Научная статья на тему 'Использование принципов маркетинга для развития российского экспорта продовольственных товаров'

Использование принципов маркетинга для развития российского экспорта продовольственных товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1650
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ / СЫРЬЕ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКСПОРТНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / РОССИЯ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / СТРУКТУРА ВЫВОЗА ТОВАРОВ / ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВО / FOOD PRODUCTS / RAW MATERIALS / PRODUCTION / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / EXPORT SPECIALIZATION / RUSSIA / EXPORTS / IMPORT SUBSTITUTION / STRUCTURE OF GOODS EXPORTS / VALUE ADDED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савинов Юрий Анатольевич, Мухин Никита Юрьевич

Авторы рассматривают в статье новые и традиционные методы маркетинга для расширения российского экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства. Разработана методика оценки потенциальных возможностей российской экономики повывозу этих товаров. Они выявили сегментацию экспорта, определили тенденции развития российского вывоза продовольственных товаров с повышенной добавленной стоимостью, отметили высокое значение сертификации продовольственных товаров, изготавливаемых в России, а также углубление экспортной специализации отдельных предприятий агропромышленного комплекса России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савинов Юрий Анатольевич, Мухин Никита Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of marketing in the development of Russian food products exports

In the article the authors consider new and traditional marketing methods for expanding Russia’s exports of food products and raw materials for their production. A methodology for assessing the potential of the Russian economy for exporting these goods has been developed. The segmentation of exports, trends in the development of Russia’s exports of food products with high added value is revealed. The high importance of certification of food products manufactured in Russia, as well as the deepening of export specialization of certain enterprises of the Russian agroindustrial complex is noted.

Текст научной работы на тему «Использование принципов маркетинга для развития российского экспорта продовольственных товаров»

Использование принципов маркетинга для развития российского экспорта продовольственных товаров

Аннотация

Авторы рассматривают в статье новые и традиционные методы маркетинга для расширения российского экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства. Разработана методика оценки потенциальных возможностей российской экономики по вывозу этих товаров. Они выявили сегментацию экспорта, определили тенденции развития российского вывоза продовольственных товаров с повышенной добавленной стоимостью, отметили высокое значение сертификации продовольственных товаров, изготавливаемых в России, а также углубление экспортной специализации отдельных предприятий агропромышленного комплекса России.

Ключевые слова: продовольственные товары, сырье. производство, агропромышленный комплекс, экспортная специализация, Россия, экспорт, импортозамещение, структура вывоза товаров, добавленная стоимость.

Principles of marketing in the development of Russian food products exports

Y.A. Savinov,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Russian Foreign Trade Academy, Department of foreign trade and international transactions - Professor,

N.Y. Mukhin,

Russian Foreign Trade Academy, Department of World and National Economy -

Postgraduate student

In the article the authors consider new and traditional marketing methods for expanding Russia's exports of food products and raw materials for their production. A methodology for assessing the potential of the Russian economy for exporting these goods has been developed. The segmentation of exports, trends in the development of Russia's exports of food products with high added value is revealed. The high importance of certification of food products manufactured in Russia, as well as the deepening of export specialization of certain enterprises of the Russian agro-industrial complex is noted.

Keywords: food products, raw materials, production, agro-industrial complex, export specialization, Russia, exports, import substitution, structure of goods exports, value added.

10 - 2017 Российский внешнеэкономический вестник I I

УДК 339.138 + 339.564

ББК 65.428

С-130

Ю.А. Савинов,

доктор экономических наук, профессор, Всероссийская академия внешней торговли, кафедра технологии

внешнеторговых сделок - профессор, Н.Ю. Мухин,

Всероссийская академия внешней торговли, кафедра мировой и национальной экономики - аспирант

Abstract

ОБЩАЯ ДИНАМИКА ЭКСПОРТА

Один из существенных сдвигов в структуре внешней торговли России в последние годы - превращение нашей страны в крупного экспортера продовольствия. На экспорт в возрастающих объемах поставляется как сельскохозяйственное сырье, так и готовые продовольственные товары и полуфабрикаты. Хотя в целом, в том числе и по продовольственным товарам, в 2016 г. отмечалось некоторое снижение экспорта, в целом за год доля продовольственных товаров и сырья для их производства в экспорте в страны дальнего зарубежья повысилась до 5,2% (в 2015 г. -4,0%).1 В 2016 г. Россия увеличила поставки многих продовольственных товаров в Китай, страны Азии и Европы. По поставкам пшеницы уже этой весной мы вышли на первое место в мире, обогнав Канаду и США. Выросли объемы экспорта мяса, масла, молока, сыров и творога.2

Поставки продовольствия увеличились в стоимостном выражении на 7,7%, а в физическом на 12,8%. Рекорды в сельском хозяйстве позволили России нарастить экспорт зерновых, картофеля, мяса и других видов продукции.

По данным международной статистики, российский экспорт продовольственных товаров и сырья для их производства вырос с 15,4 млрд долл. в 2012 г. до 16,1 млрд долл. в 2014 г., в 2015 г. отмечался спад в связи с ухудшением общехозяйственной конъюнктуры, который начал преодолеваться во втором полугодии 2016 г., и в целом по результатам года отмечался небольшой рост вывоза (около 1%).

По данным ФТС, объем экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) в 2016 г. в страны дальнего зарубежья составил 12.9 млрд долл., а в страны СНГ - 4,2 млрд долл., то есть в сумме был равен 17,1 млрд долл.3 Отличие приведенных данных от сведений международной статистики объясняется различиями в методах учета.

При оценке перспектив развития российского экспорта возможно использование различных вариантов. По нашему мнению, один из наиболее целесообразных вариантов может исходить из среднего показателя, а именно отношения общей суммы российского экспорта продовольственных товаров к общей сумме мирового экспорта. Ряд позиций российского экспорта (злаки, рыба) существенно превышают средний показатель, а другие находятся ниже. Мы произвели расчет - насколько повысился бы объем российского экспорта продовольственных товаров, если бы все позиции вышли на существующий ныне средний уровень.

1 Внешняя торговля России в 2016 году сократилась //http://global-finances.ru/vneshnyaya-torgovlya-rossii-2016/

2 Внешняя торговля России в 2016 году: цифры и факты // http://провэд.рф/analytics/ research40407-vneshnyaya-topgovlya-possii-v-2016-godu-tsifpy-i-fakty.html

3 Товарная структура экспорта Российской Федерации со всеми странами // http://www. customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=24781&Itemid=1978

^ 70

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2017

То есть, например, рассмотрим позицию 04. Объем российского экспорта в 2016 г. составил 225 млн долл. Для российского скотоводства, имеющего в распоряжении миллионы гектар трав, это весьма скудный показатель. Рассмотрим с логической точки зрения, как бы могла измениться эта величина.

Подход №1. В российском общем товарном экспорте (225 млн долл.) доля этой позиции (У1) составляет 0,08%, а в общем мировом товарном экспорте (У3) на долю этой группы приходится 0,46%. Зададимся вопросом - а каков бы мог быть объем российского экспорта товаров этой группы, если бы ее доля была равной показателю в мировом экспорте, то есть 0,458%. Небольшой расчет показывает:

Х1 = 225 х У3 : У1

Х1 (возможный объем экспорта^ = 225 х 0,46% : 0,08% = 1294 млн долл.

Подход №2. В российском продовольственном экспорте доля этой группы (У2) равна 1,3%. Какая бы могла быть величина российского экспорта по данной позиции, если бы эта доля (У4) была равной 5,1%, то есть как в мировом продовольственном экспорте:

Х2 (возможный объем экспорта2) = 225 х 5,1% : 1,3% = 883 млн долл.

Предлагаем взять усредненный показатель = (843 + 883) : 2 = 863 млн долл.

То есть по данной методике, отражающей объективные реалии мирового рынка, величина минимально возможного дополнительного российского экспорта товаров по позиции 04 могла бы быть: 863 - 225 = 638 млн долл.

В целом такой подход логичен, однако имеются две товарные группы (рыба и злаки), по которым их доли в экспорте страны высоки и полученные результаты, возможно, будут экспертно скорректированы.

Таблица 1

Возможности расширения экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства из России на период до 2020 г. (млн долл.)

