Никитин А.В. ©
Кандидат педагогических наук, кафедра теории и методики обучения физике и информатике, Волгоградский государственный социально-педагогический университет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И СЕРВИСОВ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье рассматриваются общие вопросы использования социальных сетей и сервисов в учебно-исследовательской деятельности.
Ключевые слова: сеть, социальная сеть, сетевые технологии, обучение с использованием возможностей сетевых технологий
Keywords: network, social network, network Technologies, training with using network technology opportunities
В условиях информационного общества, характеризующихся стремительным развитием информационных и педагогических технологий, интенсификацией информационных процессов, сетевые технологии обладают потенциалом в повышении эффективности образовательного пространства, организации социально значимых образовательных и научно-методических проектов.
Термин «сеть» определяет собой способ коммуникации между людьми, основной целью которого является упрощение возможностей общения и улучшение его качества. В зависимости от уровня развития технологий появляются и получают распространение различные разновидности коммуникационных сетей: почтовая сеть, телеграфная сеть, сеть Интернет.
Сеть представляет собой систему, состоящую из равноправных узлов, объединенных горизонтальными связями. Необходимым условием существования сети является распределенный тип связи между узлами, т.е. каждый узел в конкретный момент времени связан с любым узлом системы [5].
По мнению Г.В. Градосельской, сеть представляет собой объединение трех составляющих: совокупность позиций, отношение между позициями, потоки ресурсов [1].
Социальная сеть социальная структура, состоящая из множества агентов (субъектов индивидуальных или коллективных, например индивидов, семей, групп, организаций) и определенного на нем множества отношений (совокупности связей между агентами, например: знакомство, дружба, сотрудничество, коммуникации). Социальные сети способствуют, во первых, организации социальных коммуникаций между людьми и, во вторых, реализации их базовых социальных потребностей [2].
Социальные сети предоставляют пользователю возможность построить контент в информационной ленте, события и пр. в структурированном, персонифицированном виде. Это означает, что пользователь самостоятельно отбирает ту информацию, которая входит в его круг доверия или представляет для него интерес. Сетевой сервис запоминает события, происходившие с аккаунтом участника социальной сети (предпочитаемая информация, местоположение и пр.) и подстраивает информационную среду под пользователя. Создаются своеобразные зоны ближайшей информационной среды. Данные зоны позволяют получать информацию, соответствующую интересам пользователя с привязкой к географическому местоположению, например, о друзьях, находящихся поблизости, или о достопримечательностях, расположенных по пути следования.
В работах Л. Барбаши и Д. Уотта отмечается, что в социальной сети создаются и функционируют «центры притяжения», которые являются площадками для реализации интересов участников сети. Эти центры активно функционируют в зависимости от потребности, в результате которой они появились. Благодаря таким центрам сокращается расстояние между участниками социальной сети.
Расстояние в социальной сети между ее участниками определяется виртуальной географией оно связанно с мобильностью развивающегося информационного пространства. Возможность работы в социальной сети определяется для пользователя не географическим положением, а технической оснащенностью и социальным статусом. Время соединения между двумя объектами виртуального
© Никитин А.В., 2013 г.
пространства может считаться способом измерения «расстояния» между участниками социальной сети [10].
И.Н. Розина отмечает, что можно разделить сетевые технологии по двум параметрам: местонахождение пользователя в момент осуществления коммуникации; пространство и время. Одно время / одно местонахождение (локальные сетевые программы). Одно время / разное местонахождение (синхронные технологии, совместная работа над документом, видеоконференции). Разное время /одно местонахождение (интерактивные технологии, гостевые книги, формы-анкеты). Разное время / разное местонахождение (асинхронные технологии) электронная почта, рассылка, телеконференция [7].
К особенности коммуникативного процесса посредством сетевых технологий можно отнести и разделение на передачу сообщений одному конкретному получателю (электронная почта, ICQ) или нескольким участникам коммуникативного процесса, как заинтересованным в данной информации, так и случайным, заранее не идентифицированным пользователям (списки рассылки, чаты, форумы) [7].
Современная сетевая коммуникация обладает рядом характерных особенностей, такими как виртуальность, интерактивность, гипертекстуальность, глобальность, креативность, анонимность и мозаичность [6]. Благодаря данным характеристикам коммуникативная среда обладает возможностями избирательного использования информации, позволяет пользователю моделировать коммуникативное пространство «под себя».
Отбирая контент для своей страницы в социальной сети, пользователь формирует собственный гипертекст, со ссылками на источники и собственными комментариями к ним. Это обстоятельство обуславливает значение гипертекста как эффективного и адекватного современному состоянию общества инструмента познания и организации мыслительного процесса учащихся [9, 70].
