Научная статья на тему 'Использование смешанного обучения на уроках русского языка и литературы в средней школе'

Использование смешанного обучения на уроках русского языка и литературы в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2657
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА / ВЕБ 2.0 / УЧЕБНЫЙ БЛОГ / ОБЛАКО ТЕГОВ / ГУГЛ-ДИСК / BLENDED LEARNING / RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE / WEB 2.0 / BLOG / TAG CLOUDS / GOOGLE DRIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сакадынец Ольга Викторовна, Купряшова Светлана Валентиновна, Зайцева Лариса Витальевна

Развитие информационных технологий в современном мире создаёт условия изменения парадигмы образования и обуславливает предпосылки внедрения в учебный процесс новых форм и методов обучения с использованием э-среды. Смешанное обучение одна из форм электронного обучения в процессе образования, основанная на применении интернет-технологий. В статье описываются методы и приемы проведения уроков русского языка и литературы в средней школе с применением Web 2.0 технологий, анализируются методические преимущества смешанного обучения, а также приводятся результаты анкетирования учащихся для определения учебной мотивации при такой форме обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rapid growth of information technologies in the modern world imposes new requirements to educational process at school. One of the tendencies is the introduction of the new forms of e-learning environments such as blended learning in the educational process. The paper studies some methods and techniques of conducting lessons of Russian language and literature using Web 2.0 technologies. Advantages of blended learning are analyzed as well as the results of survey to identify students' learning motivation in education using the blended learning courses are described.

Текст научной работы на тему «Использование смешанного обучения на уроках русского языка и литературы в средней школе»

Использование смешанного обучения на уроках русского языка и литературы в средней школе

Сакадынец Ольга Викторовна, докторант, м.пед.н., факультет естественных и инженерных наук, Лиепайский университет, ул.Лиела, 14, г. Лиепая, ЬУ-3417,Латвия, зам. директора по вопросам информатики, Лиепайская 7 средняя школа, ул. Целму, 6, г. Лиепая, ЬУ-3417, Латвия (371) 29741064 olgal7vsk@inbox.lv

Купряшова Светлана Валентиновна учитель русского языка и литературы, м.пед.н., Лиепайская 7 средняя школа, ул. Целму, 6, г. Лиепая, ЬУ-3417, Латвия (371) 26085294 kupiashovasvetlana@inbox.lv

Зайцева Лариса Витальевна, профессор, д.инж.н., кафедра программной инженерии,

Рижский технический университет, ул. Сетас, 1, г. Рига, ЬУ-1048, Латвия, (371)767089522 Larisa.Zaiceva@rtu.lv

Аннотация

Развитие информационных технологий в современном мире создаёт условия изменения парадигмы образования и обуславливает предпосылки внедрения в учебный процесс новых форм и методов обучения с использованием э-среды. Смешанное обучение - одна из форм электронного обучения в процессе образования, основанная на применении интернет-технологий. В статье описываются методы и приемы проведения уроков русского языка и литературы в средней школе с применением Web 2.0 технологий, анализируются методические преимущества смешанного обучения, а также приводятся результаты анкетирования учащихся для определения учебной мотивации при такой форме обучения.

Rapid growth of information technologies in the modern world imposes new requirements to educational process at school. One of the tendencies is the introduction of the new forms of e-learning environments such as blended learning in the educational process. The paper studies some methods and techniques of conducting lessons of Russian language and literature using Web 2.0 technologies. Advantages of blended learning are analyzed as well as the results of survey to identify students' learning motivation in education using the blended learning courses are described.

Ключевые слова

смешанное обучение, русский язык и литература, веб 2.0, учебный блог, облако тегов, гугл-диск

blended learning, russian language and literature, web 2.0, blog, tag clouds, Google drive

Введение

В настоящее время высокая динамика развития информационных процессов формирует новые требования к образовательному процессу в школе. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Влияние внешних факторов на школу требует появления новой парадигмы образования и как следствие этого внедрения в учебный процесс информационных технологий (ИТ) с использованием электронных сред (э-сред).

