Научная статья на тему 'Использование приемов сенсомоторной коррекции при реабилитации детей с синдромом Дауна'

Использование приемов сенсомоторной коррекции при реабилитации детей с синдромом Дауна Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2822
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
DOWN''S SYNDROME / СЕНСОМОТОРНАЯ КОРРЕКЦИЯ / ОНТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ КИНЕЗОТЕРАПИЯ / СИНДРОМ ДАУНА / КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / АБИЛИТАЦИЯ / КИНЕЗОТЕРАПЕВТ / SENSORIMOTOR CORRECTION / ONTOGENETIC KINESITHERAPY / COMPLEX PSYCHOEDUCATIONAL ASSISTANCE / HABILITATION / KINESITHERAPIST

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мухина Анастасия Александровна, Дроздов Александр Зосимович, Коган Борис Михайлович

Рассматривается кинезотерапевтический комплекс упражнений для улучшения психомоторных функций детей с синдромом Дауна. Излагаются основные принципы использования комплекса в коррекционной работе с данной категорией детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF THE SENSORIMOTOR CORRECTION TECHNIQUES FOR THE REHABILITATION OF THE CHILDREN WITH DOWN’S SYNDROME

This article views kinesitherapy’s complex of the exercises to improve the psychomotor functions of the children with Down’s syndrome. The basic principles for the application of the complex at the correction work with this category of children are sets out.

Текст научной работы на тему «Использование приемов сенсомоторной коррекции при реабилитации детей с синдромом Дауна»

УДК 376.43:159.94 ББК Ч455.024.0+Ю941-511 ГСНТИ А. А. Мухина, А. З. Дроздов, Б. М. Коган

Москва, Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ СЕНСОМОТОРНОЙ КОРРЕКЦИИ ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Аннотация. Рассматривается кине-зотерапевтический комплекс упражнений для улучшения психомоторных функций детей с синдромом Дауна. Излагаются основные принципы использования комплекса в коррекционной работе с данной категорией детей.

Ключевые слова: сенсомоторная коррекция; онтогенетическая кинезоте-рапия; синдром Дауна; комплексная психолого-педагогическая помощь; аби-литация; кинезотерапевт.

Сведения об авторе: Мухина Анастасия Александровна.

Место работы: аспирант кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений, Московский городской педагогический университет; педагог-психолог центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской»; ведущий группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» центра образования № 1496.

Сведения об авторе: Дроздов Александр Зосимович, доктор медицинских наук, профессор.

Место работы: профессор кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений, Московский городской педагогический университет, г. Москва.

Сведения об авторе: Коган Борис Михайлович, доктор биологических наук, профессор.

14.29.23 Код ВАК 13.00.03

A. А. Mukhina, А. Z. Drozdov,

B.M. Kogan

Moscow, Russia

THE APPLICATION OF THE SENSORIMOTOR CORRECTION TECHNIQUES FOR THE REHABILITATION OF THE CHILDREN WITH

DOWN'S SYNDROME Abstract. This article views kinesi-therapy's complex of the exercises to improve the psychomotor functions of the children with Down's syndrome. The basic principles for the application of the complex at the correction work with this category of children are sets out.

Key words: sensorimotor correction; ontogenetic kinesitherapy; Down's syndrome; complex psychoeducational assistance; habilitation; kinesitherapist.

About the author: Mukhina Anastasiya Aleksandrovna.

Place of employment: Post-graduate Student of the Department of Special and Clinical Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Affairs (Moscow), Educational Psychologist of СPЕR &C "Tverskoy", Leader of the Group short-time stay "Special Child" CE № 1496.

About the author: Drozdov Aleksandr Zosimovich.

Place of employment: Professor, Department of Clinical and Special Psychology, Institute of Psychology, Sociology and Social Relations, Moscow cityPedagogical University, Moscow.

About the author: Kogan Boris Mikhaylovich.

Специальное образование. 2014. № 3

63

Место работы: заведующий ка- Place of employment: Head of De-

федрой клинической и специальной partment of Clinical and Special Psy-

психологии Института психологии, со- chology, Institute of Psychology, Sociol-

циологии и социальных отношений, Мо- ogy and Social Relations, Moscow

сковский городской педагогический cityPedagogical University, Moscow. университет, г. Москва.

