---------------------□ □------------------------
У роботі розглянуто склад, види, функції та засоби реалізації електронного портфоліо студента. Наведено порівняння характеристик найбільш розповсюджених віртуальних середовищ навчання й відповідних хмарних сервісів. Сформульовані вимоги до системи реалізації е-портфоліо, розглянуті проблеми та переваги використання для цього технології cloud computing
Ключові слова: електронний портфоліо студента, хмарні обчислення, електронне навчання, освітня діяльність
□---------------------------------□
В работе рассматриваются состав, виды, функции и средства реализации электронного портфолио студента. Приведено сравнение характеристик наиболее распространенных виртуальных сред обучения и соответствующих облачных сервисов. Сформулированы требования к системе реализации е-портфолио, рассмотрены проблемы и преимущества использования для этого технологии cloud computing
Ключевые слова: электронный портфолио студента, облачные вычисления, электронное обучение, образовательная деятельность ---------------------□ □------------------------
УДК [004.738.5:338.46]:378
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕШЕНИЙ CLOUD COMPUTING ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА
Н . С . К р а в е ц
Кандидат технических наук, доцент Кафедра информационно-документных систем Харьковская государственная академия культуры Бурсацкий спуск, 4, г. Харьков, Украина, 61057 Е-mail: kravets n@list.ru
1. Введение
В Болонской системе большое внимание уделяется тому, чтобы компетенции, полученные студентом в процессе обучения, были прозрачными и сопоставимыми, этому способствует ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System - Европейская система передачи и накопления кредитов (зачетных единиц)). Кроме того большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, то есть повышению личной активности студентов в процессе обучения. Одним из методов, которые помогают студентам повысить личную активность, самостоятельно оценить результаты индивидуальных достижений, презентовать свои достижения потенциальным работодателям является электронный портфолио (е-портфолио).
Слово «портфолио» происходит от латинского portare - «носить» и folium - «лист для записи». В 70х годах XX века термин «портфолио» использовался специалистами творческих профессий для обозначения списка работ, представляющих умения, навыки и знания специалиста с лучших сторон.
Цель портфолио - рекламная демонстрация достижений владельца потенциальному работодателю или клиенту. Формирование портфолио студента актуально, так как после окончания вуза выпускнику для успешного трудоустройства также необходимо продемонстрировать потенциальному работодателю свои достижения и способности, как молодого специалиста.
В настоящее время ведутся дискуссии о составе и средствах реализации е-портфолио, об использовании для этой цели web-технологий, систем управления обучением, технологий cloud computing.
2. Е-портфолио в системе образования
В настоящее время е-портфолио активно используется в системе образования разных стран. При этом чаще всего е-портфолио понимается как часть системы электронного обучения (e-learning). Электронное обучение подразумевает использование учебных материалов, представленных в электронном виде, взаимодействие студента и преподавателя через сеть, при этом допускается совмещение очного и виртуального общения.
Существуют национальные и международные организации, занимающиеся изучением технологии е-портфолио: Консорциум европортфолио (EuroPo-rtfolio Consortium, на базе ElfEL), Международная ассоциация по е-портфолио (Inter/National Coalition for Electronic Portfolio Research) и др. Главной целью Консорциума европортфолио является повышение конкурентоспособности европейского образования, Международная ассоциация объединяет специалистов, изучающих влияние е-портфолио на различные аспекты учебного процесса и образовательные достижения студентов.
В США теоретические разработки по использованию электронного портфолио в учебном процессе появились в 90-х годах XX века, а с 2005 года в каждом семестре проводится национальный конкурс проектов на лучший студенческий электронный портфолио [1]. Некоторые украинские и российские университеты, например, Национальный университет им. Т. Шевченко, Томский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна используют в своей работе технологию е-портфолио.
С. Раве руководитель Европейского института электронного обучения (European Institute for E-Learning - ElfEL) определяет е-портфолио как коллекцию достоверных и разнообразных данных, выбранных из большого архива, демонстрирующих достижения индивидуума (или организации) за определенный период времени, отобранных на основе рефлексивного анализа и презентуемых одной или нескольким целевым аудиториям в зависимости от конкретной цели, преследуемой индивидуумом (или организацией) [2].
IMS GLC(Instructional Management System Global Learning Consortium) определяет е-портфолио как набор личных данных учащегося, представляющий достижения, цели, опыт и другую персонифицированную информацию, которую учащийся может предоставить учебному заведению, работодателям и другим лицам. Типичными сферами использования е-портфолио являются применение для поиска работы, проектирование индивидуальной образовательной траектории, а также планирование карьеры.