Современное образование невозможно представить без информационных технологий. В понятии традиционного обучения закрепляются такие инструменты, как электронные курсы, электронные библиотеки, новейшие средства обучения и технологии передачи знаний. Меняются устоявшиеся подходы и методики и, самое главное, меняются потребности современных учеников. Современный ребенок живет в мире электронной культуры, представляющей собой совокупность результатов творчества и коммуникации людей в условиях внедрения ИТ-инноваций, характеризующихся созданием единого информационного пространства, виртуальной формой выражения, дистанционной технологией, либеральностью контента [1]. Очевидно, что не реагировать на эти перемены нельзя. В условиях развития современного информационного общества эти изменения вполне естественны, и введение инноваций в образование — это необходимый процесс.

Одной из основных задач образования, по версии ЮНЕСКО, является развитие способности ориентированного на будущее мышления. «Всемирная конференция ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития», проходившая в Бонне (Германия) в 2009 году с целью обсуждения приоритетных направлений в области образования, декларирует направление на создание технических средств, рекомендаций и стратегий для перехода учителей к комбинированным формам обучения. Такие формы обучения и применение ИТ на уроках могут повысить эффективность обучения, обеспечить формирование у учащегося навыков критического мышления и решения проблем, умение применять аналитический подход и умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, уверенности в своей способности найти выход из неопределенных и трудных ситуаций [2].

Опираясь на декларации ЮНЕСКО, правительство Латвийской Республики в документе "Основные направления развития науки, технологий и инноваций на 20142020 годы" выдвинуло один из семи приоритетов - современная и соответствующая требованиям будущего рынка труда система образования, опирающаяся на применение ИТ, которая обеспечивает развитие креативного мышления на всех уровнях образовательного процесса [3]. Там же отмечается, что долгосрочными приоритетными направлениями деятельности являются: доступность образования и изменения в организации учебного процесса, школа как центр социальных сетей, контекстное образование и изменение профессии учителя, э-школа и использование информационных технологий, обучение на протяжении всей жизни.

Таким образом, сегодня в традиционную схему «учитель-ученик-учебник» вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение. Компьютер на уроках в современной школе не является чем-то новым - учителя активно включают в ход урока презентации, пользуются инструментами интерактивной доски, применяют интернет-технологии и электронные среды. С внедрением в учебный процесс информационных технологий, меняется и роль учителя, который становится координатором информационного потока, владеющий современными методиками и новыми образовательными технологиями. Умение организовать профессиональную деятельность в условиях электронной

образовательной среды - одна из новых компетенций педагога при построении учебного процесса в современной школе.

С появлением новых технологий возникает потребность в специальных компетенциях в сфере образования и обучения. Сегодня доступны огромные объемы данных, а новые технологии позволяют получать знания в любое время и в любом месте [2]. Использование в учебном процесс э-сред, онлайновых предметных ресурсов, Web 2.0 и облачных технологий - это приемы внедрения в учебный процесс электронного обучения. Применение таких форм и методик обучения меняет принципы организации образовательного процесса, создавая условия для реализации гибкого персонализированного обучения.

В соответствии с современными приоритетными направлениями в образовании Латвии в организации учебного процесса все чаще используeтся э-обучение. Такой вид обучения достаточно давно активно применяется преимущественно в вузах Латвии в виде электронных учебных сред, в основном на базе системы Moodle, предлагая учебные материалы, как студентам, обучающимся дистанционно, так и студентам дневного обучения [4,5]. Однако, применение в школьном образовании элементов смешанного обучения в Латвии явление новое и малоизученное. Наиболее эффективным использованием э-среды и интернет-технологий на уроке, на наш взгляд, является применение в процессе образования такой формы, как смешанное обучение, т.е. сочетание традиционного обучения с элементами э-среды.

