Научная статья на тему 'Использование системы зачетных единиц в процессе проектирования основных образовательных программ вуза'

Использование системы зачетных единиц в процессе проектирования основных образовательных программ вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беликов Владимир Александрович, Захарова Татьяна Васильевна

В статье представлены законодательные и нормативные документы, в которых отражены требования к образовательному процессу вуза, процессу разработки основных образовательных программ (ООП) с использованием системы зачетных единиц и т. д. Предложена структурно-функциональная модель процесса проектирования ООП с использованием системы зачетных единиц и выделены организационно-педагогические условия для повышения эффективности данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беликов Владимир Александрович, Захарова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование системы зачетных единиц в процессе проектирования основных образовательных программ вуза»

УДК 378.14

Беликов Владимир Александрович

Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики Магнитогорского государственного университета, pedagog@masu.ru , Магнитогорск

Захарова Татьяна Васильевна

Инженер-программист Магнитогорского государственного университета, moppet@74. т, Магнитогорск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗА

Belikov Vladimir Aleksandrovich

The doctor of pedagogical sciences, the professor of chair of pedagogics of Magnitogorsk state university pedagog@masu.ru, Magnitogorsk

Zakharova Tatyana Vasilyevna

Software Engineer of Magnitogorsk state university, moppet@74.ru, Magnitogorsk

THE USE OF A CREDIT SYSTEM IN THE DESING OF THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAMS OF THE UNIVERSITY

Основная образовательная программа (ООП) высшего учебного заведения - это комплексный проект образовательного процесса в вузе по определенному направлению, уровню и профилю подготовки, представляющий собой систему взаимосвязанных документов:

- разработанную и утвержденную высшим учебным заведением самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рекомендованной примерной основной образовательной программы (по соответствующему направлению, уровню и профилю подготовки) с учетом потребностей регионального рынка труда, традиций и достижений научно-педагогической школы конкретного вуза;

- устанавливающую цели, ожидаемые результаты, структуру и содержание образования, условия и технологии реализации образовательного процесса, системы деятельности преподавателей, студентов, организаторов образования, средства и технологии оценки и аттестации качества подготовки студентов на всех этапах их обучения в вузе;

- включающую в себя: «учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы

учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии;

- позволяющую реализовать образовательный процесс в конкретном вузе в соответствие с требованиями утвержденного федерального государственного образовательного стандарта по данному направлению, уровню и профилю подготовки [1].

Согласно п. 5 ст. 14 закона РФ «Об образовании» каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, принимает и реализует образовательные программы.

Общие требования к организации процесса профессиональной подготовки студентов определены в следующих документах:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Приоритетные направления развития указаны в следующих документах:

- «Федеральная целевая программа развития образования 2011-2015 годы»;

- Модель «Российское образование - 2020».

Требования к проектированию основных образовательных программ вуза в рамках БП:

- ФГОС высшего профессионального образования;

- Типовое положение о вузе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.08 г. № 71;

Рекомендации по проектированию основных образовательных программ определены в документах:

- методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах (Приложение к письму Минобразования РФ от 28 ноября 2002 г. № 14-52-988ин/13);

- разъяснения разработчикам ООП при реализации ФГОС ВПО. (письмо директора Департамента государственной политики в образовании И. М. Ремореко от 13 мая 2010 г. № 03-956);

- письмо Директора Департамента профессионального образования Минобрнауки России Т.М Давыденко № 12-532 от 31.03.2011 года с приложением (профили и специализации ООП высшего профессионального);

- разъяснения по формированию примерных основных образовательных программ ВПО в соответствии с требованиями ФГОС (Приложение к письму Письмо директора Департамента государственной политики в образовании И. М. Ремореко о разработке ПООП);

- учебно-методическое пособие «Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов» / Под ред. С. В. Коршунова. - М.: МИПК МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. - 212 с;

- примерные учебные планы по направлениям подготовки, рекомендованные УМО.