На современном этапе развития информационного общества многие исследователи (Бреер В.В., Сарнов Д., Briscoe B. и др.) рассматривают также понятие «ценность социальной сети». Эта ценность растет по мере увеличения количества участников социальной сети и взаимосвязей между ними.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что весьма перспективным средством совершенствования организации учебного процесса в современных условиях является обеспечение взаимодействия будущих учителей через совместную сетевую деятельность. В процессе такой деятельности активно протекают процессы познания и освоения необходимого в современных условиях личностного опыта. Можно определить эту деятельность как учебную деятельность в сетевом сообществе, в котором реализуется профессиональная подготовка будущих учителей. Применение на практике такого подхода к обучению будущих учителей позволит вести речь о реализации компонентов именно профессионального образования, освоении опыта решения педагогических задач, становлении и развитии профессиональной компетентности будущего учителя [8].
Подобные взгляды на обучение с использованием возможностей сетевых технологий отражают изменения в наших представлениях о содержании и методах образования, совершенно по-иному определяют образ учителя, его роль в образовательном процессе и задачи, которые приходится решать.
Организовать такое направление преподавания возможно при использовании социальных сетей и сервисов. Социальные сети позволяют будущему учителю погрузиться в совместную сетевую деятельность, которая в сочетании автономной и совместных форм, побуждает к взаимодействию, к поиску партнеров и способов сотрудничества в творческой и учебно-исследовательской деятельности, где активно протекают процессы познания и освоения необходимого в современных условиях личностного опыта. Социальная сеть насыщена большим количеством реализуемых проектов, мероприятий различной направленности, затрагивающих интересы будущего учителя. Используя социальные сети, будущий учитель сможет самостоятельно проводить оптимальный выбор задач для совместного участия или разработки собственного уникального проекта.
Сегодня сетевые технологии уже активно используются в качестве дидактического инструмента учителями физики, биологии, географии, истории, иностранных языков. Важнейшее свойство этих технологий - интегративность: учитель информатики является центром процесса информатизации образования, методическим руководителем всех учителей в разработке и использовании программ учебного назначения. Акцент направлен на изучение информационных процессов в природе и обществе, на применение компьютерных технологий в учебной деятельности [4].
Применение сетевых технологий позволяет активизировать процессы восприятия, мышления, внимание учащихся. Они предоставляют большие возможности для реализации принципа активности учащихся в учебном процессе, способствуют воспитанию личности, умеющей решать коммуникативные задачи в различных сферах человеческой деятельности [3, 20].
Участники сетевых проектов получают возможность обучаться в «реальных» условиях, отличных от искусственно смоделированных, «стерильных» условий учебных учреждений. Обучение, построенное по такому принципу, позволит одновременно осваивать социальные нормы и культурные ценности общества и реализовывать проекты, способствующие саморазвитию и самореализации в информационном обществе. Это позволит будущему учителю:
• реализовать себя в качестве участника сетевых проектов различной направленности;
• решать нестандартные задачи исследовательского характера;
• осуществлять самостоятельный выбор проблемы исследования;
• самостоятельно выбирать способы решения, проверять и реализовывать возникающие идеи;
• осознавать собственные индивидуальные возможности;
• объединить учебную деятельность и ответственность за ее результаты.
Литература
1. Градосельская Г.В. Сетевые измерения в социологии: учебное пособие под ред. Г.С. Батыгина.- М.: 2004.
2. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.- Физматлит.- 2010.- 228 с.
3. Земляков Д.В., Иванов Е.В., Коротков А.М. Формирование у учащихся опыта исследовательской деятельности в процессе создания сетевых виртуальных музеев // Гуманитарные науки и образование.-2011. № 4. С. 18-20
4. Коротков А.М. Никитин А.В. Информация и информационные процессы: методические особенности изучения базовых понятий школьного курса информатики // Педагогическая информатика. 2005. №5. С. 13-22.
5. Лещенко А.М. Социальные сети как механизм конструирования коммуникации в современном обществе: дис. ... канд. филос. Наук / Лещенко Александр Михайлович.- Пятигорск, 2011.- 158 с.
6. Михайлов В.А., Михайлов С.В. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. науч. Тр. - СПб.: Изд-во СПбГПУ.- 2004. С. 34-52.
7. Розина И.Н. Теория и практика компьютерно-опосредованной коммуникации в России: состояние и перспективы. - Ростов на Дону: ИУБиП.-2002.
8. Сергеев А. Н. Теоретические основы и технологии обучения в сетевых сообществах Интернета: Монография. Волгоград: Перемена, 2010. 255 с.
9. Штыров А.В. Формирование умения чтения гипертекстов у студентов исторического факультета педагогического вуза как средство развития информационной компетентности будущих преподавателей истории. // Грани познания. - 2012. № 5(19). С. 70-75.
10. Cheswick B., Burch H., Branigan S. Mapping and Visualizing the Internet. Proceedings of the Usenix Annual Technical Conference, 2000.