Поэтому цель настоящей работы - на основе педагогической деятельности по применению смешанного обучения в учебном процессе школы описать методы и приемы проведения уроков с использованием Web 2.0 технологий на примере изучения русского языка и литературы, а также определить учебную мотивацию учащихся при смешанной форме обучения.

Смешанное обучение - одна из форм учебного процесса

Термин «смешанное обучение» начал широко использоваться в методах обучения после публикации в 2006 году Бонком и Грэмом книги «Справочник смешанного обучения», в которой смешанное обучение определяется как система гармоничного взаимодействия очного (ГаБеЧоГаБе) и дистанционного учебного процесса [6].

Существуют различные определения смешанного обучения. Так, Хорн и Стакер определяют смешанное обучение, как формальные учебные программы, в рамках которых учащиеся как минимум частично обучаются в электронном, онлайновом формате, и при этом присутствуют некоторые элементы контроля над сроками, ходом и темпом обучения; частично же обучение происходит очно, вне дома обучающихся. В таком обучении используются разные модели, чтобы обеспечить в итоге интегрированный учебный опыт [7]. Бонк и Грэм под смешанным обучением понимают интеграцию электронного и традиционного обучения, которой присуща системность и педагогическая ценность [8]. Примерно такое же определение приводится и в работе [9]: смешанное обучение - это форма обучения, при которой обучение проводится как в традиционной очной форме, так и с использованием технологий дистанционного обучения. Наиболее ёмким и лаконичным представляется следующее определение. Смешанное обучение - модель, построенная на основе интеграции и взаимного дополнения технологий традиционного и электронного обучения, предполагающая замещение части традиционных учебных занятий различными видами учебного взаимодействия в электронной среде [10].

Процентное соотношение составляющих компонентов смешанного обучения зависит от различных факторов: возраст и подготовка учащихся, предмет обучения, квалификация и компетентность учителя и др. Обычно э-обучение составляет от 30 до 79% учебного времени [11].

При смешанном обучении учитель по-прежнему остается в центре образовательного процесса, но с помощью новых методик и технологических средств он делает образовательный процес более интересным и эффективным. Здесь педагог выступает в роли консультанта, который помогает учащимся анализировать возникающие проблемы и находить пути их решения. С другой стороны такая форма обучения очень полезна для учащихся, т.к. создаются условия для активной деятельности ученика, стимулируется привычка к самообучению, появляются навыки поиска информации, формируется способность к непрерывному образованию, расширяются интеллектуальные способности и т.п. [9,12].

Впервые метод смешанного обучения был внедрен в американских высших учебных заведениях, позднее в школах. Так, в 2009 году технологии смешанного обучения были доступны трем миллионам американских школьников, а к 2019 году планируется проводить с применением онлайн-методов около 50% всех уроков [7]. В школах других стран процесс внедрения смешанного обучения происходит не столь активно. В России данная форма обучения школьников успешно используется во многих городах [9,12,13]. Однако анализ исследований свидетельствует о недостаточности изученности методологических оснований данной технологии, представленности методического плана ее использования [9].

Использование WEB 2.0 технологий для смешанного обучения на уроках русского языка и литературы

Для внедрения в учебный процесс смешанного обучения были выбраны Web 2.0 технологии, т.к. эти средства наиболее доступны и просты в использовании педагогами общеобразовательных школ для проведения уроков. В данном случае педагог не зависит от администрирования э-систем обучения, что облегчает процесс создания электронных учебных материалов и внедрения методик смешанного обучения.