Контактная информация: 127287, Москва, Петровско-Разумовский пр-д, 27.

E-mail: dadeko@inbox.ru.

Проблема оказания своевременной комплексной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является в последние годы предметом пристального внимания ученых и практических работников системы специального образования [8].

Эффективность решения названной проблемы определяется многими условиями, в том числе и дальнейшим изучением специфики структуры дефекта у различных категорий детей, среди которых особый интерес представляют дети с синдромом Дауна, составляющие значительную долю среди лиц с умственной отсталостью (9—10 %) [3].

Известно, что синдром Дауна является дифференцированной формой психического недоразвития, отличающейся существенным полиморфизмом как в клинической картине, так и в проявлениях физических, психических, интеллектуальных и эмоциональных качеств [4]. В настоящее время достаточно актуальной остается проблема развития и коррекции нарушений двигательной сферы детей с синдромом Дауна. В данной работе мы предложили относительно новый вид абилитации детей с синдромом

Дауна, обозначенный нами как метод сенсомоторной коррекции, или кинезотерапии.

У всех детей с синдромом Дауна есть некоторый повторяющийся набор психомоторных проблем, различающихся по степени тяжести: снижение скорости обработки информации; нарушения проприоцепции; пониженный мышечный тонус; неадекватность по-стуральных реакций (включая реакции равновесия); нарушение коор-динаторных процессов (симметричных и латеральных); слабость автоматизмов и их интеграции в движении; трудности автоматизации двигательных навыков [4; 5; 8; 9].

Одна из причин нарушения функционирования психики у детей с синдромом Дауна — значительная функциональная незрелость психических функций, а также не-сформированность неврологических аппаратов восприятия и движения, в результате чего психика оказывается как бы «разбита» на фрагменты.

Онтогенетическая кинезотера-пия — один из новых методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с детьми с синдромом Дауна. Это метод развития функций нервной системы ребенка через инте-

© Мухина А. А., Дроздов А. З., Коган Б. М., 2014

64

Специальное образование. 2014. № 3

грацию сенсорной, моторной, эмоциональной, поведенческой и когнитивной сфер с целью достижения соответствия форм поведения физическому возрасту [7].

Кинезотерапевт занимается улучшением сенсомоторной интеграции психических процессов у ребенка посредством осуществления локомоторных актов, манипулирования объектами, «распознавания» событий, происходящих как в собственном теле ребенка, так и вне его. Это дополняется оптимизацией аффективной сферы ребенка. Основная идея предложенного комплекса упражнений и приемов заключается в увеличении объема распознавания людей, их движений, отдельных объектов в среде, а также явлений социальной жизни за счет улучшения целостного функционирования психики [7].

На протяжении нескольких лет под руководством врача-реабили-толога О. В. Кагарлицкого в московских психологических центрах «Тверской», «Игра» и детских садах комбинированного вида № 1465, 288 и 281 отрабатывается система специальных приемов и упражнений для детей с различными нарушениями развития.

В частности, в центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской» данный методический подход в модифицированном виде используется для реабилитации детей с синдромом Дауна. Результы использования методики демонстрируют, что она является эффективным инструментом для улучшения психомоторных

функций больных детей с данной патологией. Ниже будут изложены основные принципы использования этого кинезотерапевтического комплекса.

Во время проведения кинезо-терапии у ребенка одновременно актуализируются 4 конфигурации:

- переживание своего тела;

- переживание объекта;

- переживание взаимодействия с педагогом;

- joint attention (разделенное внимание — объединение внимания ребенка и педагога, направленное на выполнение совместной деятельности) [7]. Существуют некоторые особенности проведения занятий по кинезотерапии и выполнения самих упражнений: темп занятия, его продолжительность, ритмизация упражнения [7].

Рекомендуется придерживаться определенного темпа занятия. На этапе растираний, разминаний и сортировок он медленный, плавный и пластичный. Все прочие упражнения выполняются интенсивно, без пауз между ними. Особое внимание уделяется ритмичности выполнения упражнений.

Занятие продолжается в среднем около 50 минут. Это время может уменьшаться до получаса при появлении вегетативных реакций и признаков аффективной перегрузки.