На основе обозначенных документов была определена цель - соответствие нормативно-методической базе и современным требованиям к процессу проектирования основных образовательных программ с использованием системы зачетных единиц.

Исходя из цели, нами сформулированы следующие задачи:

- сохранение лучших черт традиционной системы и их использования в рамках процесса проектирования основных образовательных программ на основе системы зачетных единиц;

- интеграция в общеевропейское образовательное пространство.

Процесс проектирования основных образовательных программ мы представляем в трех этапах:

1. Анализ нормативной базы для выявления особенностей и требований к процессу проектирования основных образовательных программ вуза.

2. Разработка информационно-методического обеспечения и сопровождения - для поддержки групп разработчиков с целью эффективного проектирования данного процесса.

3. Проектирование ООП на основе ФГОС с использованием системы зачетных единиц - реализация интеграции в общеевропейское пространство.

Мы предполагаем, что эффективное прохождение каждого из выделенных этапов возможно при реализации определенных условий.

Использование системы зачетных единиц в образовательном процессе требует создания определенных условий, в число которых входят как законодательно-нормативные, так и организационно-педагогические.

Термин «организационно-педагогические условия» нередко встречается в педагогических исследованиях. Е. И. Козырева дает следующее определение «организационно-педагогические условия» - это совокупность объективных возможностей, обеспечивающая успешное решение поставленных задач.

Нами были выделены следующие организационно-педагогические условия:

- адаптация традиционной системы обучения к новым требованиям организации образовательного процесса в вузе;

- ориентация основных образовательных программ на результаты обучения, как основа для международной мобильности студентов и академического признания квалификаций и компетенций;

- наличие информационно-методической поддержки с учетом специфики и необходимой степени глубины подачи материала для различных групп разработчиков основных образовательных программ.

Взаимосвязь задач и организационно-педагогических условий процесса проектирования основных образовательных программ представлена на рисунке 1.

Переход от традиционной отечественной системы организации обучения к использованию системы зачетных единиц затронет вопрос о выработке новых принципов проектирования учебных планов, программ, ми-

нимума содержания основных образовательных программ в ГОС ВПО, пересмотру традиционной схемы управления образовательным процессом вуза, что приведет к новым требованиям построения образовательного процесса в вузе [2; 6]. Данная проблема и легла в основу формулировки первого организационно-педагогического условия - адаптация традиционной системы обучения к новым требованиям организации образовательного процесса в вузе.

Задачи при проектировании основных образовательных программ с использованием системы зачетных единиц

сохранение лучших черт традиционной системы и их использования в рамках процесса проектирования ООП на основе системы зачетных единиц

интеграция в общеевропейское образовательное пространство

адаптация традиционной системы обучения к новым требованиям организации образовательного процесса в вузе

ориентация ООП на результаты обучения, как основа дая международной мобильности студентов и академического признания квалификаций и компетенций

наличие информационно-методической 1 поддержки с учетом специфики и необходимой степени глубины подачи материала для различных групп разработчиков ООП

Рисунок 1 - Организационно-педагогические условия процесса проектирования ООП вуза с использованием системы зачетных единиц

Рассмотрим второе условие - ориентация основных образовательных программ на результаты обучения, как основа для международной мобильности студентов и академического признания квалификаций и компетенций.

Согласно Закону РФ «Об образовании» система образования должна обеспечивать «...самоопределение личности, создавать условия для ее реализации, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества».

Одним из возможных путей реализации данного закона являются создание индивидуальных образовательных траекторий, т. е. индивидуально ориентированная организация образовательного процесса [3].

Предпосылки для этого нужно заложить на этапе проектирования основных образовательных программ. С этой точки зрения нужно учитывать будущую согласованность учебного плана и рабочей программы с существующими рамочными структурами квалификаций разных уровней [5].

В настоящее время общеевропейское образовательное пространство оперирует двумя рамочными документами:

- рамка квалификаций для общеевропейского пространства высшего образования (Fmework for Qualifications of the European Higher Education Area (QF - EHEA));

- Европейская рамка квалификаций для обучения в течение всей жизни (EQF-LLL).

