Научная статья на тему 'Использование социального сервиса подкастов в обучении иностранным языкам'

Использование социального сервиса подкастов в обучении иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА ПОДКАСТИНГА / ПОДКАСТ / РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ И ГОВОРЕНИЯ / ЭТАПЫ РАБОТЫ С ПОДКАСТАМИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / A PODCASTING SYSTEM / PODCAST / DEVELOPMENT OF AUDING AND TALKING SKILLS / STAGES OF WORKING WITH PODCASTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Протазанова Наталья Геннадьевна

В статье приводится методика использования системы подкастов в обучении иностранным языкам, раскрывается понятие подкастинга, анализируются возможности такого социального сервиса с точки зрения развития основных видов речевой деятельности, даются рекомендации по работе с подкастами, предлагается их примерное предметное содержание, а также рассматриваются особенности социального сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of Podcast Social Service in Teaching Foreign Languages

The article is devoted to the use of the podcast social service in a foreign language teaching. The definition of the term «podcasting» is given here. The resources of this social service are analysed from the perspective of the development of the main speech activities and the recommendations for the work with podcasts are given, the approximate content area is proposed, and the features of this social service are considered.

Текст научной работы на тему «Использование социального сервиса подкастов в обучении иностранным языкам»

УДК 37.0

Н. Г. Протазанова

Использование социального сервиса подкастов в обучении иностранным языкам

В статье приводится методика использования системы подкастов в обучении иностранным языкам, раскрывается понятие подкастинга, анализируются возможности такого социального сервиса с точки зрения развития основных видов речевой деятельности, даются рекомендации по работе с подкастами, предлагается их примерное предметное содержание, а также рассматриваются особенности социального сервиса.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, система подкастинга, подкаст, развитие умений аудирования и говорения, этапы работы с подкастами.

N. G. Protazanova

Use of Podcast Social Service in Teaching Foreign Languages

The article is devoted to the use of the podcast social service in a foreign language teaching. The definition of the term «podcast-ing» is given here. The resources of this social service are analysed from the perspective of the development of the main speech activities and the recommendations for the work with podcasts are given, the approximate content area is proposed, and the features of this social service are considered.

Key words: information and communication technologies, a podcasting system, podcast, development of auding and talking skills, stages of working with podcasts.

В последнее время для обработки, передачи и хранения информации стали активно использоваться коммуникационные системы. Интернет как безграничное пространство для развития ИКТ постепенно проникает во все даже самые отдаленные уголки нашей огромной страны. Так, согласно статистике за 2010 г., к активным пользователям глобальной сети можно причислить более 60 млн. жителей России (а это около 45 % всего населения РФ). За последние 10 лет число интернет-пользователей в нашей стране выросло на 56 млн. человек [1]. В таких условиях информационная компетентность становится просто необходимой для успешного построения как личных, так и профессиональных отношений. Особо чувствительной к миру активно развивающихся информационно-коммуникационных технологий является сфера образования. В России процесс массовой компьютеризации образования был запущен еще вместе с подписанием Болонской декларации, и на данный момент проблем с техническим оборудованием высших образовательных учреждений практически не осталось. Почти все вузы страны оснащены компьютерными классами с доступом к сети Интернет. Однако до сих пор остается нерешенной проблема дефицита методических разработок по использованию многочисленных сервисов глобальной сети в

обучении. В первую очередь, это касается обучения иностранным языкам, поскольку языки, подобно живым организмам, постоянно развиваются и совершенствуются. И именно при обучении иностранным языкам особо важным представляется следование диктату современного меняющегося мира.

В этой статье рассмотрим использование одного из социальных сервисов сети Интернет, системы подкастов в обучении иностранным языкам. Термин Podcasting произошел от соединения двух слов: iPod - названия популярного mp3-плеера - и broadcasting, что в переводе с английского означает «широковещание». Это новый способ передачи информации (подкастов) посредством сети Интернет [2]. Основным отличием подкастов от радио и телевидения является то, что их можно прослушивать и просматривать не в прямом эфире, а в удобное для пользователя время.

Для работы с директорией подкастов нужно пройти регистрацию и следовать инструкциям, представленным на сайте. Для полноформатного функционирования системы необходимо также иметь специальное программное обеспечение, которое можно бесплатно загрузить в Интернете. Наиболее легкой в использовании является программа iTunes. После ее установки можно под-

© Протазанова Н. Г., 2011

писаться на подкаст-каналы по заданной тематике. Представленные в директории подкасты могут быть как аутентичными (наиболее популярными в рейтинге являются выпуски новостных программ теле- и радиоканалов), так и учебными. Учащиеся на занятиях могут не только прослушивать или просматривать, но и создавать свои собственные подкасты. Таким образом, система подкастов может применяться для развития умений аудирования и говорения.

Что касается аудирования, то здесь вполне применима обычная схема работы с аудио- и видео-материалами (разработка и включение упражнений на этапе перед прослушиванием/просмотром подкаста, тестовые задания во время прослушивания/просмотра и упражнения после прослушивания/просмотра). Но безусловным преимуществом в таком случае будет являться наличие огромного спектра аутентичных материалов по выбранной теме, которые не нужно часами искать в Интернете или электронной библиотеке. Стоит лишь подписаться на тот или иной топик, и вам регулярно будут поступать новые материалы, отобранные программой по заданным критериям.

Основную же роль использование подкастов играет в развитии умений монологической речи. Учащиеся, в зависимости от уровня обученности, готовят сообщение на иностранном языке по выбранной тематике длительностью звучания от 5 до 15 минут.

