Научная статья на тему 'Использование принципов проектирования малого сада в экспресс-проектах приусадебных участков'

Использование принципов проектирования малого сада в экспресс-проектах приусадебных участков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1539
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИУСАДЕБНЫЙ УЧАСТОК / ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН / МАЛЫЙ САД / САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО / HOMESTEAD LAND / LANDSCAPE GARDENING / SMALL GARDEN / LANDSCAPE ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гетманченко О. В., Вяткина Б. М.

Рассмотрена проблема архитектурно-ландшафтной организации малых садов на придомовых участках в городе или за городом (дачных и коттеджных), обеспечивающих проживающим среду, близкую к природной. Даны рекомендации для владельцев приусадебных участков, как, используя исторические и современные методы, принципы и приёмы проектирования малых садов выполнить экспресс-проект и эффективно организовать территорию собственного приусадебного участка без привлечения профессионалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гетманченко О. В., Вяткина Б. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USAGE OF SMALL GARDEN DESIGNING PRINCIPLES IN HOMESTEAD LANDS EXPRESS PROJECTS1«GeoPark»2

The article studies landscape issues of small garden designing at homestead lands in a city or in the country (summer communities or suburban settlements) that form environment close to nature. The authors demonstrate how owners of such homestead lands can perform express projects and landscape their gardens without engagement of experts just using traditional and modern methods, principles and approaches to small garden designing.

Текст научной работы на тему «Использование принципов проектирования малого сада в экспресс-проектах приусадебных участков»

УДК 711. 01: 745

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАЛОГО САДА В ЭКСПРЕСС-ПРОЕКТАХ ПРИУСАДЕБНЫХ УЧАСТКОВ

О.В. Г етманченко, Б.М. Вяткина

Рассмотрена проблема архитектурно-ландшафтной организации малых садов на придомовых участках в городе или за городом (дачных и коттеджных), обеспечивающих проживающим среду, близкую к природной. Даны рекомендации для владельцев приусадебных участков, как, используя исторические и современные методы, принципы и приёмы проектирования малых садов выполнить экспресс-проект и эффективно организовать территорию собственного приусадебного участка без привлечения профессионалов.

Ключевые слова: приусадебный участок; ландшафтный дизайн; малый сад; садово-парковое искусство.

USAGE OF SMALL GARDEN DESIGNING PRINCIPLES IN HOMESTEAD LANDS

EXPRESS PROJECTS

O.V. Getmanchenko, B.M. Viatkina

The article studies landscape issues of small garden designing at homestead lands in a city or in the country (summer communities or suburban settlements) that form environment close to nature. The authors demonstrate how owners of such homestead lands can perform express projects and landscape their gardens without engagement of experts just using traditional and modern methods, principles and approaches to small garden designing.

Key words: homestead land, landscape gardening, small garden, landscape art.

Проблема переуплотнения городской среды в век глобальной урбанизации существует для многих крупных городов. Возникает серьезный конфликт между свойствами городской среды и потребностями ее обитателей. Известно, что полное ограничение контактов человека сферой искусственной среды если даже и не вызовет физиологических нарушений в организме человека, то во многом обеднит его личность, ослабит физическое здоровье.

Решение этой проблемы многие жители находят в приобретении «второго жилья» -дачных домов с участками не только для выращивания овощей и фруктов, но главным образом для создания малых садов, созвучных с их потребностями и представлениями о комфортной среде обитания.

В наши дни потребность в малых садах уже никому не кажется стремлением к роскоши. Желание людей выбраться из каменных джунглей городов вынуждает их бороться за каждую возможность контакта с живой природой и выражается в стремлении приблизить ее к месту своего проживания или длительного пребывания. Хорошо организованные придомовые участки в городе или за городом (дачные) обеспечивают проживающим среду, близкую к природной, но превышающую ее комфортностью. Они создают условия для полноценного отдыха взрослых и нормального развития детей. Визуальная связь внутренних помещений зданий с участками живой природы усиливает их благоприятное влияние на качество жизни людей.