2016 г. Х1 Х2 Средняя величина

Объем экспорта продовольственных товаров из России (млрд долл.) Всего, в том числе по позициям (млн долл.) 17045 26319 28029 27500

0.1.Живые животные 23 299 256 278

02. Мясо и пищевые мясные субпродукты 219 1000* 1375 1190

03. Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные 3015 4200 4700* 4500*

04. Молочная продукция, яйца птиц, мед натуральный, пищевые продукты животного происхождения 225 600 800* 700*

05. Продукты животного происхождения 74 123 177 150

10 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

71 ^

2016 г Х1 Х2 Средняя величина

06. Живые деревья и другие растения 3 30 70 50

07. Съедобные овощи 479 1000 800 900

08.Съедобные фрукты и орехи, кожура цитрусовых плодов, корки дынь 77 150 300 170

09. Кофе, чай, мате, пряности 141 600 600 600

10. Злаки 5606 6000 7000 6500

11. Продукция мукомольно-крупяной промышленности; солод; крахмал; инулин; пшеничная клейковина 243 300 220 260

12.Масличные семена и плоды, зерно, лекарственные растения, растения для технических целей, солома и фураж 520 1000 1200 1100

13. Шеллак; камеди, смолы, соки и экстракты, клеи 9 12 20 15

14. Растительные материалы для изготовления плетеных изделий; прочие продукты растительного происхождения 9 5 11 7

15. Жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления, готовые пищевые жиры, воски 2208 2500 3500 3000

16. Готовые продукты из мяса, рыбы, ракообразных и т.д. 132 700 500 600

17. Сахар и кондитерские изделия из сахара 245 800 500 700

18. Какао и продукты из него 484 900 800 850

19. Готовые продукты из зерна злаков, муки, крахмала или молока 519 1100 800 950

20. Продукты переработки овощей, фруктов, орехов 224 1000 1100 1050

21. Разные пищевые продукты 506 1100 800 900

22. Алкогольные и безалкогольные напитки, уксус 454 1000 1200 1100

23. Остатки и отходы пищевкусовой промышленности; готовые корма для животных 945 1200 800 1000

24. Табак и промышленные заменители табака 685 700 500 600

Подсчитано по: http://www.trademap.org/Country_SelProduct_TS.aspx?nvpm=1|||||TOT

^|||2|1|1|2|2|1|2|1|

^ 72

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2017

Если произвести расчет возможного объема экспорта, который мог бы быть достигнут исходя из максимальных ожиданий, то сумма составила бы 35-40 млрд долл. Однако помимо математических расчетов мы принимаем во внимание реальную ситуацию, в частности отсутствие инфраструктуры для хранения сельскохозяйственных продуктов, нехватка перерабатывающих мощностей промышленности, недостаточно развитая элеваторная база. Это сдерживает рост экспорта главным образом переработанных сельскохозяйственных товаров. А только вывоз собранного урожая не позволит достичь математически рассчитанных объемов экспорта. Поэтому реальная потенциально возможная величина экспорта на период до 2020 г. может составить порядка 26-28 млрд долл.

Исходя из требований современного маркетинга рассмотрим направления использования его принципов для расширения российского экспорта.

ВЛИЯНИЕ РЫНОЧНОЙ СЕГМЕНТАЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЭКСПОРТА

Российские экспортеры внимательно учитывают тенденции развития мирового рынка. В последние годы крупным импортером продуктов питания становится Китай и российские предприниматели направляют экспортные потоки в эту страну.

Китай сменил Турцию в списке главных покупателей российских продуктов питания. При этом активно расширяются поставки в Китай российской продуктов, не являющихся предметами первой необходимости, а именно таких категорий, как мороженое, вино и шоколад. Их поставки на год выросли в 3-5 раз. Однако помимо этих традиционно пользующихся спросом товаров с 2015 года растут поставки и других категорий. Например, по оценкам ФТС, за девять месяцев 2016 года Китай закупил более 12 тыс. т шоколада на 38,4 млн долл. Это почти в четыре раза превышает прошлогодние цифры. Таким образом, Китай стал вторым по объемам покупателем российского шоколада после Казахстана, хотя в предыдущем году Китай не входил даже в первую десятку импортеров.

По данным ФТС, в три раза (до 1,3 млн долл.) выросли поставки фруктовых и овощных соков, в 3,8 раза (до 1,8 млн долл.) - виноградных вин. Летом 2016 г. первую партию из 17,6 тыс. бутылок в Китай отправила крымская «Массандра». Два года назад на рынок вышел винодельческий холдинг «Абрау-Дюрсо». Объемы пока невелики и измеряются десятками тысяч бутылок, но в перспективе компания намерена поставлять 3 млн. бутылок ежегодно.

Больше всего - в пять раз (до 4,2 млн долл.) вырос в Китай экспорт российского мороженого. Очевидно, председатель КНР Си Цзиньпин, благодаривший в сентябре президента России Владимира Путина за подаренную коробку мороженого, был не одинок в своей любви к данному продукту. Наблюдается заметный рост поставок хлебобулочных изделий, муки и детского питания.4

4 Китай стал крупнейшим покупателем российских продуктов //http://www.rbc.ru/busine ss/10/11/2016/58247fd69a79475364229ce6?from=main

10 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

73 ^

Учитывая расширение экспортной базы по продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью для их производства Россия может существенно увеличить экспорт сельхозпродукции в страны Персидского залива, Северной Африки и Ближнего Востока более чем на миллиард долларов. В настоящее время товарооборот России с этими странами составляет 16,2 млрд долл., а по объему экспорта сельхозпродукции и продовольствия в этот регион РФ занимает пятое место. Российская сельскохозяйственная продукция является конкурентоспособной по качеству и цене, и соответствует предпочтениям большинства стран ближневосточного региона.

Ключевую задачу представляет выход на наиболее емкий и быстрорастущий рынок Азиатско-Тихоокеанского региона с поставками кукурузы, сорго, соевых бобов и частично пшеницы.

В отношении мяса птицы у России сформировались три мощных стратегических рынка (если не брать Таможенный союз). Во-первых, Китай, который в состоянии поглотить треть всего объема производства отечественных птицеводов. Китайцам нравится наша продукция. Но с 2004 года между Китаем и Россией из-за птичьего гриппа время от времени возникают запреты на поставки птиц.

Второй важный рынок - страны Ближнего Востока: Марокко, Тунис, Алжир, Египет, Саудовская Аравия, Эмираты, Кувейт, Катар, Бахрейн, а также Иран, Ирак, Афганистан. С последними идут серьезные переговоры о поставках, эти рынки логистически удобно расположены, что снижает себестоимость продукции. Но большим ограничением является отсутствие инфраструктуры: не хватает дорог и хладокомбинатов. В этих странах достаточно низкая покупательская способность населения. Более высокий спрос отмечается в ОАЭ, где потребляется около 1 млн т птицы в год, и в Саудовской Аравии (1,5 млн т/год). Покупатели других государств Ближнего Востока так же предпочитают приобретать куриное мясо (ежегодное потребление составляет от 30 - 70 кг на человека). Как правило, оно импортируется из Бразилии и США. Экспортные цены российских продавцов позволяют конкурировать на этих рынках, но у них нет необходимых сертификатов, в состав которых помимо ветеринарных требуется представление соответствия требованиям «Халяль»»5.

Третий блок покупателей российского мяса птицы - Юго-Восточная Азия от Индии до Филиппин. Также среди возможных импортеров - Вьетнам, Таиланд, Камбоджа, Лаос, Индонезия. Кроме того, важными остаются страны западного побережья Африки.

Обеспечение продуктами питания населения во многих странах, особенно развивающихся, основывается на преимущественном предоставлении простейших продовольственных продуктов, в частности зерновых. Это совпадает с наличием

5 Белая А. Почему Россия экспортирует мало мяса // http://www.agroinvestor.ru/markets/ article/22825-pochemu-rossiya-eksportiruet-malo-myasa/

^ 74

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2017

у России ресурсов для удовлетворения запросов рассматриваемых рынков. Зерно является одним из главных экспортных товаров для России. К его экспорту активно подключаются многие регионы страны: Ставрополье (экспорт в Азербайджан, Египет, Иран, Марокко, Челябинская область (экспорт в Китай).6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За рубежом растет популярность такого традиционного для россиян продукта, как гречка. В настоящее время экспорт гречки из России ограничивается странами СНГ и Восточной Европы. В прошлом году поставки за рубеж составили 40 тысяч тонн. По оценке Российского зернового союза, производство гречневой крупы в стране в 2016 году составило около 700 тысяч тонн при потребности в 500 тысяч тонн. То есть экспортные ресурсы достаточно серьезные. В ноябре 2015 года зампред думского комитета по аграрным вопросам С. Каргинов предложил развернуть рекламную кампанию по продвижению российской гречки за рубежом. Он рекомендовал закупать крупу у фермеров по выгодным для них ценам и централизованно ее экспортировать. По нашему мнению, подобная организация экспорта может содействовать расширению продаж отечественного сельскохозяйственного продукта за рубежом.