Web 2.0 — методика проектирования систем, которые путём учёта сетевых взаимодействий становятся тем лучше, полнее, чем больше людей ими пользуются. Особенностью Web 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала - привлечение коллективного разума [14,15]. Более широкое определение предполагает, что Web 2.0 технологии являются мировым поколением World Wide Web интернет-технологий и приложений (вики, блоги, документы Google, социальные сети и др.), где интернет-пользователи могут создавать и редактировать, а также сотрудничать в веб-контенте с помощью синхронных и асинхронных инструментов [16]. Гибкость и относительная легкость в использовании многих Web 2.0 инструментов, особенно применённая комплексно, представляет большие возможности для содействия сотрудничеству (учитель -ученик, ученик - ученик) при смешанной форме обучения.

Реализация э-среды для смешанного обучения на уроках русского языка и литературы осуществлялась с применением следующих Web 2.0 технологий: учебный блог, Google-диск (документы, слайды), облако тегов.

Блог - это один из самых популярных видов социальной коммуникации. Традиционный блог представляет собой веб-сайт, основным содержанием которого являются регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Блоги, применяемые в образовании, получили название учебных блогов (edublog),

потенциал которых могут использовать технологически обученные педагоги [17]. Создание педагогом учебного блога, изначально предполагающего наличие функции получения отзыва на сообщение, комментирование, создание интернет-опроса и гипертекстовой навигации, позволяет применять его в качестве инструмента обучения и решения различных образовательных задач [18,19].

В Лиепайской 7 средней школе был создан учебный блог учителя русского языка и литературы «Мир русской словесности», который применяется на уроках в 6, 8 и 12 классах (рис.1).

Рис. 1. Главная страница блога

Один из способов коммуникации и взаимодействия учителя с учениками посредством блога является размещение ссылок на исходный теоретический материал в интернете (гипертекстовая навигация). Именно такой метод формирования заданий был предложен ученикам 8 и 12 классов. Учащиеся должны были изучить заранее подготовленный учителем теоретический материал и, опираясь на полученные знания, выполнить учебные задания.

Так, ученики 12 класса, самостоятельно изучив теоретический материал по предложенным учителям ссылкам, создали буктрейлеры, которые были размещены на блоге учителя (рис.2).

Рис. 2. Ссылки в блоге на теоретический материал и на созданные учащимися

буктрейлеры

Образовательные возможности блога также позволяют учителю осуществить коммуникативный подход в обучении, суть которого заключается в том, что предлагаемые задания максимально приближены к тому, с чем человек сталкивается или будет сталкиваться в реальной жизни. Так, ученикам 12 класса было предложено

написать сочинение в виде комментария к статье учителя, выложенной на странице блога. Комментарии учащихся были также размещены в блоге учителя-предметника (рис.3).

Рис. 3. Сочинения в виде комментария

Подобные задания, позволяют учащимся приобретать опыт публично и открыто выражать свою точку зрения, знакомясь с работами одноклассников, учиться друг у друга; развивать свои коммуникативные и социальные компетенции.

Google-диск (документы, слайды). Технология обучения с использованием облачного офисного пакета Google-диск (документы) была применена при написании черновика к сочинению в 6 классе. Благодаря возможностям данной технологии, ученики могли не только создать собственные тексты, но и познакомиться с текстами своих одноклассников, вступить в мысленный диалог с ними, воспользоваться наиболее удачными речевыми конструкциями. Кроме того инструменты Google-документы позволили учащимся увидеть и самостоятельно исправить орфографические ошибки. Учитель же проверял и комментировал работы учащихся, разрабатывал классификацию ошибок и выделял их, чтобы ученики смогли самостоятельно продолжить исправление ошибок. Такой подход позволяет более продуктивно работать над черновиком сочинения, что, несомненно, позитивно влияет на формирование умений и навыков учащихся письменно излагать свои мысли и чувства (рис. 4, 5).

