Доронина С.В.,
преподаватель биологии ГБПОУ КК «БАК» ст. Брюховецкая, Россия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения по специальностям среднего профессионального образования (СПО) построен на овладении студентом профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций. Компетенции реализуются благодаря изучению различных дисциплин, прохождению практик, участию в семинарах, конференциях, в ходе самостоятельной работы студента, при индивидуальной работе студента с преподавателями.
Сейчас в системе образования приоритетными становятся развивающие технологии обучения, рассчитанные на постоянное самосовершенствование личности не только учащегося, но и педагога. Думать, анализировать, сопоставлять, выделять главное, проявлять инициативу в получении знаний и в тоже время обеспечивать нравственное воспитание, соблюдение этических норм поведения, толерантности - одни из направлений деятельности.
Новая методологическая основа требует внедрения в образовательный процесс новых педагогических и информационных технологий. Поставленным целям соответствуют такие новые педагогические технологии, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии, проблемное обучение, лекционно-семинарско-зачетная технология, информационно-
коммуникационные технологии, дифференцированный подход к обучению и другие.
Проблемное обучение на уроках биологии
Урок начинается с постановки проблемы, вопроса, цели, задачи, которые успешно решаются при использовании частично-поискового или поискового методов.
Оно предоставляет широкие возможности для развития самостоятельного мышления, творческого поиска учащихся. Его сущность в том, что небольшой подсказкой учителя сокращается поле поиска либо задача расчленяется на подзадачи и тем самым сохраняется проблемность, облегчается пошаговое движение ученика к конечному решению. Поисковый метод представляет собой высший уровень проблемного обучения. Он характеризуется тем, что студенты самостоятельно, без существенной помощи учителя,
открывают и усваивают новые знания и способы действия через постановку учебных проблем и их решение.
Виды деятельности на проблемных уроках биологии:
Работа в группах
Весь класс может работать над выполнением общего задания, или у каждой группы оно может быть своим. Задача групп -обсудить и сформулировать свое решение вопроса или проблемы. Например, при изучении темы «Доказательства возникновения жизни на Земле» в процессе самостоятельной работы с материалом учебника студенты делятся на группы. Группа выбирает доказательства, правоту которых они могут отстоять, обсуждают их и составляют список аргументов. На заключительном этапе каждая из групп проводит защиту своих доказательств. Результаты работы оцениваются индивидуально, можно оценивать работу всей группы и тогда все получают одинаковые оценки. Состав группы подбирается так, чтобы в ней были разные по уровню развития и по степени активности работы ученики.
Самостоятельная работа с учебником
Задания при работе с учебником могут носить различный характер: поисково-продуктивный, сравнительно-аналитический, творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Поисково-репродуктивная работа.
Заполнение таблиц
Эта форма работы развивает умение кратко излагать и отбирать информацию. Например, при изучении темы «Строение органоидов клетки»:
Работа с терминами
От усвоения новой терминологии во многом зависит и усвоение самого материала. Помимо устной работы возможна и письменная:
-записать терминологический текст, вставить пропущенный термин и подчеркнуть;
Технология проектного обучения
Это педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, творческая, познавательная работа учащихся над разрешением проблемы по желаемому изменению объекта или процесса, выполненная под руководством педагога.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
а) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
б) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
в) приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
г) развивают у себя исследовательские умения;
д) развивают системное мышление.
Необходимо предлагать детям интересные и посильные для них проектные работы.
Например, в настоящее время с группой студентов мы работаем над проектами «Что скрывается за яркой упаковкой?», а также «Зеленая грядка на подоконнике».
Информационно-коммуникационные технологии
Использование ИКТ на уроках биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и студента, повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны.
Использование компьютерных программ решает ряд важных
задач:
- делает процесс обучения наглядным;
- повышает объективность оценки ответов;
- позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению;
- сокращает время проверки знаний учащихся.
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов. Цель такого представления учебной информации - формирование системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей; позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования памяти, внимания, мыследеятельности, гуманизации содержания образования. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.
Новые информационные технологии активно внедряются и в исследовательскую деятельность учащихся. Многие школьники с удовольствием выполняют исследовательские и проектные работы по биологии и экологии, сравнивая таблицы, схемы, рисунки,
диаграммы. Так, для защиты некоторых проектов ребята самостоятельно подготавливают слайд-фильмы.
Здоровьесберегающая технология
Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...».
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить возможность сохранения здоровья обучаемого за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Данные цели мы реализуем при изучении тем: «Белки, жиры и углеводы. Их строение и функции»; «Вирусы - неклеточные формы жизни, Индивидуальное развитие организмов и других».
Применение современных образовательных технологий позволяет:
1) построить открытую систему образования;
2) изменить организацию процесса обучения студентов;
3) рационально организовать познавательную и практическую деятельность студентов для овладения ими профессиональных и общих компетенций;
4) повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности и к самостоятельности и активности в выборе методов решения стоящих перед ними задач.
Список использованной литературы
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное
образование, 1998.
9. Струкова В.И. Современные педагогические технологии в преподавании
биологии. - Бочаровск, 2010.
10. Проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии. [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://festival.1september.ru/
© Доронина С.В., 2016 г.