УДК 351.74
Черкесов Радмир Мухаметбиевич
преподаватель кафедры физической подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Cherkesov Radmir Mukhametbiyevich
Lecturer, Physical Education Department, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
APPLICATION OF THE PRINCIPLE OF CONSCIOUSNESS AND PARTICIPATION IN THE POLICE OFFICERS' TRAINING
Аннотация:
Статья посвящена определению роли и значимости принципов сознательности и активности в процессе подготовки сотрудников органов внутренних дел. Актуальность означенной проблемы определяется недостаточно серьезным отношением слушателей профессионального обучения к занятиям по физической подготовке. Автором перечислены условия реализации указанных принципов на занятиях по физической подготовке сотрудников ОВД (использование элемента состязательности, вовлечение слушателей в процесс проведения занятия, понимание занимающимися значения физической подготовленности в процессе несения службы в органах внутренних дел и т. д.).
Ключевые слова:
сознательность, активность, состязательность, принципы обучения, сотрудники органов внутренних дел, слушатели профессионального обучения.
Summary:
The article deals with the role and value of the principles of conscious effort and proactive participation in the process of police officers' training. The relevance of the topic is determined by the facetious treatment of professional physical training by students. The author lists the conditions for the implementation of these principles in the physical education classes (application of the competition-based learning, involvement of students in the conducting of a class, understanding of the value of physical fitness for police service, and others).
Keywords:
consciousness, proactivity, competition, principles of training, police officers, vocational education students.
Одной из главных целей в процессе физической подготовки сотрудников органов внутренних дел является формирование у слушателей объективного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждений. Формирование убеждений возможно только при условии сознательного усвоения знаний. Этим определяется актуальность использования принципов сознательности и активности на занятиях по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел в процессе профессионального обучения. В настоящее время наблюдается недостаточно серьезное отношение слушателей профессионального обучения к занятиям по физической подготовке. Сотрудники ОВД в большинстве случаев не задумываются, с какой целью они отрабатывают определенное двигательное действие или упражнение.
Физическая подготовка - неотъемлемая часть процесса подготовки слушателей. Постоянные занятия по физической подготовке позволяют занимающимся совершенствовать двигательные умения и навыки, что оптимизирует развитие физических качеств (выносливости, ловкости, быстроты, силы и др.), совокупность которых определяет дееспособность человека.
Принцип сознательности и активности занимает особое место в системе общепедагогических принципов. Реализация означенного принципа позволяет выработать положительную мотивацию у слушателей профессионального обучения на занятиях по физической подготовке.
В процессе профессионального обучения сотрудников ОВД необходимо в первую очередь учитывать наиболее общие признаки сознательного усвоения знаний:
1. Слушатели профессионального обучения должны уметь правильно формулировать свои мысли, отражающие знания по изучаемому предмету (выражение «я знаю, но не знаю, как сказать» - признак отсутствия знаний).
2. Сознательность проявляется в адекватном отношении слушателей к изучаемому материалу, в их заинтересованности.
3. Признаком осознанного восприятия учебного материала является уровень самостоятельности слушателей профессионального обучения: чем она выше, тем с большим осознанием усваиваются знания.
Сознательность восприятия - осознанное отношение к изучаемому двигательному действию, реализуемое через осмысление своих действий и их исходного состояния в соответствии с мотивами и целями учения. Сознательность изучения материала выражается в осознании ответственности за усвоение заданного материала, в активности и самостоятельности при изучении и использовании знаний, в овладении способами и приемами умственной деятельности, что способствует саморегулированию профессионального обучения. Различают полностью осознаваемые учебные действия (актуально сознаваемые) и действия, которые являются не самоцелью, а средством выполнения основной задачи, в связи с этим они протекают как бы сами собой, но под контролем сознания (то есть становятся автоматизированными) [1].