В 8 классе учащимся было предложено задание создать общую презентацию (Google-диск - слайды), используя определённые стили речи, при этом ссылки на интернет-источники для создания презентации, размещались в блоге учителя. Ученики были разделены на группы, каждая из которых должна была создать несколько слайдов на заданную тему в определённом стиле речи (научном, публицистическом и разговорном). Подобная форма работы помогает формировать навыки совместной деятельности, т.е. работы в команде, развивает творческое мышление учащихся, умение ориентироваться в потоке информации, отбирая самое необходимое, и формирует навыки критического мышления. Пример созданного учениками слайда показан на рисунке 6.

Рис. 4. Задание для учащихся

Ксения Д.

Я хочу рассказать вам о книге Джона Бойна "Мальчик в полосатой пижаме". Первый раз я познакомилась с этой книгой на уроке литературы, когда классная руководительница начала читать нам это произведение. В начале сюжета, я даже и представить не могла, как все может обернуться!

Бруно девять лет, у него есть любимая мама, строгий отец и старшая сестра Гретель. Однажды Бруно приходит домой и видит, что горничная Мария с невероятной быстротой складывает его вещи в чемодан! Оказывается, что его отца повысили по званию, и он стал комендантом, поэтому им придётся переехать в другое место, в новый дом. Бруно не приходит в восторг от этой новости. Как же он покинет своих трёх лучших друзей на всю жизнь? Но его никто не спросил об эта«,..

Увидев свой новый дом - Аж-Высь, Бруно далеко не обрадовался: в нём не было столько этажей, как в доме в Берлине, он был старый, там кругом ходили солдаты и вели себя, как у себя дома. Н, у и наконец, самое противное - вокруг не было ни одного жилого дома, тем более детей! Бруно проживёт там целый год, познакомится с забавным мальчиком Шмуэлем, и узнает такие вещи, с которыми никому и никогда не стоит сталкиваться, особенно девятилетнему мальчику. Конечно, это случилось очень давно и,надеюсь, никогда больше не повторится, И любая трагедия выглядит страшнее, если в ней замешаны дети...

Мне запомнился момент в книге, когда наивный Бруно всего лишь хотел помочь найти отца ТПмуэяя Я думаю, что всем запомнился этот

Рис. 5. Пример сочинения

Международный день числа Пи

Как считают специалисты, это число было открыто вавилонскими магами. Оно использовалось при строитель стае знаменитой Вавилонской башни. Однако, недостаточно точное исчисление значения «Пи» привело к краху всего проекта. Возможно, что эта математическая константа лежала в основе строительства легендарного Храма царя Соломона.

Рис. 6. Фрагмент презентации учеников 8 класса

Облако тегов обычно применяется для описания тегов на веб-сайтах или представления неформатированного текста и представляет визуальное отображение

набора тегов, ключевые слова в котором отображаются более крупным шрифтом или цветом. При анализе сочинений с целью выявления наиболее важных ассоциаций учащихся по предложенной теме на уроках в 6 и 12 классах была применена «фолксономия», т.е. классификация, созданная пользователями [20]. Учащимся было предложено написать небольшие тексты на заданную тему и прислать их учителю в электронном виде. Учитель, обработав тексты сочинений учеников в программе, предназначенной для создания тегов, получал информацию о наиболее часто встречаемых и важных ассоциациях, связанных с данной темой.

Как инструмент, позволяющий идентифицировать ключ к теме урока, облако тегов было применено на уроке литературы в 6 классе. Применяя метод проблемной ситуации и визуально отображая информацию, учитель способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию творческих способностей и критического мышления (рис.7).

прилагательное

окончание, КОреНЬ, ЛиеПЭЯ,

причТнеь прилагательное,

день

приставка, ^сФта„г корень,

существительное, ___ пг.|.,._

гпагол. глагол, ПрИЧЭСТИе родной прилагательное, суффикс, """" Лиепая

прилагательное, оконч/н^ окончание, Л™ п

суффикс корень, Лиепая'

у т г ' , существительное,

рождения, причастие город,

Рис. 7. Ключевые слова по теме урока

Методология и результаты исследования

Исследование проводилось на базе Лиепайской 7 средней школы в течении 2014/2015 учебного года в 6, 8 и 12 классах при изучении родного языка и литературы. Одной из целей работы являлось определение учебной мотивации учащихся при проведении уроков в форме смешанного обучения с использованием Web 2.0 технологий.