Сад всегда представлял собой наивысшую ценность. Он был символом рая на земле. Малый сад, непосредственно примыкающий к жилищу, был хорошо организованным, упорядоченным миром природы, его рукотворным уголком, отражающим материальные и духовные потребности владельца, его вкусы и образ жизни.

Малым садом условно называется ограниченное пространство, в котором человек вступает в контакт с природной средой, организованной растительностью, рельефом, водоёмами, архитектурой сооружений и малыми формами. Малые сады широко распространены при группах жилых домов, на придомовых участках индивидуальных жилых домов, в общественных центрах, в интерьерах общественных зданий, как сады на крышах и в парках в виде фрагментов. Ограниченное пространство малого сада создаёт интимность, позволяет воспринимать все детали элементов культурного ландшафта с близкого расстояния.

Средства достижения выразительности в дизайне малого сада. Современные ландшафтные дизайнеры для повышения выразительности локальных пространств, приобретающих значение малых садов, используют как исторический, так и современный опыт сохранения или преобразования элементов ландшафта.

Чему же на практике можно научиться у великих садовников прошлого? Можно использовать приёмы регулярных композиций там, где требуется внести в композицию ощущение порядка, строгость и торжественность и приёмы пейзажных композиций там, где нужна естественность, живописность, простота, равновесие и непринуждённость.

Можно использовать приемы топиарного искусства. Например, оформлению цветников с помощью фигурно подстриженных кустарников. Отлично смотрится в центре клумбы, например, куст, подстриженный в виде шара, конуса или другой необычной формы. Два или четыре подстриженных куста, симметрично расположенных, могут определить характер малого сада. Уютным уголком может стать небольшая полукруглая ниша со скамьей, расположенная в живой стриженой изгороди, непроницаемой для взоров.

Рис. 1. Графические примеры топиарного Рис. 2. Графические примеры геопластики

искусства

Одним из современных направлений архитектурно-ландшафтной деятельности является геопластика. Она решает ряд важнейших задач, в том числе: инженерной подготовки урбанизированных территорий, восстановления испорченных ландшафтов, а также задачи художественного преобразования рельефа. Г еопластика как область деятельности ландшафтного архитектора и ландшафтного дизайнера соединяет в себе возможность повышения эстетической выразительности среды обитания и решения технических задач вертикальной планировки (организации путей передвижения и размещения объектов архитектуры на сложном рельефе, отвод сточных вод и так далее). Геопластика стала специфической областью деятельности ландшафтных дизайнеров и заключается в пластической архитектурно-художественной и скульптурной обработке и преобразовании естественного рельефа, в создании искусственного рельефа (насыпных холмов, террас, склонов).

Из пейзажного стиля японского сада дизайнеры могут заимствовать приемы оптического увеличения пространства и усиления его глубины, что чрезвычайно важно для малого по площади современного сада, а также приемы создания живописных композиций из камней, воды и песка.

Большое значение в композиции малого сада имеют водоемы. В ограниченном пространстве с густой зеленью водоем кажется глубоким, а на открытой поляне он приобретает цвет неба. Создаваемые водой звуки - рокот водопада, журчание ручья, плеск фонтана - усиливают эмоциональное воздействие на человека. Достоинством спокойных водоемов является способность отражать расположенные вблизи элементы сада: деревья, кусты, архитектуру, малые формы.

В зависимости от характера ландшафта водоемам в малых садах придают форму водопадов, ручьёв или озёр, берега которых усеивают галечником и камнями-скалами, украшают посадкой водяных растений. При устройстве озер (за исключением маленьких

бассейнов для рыбок) не создают прямолинейных очертаний, а стараются воспроизвести изгибы естественных природных берегов. Если источник получения воды искусственный, его тщательно маскируют. Для очертаний прудов рекомендуются такие формы, как иероглиф «сердце», облако, тыквенная бутылка и т. д. В композиции малого сада используют два каскада: высокий и дополняющий его - низкий.