Существенный рост экспорта ожидается по сахарной продукции. Участники рынка ежегодно прогнозируют перепроизводство сахарной свеклы в России в размере 1 млн т сахара. Его можно было бы отправить на экспорт, тем более что цены на сахар на мировом рынке растут третий год подряд. Но российскому сахару придется столкнуться с конкурентами из других стран.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ЭКСПОРТА С УЧЕТОМ РЕКОМЕНДАЦИЙ СЛУЖБ МАРКЕТИНГА

Долгое время Россия специализировалась на вывозе относительно простого сельскохозяйственного продукта - зерна. Но сейчас, помимо зерна, на экспорт расширяются поставки товаров с добавленной стоимостью. Так, расширяется вывоз из России мяса и мясных продуктов. Экспорт мяса и субпродуктов всех видов из России в 2016 году составил около 100 тыс. т (в 2014-м было 77 тыс. т.). В общей структуре поставок продовольствия за рубеж доля мяса пока незначительна как в физическом, так и в денежном выражении: в 2016 г. за мясо выручено лишь около 100 млн долл., примерно столько же за колбасы и 25 млн долл. за мясные консервы. Это относительно небольшие объемы для российского экспортного потенциала. Для достижения более высоких показателей экспорта (несколько сот тысяч тонн в год) требуется наладить систему защиты животных от болезней и обеспечить получение сертификатов соответствия продукции требованиям импортеров. 7

6 Челябинская область открывает экспорт зерна в Китай // http://www.rusexporter.ru/ news/detail/4911/

7 Белая А. Внутренние проблемы с внешними рынками // https://agrovesti.net/news/indst/ vnutrennie-problemy-s-vneshnimi-rynkami-pochemu-rossiya-eksportiruet-malo-myasa.html

10 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

75 ^

Говоря о расширении экспорта, нельзя иметь в виду только увеличение объемов существующих экспортно-ориентированных отраслей, нужно обращать внимание и на расширение линейки экспортируемых товаров, прежде всего за счет товаров с высокой добавленной стоимостью.8

В товарной структуре экспорта присутствуют не только куриные субпродукты (в основном лапки), иностранные покупатели также активно берут замороженную тушку цыпленка бройлера 1-й категории, крылья, окорок, голень. В середине 2015 года российская компания «Ресурс» разработала экспортную торговую марку NOOR, предназначенную для стран Ближнего Востока, которая полностью соответствует всем требованиям халяльного производства и убоя.9

В 2015-2017 гг. Россия активно экспортировала свинину и мясо бройлера, и их субпродукты. В ближнее зарубежье уходила говядина; начались поставки индейки. Основной покупатель свинины России - Гонконг (около 70% от общих поставок), 9-10% закупает Украина, оставшийся объем импортируют Тайвань, Вьетнам и т. д. При этом 80% экспорта - это субпродукты (ножки, желудки, другие внутренние части) и только около 20% - именно мясо. Продавцы российской свинины постепенно пытаются пробиваться и на китайский рынок, но пока много ограничений, необходима поддержка со стороны государства. В дальнейшем следует расширять не только географию экспорта, но и структуру. Особый спрос рынок предъявляет на уши и ножки, но эти части занимают небольшую долю по весу. При экспорте свинины хотелось бы перенести основной акцент именно на мясо, поскольку в полутуше уши и ножки занимают не самую большую часть. Но это не значит, что мы должны недооценивать роль субпродуктов, ведь мы продаем их на рынках, где цена на такую продукцию довольно высокая и выгодная для нас. Если у России будет прямой выход на Китай, то есть смысл значительно увеличить объем вывоза субпродуктов. Мясо птицы вывозится в основном (более 50%) в Казахстан, также крупными покупателями являются Украина, Киргизия и Гонконг. Если говорить о структуре экспорта, то из России поставляется в основном целая тушка и части курицы, а не субпродукты.

При экспорте в арабские страны тушка должна быть калиброванная, с максимальным весом 1,2 кг, то есть очень маленькая по нашим меркам. Для российских предприятий средний вес составляет 1,7 кг, поэтому достижение соответствия данному параметру - достаточно сложный процесс. Еще одна особенность касается пакета, который в России упаковывается с клипсой. Здесь обязательное требование мусульманских стран - не использовать металлическую клипсу10. Ин-

8 Информация по развитию экспорта продукции АПК // http://mcx.ru/ministry/ coordination-and-advisory/export-group/informatsiya-po-razvitiyu-eksporta-produktsii-apk/

9 Россия активно борется за продуктовые рынки Персидского залива/http://agriculture. by/news/mirovye-rynki/rossija-aktivno-boretsja-za-produktovye-rynki-persidskogo-zaliva

10 Седельникова Н. Экспорт продукции. Секреты покорения арабских рынков // http:// sfera.fm/articles/eksport-produktsii-sekrety-pokoreniya-arabskikh-rynkov_1681

^ 76

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2017

формация о сроке годности должна быть нанесена либо на пластиковую, либо на бумажную клипсу.

В России такие тушки выпускались в конце 1990-х годов, когда курица на российских фермах с недостаточными кормами больше просто не росла. Теперь же в стране выращивают птицу весом около 1,7 кг, крупные компании - более 2 кг убойного веса, это экономически выгоднее. Все производство и убой рассчитаны именно под этот вес и конечно никто не планирует менять всю технологию ради уменьшения веса тушки. Конечно, в указанных государствах наблюдается тенденция увеличения спроса на более крупную птицу и можно надеяться, что через пять-семь лет покупатели этих государств начнут покупать тушки большего веса.

Также в этих странах к продукции предъявляются более высокие требования относительно калибровки и упаковки: не должно быть никаких переломов, синяков, вмятин. Отбор нужных тушек занимает много времени, и мало кто из производителей хочет этим заниматься. Для мелких и средних компаний вопрос экспорта пока является актуальным, им придется слишком многое менять. А вот вертикально интегрированные холдинги с несколькими производственными площадками могут работать на одной из них по новым требованиям.

По индейке отечественные производители во многом пока не могут полноценно конкурировать на рынке. Цена российского мяса выше, чем в ЕС и других странах. Тем не менее российские производители присматриваются в первую очередь к рынкам ближнего зарубежья. По отдельным позициям было бы возможно осуществлять поставки в страны арабского мира, а также Индию и Китай. В целом следует отметить, что результате осуществляемой перестройки технологических процессов 2015 год в плане экспорта мяса птицы стал в определенной степени переломным. Во-первых, Россия стала продавать больше костного мяса. Если раньше 90% поставок составляли куриные лапки, то теперь производители все больше реализуют за рубеж голени, крылья, филе бедра. Некоторые компании начали поставлять даже целые тушки.11 Во-вторых, начался экспорт мяса индейки. Это новая веха в развитии отечественного экспорта мяса птицы.

Расширяется практика предложения на экспорт новых товаров. Так, оригинальный товар предложила на экспорт рязанская компания «Лина». Она ведет переговоры об экспорте замороженных блинов и оладий в Иран. Компания первоначально планирует поставить первый контейнер с блинами весом 14-15 тонн в одном городе. Затем поставки возможны в пять-шесть крупных городов, а после этого - по всей стране. Компания разработала бизнес-план по экспорту блинов в Иран и ведет переговоры об организации складской инфраструктуры. Рязанская компания

11 Белая А. Внутренние проблемы с внешними рынками // http://www.ikar.ru/ pressZ2301.html

10 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

77 ^

специализируется на продаже свежезамороженных овощей, фруктов и ягод. Кроме того, компания выпускает пельмени, котлеты, блины и оладьи.12

Новым товаром становится российская пресная вода. Так, Управление по контролю качества, инспекции и карантину г. Маньчжурии (Внутренняя Монголия) опубликовало сообщение о том, что в январе-феврале 2017 года через КПП «Маньчжурия» было импортировано 77 партий упакованной российской питьевой воды, всего 1387 тонн, на сумму 327 тыс. долл. Объём импорта поставил новый рекорд в порту Маньчжурии. В последние годы, по мере развития торговли между Китаем и Россией, ассортимент импортных продуктов из России постепенно увеличивается. В том числе природная вода из озера Байкал очень популярна на китайском рынке, что стимулирует рост объёма импорта. Природная вода из Байкала содержит богатые минеральные вещества. Импортная вода не только удовлетворяет спрос Маньчжурии, но и поступает на продажу в другие города Китая.13

Рассматривая потенциальные возможности российского экспорта продовольственных товаров целесообразно, как это ни странно, взглянуть на номенклатуру нашего импорта. На одном из совещаний по развитию села Президент страны В. Путин удивился: странно, что даже клюкву для йогуртов мы закупаем за границей. А какие другие ягоды Россия покупает на внешнем рынке?