Применение компьютерных и интернет-технологий на уроках изменяет поведение, эмоциональное отношение и мотивацию учащихся. Учебная мотивация -это проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения [21], включающая такие мотивы, как интересы, позитивное отношение, стремления и замыслы ожидания, что оказывает влияние на процесс обучения [22]. При этом стремление к достижению характеризует такие свойства личности, как настойчивость, старательность, ответственность, аккуратность [23].

Для определения учебной мотивации учащихся в освоении учебного материала с помощью Web 2.0 технологий ученикам предлагалось оценить ряд предложений-суждений, выявлявших их отношение к мотивам учения и достижения. Предлагаемая школьникам анкета включала 10 таких суждений.

1. При такой модели обучения я могу учиться лучше.

2. На уроке меня увлекло выполнение задания на компьютере.

3. Мне было интересно видеть работу других учеников.

4. Подобная форма работы позволяет мне проявлять свою индивидуальность и творческие способности.

5. Использование интернет технологий может улучшить успеваемость.

6. При выполнении данного задания я проявил старательность.

7. При выполнении данного задания я проявил настойчивость.

8. При выполнении данного задания я проявил самостоятельность.

9. При выполнении данного задания я проявил ответственность.

10. При выполнении данного задания я проявил желание и интерес.

Мотивы учения побуждают и направляют учебую деятельность школьника -

интерес, позитивное отношение, стремления и замыслы ожидания характеризуются суждениями анкеты 1-5, 10. Стремление к достижению определялось проявлением старательности, насточивости, самостоятельности, ответственности - предложения 69.

В анкетировании приняли участие учащиеся 6 класса (28 человек), 8 класса (14) и 12 класса (19 учеников), которым было предложено оценить суждения по пятибальной шкале Лайкерта: 1 - "Совершенно не согласен", 2 - "Частично не согласен", 3 - "Трудно сказать", 4 - "Частично согласен", 5 - "Полностью согласен".

При обработке результатов анкетирования, ответы каждого респондента суммировались. Таким образом, минимально возможная сумма - 10 баллов, максимально возможная - 50, при этом, набирая 30 баллов, учащийся выражал нейтральное отношение к урокам, проведенным с использованием Web 2.0 технологий. Полученные результаты (рис. 8) показывают, что подавляющее число учеников положительно оценивают использование смешанного обучения на уроках.

12

10

О--^-И^т—I^т—

Баллы 28-30 31-35

I 6 класс

I 8 класс

LI 12 класс

28-30 31-35 36-40 41-45 46-50

Рис. 8. Результаты анкетирования учащихся (набранные баллы)

Для статистической обработки данных применялись эмпирические методы исследования, для сравнения результатов 6, 8 и 12 классов применялся U критерий Манна-Уитни. Оценка учебной мотивации через отношение к учебному процессу с применением Web 2.0 технологий производилась исходя из того, что набрав от 31 до 50 баллов учащиеся были отнесены к мотивированным. Более 31 балла в 6 классе набрали 27 учеников (96,4%), в 8 классе - 14 учеников (100%) и в 12 классе - 16 учеников (84,2%). Числовые характеристики результатов анкетирования мотивационной оценки учащихся по классам представлены в таблице 1.

Таблица 1

Статистические результаты анкетирования учащихся

Статистические 6 класс 8 класс 12 класс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

параметры

Медиана 43,5 45,5 41,0

Среднее значение 42,2 42,9 39,6

Стандартное отклонение 5,2 5,8 5,7

Коэффициент вариации 12% 13% 15%

В результате анализа результатов анкетирования, можно сделать следующие выводы: среднеквадратичное отклонение в каждой выборке невелико, что показывает низкое рассеяние результатов опроса, т.е. учащиеся в каждом из анкетируемых классов достаточно едины в уровне учебной мотивации к обучению с использованием Web 2.0 технологий. Значение коэффициента вариации в каждой выборке меньше 17%. Это говорит о том, что совокупность данных результатов является абсолютно однородной.