Большой интерес для ландшафтных дизайнеров представляет творчество современного ландшафтного архитектора Р.Б. Маркса. Им созданы цветовые композиции в виде живописных декоративных панно из различных по цвету и высоте ковровых посадок трав, цветов и кустарников в сочетании с декоративным мощением и малыми архитектурными формами.

Композиционные приёмы. Любой сад представляет собой объёмнопространственную композицию, в которой все элементы должны быть взаимосвязаны, и если убрать хотя бы один из них, может нарушиться общая гармония. Это в идеале. Но фактически дизайнер должен стремиться именно к такому ощущению сада, которое возникает в результате единства объёмно-планировочного и пространственного решения, его функционального назначения и художественного воплощения замысла.

В дизайне малого сада используются принципы и законы, присущие всем известным искусствам, в т. ч. принцип организации пространства, присущий архитектуре; законы колористки, светотени и перспектива, характерная для живописи; принципы пластической организации формы, используемые в скульптуре; законы размера и ритма при построении мелодии, существующие в музыке. Специфика же садово-паркового искусства, заключается в постоянной изменчивости природного материала, который специалисты ландшафтного профиля используют в своём творчестве. Так растительность, например, изменяется в зависимости от возраста растений, времени года и даже времени дня.

Проектируя сад, вне зависимости от его размеров и назначения, современный ландшафтный архитектор или дизайнер использует те общие знания композиции и средства организации пространства под открытым небом, которые издавна применялись людьми, преобразовывавшими природу, и создававшими произведения садово-паркового искусства.

Существует целый ряд внешних и внутренних факторов, оказывающих огромное влияние на план приусадебного участка. По существу, всё, что находится за пределами ограждения и на самом участке, будет иметь отношение к проекту, строительству и последующей жизни владельцев. И главная задача проектировщика - это выявление поло-

Рис. 3. Р.Б. Маркс. Сад больницы в Рио-де-Жанейро

Рис. 4. Р.Б. Маркс. Декоративное озеленение в частном саду Рио-де-Жанейро

жительных и отрицательных качеств окружающей и внутренней среды участка, для последующего преобразования их в соответствии с приёмами архитектурно-ландшафтной композиции и создания выразительного облика малого сада на своём участке.

К основным задачам архитектурно-ландшафтной композиции относятся:

- организация объемов и пространств в соответствии с функциональным зонированием территории;

- создание целостной системы, гармонично объединяющей пространства и отвечающей функциональным и эстетическим требованиям, а так же положительно воздействующей на человека;

- использование всех средств ландшафтного дизайна в формировании комфортной среды на проектируемом участке.

Общий архитектурно-художественный замысел сада целиком зависит от гармоничной взаимосвязи его элементов: дорожек, подпорных стенок, лестниц, растительных групп и водных устройств. Формирование планировочной структуры сада осуществляется в несколько этапов:

1 этап - ландшафтная оценка территории и анализ существующей ситуации;

2 этап - функциональное зонирование территории и определение планировочных элементов по зонам;

3 этап - выявление ключевых точек восприятия сада и расстановка акцентов, создающих завершенный образ всего объекта;

4 этап - подбор растительности с учётом их декоративных свойств - для создания завершенного художественного образа сада.

На первом этапе анализируется опорный план, который фиксирует полное состояние объекта и использование элементов его территории в существующих границах. Согласно опорному плану выполняется планировочная композиция территории, которая должна быть увязана с архитектурными сооружениями, расположенными на данной территории. Организация основных входов на территорию сада определяется окружающей ситуацией, а внутренние связи обеспечивают подходы к сооружениям и транзитное движение на участке.

Художественный образ малого сада создаётся посредством использования законов архитектурно-ландшафтной композиции с учётом масштаба и пропорции территории, её конфигурации и членения на отдельные составляющие. Это позволяет в каждом конкретном случае создать своеобразный облик малого сада на приусадебном участке, отражающим материальные и духовные потребности владельца, его вкусы и образ жизни.