3. Виды и состав е-портфолио студента
Специалисты консорциума IMS выделяют следующие виды е-портфолио:
1) Оценочный е-портфолио: Демонстрирует достижение некоторого уровня компетентности, в рамках стандартов, ограниченных возможностями е-портфо-лио. Пример: учащийся медучилища предоставляет оценочный портфолио в качестве доказательства своего соответствия конкретным требованиям к уровню компетентности.
2) Презентационный е-портфолио: представляет аудитории доказательства соответствия достижений студента официальным результатам обучения. Пример: программист создает презентационный е-порт-фолио, для демонстрации соответствия программных кодов, которые он написал, имеющимся сертификатам об образовании, а также своего опыта работы.
3) Учебный е-портфолио: Документ, позволяющий контролировать изменение с течением времени компетенций, получаемых в процессе обучения. Пример: учебный е-портфолио ученика средней школы позволяет ему отслеживать то, как совершенствуются его навыки в течение года.
4) Е-портфолио личного развития: Записи о результатах обучения и его эффективности, которые могут отображать, результаты рефлексивной оценки и дальнейшие планы развития.
5) Рабочий е-портфолио: Сочетает в себе элементы всех типов перечисленных выше.
Рассмотрим подробнее составляющие е-портфо-лио. В качестве данных могут выступать [2 - 4]:
1. Описания результатов обучения и достижений в виде следующих электронных документов: официальные документы (оценки по дисциплинам, практике, результаты тестов, экспертные оценки и т. д.); текстовые материалы (статьи, конспекты, резюме, эссе, курсовые работы, инструкции и т.д.); графические материалы (чертежи, схемы, рисунки, фотографии и т.д.); медиаматериалы (презентации, фильмы и т.д.).
2. Информация владельца (владельцев): личные данные владельца (владельцев); цели; действия, пред-
принятые или планируемые; предпочтения, интересы и ценности; утверждения и комментарии.
3. Информация организационного характера: информация о создании и правах собственности на информацию, представленную в е-портфолио; связи между частями е-портфолио.
За содержание портфолио (достоверность, отсутствие плагиата) ответственность, как правило, несет автор. Состав данных портфолио определяется его типом, то есть назначением, кроме того на использование тех или иных составляющих влияет степень интеграции е-портфолио в учебные программы. Одной из главных особенностей технологии е-портфолио является стимулирование рефлексивного анализа достижений студентом с одной стороны, и возможность отражения проблемных моментов обучения с другой. В некотором смысле использование е-портфолио похоже на ведение интернет-блога или странички в социальных сетях, однако имеет иные цели создания, целевую аудиторию и требования к достоверности информации.
Целевой аудиторией е-портфолио могут быть:
1) преподаватели (цель - анализ эффективности учебного процесса, измерение компетенций студентов, что требует четких формальных требований к содержанию);
2) коллеги студенты, родные, друзья (цель - создание конкурентной среды для повышения мотивации в образовании, повышение самооценки студента, поиск единомышленников в профессиональной среде);
3) потенциальные работодатели (цель - самореклама, оценка студентом своих профессиональных качеств, определение путей для самосовершенствования).
Таким образом, портфолио студента выполняет следующие функции: мотивации, развитие навыков самопрезентации и самоорганизации, развития рефлексии и коммуникативности, инструментария квали-метрии социально-личностных и профессиональных компетенций [3].
4. Обзор систем для реализации е-портфолио
На выбор инструмента разработки е-портфолио влияют следующие факторы: наличие в учебном заведении LMS, Learning Management System (система управления обучением), участие учебного заведения в государственных программах по использованию технологии е-портфолио, уровень знаний в области верстки веб-контента потенциальных пользователей системы. В качестве средств разработки е-портфолио могут использоваться Google, Macromedia Dreamweaver и другие программные продукты для верстки веб-страниц, любые инструменты для создания веб-контента: Fireworks, Flash [5 - 8]. Существуют как платные, так и бесплатные инструменты для создания е-портфо-лио. Например, Mahara (https://mahara.org/) является полнофункциональным бесплатным веб-приложением для построения е-портфолио в сети Интернет. Mahara имеет открытый исходный код и построено на базе открытых источников. Система, созданная на основе Mahara позволяет: формировать е-портфолио
— собирать, анализировать и делиться своими достижениями и развитием в Интернете, в контролируемом
3
владельцем пространстве; организовывать онлайн-сообщества и социальные сети, блоги и форумы; использовать встроенные средства взаимодействия с Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда).
