студентах, не выполнивших какие-либо элементы учебной программы;

9) рисунки, фотографии и иные материалы, привлекающие внимание студентов к данной конкретной учебной дисциплине, побуждающие к выполнению квалификацион -ной работы по её материалам;

10) любая другая информация, необходимая для оптимизации преподавания дисциплины.

Авторы благодарят создателей программы «Информационные и коммуникационные технологии в реализации гуманитарных технологий», материалы которой были использованы при создании Web-страницы http:// phvtophvsiolog.livejournal.com/ и работе над данной статьёй.

Литература

1. Гуляев И. А. ЖЖ. Живой журнал. Просто как дважды два. М.: Яуза, 2008.

2. Андреев В. П., Марков А. Г., Дубенская Г. И., Сороколетова Е Ф. Биология: Толковый словарь с английскими эквивалентами/ Под общ. ред. В. П. Соломина и В. П. Андреева. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.

3. БраунМ, Хаткатт Д. ЫТМЪ 3. 2 в подлиннике / Пер. с англ. СПб.: BNV — Санкт-Петербург, 1998.

4. Бнбек А., Смит Б. Создание Web-страниц для «чайников» / Пер. с англ. 7-е изд. М.: Издательский дом «Вильямс», 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.