Выяснилось, что в 2015 г. в Россию завезли в страну из-за границы около 3 тыс. т свежих и 16 тыс. т замороженных ягод, потратив миллиарды рублей. А своей ягоды продали за рубеж не более чем на 70 млн руб., в то время как объём мирового рынка свежих лесных ягод составляет 4 млрд долл. в год (ещё около 2 млрд долл. -рынок замороженных ягод), причём в последнее время он ежегодно рос на 14-18%.

Производство ягод - как раз тот случай, когда страна может не только почти полностью отказаться от импорта, но и занять достойное место на мировом рынке. В этом плане имеет смысл присмотреться к опыту Чили? В этой стране создали мощный кооператив «Чилийские клюквенные фермы» (CCF), ежегодно он выращивает более 20 тыс. т ягоды. Фермы расположены в озёрном регионе, что снижает себестоимость урожая (применяется технология, когда плантация затапливается, ягода всплывает на поверхность, что упрощает её сбор). CCF имеет холодильные склады, мощности по переработке, способные производить сок, концентраты, соусы, сушёную клюкву. Аналогичный кооператив вполне можно было бы создать и у нас.14

12 Российская компания накормит иранцев блинами //https://lenta.ru/news/2016/10/17/ bliny_iran/

13 Китай импортировал 1387 тонн питьевой воды из Байкала // http://www.warandpeace. ru/ru/news/vprint/119698/

14 Как разбогатеть на малине и клюкве? //http://subscribe.ru/digest/business/school/ n41385092.html

^ 78

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2017

Новым товаром для экспорта в России становятся яблоки. Как тут не вспомнить историю с переживаниями польских садоводов, прекративших из-за контрмер экспорт яблок в Россию (на 1 млрд долл.). А теперь Россия готова поставлять яблоки на экспорт. Глава республики Ингушетия Ю.-Б. Евкуров провел недавно в Постпредстве РИ при Президенте РФ рабочее совещание с участием предпринимателей из Ингушетии. На совещании в Москве руководитель региона рассказал о появившихся широких возможностях наладить тесное взаимодействие между ингушскими бизнесменами и деловыми кругами Саудовской Аравии в рамках договоренностей, достигнутых в ходе недавнего визита делегации республики в Королевство Саудовская Аравия. Предприниматели выразили заинтересованность сотрудничать с Саудовскими компаниями в различных направлениях. Они не только поддержали конструктивные предложения лидера республики, но и обозначили свое видение налаживания взаимодействия. Наряду с экспортом традиционных товаров российские агропромышленники активно представляют на внешний рынок новые продукты. Об этом свидетельствует в частности изобретательная инициатива регионов. Например, после успеха на Международной выставке инновационных продуктов, которая недавно прошла в Париже, в Европу и страны Южной Америки отправилась первая партия вологодского Иван-чая. Эта продукция компании ООО «Вологодский Иван-Чай», которую активно поддерживает по выводу на зарубежные рынки Региональный центр поддержки предпринимательства Вологодской области, была отмечена золотой медалью на выставке в Париже. Эксперты отметили уникальность этого напитка: отсутствие кофеина, высокие вкусовые качества и экологичность. Кстати, это не первая презентация напитка за пределами Вологодской области. За последние два года РЦПП неоднократно включал «Вологодский Иван-чай» в список участников различных бизнес-миссий, которые проходили как в России, так и за ее пределами. После выставки в Париже интерес к Иван-чаю значительно вырос и заявки на поставку продукции принимаются уже на будущий год.15

РОЛЬ СЕРТИФИКАТОВ В РАЗВИТИИ ЭКСПОРТА

Серьезное значение имеет работа административных органов и союзов отраслевых производителей по получению необходимых сертификатов для развития российского экспорта продуктов питания и сельскохозяйственного сырья.

В торговых переговорах часто обсуждаются вопросы, связанные с барьерами доступа на китайский рынок, в частности, с ликвидацией запрета на ввоз из России в Китай мясомолочной продукции. Для этого желательно готовить получить иные разрешительные документы, продумать стратегию продвижения, разработать упаковку и все необходимы коммерческие предложения на китайском языке. В июле

15 Вологодский Иван-чай будут пить жители Южной Америки // http://www.rusexporter. ru/news/detail/4853/

10 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

79 ^

2016 года Пекин снял запрет на поставки говядины, мяса птицы и субпродуктов из России. Однако это не означает разрешения на начало поставок. Следующим этапом должна стать оценка китайскими специалистами внутренней системы контроля в России. Только после этого Китай сможет открыть свой рынок для конкретных российских предприятий.16 Таким образом, само по себе предоставление сертификата еще не означает полного разрешения на поставок, это лишь «начало пути». Далее необходима проверка производственных предприятий экспортера и получение одобрения производственного процесса по многим параметрам.

Российская компания «Мираторг» летом 2015 г. была аттестована для поставок говядины Министерством окружающей среды и воды Объединенных Арабских Эмиратов.17 Выход на рынок ОАЭ поможет развитию экспорта халяльной продукции - прежде всего говядины - и в другие страны с преимущественно мусульманским населением. Также важным событием для «Мираторга» стало внесение его дочернего предприятия «Брянский бройлер» в реестр аттестованных на поставки мяса птицы в Европейский союз. Компания намерена увеличивать продажи в странах, на рынки которых уже получила доступ, а также совместно с профильными министерствами и ведомствами расширять их число. В первую очередь, речь идет о Юго-Восточной Азии: Японии, Южной Корее, Китае. Агро-холдинг «Мираторг» получил также аттестацию на поставки мяса птицы, свинины и говядины во Вьетнам. Государственная инспекция Вьетнама проверила предприятия "Мираторга" в Белгородской и Брянской областях на соответствие стандартам ветеринарной и пищевой безопасности и внесла СК "Короча", "Брянскую мясную компанию" и "Брянский бройлер" в официальный список предприятий, которым разрешены поставки охлажденного и замороженного мяса, а также субпродуктов на рынок Вьетнама. Ранее «Мираторг» уже получил аттестацию для поставок на рынки Египта, Ирана и некоторых других арабских стран. Компания также осуществила первые поставки мяса птицы в Сербию и ЕС. 18

Предприятия компании «Дамате» аттестованы на вывоз в страны Западной Африки, Таможенного союза, Сербию, Иран. Идет процесс получения разрешения на экспорт в ЕС, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Турцию. Компания начала экспорт (он равен сейчас 8% оборота) и если раньше, выстраивая свои планы, она ориентировалась исключительно на российский рынок, то ныне руководствуется анализом мирового и оценивает свои силы в глобальных масштабах.19

16 Российские компании решили экспортировать сосиски в Японию и Китай //https:// lenta.ru/news/2016/08/01/meat/

17 «Мираторг» будет поставлять мясо в Арабские Эмираты. Компания готова осуществлять реализацию продукции стандарта «Халяль»// http://agro2b.ru/ru/news/23787-Miratorg-budet-postavlyat-myaso-Arabskie-Emiraty.html

18 Информация по развитию экспорта продукции АПК // http://mcx.ru/ministry/ coordination-and-advisory/export-group/informatsiya-po-razvitiyu-eksporta-produktsii-apk/