Опыт работы фирмы ГеоПарк. Очень много желающих сделать неповторимым дизайн своего участка, но не все готовы обратиться к профессионалу так как это дорого стоит, а полученный результат не всегда удовлетворяет владельца. Для некоторых владельцев приусадебных участков гораздо большее удовольствие принесло бы выполнение экспресс-проекта и создание сада собственными силами.

Существует огромное количества литературы по проектированию малых садов и приусадебных участков, но человеку без соответствующего опыта и знаний трудно найти оптимальное решение для своего участка. Поэтому на примере запроектированных фирмой ГеоПарк участков можно проследить простейшие приёмы и методы разбивки, а также оформления малых садов, чтобы использовать идеи фирмы при создании собственного проекта. Эти идеи можно свободно интерпретировать, давая полную свободу своей фантазии. Ведь вкусы у всех разные, т. к. каждому нравится свой неповторимый характер сада, созвучная ему музыка или произведение изобразительного искусства. Чаще свего людям нравится в дизайне своего сада именно то, что они создают собственными руками и в соответствии со своими ощущениями и чувствами.

С чего же начать проектирование придомового участка? Конечно с составления списка того, что надо будет построить и посадить. Если же на участке уже имеются

постройки и детали оформления сада, то в первую очередь необходимо в списке указать, что необходимо сохранить, а что заменить или полностью удалить.

Следующим этапом будут обмеры вашего участка. На бумаге всегда проще внести коррективы в планировке участка, чем потом исправлять ошибки на месте. Если территория участка слишком большая, то её необходимо разбить на несколько участков и каждый промерьте отдельно. Если участок неправильной формы, можно натянуть верёвочные шнуры под прямыми углами к его сторонам, а затем сделать необходимые промеры.

Сделав промеры участка и изготовив первый чертёж будущего сада, можно приступить к более тщательному его планированию. На этом этапе можно дать волю фантазии, стараясь воплотить все свои желания на бумаге. Эскизы следует рисовать с соблюдением масштаба. Еще немаловажно ориентироваться по сторонам света, чтобы ваш участок не оказался в тени планируемых построек и деревьев.

Создавая свой собственный проект не следует пытаться полностью копировать чьи-либо проекты, ведь все земельные участки разные и по размерам, и по условиям, и по свойствам. Не всегда сразу удаётся найти удачный вариант оформления сада, поэтому чем больше будет нарисовано вариантов, тем проще будет выбрать оптимальный вариант. Главное - на бумаге следует изложить основные идеи планировки.

Работая над внешним обликом сада необходимо найти его неповторимую индивидуальность, продумать функциональное зонирование и размещение растений. Внешний облик во многом зависит от стиля и геометрии, согласно которой как бусины на верёвочке будут располагаться все составляющие вашего участка.

Для примера можно привести несколько вариантов проектов планировки и дизайна приусадебных участков, разрабртанных фирмой ГеоПарк, используя которые можно сделать планировку своего участка более выразительной. Желательно поэкспериментировать в сочетании разных форм и стилей, поискать нестандартные решения и образы, чтобы создать такой сад, который бы соответствовал представлениям о его облике и как можно лучше воплотил бы мечту владельца в реальность. А фантазия и воображение смогут превратить в цветущий оазис даже самые неплодородные участки земли.

Сеть дорожек на приусадебном участке. Для рациональной организации сети дорожек на участке существует приём, когда благоустраиваемую территорию на какое-то время оставляют без дорожек, чтобы люди сами протоптали их в местах наиболее удобных, а только затем можно приступать к проектированию и устройству сети главных и второстепенных дорожек.

В приведённом примере на рис. 1 дорожки выполняют функцию наиболее удобных связей, поэтому основной чертой данной планировки можно считать органическое единство всего ансамбля. Использование различного материала при мощении дорожек визуально проводят трассировку главных и второстепенных аллей. Направленность движения может подчёркиваться рядовой посадкой деревьев и включением цветочных композиций -рабаток, бордюров. Вся аллейно-тропиночная сеть направлена на основной подход к дому и формируется с использованием всех средств ландшафтного дизайна, но особенно растительности.