Е-Portfolio Chalk & Wire содержит оценки и инструменты анализа данных, что позволяет педагогам формировать системы и процессы для размещения образцов работ учащегося и выполнения оценки связанных наборов данных. Преподаватели и администраторы могут собирать соответствующие данные и генерировать содержательные отчеты в отношении преподавания и обучения и тем самым способствовать академическому и профессиональному росту всех участников учебного процесса.
Е-Portfolio Pathbrite могут использоваться учащимся всех возрастов. Данная система позволяет собирать, отслеживать и демонстрировать достижения и рекомендовать пути для успешного развития. Pathbrite включает инструменты документирования, анализа и отображения индивидуальных достижений всех видов. В качестве целевой аудитории могут выступать школы, приемные комиссии и работодатели. Использование данной системы бесплатно для преподавателей, для студентов - стоит 10$ в год.
Е-портфолио от PebblePad - это личное образовательное пространство, которое может использоваться учащимися, преподавателями и экспертами в разнообразных контекстах: для индивидуального планирования развития и непрерывного профессионального роста, обучения и преподавания, формирования оценок. Данная система для создания е-портфолио интегрирована с Moodle.
Концепция электронного портфолио еще не до конца сформировалась, но его первичное назначение
- быть хранилищем, позволяющим пользователям делиться контентом друг с другом и соединять различные компоненты своей работы в коллекции документов, демонстрируемые с целью их оценки. Системы электронных портфолио часто включают в себя сервисы учебного журнала и блога [9]. Таким образом, система реализации е-портфолио должна обеспечивать выполнение следующих требований: неограниченный объем базы данных (масштабируемость); доступ с любого рабочего места; возможность размещения в сети интернет; защита информации (пароль, защита от копирования, соблюдение авторских прав и др.); возможность создания/изменения контента без покупки дорогостоящего, требующего больших мощностей программного обеспечения.
Все этим требования проще и дешевле удовлетворить, используя технологии cloud computing [10]. Поэтому е-портфолио - образовательное приложение, которое может оказаться первым кандидатом на перемещение в облако.
5. Использование cloud computing для создания электронных образовательных сервисов
Многие ИТ-компании уже разместили свои образовательные ресурсы в облаке, например, Microsoft Office 365 Apps для учебных заведений, Adobe Creative Cloud, Google Apps для учебных заведений.
Microsoft Office 365 - это последние версии приложений Office 2013, предоставляемые по запросу. Office 365 позволяет использовать Word, Excel, PowerPoint и Outlook на компьютерах, на которых не установлен Office или установлены его более старые версии. Приложения передаются потоком на компьютер вместо постоянной установки.
Редактируемые документы можно хранить в онлайн-хранилище SkyDrive. SkyDrive - это служба, позволяющая загружать файлы в онлайн-хранилище и затем открывать их в веб-браузере, на любом компьютере или на других устройствах.
Adobe Creative Cloud - это цифровой центр, который предоставляет платный доступ по подписке к любой программе Adobe Creative Suite 6, а также к сетевым службам и другим новым инструментам, как только они будут выпущены. Предназначение Adobe Creative Cloud - преобразовать рабочие процессы, которые когда-то были сложными и несовместимыми, в один интуитивно понятный и естественный процесс, который позволяет свободно генерировать идеи и выводить их на любой компьютер, планшет или мобильное устройство.Нил Склейтер сравнил функционал двух наиболее широко используемых VLE-систем (virtual learning environment, виртуальная среда обучения)
- Blackboard и Moodle, с возможностями, предлагаемыми соответствующими облачными сервисами Microsoft и Google [11]. В сравнение на рис. 1 включен сервис «Группы Google», общедоступной системы, так как она может быть легко добавлена к «Google Apps для учебных заведений» в качестве площадки для совместной работы в группах.