В основу данной рамки положены Дублинские дескрипторы, базирующиеся на пяти результатах обучения: знание и понимание, использование на практике знания и таланта понимания, оценка и формулирование выводов, умения общения, умения учения.

Рамка квалификаций для общеевропейского пространства высшего образования принята 45 странами - участницами Болонского процесса. Ее основные цели:

- предоставить гражданам возможность понять каким образом соотносятся различные национальные, региональные, европейские квалификации в высшем образовании.

- содействовать гибкости, мобильности, прозрачности, признанию и интеграции между системами высшего образования в Европе.

- защитить многообразие образовательных программ, и принцип автономности на национальном, региональном, местном и институциональном уровне.

- содействовать повышению конкурентоспособности и эффективности высшего образования в Европе.

Рассмотрим третье условие - наличие информационно-методической поддержки с учетом специфики и необходимой степени глубины подачи материала для различных групп разработчиков основных образовательных программ.

В рамках нашего исследования информационно-методическую поддержку мы будем рассматривать как две составляющие: информационнометодический материал процесса проектирования ООП и сопровождение процесса проектирования ООП (семинары, мастер-классы, спецкурс).

Можно выделить иерархию групп пользователей информационнометодической поддержки процесса проектирования основных образовательных программ с использованием системы зачетных единиц, представленную на рисунке 2.

Информационно-методические материалы процесса проектирования основных образовательных программ для выделенных групп пользователей характеризуется следующими требованиями:

- открытостью;

- доступностью;

- актуальностью.

Обеспечение данных требований возможно по средствам использования информационных технологий (образовательный портал вуза). На портале

вуза создана папка «Переход на уровневую систему ВПО», где размещены нормативные документы по переходу на уровневую системы, примерные ООП ВПО, утвержденные ФГОС ВПО третьего поколения и другие информационно-методические материалы.

Сопровождение процесса проектирования основных образовательных программ характеризуется следующими требованиями:

- актуальностью и доступностью материала;

- целостностью;

- практическим применением.

Сопровождение процесса проектирования основных образовательных программ включает следующие этапы:

- обучение преподавателей факультета и кафедр работе в новых условиях;

- текущее интерактивное обучение и консультирование всех групп пользователей ООП.

В рамках первого этапа необходимы семинары и тренинги по составлению рабочих программ дисциплин, по особенностям применения в учебном процессе балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов, по работе с образовательным порталом.

В рамках второго этапа проведение обучения в рамках спецкурса по проектированию образовательного процесса в вузе. Сформированные в ходе изучения курса компетенции, умения и знания необходимы для развития и совершенствования процесса проектирования образовательного процесса в вузе на основе интеграции сложившихся традиций и современных тенденций, связанных с реализацией положений Болонского процесса, в том числе с переходом на государственные образовательные стандарты третьего поколения.

Реализация выделенных условий осуществляется в комплексе на всех этапах процесса проектирования основных образовательных программ.

Рисунок 2 - Иерархия групп пользователей информационно-методической поддержки

Мы считаем, что из предложенных нами трех условий первое и второе выступают как необходимые, поскольку без них рассматриваемый процесс вообще не дает ожидаемого результата. Третье условие - достаточное, т. к. оно повышает его эффективность. Рассматриваемые условия взаимосвязаны и взаимозависимы, то есть представляют собой комплекс. Их реализация и будет определять эффективность процесса проектирования ООП с использованием системы зачетных единиц.