Диагональный мотив. Работая над внешним обликом сада необходимо найти его неповторимую индивидуальность, продумать функциональное зонирование и размещение растений. Внешний облик во многом зависит от стиля и геометрии, согласно которой как бусины на верёвочке будут располагаться все составляющие вашего участка.

На рис. 6 показан пример диагональной планировочной организации части дорожек. Это способ зрительного увеличения пространства и размера сада, так как взгляд скользит вдоль линий, вытянутых вдоль и поперёк участка.

Проектирование такого участка следует начинать с нанесения на план диагональной разметочной сетки, линии которой расположены под углом 45 градусов к стене дома или к ограде участка. Все элементы располагаются вдоль линий заданной сетки.

Рис. 5. Пример организации сети дорожек Рис. 6. Диагональные мотивы

приусадебного участка дизайна приусадебного

участка

Дизайн длинного участка. При работе над планировкой длинного и узкого участка его необходимо разбить на самостоятельные зоны - «зелёные комнаты», а дорожки станут связующим элементом между ними. Здесь может быть (как и при планировке интерьера дома) предусмотрена гостиная, кабинет, детская комната, спортивная зона и т. д.

Рис. 7. Пример организации длинного участка

Важно продумать сценарий, по которому будут развиваться действия для посетителей вашего сада, какие сюрпризы его ожидают в каждой из самостоятельных зон. При этом дорожкам желательно придать изломанную или извилистую формы, а в местах их изгибов расставить акценты в виде небольших деревьев или кустарников, рис. 7.

Круговые мотивы в дизайне участка. Для оформления участка прямоугольной или квадратной формы хорошо использовать круговые мотивы, показанные на рис. 8.

Круглую форму можно придать любым элементам сада - газонам, дворикам, клумбам и лужайкам. Нужно лишь придумать, как круги будут соединяться или пересекаться друг с другом.

Соединительные элементы и прямые формы маскируются растительностью. Пересечения и сопряжения кругов могут придать участку неповторимый образ и именно в этих местах образуются ключевые точки, в которых можно расставить акценты в виде древесной декоративной группы, рокария или цветника. Такие приёмы зрительно увеличивают размеры сада и придают ему загадочность с эффектом неожиданности.

Рис. 8. Круговые мотивы в дизайне участка Рис. 9. Дизайн участка в свободном стиле

При этом каждая зона может иметь абсолютно свой дизайн - здесь могут присутствовать и элементы японского сада, и регулярной планировки, и фрагменты европейского дизайна: рокарий, альпинарий, топиарные фигуры и т. д. Дорожки, как правило, при такой планировке делают из природного камня, хотя плитка (брусчатка) тоже великолепно будет смотреться на таких дорожках. Так же плитка хороша в сочетании с природным материалом - щебнем, мраморной крошкой или песком.

Дизайн участка в свободном стиле. Тем, кто в оформлении участка предпочитает свободный стиль, в котором нет жесткой геометрии, и все линии имеют естественные плавные формы больше подойдёт планировка в свободном стиле, рис. 9. В такой планировке основное значение имеет расположение растений, несмотря на то, что за их ростом и состоянием можно наблюдать не так пристально как в саду подчинённому законам геометрии и симметрии. Однако, при планировке такого сада также необходимо определить ключевые точки. Это могут быть места для размещения растительных акцентов или малых архитектурных форм - беседок, пергол или клумб с цветным орнаментом. В таком саду в качестве дорожных покрытий, как правило, используют природный материал - камень плитняк, щебень, мраморную крошку, щепу, песок и т. д.

Использование склонов в дизайне участка. Различные склоны - возвышенности и низменности очень трудно планировать на бумаге.