19 Дамате на экспорт// http://www.acdamate.com/damate-na-eksport

^ 80

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2017

Большое значение имеет соответствие требованиям импортеров к безопасности мяса и мясопродуктов. У каждой страны свои параметры и нормативы по предприятиям, допустимым уровням вредных и опасных веществ в продукции и т. д. Все это Россия должна согласовывать с потенциальными покупателями. Какие-то страны готовы открыть свои рынки для поставщиков под гарантии национальных ветеринарных служб (в нашем случае Россельхознадзора). Другие проводят многоступенчатые инспекции, проверяя разные аспекты эффективности и дееспособности системы обеспечения безопасности продукции. Например, так делают китайцы, поэтому на открытие их рынка для какого-либо товара в среднем требуется четыре года, если к этому не подключаются высшие политические круги. Но и тогда процесс идет небыстро, потому что оценивается даже не сама продукция, а способность национальной ветеринарной службы постоянно контролировать соблюдение экспортерами требований по ней. Многие зарубежные торговые компании (трейдеры) готовы принять российский ветеринарный сертификат и продукцию. Но для серьезной торговли нужны двусторонние сертификаты с каждой страной-импортером, и это решающий фактор, главное препятствие на пути экспорта. После падения рубля цены на нашу продукцию стали более конкурентоспособными, появились перспективы. Мы могли бы соревноваться с Бразилией, США и Европой. Но без сертификатов из 50 стран, желающих принять нашу продукцию, остаются буквально единицы.20

Существенным подтверждением важности сертификации экспортной продукции стало состоявшееся в рамках «Gulfood-2017» вручение сертификата Агентства по стандартизации и метрологии ОАЭ (ESMA), дающего право на реализацию ха-ляльной продукции в странах Ближнего Востока, российской группе агропредприятий «Ресурс». Этот крупный птицеводческий холдинг, основные производственные мощности которого расположены в Ставропольском крае, был одним из первых, кто начал экспортировать свою продукцию в мусульманские страны. Еще одна ставропольская компания - ООО «Аква-Вайт» - подписала с партнером из ОАЭ соглашение на поставку питьевой воды. Эмиратской стороне был передан на рассмотрение проект меморандума о сотрудничестве в области сельского хозяйства, предусматривающий восстановление товарооборота между РФ и ОАЭ.

Россия готова сотрудничать с Международным птицеводческим советом по вопросам развития мирового рынка мяса птицы. В 2016 году Россия произвела более 6 млн тонн мяса птицы, став четвертой в мире по объемам после США, Бразилии и Китая. Это ставит отечественных производителей перед новым вызовом: внутренний рынок насыщен практически полностью, поэтому единственной возмож-

20 Белая А. Почему Россия экспортирует мало мяса // http://www.agroinvestor.ru/markets/ article/22825-pochemu-rossiya-eksportiruet-malo-myasa/

10 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

81 0

ностью поддерживать рост в отрасли на достаточном уровне оказывается увели-

21

чение экспорта.21

Многие российские компании («Краснобор», «Евродон» и ряд других) предпринимают активные усилия по расширению экспорта мяса птицы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ МАРКЕТИНГА ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СБЫТА

Важную роль в продвижении товаров российского агропрома на внешние рынки играет научное использование инструментов маркетинга. В ноябре 2016 года Российский экспортный центр провел международный экспортный форум «Сделано в России». В рамках пленарной сессии «Россия на карте мировой торговли - новая парадигма развития» участники форума обсудили перспективы встраивания Российской Федерации в глобальные торговые цепочки, международную кооперацию и интеграцию, эффективность российской системы поддержки экспорта, а также новый формат экспорта - экспорт услуг. Состоялось обсуждение вопросов поддержки экспорта как одного из приоритетных направлений «Проектного офиса» и новых форматов продвижения российской продукции на глобальные и региональные рынки в условия ужесточения конкуренции. Генеральный директор РЭЦ П. Фрадков рассказал о роли РЭЦ как фасилитатора взаимодействия между бизнесом и государством. В качестве одного из успешных примеров международной кооперации он назвал проект «Russian GastroWeek». Это выездные дегустационные мероприятия для знакомства представителей зарубежных розничных сетей и ресторанно-гостиничного бизнеса с продукцией российского производства. «Мы долго к этому готовились, составляли красочный каталог и отбирали лучших из лучших производителей пищевой продукции. И вот на прошлой неделе прошли пилотные мероприятия в Пекине и Гуанчжоу. Там приняли участие около 60 российских производителей бакалейных товаров, мороженого, кондитерских изделий, растительного масла, алкогольных и безалкогольных напитков, колбасных изделий и много другого. С китайской стороны в мероприятиях приняло участие свыше 300 импортеров, розничных сетей и HoReCa. Подписано 15 соглашений о сотрудничестве», - сообщил П.Фрадков.22

Таким образом, Россия активно выступает на внешних рынках продовольственных товаров и сырьевых товаров для их изготовления, продавая как традиционные виды товаров, так и принципиально новые. Среди покупателей - главное место занял Китай, его импортные потребности очень высоки. Это позволяет предпо-

21 Аграрный экспорт на Ближний Восток: готовность на миллиард долларов Подробнее: 1 марта 2017// https://eadaily.com/ru/news/2017/03/01/agramyy-eksport-na-blizhniy-vostok-gotovnost-na-milliard-dollarov //

22 Цит. по «Russian GastroWeek» продвигает продукцию российского производства за рубежом // http://vneshmarket.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=319995// 09.11.2016 12:18:31

^ 82

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2017

ложить, что в ближайшие 5 - 10 лет российский экспорт продовольствия в это государство станет одним из самых крупных.

Новым каналом развития экспортных продаж могут стать Интернет-сайты. В марте 2017 г. сообщалось, что Россия планирует начать экспорт продовольствия в Китай через Интернет. Российские и китайские предприниматели объявили о намерении создать Интернет-площадку на сайте JD.com, которая будет торговать продуктами питания категории fresh. Использование Интернет-сайта JD.com поможет участникам новой площадки - российским продавцам - с логистикой и маркетингом, а подконтрольный ВЭБу Российский экспортный центр (РЭЦ) разработает меры поддержки экспортеров.23

ВАЖНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА И ОСОБЕННОСТЕЙ СПЕЦИФИКИ ПОКУПАТЕЛЕЙ В ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНАХ

Оценивая возможности расширения экспорта российских продовольственных товаров в Китай специалисты по маркетингу рекомендуют учитывать особенности китайского менталитета, необходимость преодоления языкового барьера, фиксации приемлемых цен, оценки покупательной способности и прогнозов дальнейшего развития рынка Поднебесной.

Особое внимание должно быть уделено вопросам выхода на китайский рынок посредством участия в выставочных мероприятиях: на что нужно в первую очередь обратить внимание при переговорах с китайскими партнерами, как не «спугнуть» потенциального покупателя, как наиболее выгодно представить свою продукцию китайскому потребителю, учитывая при этом национальные предпочтения. Успешная маркетинговая стратегия для работы с Китаем - это ориентация продукции сразу на премиальный сегмент, даже если на внутреннем рынке, в России, она к нему в реальности не относится. Здесь важна красивая, дорогая упаковка и соответствующая цена. Шансы на успех продукту могут добавить не столько его отменные вкусовые качества, сколько его уникальная история, желательно связанная с известными всему миру людьми или традициями. Кроме того, китайцы среднего класса чрезвычайно высоко ценят экологически чистую, натуральную продукцию (для них это однозначно только импортная продукция!) и готовы за нее хорошо платить.24

ЭКСПОРТНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

Существенную роль в развитии экспорта принимает углубление экспортной специализации предприятий. Так, например, российская корпорация ГАП «Ресурс» производит около 350 тыс. т мяса птицы и осуществляет поставки почти

23 Российские компании решили экспортировать сосиски в Японию и Китай //https:// lenta.ru/news/2016/08/01/meat/

24 В Кургане обсудили риски и возможности экспорта продовольствия в Китай // http:// www.rusexporter.ru/news/detail/4714/

10 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

83 Q

в три десятка стран Западной Африки и Юго-Восточной Азии. Экспортное подразделение группы состоит из двух направлений: ближнее и дальнее зарубежье. В первом основными торговыми партнерами компании с 2010 года являются Армения, Грузия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Украина и другие государства.

Отгрузки по второму начались относительно недавно, однако, учитывая тенденции развития страны в условиях глобализации, экономических санкций и политики государства по поддержке экспорта, компания «Ресурс» уделяет этому направлению особое внимание. Компания расширяет географию отгрузок. Мясо фирмы «Ресурса» импортируют многие государства Ближнего и Среднего Востока (Иордания, Бахрейн), также государства Африки (Либерия, Сьерра-Леоне, Экваториальная Гвинея, Гана, Того, Бенин) и Юго-Восточной Азии (Китай, Таиланд, Вьетнам).