Для определения достоверности совпадений и различий результатов анкетирования между выборками 6, 8 и 12 классов использовался непараметрический U-критерий Манна-Уитни, применение которого позволяет статистически сравнивать результаты исследований при небольшом количестве анкетируемых в выборках. Результаты статистической обработки показали, что полученные эмпирические величины U-критерия больше, чем Ukrit для всех сравниваемых выборок при уровне значимости p<0.05 (табл. 2).

Таблица 2

Статистические результаты Uemp и Ukrit Манна-Уитни

Классы Uemp Ukrit

6 и 8 классы 171,5 133

8 и 12 классы 83,5 78

6 и 12 классы 199 189

Таким образом, можно сделать вывод, что отсутствуют статистически достоверные различия между результатами анкетирования во всех выборках. Достоверные различия в показателях учебной мотивации учащихся 6, 8 и 12 классов не выявлены и не зависят от возраста и оценочной успеваемости. Учащиеся всех классов, принимавшие участие в анкетировании одинаково мотивированы в обучении с применением Web 2.0 технологий.

Заключение

Описаны возможности применения Web 2.0 технологий для смешанного обучения в учебном процессе школы, изложены методы и приемы проведения уроков русского языка и литературы, отвечающие современным требованиям о целях обучения, а также представлены результаты исследований по определению учебной мотивации учащихся при смешанной форме обучения.

По результатам проведенных исследований можно сделать следующие

выводы:

1) использование новых форм обучения с применением Web 2.0 технологий вызывает интерес учащихся и способствует формированию необходимых в 21 веке личностных, медиаобразовательных, коммуникативных, социальных и когнитивных компетенций. Кроме того данные методики приобщают учащихся уже со школьных

лет быть открытыми к использованию в своей дальнейшей жизни различных инновационных технологий;

2) внедрение таких форм и методов обучения, способствует формированию позитивного эмоционального отношения к учебному процессу, повышению учебной мотивации и уровню усвоения знаний;

3) отношение учащихся к использованию данных методик можно оценить как положительное, но учителю необходимо иметь в виду степень сформированности личностных особенностей и общий уровень культуры школьников.

Таким образом, внедрение в учебный процесс школы таких форм обучения с использованием электронных сред, как смешанное обучение, является весьма актуальным, но в современной школе пока применяется недостаточно широко. Приведенные решения и созданная инструментальная оболочка могут быть использованы для смешанного обучения по любой естественной и технической дисциплине, что открывает широкие возможности для сотрудничества.

Литература

1. Баева Л.В. Электронная культура: опыт философского анализа // Вопр. философии. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com content&task=view&id= 753&Itemid=52 (дата обращения: 14.02.2015).

2. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Среднесрочная стратегия на 2008-2013 гг. URL: http://unesdoc.unesco.org/ images/0019/001904/190434r.pdf (дата обращения: 25.02.2015).

3. Основные направления развития образования в 2014-2020 гг. URL: http://www.unesco.lv/lv/izglitiba/valdiba-apstiprinats-izglitibas-attistibas-pamatnostadnu-projekts-2014-2020-gadam/ (дата обращения: 14.04.2014).

4. Sukovskis U., Zaitseva L. Web-environment for engineering education // International Conference on Engineering Education and Research (iCEER): Proc. of International Conf. (Marrakesh, Morocco, July 1 - 5, 2013). - Marrakesh, 2013. - P. 162-169. ISBN 9789954909126.