Проектирование таких участков гораздо сложнее, чем участка расположенного на ровной поверхности. В данном случае участок необходимо разбить на террасы, а дорожки располагать по диагонали, чтобы перепады высот не казались достаточно большими, рис. 10. Подпорные стенки можно использовать в качестве приподнятых клумб или задекорировать ампельными растениями.

Участок со сложным рельефом. Различные склоны - возвышенности и низменности очень трудно планировать на бумаге, рис. 10. Проектирование таких участков гораздо сложнее, чем участка расположенного на ровной поверхности. В данном случае участок необходимо разбить на террасы, а дорожки располагать по диагонали, чтобы перепады высот не казались достаточно большими. Подпорные стенки можно использовать в качестве приподнятых клумб или задекорировать ампельными растениями.

При работе над планировкой участка со сложным рельефом очевидные недостатки всё-таки можно обратить в достоинства и перепады высот использовать для устройства каменистого садика, сухого ручья или в виде водопада.

Рис. 10. Использование склонов в Рис. 11. Пример организации участка

организации приусадебного участка неправильной формы

Древесные посадки планируются таким образом, чтобы они не затеняли террасу расположенную ниже.

Угловой участок неправильной формы. На рис. 11 показан пример организации углового участка неправильной формы. Такие участки обычно бывают шире, чем другие участки на той же улице, поэтому при его оформлении можно использовать некоторые интересные решения, такие как веерная планировка декоративного огорода, которая уравновесит композицию участка, декоративные акценты в виде цветника, рокария или древесной группы в местах, где дорожка имеет резкий поворот. Контур, созданный дорожками неправильной формы, может стать центром самостоятельной комбинированной композиции из древесных посадок и многолетних цветов или необычной зоной отдыха в комплексе с элементами декора сада. Как правило, такие участки неправильной формы позволяют применять нестандартные решения, которые гораздо выигрышнее смотрятся, чем участок, в котором всё предсказуемо и нет простора для фантазии.

Заключение

За последнее время в связи с широкомасштабным строительством вилл, особняков и коттеджей, а также в связи с массовым стремлением жителей городов перебраться ближе к природе и экологически чистым местам, становиться всё более востребованным ландшафтный дизайн приусадебных участков и формирование на них малых садов.

В данной статье уделено внимание как общим принципам ландшафтной композиции малого сада, используемым в садово-парковом искусстве, так и практическому опыту работы фирмы ГеоПарк. Эти принципы, а также приведённые примеры приусадебных участков различной конфигурации с вариантами простейших приёмов и методов разбивки и оформления сада могут послужить для достижения максимального эффекта в экспресс- проектах, выполняемых самостоятельно без участия профессионалов.

Благодаря использованию приведённых приёмов композиции, любую планировку сада можно рассматривать с определённых точек, чтобы получить максимальное эстетическое удовольствие, а расставленные в нужных точках акценты только усилят индивидуальность и создадут яркий художественный образ проектируемого объекта. Их можно свободно интерпретировать, давая полную свободу фантазии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вяткина Б.М., Дагданова Ц.Б., Хохрин Е.В. Дизайн архитектурной среды : метод. пособие. Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2005.

2. Дизайн архитектурной среды // Краткий терминологический словарь-справочник / С.М. Михайлов [и др.]; под ред. С.М. Михайлова. Казань : ДАС, 1994.

3. Титова Н.П., Черняева Е.В. Ландшафтный дизайн вашего сада. М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

Информация об авторах

Гетманченко Ольга Владимировна, руководитель фирмы «ГеоПарк», преподаватель, член СА России, тел.: 89041122423, e-mail: geopark7@gmail.com.

Вяткина Бэлла Михайловна , доцент кафедры «Архитектурное проектирование», тел. 89021729444, e-mail: bella.vyatkina@gmail.com; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the authors

Getmanchenko O.V., «GeoPark» principal, lecturer, member of Soviet Army of Russia, tel.: 89041122423, e-mail: geopark7@gmail.com.

Vyatkina B.M. , associate professor, Architecture Projection Department, tel.: 89021729444, e-mail: bella.vyatkina@gmail.com; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.