Компания «Черкизово» накопила опыт по вывозу продукции во многие государства. Поставки осуществляются в государства Центральной и Средней Азии и Ближнего Востока. Корпорация «Мираторг» начала экспорт мяса несколько лет назад с поставок свинины. Фирма реализует продукцию в ОАЭ, страны Африки, СНГ, Таможенного союза, Монголию. Начались поставки на внешние рынки говядины: премиальные отруба поставляются в Белоруссию и Казахстан. Компания «Дамате» приступила к экспорту индейки в Гонконг, Габон и Бенин. Первые партии были небольшими, фирма отрабатывала логистику и процедуры поставок. Ныне в планах фирмы обеспечить за счет экспорта 8% продаж.

В ряде отраслей России местная администрация и местные компании активно занимаются экспортом. Так, во внешней торговле Алтайского края экспорт занимает 67% внешней торговли.25 Из Алтайского края на экспорт отправляются преимущественно продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (31,5% от общего объема экспорта), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (20,3%), минеральные продукты (12%), машины, оборудование и транспортные средства (8,5%), продукция химической промышленности (8,5%); металлы и изделия из них (0,5%); кожевенное сырье, пушнина и изделия из них (0,4%).

В 50 стран мира экспортируется продукция из Новосибирской области. Основными рынками сбыта являются Китай, Азербайджан, Монголия, Казахстан, Киргизия, Республика Беларусь и в другие страны ближнего и дальнего зарубежья. В 2016 году специалистами Россельхознадзора в Новосибирской области проконтролирован экспорт 36,5 тысяч тонн подкарантинной продукции (106% по отношению к аналогичному периоду 2015 года), в том числе 9 тысяч тонн льна и более тысячи тонн муки и крупы в Китай, 7,5 тысяч тонн зерна в Монголию. Кроме того, 489,3 тысячи единиц упаковочных материалов, цветочной продукции, посадочного ма-

25 В Алтайском крае экспорт занял 67% внешнеторгового оборота // http://www. rusexporter.ru/news/detail/4857/

^ 84

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2017

териала, деревянных изделий, коллекции насекомых и гербарии, порядка 26 тысяч кубометров лесоматериала и 77 тысяч пакетов семенного материала. Управлением Россельхознадзора по Новосибирской области оформлено 2 458 фитосанитарных сертификатов на экспортируемую подкарантинную продукцию (159% по отношению к аналогичному периоду в 2015 года).26

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИТИИ ЭКСПОРТА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ И СЫРЬЯ ДЛЯ ИХ ПРОИЗВОДСТВА

Большую роль в стимулировании экспорта оказало ослабление курса рубля. Не останавливаясь специально на различных причинах девальвации рубля в России, осуществленной в 2014 г., отметив ее существенную роль в повышении конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке. Снижение курса рубля почти в два раза заложило основы для развития экспорта конкурентоспособной продукции. Однако отметим, что другие страны также проводят девальвацию национальной валюты, в частности Бразилия, являющаяся крупным экспортером мяса птицы. И это влияет на позиции российских фирм в соперничестве с бразильскими на мировом рынке. Но на рынках Средней Азии, с учетом стоимости логистики, российские компании могут рассчитывать на первенство по соотношению показателей цена/качество.27

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Различные государственные структуры России стремятся стимулировать поставки товарной продукции на экспорт. Россия обнулила экспортную пошлину на пшеницу с 23 сентября 2016 г. до 1 июля 2018 года. Пошлина была введена с 1 июля 2015 года. Ее размер несколько раз менялся. С 1 октября 2015 года пошлина составляла 50% от таможенной стоимости минус 6,5 тыс. рублей, но не менее 10 рублей за тонну. По прогнозу Минсельхоза, экспорт зерна в этом сельхозгоду (с июля 2016 по июнь 2017 года) может достичь 40 млн тонн (33,9 млн тонн в прошлом сельхозгоду), в том числе до 30 млн тонн - пшеницы (24,6 млн тонн).28

В 2015 году был создан Российский экспортный центр, предполагается, что он будет работать в тесном взаимодействии с объединениями экспортеров. Важным шагом стала разработанная Минэкономразвития «дорожная карта» по под-

26 В Новосибирской области вырос экспорт животноводческой продукции // http://www. rusexporter.ru/news/detail/4867/

27 Белая А. Почему Россия экспортирует мало мяса // http://www.agroinvestor.ru/markets/ article/22825-pochemu-rossiya-eksportiruet-malo-myasa/

28 Экспортная пошлина на пшеницу отменена на два года // //http://www.interfax.ru/ business/530706; С 1 июля 2015 года в России действовала экспортная пошлина на пшеницу, которая вычисляется по формуле 50 процентов от таможенной стоимости минус 5,5 тысячи рублей, но не менее 50 рублей за тонну. Решение было объяснено засухой. В октябре она была пересмотрена в пользу другой формулы: 50 процентов от таможенной стоимости минус 6,5 тысячи рублей за тонну, но не менее 10 рублей за тонну. (Аграрии попросили Медведева отменить экспортную пошлину на пшеницу // https://lenta.ru/news/2016/07/05/ zerno_posЫina/)

10 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

85 ^

держке экспорта сельхозпродукции. Этот комплекс мер должен позволить продвигать нашу продукцию на внешние рынки. В частности, речь идет о снижении барьеров (от таможенных тарифов до ветеринарных сертификатов), программах участия в зарубежных выставках, торговых миссиях, страховании и кредитовании экспортных операций. Для этого созданы экспортно-импортный банк (Росэксим-банк) и Национальная компания экспортно-импортного страхования.

В 2016 году Минсельхоз России принял участие в организации ряда международных выставок. Российские компании приняли участие в Международной выставке пищевой промышленности и гостиничного бизнеса «Gulfood» (ОАЭ, г. Дубай, 21-26 февраля 2016 г.), Международной выставке продуктов питания, напитков и индустрии гостеприимства «Sial China - 2016» (КНР, г. Шанхай, 5-7 мая 2016 г.), Международной выставке продукции пищевой промышленности «Sial -2016» (Франция, г. Париж, 16-20 октября 2016 г.).

По линии Росрыболовства в 2016 году организовано участие в зарубежных выставках «Seafood Expo Global/Seafood Processing Global» (Бельгия, г. Брюссель, 26-28 апреля 2016 г.), «China Fisheries&Seafood Expo 2016» (КНР, г. Циндао, 2-4 ноября 2016 г.).

Реализация «дорожной карты» - наиболее эффективный способ открытия рынков. Производители мяса птицы обладают наибольшим экспортным потенциалом по сравнению с другими видами мяса, но для более интенсивной экспансии отечественной продукции на мировой рынок необходимо активизировать сотрудничество на основе партнерства государства и бизнеса. Например, благодаря поддержке Россельхознадзора компания «Ресурс» получила разрешения на поставку продукции в ОАЭ, Европейский союз, Иорданию и другие страны.

Заслуживает внимания работа межправительственных комиссий с торговыми партнерами, когда две и более страны могут обсудить вопросы взаимных поставок продукции. В разработке вопросов участвуют как частные компании, так и экспертные группы, профессиональные ассоциации, далее они передаются в Мин-сельхоз. Так, в ноябре 2015 года была проведена комиссия по поводу экспорта мяса птицы в ОАЭ. А уже в начале декабря того же года эта страна одобрила двусторонние сертификаты на целый ряд животноводческой продукции, в том числе и на птицу, провела аудиты нескольких российских предприятий, признала полномочия Россельхознадзора и Международного центра сертификации «Халяль» в одобрении предприятий на экспорт в ОАЭ.29

Также важные решения по развитию экспорта продовольственных товаров принимает Министерство сельского хозяйства России. В 2016 году Минсельхозом России разработан приоритетный проект «Экспорт продукции АПК», мероприятия которого включены в Государственную программу развития сельского хозяйства и

29 Как наладить импорт мяса в ОАЭ? // http://sorp.ae/infotsentr/kak-naladit-import-myasa-v-oae/

^ 86

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2017

регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Целью приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК» является увеличение объема экспорта продукции АПК в стоимостном выражении не менее чем на 12,5% к концу 2018 года (не менее чем на 26,7% к концу 2020 года).