На I курсе обучения в качестве тем сообщений можно предложить следующие: Моя семья. Семейные традиции в России и за рубежом. Досуг и увлечения студентов в России и стране ИЯ. Мой вуз и факультет. Мой дом/квартира. Времена года, погода в России и стране ИЯ. Спорт. Город, основные достопримечательности родного города. Столицы стран ИЯ.

На II курсе это могут быть такие темы: Университет, студенческая жизнь. Мир профессий, выбор профессии. Покупки. Система медицинского обслуживания в России и за рубежом. Посещение театра, кино. Виды транспорта. Путешествия. Праздники в России и странах ИЯ.

На III курсе предметное содержание подкас-тов может быть следующим: Посещение спектакля, кинофильма. Изобразительное искусство в России и странах ИЯ. Выдающиеся деятели искусства России и Европы. Система школьного образования в России и за рубежом. Человек и природа.

На IV курсе обучения можно предложить учащимся для составления подкастов следующие темы: Система высшего образования в России и странах ИЯ. Музыка, музыкальные исполнители. Проблемы молодежи. Современная жизнь в России и странах ИЯ.

На V курсе составлять подкасты можно на основе следующих тем: Экологические проблемы и охрана окружающей среды. Молодежь в современном мире. Общественно-политическая жизнь в европейских странах.

Схема записи и размещения сообщений довольна проста. На подкаст-терминале (сайте с подкастами) преподавателем создается общая страница для группы учащихся (визитная карточка), где дается краткая характеристика студентов (возраст, страна проживания, образование, уровень владения языком) и объясняется задание. С помощью специальной программы на сайте учащиеся могут записать аудиофайлы, которые будут доступны всем пользователям этого сервиса. Безусловно, этот фактор будет являться мотивирующим для студентов. Учащиеся будут с большей ответственностью подходить к выполнению заданий, зная, что их подкаст будет располагаться в свободном доступе в Интернете. Отличительной особенностью работы с подкас-тами является возможность многократной записи файла, что значительно снижает уровень напряженности учащихся и позволяет доводить сообщения до совершенства. Лишь окончательный вариант записи с учетом правок преподавателя размещается на сайте. Записанные аудиофайлы можно сопроводить личными комментариями, пояснениями, сообщениями по теме и даже иллюстрациями. Таким образом, у учащихся при работе с социальным сервисом будут развиваться и умения письменной речи.

Как мы видим, система подкастинга является многофункциональной, с ее помощью при обучении иностранным языкам можно развивать несколько видов речевой деятельности: умения монологической речи, аудирования, письменной речи. В процессе работы с подкастами студенты учатся целенаправленно слушать текст, выделять его тему и основную идею, делить текст на логические части, сравнивать аудиотексты по разным параметрам, выражать свое понимание текста в разных формах, анализировать содержание текста и выражать собственное мнение об услышанном. Также при работе с этим социальным сервисом у учащихся развиваются следующие умения монологической речи: воспроизводить

96

Н. Г. Протазанова

содержание прослушанного текста с учетом различных коммуникативных задач, высказывать и аргументировать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, делать выводы, давать оценку полученной информации.

Для формирования этих умений можно использовать целый ряд упражнений. В первую очередь это составление рассказа на заданную тему, например, «Прогулка по родному городу». Поставьте перед учащимися задачу выступить в роли делегатов от своей страны на международной арене (в глобальной сети) и как можно ярче представить родной город на иностранном языке. В качестве подготовительного этапа к составлению рассказа можно использовать просмотр заранее отобранного видеоподкаста, который мог бы служить студентам образцом при выполнении задания. Это может быть небольшой рассказ или репортаж о европейском городе от носителя языка. Предложите учащимся составить план прослушанного текста, выделить его смысловые части и озаглавить. Подробней остановитесь на трактовке встретившихся в ролике реалий. Дайте возможность учащимся самостоятельно их объяснить.

Среди упражнений для обучения монологической речи можно использовать и пересказ по плану, по которому студенты смогут потом составить сообщение о своем городе. Завершающим этапом работы с подкастами является представление и коллективное обсуждение записанных аудиофайлов. По прослушиванию рассказов о родном городе можно попросить ребят передать содержимое сообщений друг друга несколькими фразами и обосновать собственное сужде-

ние или отношение к ним. Дайте ученикам задание сравнить русский и европейский города. Такие упражнения будут способствовать развитию у студентов умений неподготовленной монологической речи.

Умения, формируемые при работе с подкас-тами, полностью соответствуют основным требованиям к уровню развития видов речевой деятельности у студентов языковых вузов. Необходимо также отметить, что в ходе работы с интернациональным социальным сервисом студенты не только учатся говорению, аудированию, письму и чтению на иностранном языке, но еще и учатся сравнивать, интерпретировать культурные и языковые особенности родной и зарубежных стран, учатся критически мыслить, быть толерантными по отношению к другим народам и национальностям, быть посредниками между культурами. Таким образом, интеграция системы подкастов в учебный процесс способствует формированию не только коммуникативной, но и межкультурной компетенции, что и является основной целью обучения иностранным языкам. Поэтому вполне рациональным и оправданным, на наш взгляд, будет регулярное использование подкастов в обучении иностранным языкам.

Библиографический список:

1. Internet World Stats [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.internetworldstats. com/europa2.htm, 08.02.2011.

2. Russian Podcasting [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rpod.ru/about.htm, 08.02.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.