Сервисы электронного образования
Blackboard „ Microsoft G°°et«AppS Moodle _ . _ , для учеоны* LivtA.edu заЕ(,деи11и Г руппы Google
© ® й © о
Коммуникационные возможности
ї,@о E-mail
«ь* о Создаваемые по мере необходимости группы для совместной работы
©••/ Блоги
@9 © Голосовання обзоры
®» О Форум
©•і© Wiki-ресурсы совместное редактирование
©• t/O о Мгновенные сообщения
Общие электронные «классные доски»
©9 © Контрольные опросы
©* Загрузка домашних задании
©• Журнал успеваемости
Контент
Q Групповое хранилище документов
• , © Персональное хранилище документов
ф Словарь
ф • Новостные потоки
Рис. 1. Сравнение функциональных возможностей сервисов e-learning
Е
Кроме того, Google внедрила средство интеграции между Google Apps и Moodle позволяющее использовать единый вход в обе системы. Приложения Moodle и Blackboard уже доступны в «облаке», данное решение было разработано для образовательных учреждений, которые хотят избежать расходов по размещению системы внутри компании. Таким образом, можно утверждать, что в то время как облачные сервисы служат для решения более общих задач, VLE и LMS системы предоставляют инструменты, специфицированные для образовательных нужд. Сложнее всего переместить в «облако» LMS системы.
6. Выводы
Кроме рисков использования «облачных» сервисов для учебных заведений, приведенных в [10,11]: угроза
безопасности данных; нежелательная реклама; привязка к поставщику; следует упомянуть необходимость наличия постоянно действующего подключения к Интернет с достаточно высокой скоростью передачи данных.
Однако технология е-портфолио с данной точки зрения является наименее уязвимой и поэтому системы от Microsoft и Google уже используются некоторыми организациями в качестве е-портфолио. С размещением е-портфолио в Интернет возникает проблема соблюдения авторских прав, которую можно - решать, организовав возможность для самого студента определять уровни доступа к материалам его е-портфолио, или с помощью международной системы лицензирования (лицензии Creative Commons), с другой стороны, имея лицензированные электронные копии студенческих работ, легче фиксировать и доказывать случаи плагиата.
Литература
1. Nory, B. Practices and tools in online course delivery [Текст] / B. Nory // Jones University of Maine Business School, USA Christian Graham University of Maine Business School, IGI Global. - 2013. - pp. 288-303.
2. Смолянинова, О.Г. Использование метода электронного портфолио в практике зарубежных ВУЗов [Текст] / О.Г. Смоля-нинова / / Информатика и образование. - 2008. - №11. - С. 89-101.
3. Игонина, Е. В. Функции портфолио студента высшего учебного заведения [Текст] / Е. В. Игонина // «Современные проблемы развития человеческого общества» материалы VII Международной науч. - практ. конф. (21.07-28.07 2011г.). -
2011. - С. 14-19.
4. Brian, R. The iPortfolio: Measuring uptake and effective use of an institutional electronic portfolio in higher education [Текст] / R. Brian, von Konsky, B. Oliver // Australasian Journal of Educational Technology. - 2012. - Т. 28(1). - С. 67-90.
5. Tinnerman, L. The Use of Web 2.0 Social Networking Technologies to Expedite Collaboration Both in and Out of the University Classroom. In T. Bastiaens et al. (Eds.) [Текст] / L. Tinnerman // Proceedings of World Conference on E-Learning in Corporate, Government, Healthcare, and Higher Education 200. - 2009. - pp. 3722-3726.
6. Tzu-Chi, Yang. Creating e-portfolio in U-learning Environment: A Framework of Could-based e-portfolio [Текст] / Yang Tzu-Chi, T.H.C. Chiang, S.J.-H. Yang / / IEEE Seventh International Conference, Service Wireless, Mobile and Ubiquitous Technology in Education (WMUTE). - 2012. - pp. 292-295.
7. Quynh Le. E-Portfolio for enhancing graduate research supervision [Текст] / Le Quynh // Quality Assurance in Education. -
2012. - Т. 20(1). - pp. 54-65.
8. Kats, Y. Learning management systems and instructional design: best practices in online education [Текст] / Y. Kats // Chestnut Hill College, US. - 2013. - 467 p.
9. Denton, D., Wicks, D.A. Implementing electronic portfolios through social media platforms: steps and student perceptions [Текст] / D. Denton, D.A. Wicks // JALN - Journal of Asynchronous Learning Networks. - 2013. - Т. 17(1). - pp. 125-135.
10. Кравец, Н.С. Использование технологий «cloud computing» в образовательных проектах [Текст] / Н.С. Кравец / / Новий Колегіум. - 2011. - №4. - С. 41-45.
11. Склейтер, Н. Облачные вычисления в образовании. Аналитическая записка [Текст] / Н. Склейтер // Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - 2010. - 12 с.
э