Научная статья на тему 'Использование решений cloud computing для создания электронного портфолио студента'

Использование решений cloud computing для создания электронного портфолио студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА / ОБЛАЧНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STUDENT’S E-PORTFOLIO / CLOUD COMPUTING / E-LEARNING / EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравец Н. С.

В работе рассматриваются состав, виды, функции и средства реализации электронного портфолио студента. Приведено сравнение характеристик наиболее распространенных виртуальных сред обучения и соответствующих облачных сервисов. Сформулированы требования к системе реализации е-портфолио, рассмотрены проблемы и преимущества использования для этого технологии cloud computing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of cloud computing solutions to create a student’s e-portfolio

In accordance with the concept of the Bologna Process, special attention is paid to the increment in the personal activity of students in the educational process. One of the methods used for that is an electronic portfolio. One of the most pressing problems is to choose the means of the e-portfolio implementation. The present article discusses the possibility of using web-based technologies, education control systems and cloud computing technologies for that purpose. We compared the functional characteristics of the most widespread virtual educational environments and opportunities offered by the respective cloud services. The paper presents the kinds, main components, target audience and functions of e-portfolio, determines the factors influencing the choice of the instrument of the e-portfolio implementation and provides the overview of those instruments. We formulated the requirements related to the system of the e-portfolio implementation and studied the problems and advantages of using the cloud computing technology for that purpose

Текст научной работы на тему «Использование решений cloud computing для создания электронного портфолио студента»

---------------------□ □------------------------

У роботі розглянуто склад, види, функції та засоби реалізації електронного портфоліо студента. Наведено порівняння характеристик найбільш розповсюджених віртуальних середовищ навчання й відповідних хмарних сервісів. Сформульовані вимоги до системи реалізації е-портфоліо, розглянуті проблеми та переваги використання для цього технології cloud computing

Ключові слова: електронний портфоліо студента, хмарні обчислення, електронне навчання, освітня діяльність

□---------------------------------□

В работе рассматриваются состав, виды, функции и средства реализации электронного портфолио студента. Приведено сравнение характеристик наиболее распространенных виртуальных сред обучения и соответствующих облачных сервисов. Сформулированы требования к системе реализации е-портфолио, рассмотрены проблемы и преимущества использования для этого технологии cloud computing

Ключевые слова: электронный портфолио студента, облачные вычисления, электронное обучение, образовательная деятельность ---------------------□ □------------------------

УДК [004.738.5:338.46]:378

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕШЕНИЙ CLOUD COMPUTING ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА

Н . С . К р а в е ц

Кандидат технических наук, доцент Кафедра информационно-документных систем Харьковская государственная академия культуры Бурсацкий спуск, 4, г. Харьков, Украина, 61057 Е-mail: kravets n@list.ru

1. Введение

В Болонской системе большое внимание уделяется тому, чтобы компетенции, полученные студентом в процессе обучения, были прозрачными и сопоставимыми, этому способствует ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System - Европейская система передачи и накопления кредитов (зачетных единиц)). Кроме того большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, то есть повышению личной активности студентов в процессе обучения. Одним из методов, которые помогают студентам повысить личную активность, самостоятельно оценить результаты индивидуальных достижений, презентовать свои достижения потенциальным работодателям является электронный портфолио (е-портфолио).

Слово «портфолио» происходит от латинского portare - «носить» и folium - «лист для записи». В 70х годах XX века термин «портфолио» использовался специалистами творческих профессий для обозначения списка работ, представляющих умения, навыки и знания специалиста с лучших сторон.

Цель портфолио - рекламная демонстрация достижений владельца потенциальному работодателю или клиенту. Формирование портфолио студента актуально, так как после окончания вуза выпускнику для успешного трудоустройства также необходимо продемонстрировать потенциальному работодателю свои достижения и способности, как молодого специалиста.

В настоящее время ведутся дискуссии о составе и средствах реализации е-портфолио, об использовании для этой цели web-технологий, систем управления обучением, технологий cloud computing.

2. Е-портфолио в системе образования

В настоящее время е-портфолио активно используется в системе образования разных стран. При этом чаще всего е-портфолио понимается как часть системы электронного обучения (e-learning). Электронное обучение подразумевает использование учебных материалов, представленных в электронном виде, взаимодействие студента и преподавателя через сеть, при этом допускается совмещение очного и виртуального общения.

Существуют национальные и международные организации, занимающиеся изучением технологии е-портфолио: Консорциум европортфолио (EuroPo-rtfolio Consortium, на базе ElfEL), Международная ассоциация по е-портфолио (Inter/National Coalition for Electronic Portfolio Research) и др. Главной целью Консорциума европортфолио является повышение конкурентоспособности европейского образования, Международная ассоциация объединяет специалистов, изучающих влияние е-портфолио на различные аспекты учебного процесса и образовательные достижения студентов.

