Научная статья на тему 'Использование принципов общественно-государственного управления в процессе эффективного внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО среди населения'

Использование принципов общественно-государственного управления в процессе эффективного внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО среди населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
521
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС (ВФСК) / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / НОРМАТИВЫ / ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX (ARSC) / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / SOCIAL NORMS / PUBLIC ADMINISTRATION / CIVIL SOCIETY / MANAGEMENT PRINCIPLES / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пушкарева Инна Николаевна, Русинова Мария Павловна

Рассмотрены проблемы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Как показывает исторический опыт, эффективная реализация каких-либо государственных инициатив невозможна без участия передовой общественности. Эффективное взаимодействие государства и общества основано на ряде управленческих принципов, которые обеспечивают учет интересов и потребностей каждой из сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF PRINCIPLES OF SOCIAL AND PUBLIC ADMINISTRATION IN THE PROCESS OF EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF THE ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX GTO AMONG POPULAR MASSES

Historical experience shows that effective implementation of any public initiative is impossible without the participation of the progressive part of the population. Effective interaction of State and society is based on a number of management principles that take into account interests and needs of each of the parties

Текст научной работы на тему «Использование принципов общественно-государственного управления в процессе эффективного внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО среди населения»

УДК 796. .015.865(470/571)

ББК 4511,3(2Рос) ГСНТИ 77.03.07 Код ВАК 13.00.04

Пушкарева Инна Николаевна,

кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 257. e-mail: inna.ru.80@mail.ru.

Русинова Мария Павловна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теоретических основ физического воспитания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 253; e-mail: marl883@yandex.ru.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ

ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Всероссийский физкультурио-сиортивный комплекс (ВФСК); физическая культура и спорт; нормативы; общественно-государственное управление; гражданское общество; принципы управления; общественность.

АННОТАЦИЯ. Рассмотрены проблемы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Как показывает исторический опыт, эффективная реализация каких-либо государственных инициатив невозможна без участия передовой общественности. Эффективное взаимодействие государства и общества основано на ряде управленческих принципов, которые обеспечивают учет интересов и потребностей каждой из сторон.

Pushkareva lima Nikolaievna,

Candidate of Biology, Associate Professor, Head of Department of Theoretical Foundations of Physical Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Rusinova Maria Pavlovna,

Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer of Department of Theoretical Foundations of Physical Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

THE USE OF PRINCIPLES OF SOCIAL AND PUBLIC ADMINISTRATION IN THE PROCESS OF EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF THE ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX GTO AMONG POPULAR MASSES

KEYWORDS: All-Russian Sports Complex (ARSC); physical culture and sport; social norms; public administration; civil society; management principles; society.

ABSTRACT. The article deals with the problem of introduction of the All-Russian Sports Complex GTO. Historical experience shows that effective implementation of any public initiative is impossible without the participation of the progressive part of the population. Effective interaction of State and society is based on a number of management principles that take into account interests and needs of each of the parties.

Одной из важнейших составляющих современной социальной политики в Российской Федерации является развитие физической культуры как составной части общей культуры человека. Особое внимание к развитию этой сферы обусловлено противоречием между стремлением российского государства и общества повысить качество и продолжительность жизни и недостаточным участием населения в занятиях физической культурой и спортом. С этой целью в 2014 г. Правительством РФ было утверждено Положение о физкуль-турно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). Цель Комплекса - повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в социально-экономическом развитии страны, укреплении здоровья, повышении благосостояния и качества жизни российских граждан, гармоничном и всестороннем развитии личности, формировании

потребности людей в физическом самосовершенствовании, воспитании патриотизма и гражданственности, мотивации к ведению здорового, спортивного образа жизни [3].

Основная работа по реализации Комплекса осуществляется Министерством спорта Российской Федерации совместно с заинтересованными организациями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта [3].

В качестве основных форм подготовки в Положении о ВФСК ГТО указаны образовательная деятельность по физической культуре; занятия в спортивных клубах; соревнования по видам спорта, совпадающие с видами испытаний; самостоятельные занятия физическими упражнениями, в том числе в летний оздоровительный сезон и каникулярное время, занятия в тренажерных залах, фитнес-центрах, спортивных клубах; соревнования по видам спорта, сов-

© Пушкарева И. Н., Русинова М. П., 2015

94 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

падающие с видами испытании; самостоятельные занятия трудящихся физическими упражнениями, занятия в спортивных клубах, центрах и иных спортивных объектах по месту жительства, самостоятельные занятия физическими упражнениями, в том числе в местах массового отдыха.

Однако перечисленные формы могут быть не всегда доступны населению в силу разных причин. Например, из-за высокой стоимости занятий в специализированных центрах, нехватки свободного времени, отсутствия спортивных объектов вблизи места жительства, недостаточной информированности населения о видах испытаний и т. д. В связи с этим особое внимание необходимо уделять общественным организациям, которые способны в значительной мере повысить популярность комплекса ВФСК ГТО, а также сделать его более доступным для населения.