Указанное министерство подготовило поправки в главный документ аграрного сектора - особую государственную программу развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы. Вместо развития импортозамещения сотрудники министерства приняли решение переориентировать отрасль на развитие экспорта. Осуществленные изменения внесены «в соответствии с федеральным бюджетом и консолидацией субсидий». Под консолидацией субсидий подразумевается то, что вместо существовавших ранее 54 подпрограмм государственная финансовая поддержка теперь будет распределена по семи приоритетным. Это, в частности, молочное и мясное скотоводство, производство зерна, овощей, плодов и ягод, развитие мелиорации и поддержка фермеров. До 2020 года расходы на программу будут урезаны в 1,7 раза в сравнении с изначально запланированной суммой. В частности, в 2017 году расходы будут сокращены более чем с 300 млрд рублей до 215,8 млрд рублей. Всего же бюджет программы до 2020 года составит 586,1 млрд рублей вместо 996,2 млрд рублей, запланированных изначально.

Термин «импортозамещение», под которым ранее развивался весь агропромышленный сектор страны последние несколько лет, из многих разделов программы и вовсе предложено исключить. В частности, в новой версии программы исчезла такая цель, как «обеспечение продовольственной независимости России и ускоренное импортозамещение по молоку, овощам, семенному картофелю и плодово-ягодной продукции». Вместо нее значится только «обеспечение населения безопасной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием». Отечественные ли это продукты, или импортные, не указано.30 Взамен этого в приоритетных программах появилась новая строка - «Экспорт продукции агропромышленного комплекса». На реализацию этой новой подпрограммы предполагается до 2020 года выделить 728,4 млн рублей. Разворот государственной программы от импортозамещения к экспортному направлению абсолютно логичным в нынешних реалиях, хотя конечно, целесообразно оценить экспортные возможности в каждой товарной категории. В 2016 году экспорт отечественной сельхозпродукции составил порядка 17 млрд долл. (на 4% больше, чем в 2015 году). Прирост обеспечило увеличение поставок за рубеж зерна, растительного масла и рыбы. Предполагается, что до 2020 года объем экспорта увеличится до 25 млрд долл. в год.31

30 От импортозамещения к экспорту // http://exp.idk.ru/news/politika/ot-importozameshheniya-k-ehksportu/421254/20 февраля 2017, 10:38

31 Экспорт российского продовольствия в 2017 году может обновить рекорд // http:// sugar.ru/node/18844

10 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

87 Q

Подводя итог возможностям расширения российского экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства отметим, что в настоящее время ключевыми проблемами российских экспортеров при продвижении сельскохозяйственной продукции на внешние рынки являются:

□ относительно высокий курс рубля, что снижает конкурентоспособность нашей конкурентоспособности на мировом рынке. С укреплением рубля наша продукция стала практически не конкурентной по отношению к бразильской и украинской, что будет негативно сказываться на наших экспортных операциях.

□ высокий уровень насыщенности продовольственных рынков, на которые Россия уже поставляет свою продукцию и сложности преодоления трудностей по доставке товаров до тех регионов, которые страна еще не освоила;

□ недостаточно конкурентоспособная система поддержки экспорта продукции АПК (ограниченный перечень инструментов поддержки, отсутствие системы государственного финансирования поддержки экспорта продукции АПК), проблемы кредитования сельского хозяйства. Новая схема субсидирования кредитов требует доработки;

□ отсутствие аналитической базы по основным рынкам зарубежных стран, обладающих приоритетом для сбыта отечественной продукции АПК, по каналам дистрибуции и основным трендам в потреблении сельскохозяйственных и пищевых товаров, недостаточность знания практики делового оборота, юридических особенностей ведения бизнеса в зарубежных странах; многие экспортеры отмечают и отсутствие коммерческой информации по интересующим их рынкам. Наиболее востребованы списки рекомендуемых отраслевых выставок, обзоры конъюнктуры рынка и информация по крупнейшим импортерам и дистрибьюторам;

□ применение зарубежными странами требований и мер, ограничивающих возможность экспорта отечественной продукции АПК;

□ необходимость повышения качества и безопасности отечественной продукции АПК, гармонизации с международными стандартами качества, а также отсутствие положительного имиджа продукции АПК в зарубежных странах.

Имеется также большой блок проблем, требующих решения для развития экспорта. Речь идет о необходимости создания в стране системы борьбы с заболеваниями скота. Известно, что поставки мяса из России ограничены, прежде всего, по внутренним причинам. В частности, из-за раздробленной ветеринарной службы, недостаточно разработанной нормативной базы по обеспечению биологической и эпизоотической безопасности, отсутствия реестра предприятий по производству мяса и так далее. Представляется актуальным финансировать программы по борьбе с особо опасными болезнями животных, вести активный и пассивный мониторинг эпизоотий на территории страны, обеспечить ветеринарные службы квалифицированными кадрами. В качестве достижения можно отметить, что уда-

^ 88

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2017

лось внести поправки в действующий закон о ветеринарии, позволившие Мин-сельхозу принимать необходимые нормативно-правовые акты, без которых дальнейшее продвижение на внешние рынки было бы невозможно.

Большое значение для развития экспорта принадлежит рекламе. Российские экспортеры нуждаются в помощи для участия в международных продовольственных выставках, в организации бизнес-миссий, издании журналов экспортной направленности, каталогов и справочников. Следует отметить, что например в Республике Казахстан принята и действует специальная государственная компания, призванная помогать экспортерам участвовать в выставках. В рамках возмещения части затрат экспортеру возмещается один или несколько видов обоснованных и документально подтвержденных затрат в размере 50% от суммы, предъявленной к возмещению, без учета косвенных налогов (налог на добавленную стоимость и акцизы)32. В Республике Беларусь в 1997 г. создано Информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» Министерства иностранных дел Республики Беларусь, оказывающий содействие национальным предприятиям в участии в зарубежных выставках. 33

Таким образом, можно сделать вывод, что стимулированием развития российского экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства заняты несколько государственных организаций и поэтому можно надеяться, что их соединенные усилия обеспечить существенный рост экспорта в ближайшие годы. В этой связи можно отметить выступление Президента Шри-Ланки Н. Сандерэйт в Австралии перед представителями деловых кругов. Он заявил, что фундаментальной основой экономической политики страны является прагматизм.34 По его мнению, независимо от идеологической ориентации каждого государства для развития экономики важны лишь те меры, которые обеспечивают наибольшую эффективность. В своей речи он привел китайскую поговорку: «Не имеет значения, является ли кошка черной или белой, важно как долго она может ловить мышей».35

32 Об утверждении Правил возмещения затрат экспортеров по продвижению обработанных отечественных товаров на внешние рынки, перечня обработанных отечественных товаров, по которым частично возмещаются затраты экспортеров по их продвижению на внешние рынки, и внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2010 года № 1265 "О некоторых вопросах предоставления государственной поддержки по выводу отечественной продукции на внешние рынки путем возмещения затрат экспортеров" // http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1100000679

33 Национальный центр маркетинга Республики Беларусь // http://ncmps.by/

34 Sanderatne N. Import substitution: Is it a pragmatic economic policy? // http://www.sunday-times.lk/111106/Columns/eco.html

35 Sanderatne N. Import substitution: Is it a pragmatic economic policy? // http://www.sunday-times.lk/111106/Columns/eco.html

10 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

89 Q

Исходя из этого, несмотря на различные существующие барьеры, в будущем все же можно ожидать рост российского экспорта мяса птицы, свинины и субпродуктов. Хотя нужно помнить о крайне высокой конкуренции с другими странами, традиционными экспортерами - США, Бразилией, ЕС и Канадой. Несмотря на успешность экспорта зерна в традиционных для Российской Федерации регионах Средиземноморья, требуется его диверсификация, предусматривающая расширение поставок на растущие и емкие рынки Ирана, Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Центральной и Южной Африки. Для этого потребуется успешно конкурировать с другими странами-экспортерами.

В целом можно констатировать, что в стране сформировался большой круг развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутреннем продовольственном рынке и рынках стран ЕАЭС и активно привлекающих капитал для своего развития. Российские предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности готовы экспортировать свою продукцию: масложировую, чайную (от расфасовки импортного чая до производства своих брендов), кофе (обжарка и расфасовка), мед, мороженое, минеральную и газированную воду и т.д.

Для развития сельскохозяйственного экспорта бизнесу нужна государственная поддержка, как это распространено в ведущих зарубежных странах-экспортерах.