В США теоретические разработки по использованию электронного портфолио в учебном процессе появились в 90-х годах XX века, а с 2005 года в каждом семестре проводится национальный конкурс проектов на лучший студенческий электронный портфолио [1]. Некоторые украинские и российские университеты, например, Национальный университет им. Т. Шевченко, Томский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна используют в своей работе технологию е-портфолио.

С. Раве руководитель Европейского института электронного обучения (European Institute for E-Learning - ElfEL) определяет е-портфолио как коллекцию достоверных и разнообразных данных, выбранных из большого архива, демонстрирующих достижения индивидуума (или организации) за определенный период времени, отобранных на основе рефлексивного анализа и презентуемых одной или нескольким целевым аудиториям в зависимости от конкретной цели, преследуемой индивидуумом (или организацией) [2].

IMS GLC(Instructional Management System Global Learning Consortium) определяет е-портфолио как набор личных данных учащегося, представляющий достижения, цели, опыт и другую персонифицированную информацию, которую учащийся может предоставить учебному заведению, работодателям и другим лицам. Типичными сферами использования е-портфолио являются применение для поиска работы, проектирование индивидуальной образовательной траектории, а также планирование карьеры.

3. Виды и состав е-портфолио студента

Специалисты консорциума IMS выделяют следующие виды е-портфолио:

1) Оценочный е-портфолио: Демонстрирует достижение некоторого уровня компетентности, в рамках стандартов, ограниченных возможностями е-портфо-лио. Пример: учащийся медучилища предоставляет оценочный портфолио в качестве доказательства своего соответствия конкретным требованиям к уровню компетентности.

2) Презентационный е-портфолио: представляет аудитории доказательства соответствия достижений студента официальным результатам обучения. Пример: программист создает презентационный е-порт-фолио, для демонстрации соответствия программных кодов, которые он написал, имеющимся сертификатам об образовании, а также своего опыта работы.

3) Учебный е-портфолио: Документ, позволяющий контролировать изменение с течением времени компетенций, получаемых в процессе обучения. Пример: учебный е-портфолио ученика средней школы позволяет ему отслеживать то, как совершенствуются его навыки в течение года.

4) Е-портфолио личного развития: Записи о результатах обучения и его эффективности, которые могут отображать, результаты рефлексивной оценки и дальнейшие планы развития.

5) Рабочий е-портфолио: Сочетает в себе элементы всех типов перечисленных выше.

Рассмотрим подробнее составляющие е-портфо-лио. В качестве данных могут выступать [2 - 4]:

1. Описания результатов обучения и достижений в виде следующих электронных документов: официальные документы (оценки по дисциплинам, практике, результаты тестов, экспертные оценки и т. д.); текстовые материалы (статьи, конспекты, резюме, эссе, курсовые работы, инструкции и т.д.); графические материалы (чертежи, схемы, рисунки, фотографии и т.д.); медиаматериалы (презентации, фильмы и т.д.).

2. Информация владельца (владельцев): личные данные владельца (владельцев); цели; действия, пред-

принятые или планируемые; предпочтения, интересы и ценности; утверждения и комментарии.

3. Информация организационного характера: информация о создании и правах собственности на информацию, представленную в е-портфолио; связи между частями е-портфолио.

За содержание портфолио (достоверность, отсутствие плагиата) ответственность, как правило, несет автор. Состав данных портфолио определяется его типом, то есть назначением, кроме того на использование тех или иных составляющих влияет степень интеграции е-портфолио в учебные программы. Одной из главных особенностей технологии е-портфолио является стимулирование рефлексивного анализа достижений студентом с одной стороны, и возможность отражения проблемных моментов обучения с другой. В некотором смысле использование е-портфолио похоже на ведение интернет-блога или странички в социальных сетях, однако имеет иные цели создания, целевую аудиторию и требования к достоверности информации.

Целевой аудиторией е-портфолио могут быть:

1) преподаватели (цель - анализ эффективности учебного процесса, измерение компетенций студентов, что требует четких формальных требований к содержанию);

2) коллеги студенты, родные, друзья (цель - создание конкурентной среды для повышения мотивации в образовании, повышение самооценки студента, поиск единомышленников в профессиональной среде);

3) потенциальные работодатели (цель - самореклама, оценка студентом своих профессиональных качеств, определение путей для самосовершенствования).

Таким образом, портфолио студента выполняет следующие функции: мотивации, развитие навыков самопрезентации и самоорганизации, развития рефлексии и коммуникативности, инструментария квали-метрии социально-личностных и профессиональных компетенций [3].