5. McClellan J.H., Krudysz G. Concept-based Tutoring System for On-line Problem Centered Learning // International Conference on Engineering Education: Proc. of International Conf. (Turku, Finland, July 30 - August 3, 2012). - Turku, 2012. - Part 3. - P. 650-657. ISBN 978.-952-216-310-3.

6. Bonk C.J., Graham C.R. The Handbook of Blended Learning. Global Perspectives, Local Designs. Hardcover - December 30, 2005. URL:

http://www.google.lv/books?id=2u2TxK06PwUC&printsec=frontcover#v=onepage& q&f=false (дата обращения: 19.01.2015).

7. Horn, M.B., Staker H. The Rise of K-12 Blended learning. URL: http://www.christenseninstitute.org/wp-content/uploads/2013/04/The-rise-of-K-12-blended-learning.pdf (дата обращения: 02.02.2015).

8. Friesen N. Report: Defining Blended Learning. URL: http://www.learningspace.org/ (дата обращения: 14.01.2015).

9. Кравцов В.В., Савельева Н.Н., Черных Т.В. Смешанное обучение как ответ на вызовы современному образованию // Образовательные технологии и общество. - 2015. - Т. 18, №4. - С. 659-669. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/ ¡ournal.html (дата обращения: 14.03.2016).

10. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. - 2014. - №8. - С. 8-13.

11. Allen E., Seaman J., Garrett R. Blending In: The Extent and Promise of Blended Education in the United States. - I. Sloan-C™, 2007. - 35 p.

12. Литвинова Н.М., Сажнева Т.В., Баян Е.М. Смешанное обучение химии в школе: от теории к практике // Образовательные технологии и общество. - 2016. - Т. 19, №1. - С. 377-388. ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/ journal.html (дата обращения: 14.03.2016).

13. Лапенок М.В. О функционировании в учебном процессе школы информационной среды дистанционного обучения // Образовательные технологии и общество. - 2010. - Т. 13, №1. - С. 408-415. URL: http://ifets.ieee.Org/russian/periodical/journal.html (дата обращения: 19.01.2015).

14. O'Reilly, T. What Is Web 2.0. Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software. URL: http://www.oreilly.com/pub/a/web2/archive/what-is-web-20.html (дата обращения: 14.03.2015).

15. O'Reilly T., Battelle J. Web Squared: Web 2.0 Five years on. URL: http://www.web2summit.com/web2009/public/schedule/detail/10194 (дата обращения: 14.03.2015).

16. Den Exter K., Rowe S., Boyd W., Lloyd D. Using Web 2.0 Technologies for Collaborative Learning in Distance Education. Case Studies from an Australian University. Future Internet 2012. URL: http://www.mdpi.com/1999-5903/4/1/216 (дата обращения: 14.03.2015).

17. Lee J., Allen K. Edublogs as an online assessment tool. Current Developments in Technology-Assisted Education. - 2006. - 395 p.

18. Павельева Т.Ю. Методика развития умений письменной речи студентов средствами учебного интернет-блога (английский язык, языковой вуз). Автореферат дис. канд. пед. наук. — Тамбов, 2010. — 21 с.

19. Полетаев А.А. Обучение письменной аргументированной речи посредством учебного блога (немецкий язык, старшие классы общеобразовательной школы): Автореф. дис. канд. пед. наук. — Волгоград, 2012. — 23 с.

20. Stone T. Blending Web 2.0 Technologies with Traditional Formal Learning. Product Design Architect. - Element K Corporation, 2009.

21. Гущина Е. С., Захарова Ю. В. Мотивация учения - основное условие успешного обучения. URL: http://festival.1september.ru/articles/569621/ (дата обращения: 10.03.2015).

22. Гейджс Н.Л., Берлинерс Д.Ц. Педагогическая психология. - Рига: ООО «Звайгзне ABC», 1999. - 662 с. (на латышском языке).

23. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. -Псков: Изд-во Псковск. обл. ин-та усовершенств., 1994. — 280 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.