Сознательность в изучении материала, в основе которой лежит овладение учебной деятельностью, способствует формированию самосознания, самооценки занимающихся, развитию волевых качеств, навыков самоконтроля и т. д. [2].
В наше время под понятием «активность» понимается качество поведения, которое в результате расходования энергии дает некий результат. Активность относится только к поведению, а не к личности, стоящей за этим поведением [3]. Активность предполагает возможность проявления способностей, таланта, что каждым обучающимся осуществляется по-разному. Под активностью обучающегося подразумевается не всякая физическая работоспособность, а лишь та, что обусловлена внутренними причинами и направлена сохранение и совершенствование биосоциокультурной системы, составной частью которой является личность. В дидактическом плане активность выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.
Физическая активность - это двигательная деятельность человека, оказывающая влияние на укрепление общего состояния организма, развитие физических качеств и достижение физического совершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личностной мотивации и социальных потребностей [4]. Физическая активность - специфический вид человеческой деятельности. Суть физической активности заключается в том, что в ней взаимодействуют два вида деятельности - двигательная и мыслительная. Содержание двигательной деятельности характеризует внешнюю (моторную) активность, мыслительной деятельности - внутреннюю (умственную) активность [5].
Для реализации принципа активности необходимо соблюдение следующих условий: 1) четкая организация процесса обучения, вовлечение слушателей в процесс проведения занятия, повышение их заинтересованности в успешном выполнении упражнений; 2) использование элемента состязательности и придание учебному процессу увлекательности, создание ситуации, требующей проявления значительных волевых усилий.
Состязательность способствует увеличению у занимающихся стремления к максимально эффективному выполнению двигательных действий. Но наряду с этим необходимо учитывать, что в подготовительный период обучения состязательный метод применять нецелесообразно в связи с тем, что при низком уровне подготовленности могут возникнуть ошибки, которые впоследствии сложно будет исправить. Объективная оценка и поощрение в процессе занятия стимулируют занимающихся к активности, придают слушателям уверенности в своих способностях. Нельзя необоснованно занижать или завышать оценки. Самостоятельное выполнение упражнений вызывает у обучающихся заинтересованность в обучении.
Успешность реализации принципа сознательности зависит от следующих аспектов: 1) понимания слушателями значения физической подготовленности в процессе несения службы в органах внутренних дел; 2) усвоения целей, задач и программ обучения, конкретных требований, необходимых для выполнения каждого упражнения; 3) вида изучаемых упражнений и их влияния на организм, правильного понимания техники выполнения двигательных действий [6].
Сознательность в усвоении материала в большей степени зависит от деятельности преподавателя, который должен постоянно стимулировать внимание слушателей в процессе обучения посредством создания проблемных ситуаций (но не вопросов на уровне актуального развития, которые не способствуют активизации внимания занимающихся).
Формируя у слушателей профессионального обучения сознательное и активное отношение к занятиям по физической подготовке, преподавателю следует руководствоваться определенными правилами. Не следует забывать об условиях и требованиях к реализации принципов сознательности и активности на начальных этапах подготовки, необходимо на ранней стадии подготовки использовать правильный подход к формированию у слушателей данного принципа.
Результат работы по формированию сознательности и активности у слушателей профессионального обучения Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России оказался положительным. Благодаря осознанию целей и задач занятия по физической подготовке активность слушателей возросла.
Ссылки:
1. Сознательность учения [Электронный ресурс]. URL: http://psylist.net/slovar/17a53.htm (дата обращения: 26.05.2016).
2. Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник. М., 1999. 528 с.
3. Фромм Э. Активность и пассивность // Фромм Э. Иметь или быть. М., 2000. 448 с.
4. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. М., 1990. 288 с.
5. Ильин Е.П. Психология физического воспитания : учеб. пособие. СПб., 2000. 486 с.
6. Физическая культура : учеб. пособие / под ред. В.А. Коваленко. М., 2000. 432 с. ; Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. М., 2006. 480 с.