4. Обзор систем для реализации е-портфолио

На выбор инструмента разработки е-портфолио влияют следующие факторы: наличие в учебном заведении LMS, Learning Management System (система управления обучением), участие учебного заведения в государственных программах по использованию технологии е-портфолио, уровень знаний в области верстки веб-контента потенциальных пользователей системы. В качестве средств разработки е-портфолио могут использоваться Google, Macromedia Dreamweaver и другие программные продукты для верстки веб-страниц, любые инструменты для создания веб-контента: Fireworks, Flash [5 - 8]. Существуют как платные, так и бесплатные инструменты для создания е-портфо-лио. Например, Mahara (https://mahara.org/) является полнофункциональным бесплатным веб-приложением для построения е-портфолио в сети Интернет. Mahara имеет открытый исходный код и построено на базе открытых источников. Система, созданная на основе Mahara позволяет: формировать е-портфолио

— собирать, анализировать и делиться своими достижениями и развитием в Интернете, в контролируемом

3

владельцем пространстве; организовывать онлайн-сообщества и социальные сети, блоги и форумы; использовать встроенные средства взаимодействия с Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда).

Е-Portfolio Chalk & Wire содержит оценки и инструменты анализа данных, что позволяет педагогам формировать системы и процессы для размещения образцов работ учащегося и выполнения оценки связанных наборов данных. Преподаватели и администраторы могут собирать соответствующие данные и генерировать содержательные отчеты в отношении преподавания и обучения и тем самым способствовать академическому и профессиональному росту всех участников учебного процесса.

Е-Portfolio Pathbrite могут использоваться учащимся всех возрастов. Данная система позволяет собирать, отслеживать и демонстрировать достижения и рекомендовать пути для успешного развития. Pathbrite включает инструменты документирования, анализа и отображения индивидуальных достижений всех видов. В качестве целевой аудитории могут выступать школы, приемные комиссии и работодатели. Использование данной системы бесплатно для преподавателей, для студентов - стоит 10$ в год.

Е-портфолио от PebblePad - это личное образовательное пространство, которое может использоваться учащимися, преподавателями и экспертами в разнообразных контекстах: для индивидуального планирования развития и непрерывного профессионального роста, обучения и преподавания, формирования оценок. Данная система для создания е-портфолио интегрирована с Moodle.

Концепция электронного портфолио еще не до конца сформировалась, но его первичное назначение

- быть хранилищем, позволяющим пользователям делиться контентом друг с другом и соединять различные компоненты своей работы в коллекции документов, демонстрируемые с целью их оценки. Системы электронных портфолио часто включают в себя сервисы учебного журнала и блога [9]. Таким образом, система реализации е-портфолио должна обеспечивать выполнение следующих требований: неограниченный объем базы данных (масштабируемость); доступ с любого рабочего места; возможность размещения в сети интернет; защита информации (пароль, защита от копирования, соблюдение авторских прав и др.); возможность создания/изменения контента без покупки дорогостоящего, требующего больших мощностей программного обеспечения.

Все этим требования проще и дешевле удовлетворить, используя технологии cloud computing [10]. Поэтому е-портфолио - образовательное приложение, которое может оказаться первым кандидатом на перемещение в облако.

5. Использование cloud computing для создания электронных образовательных сервисов

Многие ИТ-компании уже разместили свои образовательные ресурсы в облаке, например, Microsoft Office 365 Apps для учебных заведений, Adobe Creative Cloud, Google Apps для учебных заведений.

Microsoft Office 365 - это последние версии приложений Office 2013, предоставляемые по запросу. Office 365 позволяет использовать Word, Excel, PowerPoint и Outlook на компьютерах, на которых не установлен Office или установлены его более старые версии. Приложения передаются потоком на компьютер вместо постоянной установки.

Редактируемые документы можно хранить в онлайн-хранилище SkyDrive. SkyDrive - это служба, позволяющая загружать файлы в онлайн-хранилище и затем открывать их в веб-браузере, на любом компьютере или на других устройствах.

Adobe Creative Cloud - это цифровой центр, который предоставляет платный доступ по подписке к любой программе Adobe Creative Suite 6, а также к сетевым службам и другим новым инструментам, как только они будут выпущены. Предназначение Adobe Creative Cloud - преобразовать рабочие процессы, которые когда-то были сложными и несовместимыми, в один интуитивно понятный и естественный процесс, который позволяет свободно генерировать идеи и выводить их на любой компьютер, планшет или мобильное устройство.Нил Склейтер сравнил функционал двух наиболее широко используемых VLE-систем (virtual learning environment, виртуальная среда обучения)

- Blackboard и Moodle, с возможностями, предлагаемыми соответствующими облачными сервисами Microsoft и Google [11]. В сравнение на рис. 1 включен сервис «Группы Google», общедоступной системы, так как она может быть легко добавлена к «Google Apps для учебных заведений» в качестве площадки для совместной работы в группах.