Эта поддержка может осуществляться в формах содействия:

□ в участии в зарубежных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях;

□ в участии в отраслевых бизнес-миссиях с использованием механизма государственного софинансирования;

□ в поддержке экспортных проектов по реализации продукции (предоставление экспортерам информации о действующих инструментах и мерах поддержки экспорта продукции АПК);

□ в продвижении продукции через торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, формировании аппаратов атташе по сельскому хозяйству;

□ в интенсификации обсуждения вопросов доступа продукции на зарубежные рынки в ходе двусторонних переговоров;

□ в учете интересов отечественных производителей на переговорах в рамках заключения соглашений о свободной торговле между государствами-членами ЕАЭС и третьими странами;

□ в привлечении заинтересованных компаний с целью продвижения продукции к участию в межправительственных комиссиях и рабочих группах по торгово-экономическому сотрудничеству.

Наиболее эффективным механизмом для решения задачи положительного имиджа продукции и повышения уровня привлекательности российских продуктов питания и сельскохозяйственной продукции на внешних рынках представляет-

^ 90

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2017

ся обеспечение участия российских производителей продукции АПК в ярмарках, выставках и целевых мероприятиях, а также разработка единого общероссийского бренда «Сделано в России» с дополнительной разработкой региональных суббрендов (защищенных наименований места происхождения).36

Постоянная работа по продвижению российской продукции АПК в формате двусторонних переговоров, межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству и рабочих групп по сельскому хозяйству имеет большое значение. Содействие продвижению на глобальном рынке российской продукции АПК в условиях жесткой конкуренции поможет сформировать доверие к качеству российской продукции, к деловой репутации российских производителей, а в итоге обеспечить развитие новых рынков сбыта для отечественного сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Аграрии попросили Медведева отменить экспортную пошлину на пшеницу // https:// lenta.ru/news/2016/07/05/zerno_poshlina/ (Agrarii poprosili Medvedeva otmenit' jeksportnuju poshlinu na pshenicu)

Аграрный экспорт на Ближний Восток: готовность на миллиард долларов// https://eadaily.com/ru/news/2017/03/01/agrarnyy-eksport-na-blizhniy-vostok-gotovnost-na-milliard-dollarov // 1 марта 2017 (Agrarnyj jeksport na Blizhnij Vostok: gotovnost' na milliard dollarov)

Астраханские производители встретились с представителями иранской компании // http://www.rusexporter.ru/news/detail/4906/ (Astrahanskie proizvoditeli vstretilis' s predstaviteljami iranskoj kompanii)

Белая А. Почему Россия экспортирует мало мяса // http://www.agroinvestor.ru/markets/ article/22825-pochemu-rossiya-eksportiruet-malo-myasa/ (Belaya A. Pochemu Rossija jeksportiruet malo mjasa)

В Алтайском крае экспорт занял 67% внешнеторгового оборота // http://www.rusexporter. ru/news/detail/4857/ (V Altajskom krae jeksport zanjal 67% vneshnetorgovogo oborota)

В Кургане обсудили риски и возможности экспорта продовольствия в Китай // http:// www.rusexporter.ru/news/detail/4714/ (V Kurgane obsudili riski i vozmozhnosti jeksporta prodovol'stvija v Kitaj)

В Новосибирской области вырос экспорт животноводческой продукции // http://www. rusexporter.ru/news/detail/4867/ (V Novosibirskoj oblasti vyros jeksport zhivotnovodcheskoj produkcii)

Внешняя торговля России в 2016 году сократилась //http://global-finances.ru/vneshnyaya-torgovlya-rossii-2016/ (Vneshnjaja torgovlja Rossii v 2016 godu sokratilas')

Внешняя торговля России в 2016 году: цифры и факты // http://провэд.рф/analytics/ research40407-vneshnyaya-topgovlya-possii-v-2016-godu-tsifpy-i-fakty.html (Vneshnjaja torgovlja Rossii v 2016 godu: cifry i fakty)

36 Информация по развитию экспорта продукции АПК // http://mcx.ru/ministry/ coordination-and-advisory/export-group/informatsiya-po-razvitiyu-eksporta-produktsii-apk/

10 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

91 Q

Вологодский Иван-чай будут пить жители Южной Америки // http://www.rusexporter.ru/ news/detail/4853/ (Vologodskij Ivan-chaj budut pit' zhiteli Juzhnoj Ameriki)

Дятловская Е. Экспорт продовольствия в 2016 году увеличился на 5% // http:// www.agroinvestor.ru/analytics/news/26237-eksport-prodovolstviya-v-2016-godu-vyros-/ (Djatlovskaja E. Jeksport prodovol'stvija v 2016 godu uvelichilsja na 5%)

Ингушетия: предприниматели заинтересованы в бизнес-проектах с Саудовской Аравией // http://vneshmarket.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=320010 (Ingushetija: predprinimateli zainteresovany v biznes-proektah s Saudovskoj Araviej)

Информация по развитию экспорта продукции АПК // http://mcx.ru/ministry/coordination-and-advisory/export-group/informatsiya-po-razvitiyu-eksporta-produktsii-apk/ (Informacija po razvitiju jeksporta produkcii APK)

Как разбогатеть на малине и клюкве? //http://subscribe.ru/digest/business/school/ n41385092.html (Kak razbogatet' na maline i kljukve?)

Китай импортировал 1387 тонн питьевой воды из Байкала // http://www.warandpeace.ru/ ru/news/vprint/119698/ (Kitaj importiroval 1387 tonn pit'evoj vody iz Bajkala)

Китай стал крупнейшим покупателем российских продуктов //http://www.rbc.ru/busin ess/10/11/2016/58247fd69a79475364229ce6?from=main (Kitaj stal krupnejshim pokupatelem rossijskih produktov)

О состоянии внешней торговли в 2016 году // http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/ IssWWW.exe/Stg/d01/35.htm (O sostojanii vneshnej torgovli v 2016 godu)

Отимпортозамещениякэкспорту//http://exp.idk.ru/news/politika/ot-importozameshheniya-k-ehksportu/421254/20 февраля 2017, 10:38 (Ot importozameshhenija k jeksportu)

Продукты из РФ будут продавать в магазинах Японии // http://www.msn.com/ru-ru/ money/news/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B40/oD1%83%D0%BA%D1%82%D1% 8B-%D0%B8%D0%B7-%D1%80%D1%84-%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%83%D1%82-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B2-%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD% D0%B0%D1%85-%D1%8F%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B8/ar-AAqFZlB?ocid=iehp (Produkty iz RF budut prodavat' v magazinah Japonii)

Российская компания накормит иранцев блинами //https://lenta.ru/news/2016/10/17/ bliny_iran/ (Rossijskaja kompanija nakormit irancev blinami)

Российские компании решили экспортировать сосиски в Японию и Китай //https://lenta. ru/news/2016/08/01/meat/ (Rossijskie kompanii reshili jeksportirovat' sosiski v Japoniju i Kitaj) Россия увеличила экспорт продуктов в ЕАЭС// http://www.msn.com/ru-ru/money/new s/%d1%80%d0%be%d1%81%d1%81%d0%b8%d1%8f-%d1%83%d0%b2%d0%b5%d0%bb %d0%b8%d1%87%d0%b8%d0%bb%d0%b0-%d1%8d%d0%ba%d1%81%d0%bf%d0%be% d1%80%d1%82-%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b4%d1%83%d0%ba%d1%82%d0%be%d0 %b2-%d0%b2-%d0%b5%d0%b0%d1%8d%d1%81/ar-AArGdtG?ocid=iehp (Rossija uvelichila jeksport produktov v EAJeS)

Товарная структура экспорта Российской Федерации со всеми странами // http:// www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=24781&Itemid=1978 (Tovarnaja struktura jeksporta Rossijskoj Federacii so vsemi stranami)

^ 92

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2017

Финляндия увеличивает закупки ямальской оленины // http://www.rusexporter.ru/news/ detail/4890/ (Finljandija uvelichivaet zakupki jamal'skoj oleniny)

Челябинская область открывает экспорт зерна в Китай // http://www.rusexporter.ru/news/ detail/4911/ (Cheljabinskaja oblast' otkryvaet jeksport zerna v Kitaj)

Экспорт российского продовольствия в 2017 году может обновить рекорд // http:// sugar.ru/node/18844 (Jeksport rossijskogo prodovol'stvija v 2017 godu mozhet obnovit' rekord)

Экспортная пошлина на пшеницу отменена на два года // //http://www.interfax.ru/ business/530706 (Jeksportnaja poshlina na pshenicu otmenena na dva goda)

«Russian GastroWeek» продвигает продукцию российского производства за рубежом // http://vneshmarket.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=319995 // 09.11.2016

Sanderatne N. Import substitution: Is it a pragmatic economic policy? // http://www. sundaytimes.lk/111106/Columns/eco.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

93 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.