На сегодняшний день в России существует большое количество общественных организаций, но деятельность большей части из них населению известна плохо [2]. Полноценному участию общественности в управлении образованием часто препятствует авторитарность большего числа руководителей образовательных учреждений, низкая правовая культура участников образовательного процесса, недостаточное стимулирование общественной инициативы у педагогов, учеников и их родителей. Принуждение тоже значительно затрудняет процесс полноценного участия общественности в управлении образованием. Также к причинам недостаточного развития общественных инициатив можно отнести, с одной стороны, боязнь государства в лице образовательного ведомства упустить образование из своих рук, с другой - распространенное потребительское отношение самого общества к системе образования, его неумение и нежелание взять инициативу в свои руки. Однако создание и развитие общественных структур, их полноценное участие в решении вопросов образования является неотъемлемой составляющей процесса управления. Общественные организации могут быть равноправными государству или даже более значимыми в некоторых областях, в том числе и пропаганды духовно-нравственных ценностей.

Поэтому можно выделить государственно-общественное управление, прежде всего деятельность государственных институтов, которые совместно с добровольными общественными объединениями занимаются развитием системы образования. Государство привлекает общественные организации для повышения результативности и эффективности своей деятельности, при

этом общественные организации выступают объектами управления. Также общественно-государственное управление можно понимать как деятельность различных добровольных структур гражданского общества, которые вовлекают государственные институты в свою политику на основе равноправного участия в развитии общества.

Опыт деятельности общественных организаций прошлого может быть успешно использован в процессе внедрения современного комплекса ГТО. Одним из обязательных условий эффективного сотрудничества государства и общественности является соблюдение принципов государственно-общественного управления. К числу таких можно отнести принципы:

• независимости и паритетности органов государственного и общественного управления образованием. Общественные организации могут самостоятельно определять основные направления своей работы, действуя наравне с государственными органами, а чаще даже опережая их;

• законности, правовой обоснованности притязаний участников образовательной деятельности на участие в государственно-общественном управлении сферой общего образования, предполагающей неукоснительное следование всех органов управления Конституции России, ее законам, другим нормативным правовым актам;

• открытости и гласности. Деятельность общественных организаций и результаты их работы должны быть известны населению;

• комплексного использования ресурсов государства и общества субъектами государственно-общественного управления. Общественные организации должны получать финансовую поддержку государства, тогда как государство может использовать научный, методический и другой потенциал общественности;

• целевой направленности деятельности субъектов государственно-общественного управления на реализацию потребностей и интересов общества и государства. Деятельность общественных организаций должна строиться с учетом основных потребностей населения;

• свободы и самодеятельности. Деятельность общественных организаций должна основываться на добровольном участии и свободе;

• наделения полномочиями органов управления образованием в государственной вертикали сверху вниз, а в общественной - снизу вверх. Государственные органы могут предоставлять общественным организациям ряд полномочий. Одновременно эти организации, выявляя основные по-

требности и интересы населения, предоставляют государству свои возможности для удовлетворения этих потребностей [5].

В современных условиях большая часть принципов, лежащих в основе управления, регулирует отношения между государственными и общественными институтами на законодательном и правовом уровне. Это связано с необходимостью предотвращения конфликтов между этими двумя структурами. Однако для эффективного взаимодействия государства и общественности, помимо существующих управленческих принципов, можно использовать также принцип добровольности, взаимного делегирования полномочий и партисипативности.

Принцип добровольности должен означать отказ от жесткой регламентации, обязательности и всеобщности участия. Комплекс ГТО советского периода утратил свою популярность именно из-за своей обязательности. Массовость и доступность не должны носить принудительный характер. ВФСК ГТО должен представлять ценность для каждого отдельно взятого человека. Добровольное участие будет способствовать саморазвитию населения, повышению деловой активности и творческому поиску.

Принцип взаимного делегирования полномочий в современной теории управления рассматривается как передача части функций от руководителя другим управляющим или подчиненным для достижения конкретных целей. Для эффективного внедрения комплекса ВФСК ГТО общест-

венные организации и образовательные учреждения должны участвовать в разработке методик подготовки для сдачи нормативов ГТО.

Принцип партисипативности рассматривается как вовлечение работников в управление, расширение их полномочий и участие в принятии решений по вопросам, важным для организации и самих работников [1]. Партисипативность позволяет разделить риски, ответственность и успехи организации. Обязательными условиями пар-тисипативного управления являются доведение целей и ценностей компании до ее работников; уважение к каждому сотруднику; удовлетворенность клиентов; открытое общение. Условием эффективного внедрения комплекса ГТО является определение значимости и ценности данных мероприятий не только для государства, но и для отдельно взятого учреждения. Также важным условием является свободное обсуждение результатов участниками проекта, хорошо разработанная система мотивации и поощрения.

Таким образом, для эффективной реализации комплекса ГТО необходима организация сотрудничества государственных структур и общественности, представителей образовательных и спортивных учреждений. В процессе внедрения ВФСК ГТО необходимо использовать существующие управленческие принципы, среди которых первоочередным должен стать принцип добровольности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственное управление. URL: http://www.chtivo.ru/book/225797.

2. Днлнгенекий Г. Г. Что мы знаем о демократии и гражданском обществе? // Pro et Contra. 1997-№ 4. С. 5-7.

3. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе. М., 2013.

4. Русинова М. П. Реализация принципов общественно-государственного управления в процессе внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) // Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2014. С. 109-113.

5. Русинова М. П. Социокультурная деятельность Уральского общества любителей естествознания по соуправлению развитием народного образования на Урале (1980-1917 гг.) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2013.

Статью рекомендует канд. пед. наук, проф. А. В. Гришин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.