Сервисы электронного образования

Blackboard „ Microsoft G°°et«AppS Moodle _ . _ , для учеоны* LivtA.edu заЕ(,деи11и Г руппы Google

© ® й © о

Коммуникационные возможности

ї,@о E-mail

«ь* о Создаваемые по мере необходимости группы для совместной работы

©••/ Блоги

@9 © Голосовання обзоры

®» О Форум

©•і© Wiki-ресурсы совместное редактирование

©• t/O о Мгновенные сообщения

Общие электронные «классные доски»

©9 © Контрольные опросы

©* Загрузка домашних задании

©• Журнал успеваемости

Контент

Q Групповое хранилище документов

• , © Персональное хранилище документов

ф Словарь

ф • Новостные потоки

Рис. 1. Сравнение функциональных возможностей сервисов e-learning

Е

Кроме того, Google внедрила средство интеграции между Google Apps и Moodle позволяющее использовать единый вход в обе системы. Приложения Moodle и Blackboard уже доступны в «облаке», данное решение было разработано для образовательных учреждений, которые хотят избежать расходов по размещению системы внутри компании. Таким образом, можно утверждать, что в то время как облачные сервисы служат для решения более общих задач, VLE и LMS системы предоставляют инструменты, специфицированные для образовательных нужд. Сложнее всего переместить в «облако» LMS системы.

6. Выводы

Кроме рисков использования «облачных» сервисов для учебных заведений, приведенных в [10,11]: угроза

безопасности данных; нежелательная реклама; привязка к поставщику; следует упомянуть необходимость наличия постоянно действующего подключения к Интернет с достаточно высокой скоростью передачи данных.

Однако технология е-портфолио с данной точки зрения является наименее уязвимой и поэтому системы от Microsoft и Google уже используются некоторыми организациями в качестве е-портфолио. С размещением е-портфолио в Интернет возникает проблема соблюдения авторских прав, которую можно - решать, организовав возможность для самого студента определять уровни доступа к материалам его е-портфолио, или с помощью международной системы лицензирования (лицензии Creative Commons), с другой стороны, имея лицензированные электронные копии студенческих работ, легче фиксировать и доказывать случаи плагиата.

Литература

1. Nory, B. Practices and tools in online course delivery [Текст] / B. Nory // Jones University of Maine Business School, USA Christian Graham University of Maine Business School, IGI Global. - 2013. - pp. 288-303.

2. Смолянинова, О.Г. Использование метода электронного портфолио в практике зарубежных ВУЗов [Текст] / О.Г. Смоля-нинова / / Информатика и образование. - 2008. - №11. - С. 89-101.

3. Игонина, Е. В. Функции портфолио студента высшего учебного заведения [Текст] / Е. В. Игонина // «Современные проблемы развития человеческого общества» материалы VII Международной науч. - практ. конф. (21.07-28.07 2011г.). -

2011. - С. 14-19.

4. Brian, R. The iPortfolio: Measuring uptake and effective use of an institutional electronic portfolio in higher education [Текст] / R. Brian, von Konsky, B. Oliver // Australasian Journal of Educational Technology. - 2012. - Т. 28(1). - С. 67-90.

5. Tinnerman, L. The Use of Web 2.0 Social Networking Technologies to Expedite Collaboration Both in and Out of the University Classroom. In T. Bastiaens et al. (Eds.) [Текст] / L. Tinnerman // Proceedings of World Conference on E-Learning in Corporate, Government, Healthcare, and Higher Education 200. - 2009. - pp. 3722-3726.

6. Tzu-Chi, Yang. Creating e-portfolio in U-learning Environment: A Framework of Could-based e-portfolio [Текст] / Yang Tzu-Chi, T.H.C. Chiang, S.J.-H. Yang / / IEEE Seventh International Conference, Service Wireless, Mobile and Ubiquitous Technology in Education (WMUTE). - 2012. - pp. 292-295.

7. Quynh Le. E-Portfolio for enhancing graduate research supervision [Текст] / Le Quynh // Quality Assurance in Education. -

2012. - Т. 20(1). - pp. 54-65.

8. Kats, Y. Learning management systems and instructional design: best practices in online education [Текст] / Y. Kats // Chestnut Hill College, US. - 2013. - 467 p.

9. Denton, D., Wicks, D.A. Implementing electronic portfolios through social media platforms: steps and student perceptions [Текст] / D. Denton, D.A. Wicks // JALN - Journal of Asynchronous Learning Networks. - 2013. - Т. 17(1). - pp. 125-135.

10. Кравец, Н.С. Использование технологий «cloud computing» в образовательных проектах [Текст] / Н.С. Кравец / / Новий Колегіум. - 2011. - №4. - С. 41-45.

11. Склейтер, Н. Облачные вычисления в образовании. Аналитическая записка [Текст] / Н. Склейтер // Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - 2010. - 12 с.

э

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.