Наше понимание того, что результат рассматриваемого процесса и эффективность самого процесса должны быть оценены и соотнесены с поставленными целью и задачами, обусловило выделение критериев и показателей, которые характеризуют эффективность прохождения этапов процесса проектирования основных образовательных программ вуза:

- I критерий - соответствие требованиям нормативной базы разработки ООП (показатели структурного соответствия по циклам дисциплин; показатели соответствия фонда времени; показатели соответствия общего объема учебной нагрузки по циклам дисциплин; показатели соответствия общей и аудиторной нагрузки по дисциплинам; показатели соответствия требованиям к организации образовательного процесса);

- II критерий - качество информационно-методической поддержки (глубина знаний, овладение профессиональными умениями, удовлетворенность обучением);

- III критерий - учет особенностей и сложности разработки ООП (со-вместимость с рамочными структурами различных уровней, сложность разработки).

Результат рассматриваемого процесса и эффективность самого процесса должны быть оценены и соотнесены с поставленными целью и задачами, что обусловило выделение компонента мониторинга.

Мониторинг - процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или деятельности для определения тенденций изменения параметров. Полученная в ходе проведения мониторинга информация позволяет организовать прогнозирование развития исследуемых объектов, явлений, процессов. Проведение мониторинга позволяет осуществлять диагностику текущего состояния объекта, выявлять его причины, осуществлять систематический контроль над ходом развития процессов и их соответствия желаемым для управляющей системы тенденциям [4].

На рисунке 3 представлена схема структурно-функциональной модели процесса проектирования ООП с использованием системы зачетных единиц. Спроектированная нами структурно-функциональная модель характеризуется целостностью, так как все указанные блоки взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат - повышение эффективности процесса проектирования ООП вуза.

В дальнейшем в рамках исследования необходимо проверить и оценить с помощью критериев и показателей эффективность организационнопедагогических условий на каждом из этапов процесса проектирования ООП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, для успешного использования системы зачетных единиц необходима серьезная подготовительная работа. Переход на систему зачетных единиц потребует значительных временных и финансовых ресурсов, создания нормативно-методической базы, информационно-методической поддержки для групп пользователей, органично встроенных в ныне действующее правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса в вузе.

Управляющая функция

Функция научного обеспечения

Технологический блок

Организационно-педагогические условия

Адаптация традиционной системы обучения к новым требованиям организации образовательного процесса в вузе

Наличие информационнометодической поддержки с учетом специфики и необходимой степени глубины подачи материала для различных групп разработчиков основных образовательных ____________программ_____________

Ориентация основных образовательных программ на результаты обучения, как основа для международной мобильности студентов и академического признания квалификаций и компетенций

Этапы процесса проектирования основных образовательных программ с использованием СЗЕ

1. Анализ нормативной базы

2. Разработка информационнометодического обеспечения и сопровождения

ІІІ

3. Разработка ООП

|

Критериально-оценочный блок

Функция содержательнометодического обеспечения

Мон и т о ринг

; ї і

I критерий - соответствие требованиям нормативной базы разработки ООП II критерий - качество информационно-методической III критерий - учет особенностей и сложности разработки ООП

Мониторинговая функция

Рисунок 3 - Структурно-функциональная модель процесса проектирования ООП с использованием системы зачетных единиц

Библиографический список

1. Проектирование основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО [Текст]: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов. Первая редакция - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. - 80 с.

2. Кочнева, Е. Н. Модульно-компетентностный подход к созданию профессиональных образовательных программ в системе среднего педагогического образования [Текст] / Е. Н. Кочнева // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 3. - С. 287-297.

3. Рычихина, Э. Н. Мониторинг в системе социального управления муниципальным образованием. Режим доступа: [http://dibase.ru/article/18102010_ гусЫкЫпаеп/5].

4. Стародубцев, В. А. Персональные образовательные сферы в информационном обществе: взаимосвязь с компетенциями [Текст] / В. А. Стародубцев // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 10. - С. 49-56.

5. Фугелова, Т. А. Мобильный студент - субъект воспитательно-развивающей среды вуза / Т. А. Фугелова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 5. -С.106-115.

6. Малышева, Ю. С. Модульно-рейтинговая система в формировании аксиологических ориентаций студентов технических специальностей в университете [Текст] / Ю. С. Малышева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 13. -С. 215-220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.