Занятие проводится при постоянном счете до десяти для создания устойчивой звуковой ритмической конструкции, сопровождающей упражнение.

Специальное образование. 2014. № 3

65

Последние 10 минут занятия отводятся на пение, конструирование, собирание крупных пазлов и другие задания, направленные в основном на актуализацию когнитивных функций [7]. Это связано с тем, что после двигательных упражнений у ребенка повышается психический тонус, и в этот момент оптимальны задания, направленные на развитие когнитивной сферы, улучшающие эмоциональный фон. Кроме того, дети с выраженным негативизмом после моторных упражнений легче вовлекаются в совместную деятельность, направленную на взаимодействие педагога и ребенка.

Комплекс приведенных ниже упражнений является частью стандартного моторного комплекса вышеупомянутой программы с нашими дополнениями. В программу «Стандартный моторный комплекс» были добавлены авторские приемы и упражнения, предложенные другими специалистами: К. К. Данилиной, Л. М. Зельдиным, Г. С. Кагарлицкой. Также использованы идеи Г. До-мана, В. Шерборн, В. Войты, Карла и Берты Боббат.

На наш взгляд, упражнения моторного комплекса можно объединить в следующие группы:

I. Оптимизация тонического компонента моторики пассивным способом.

II. Оптимизация зрительно-моторной координации.

III. Интеграция ранних поз и движений в более сложные координации.

IV. Развитие когнитивной сферы.

Комплекс упражнений

I. Оптимизация тонического компонента моторики пассивным способом.

1. Растирания. Растирания проводятся в начале занятия. Сначала растираются кисти рук, особенно пальцы, ладонная поверхность, запястье, затем предплечья и далее до проксимальных отделов плеч. Затем тщательно растираются стопы с акцентом на основании пальцев с подошвенной стороны, производится осевое скручивание стопы, растирание ахиллова сухожилия, а далее — глубоких мышц голеней, коленей.

2. «Отжимания». Под отжиманием понимается плотное сдавливание корпуса тела и конечностей, которое продолжается 10—15 секунд. В положении на животе отжимается область лопаток, подлопаточная область, ягодицы, бедра, голени. Давление развивается медленно, постоянно, выход из сдавливания также осуществляется постепенно.

3. Манипуляции и упражнения на голове. Область головы разделяется на лицевую и теменно-затылочную. По иннервациям лицевая часть самостоятельна, а теменно-затылоч-ная рассматривается как продолжение шейного отдела. На лицевой части проводятся расслабляющие манипуляции с жевательной мускулатурой, мягкий массаж мимических мышц. Массируется также подъязычная область: ребенок инструктируется для совершения движений языком (высовывание

66

Специальное образование. 2014. № 3

вперед и латеральные высовывания). На теменной области проводятся манипуляции с целью уменьшения напряжения сухожильного шлема головы и локальных сопряжений с клетчаткой кожи.

II. Оптимизация зрительно-моторной координации.

1. Хлопки. Хлопки ладонями начинаются с простых симметричных движений, затем переходят к уни-латеральным, и в конце — к реци-прокным. Хлопки со сцепливанием пальцев рук (ближе — дальше; слабее — сильнее), перекрестные хлопки.

2. Упражнения «Паук» и «Оса». «Паук»-инструктор пальцами руки имитирует движение паука (в различных направлениях в сторону ребенка, при этом издавая звук, постукивая пальцами руки об пол), задача ребенка — отследить «паука» с помощью зрения и слуха и поймать его кистью руки; в противном случае «насекомое» «кусает» ребенка.

«Оса» — инструктор пальцами руки имитирует движение осы (в различных направлениях в сторону ребенка, при этом издавая шуршащий звук пальцами руки), задача ребенка — отследить «осу» с помощью зрения и слуха и поймать ее кистью руки; в противном случае «насекомое» «кусает» ребенка.

Упражнения отрабатывают сначала зрительно-протопатиче-ские отношения, а затем зрительно-двигательные координации.

3. Слежение за предметами. Осуществляется в различных по-

ложениях тела. Значимыми являются следующие положения: лежа на спине, лежа на животе с опорой на локти, сидя, стоя.

III. Интеграция ранних поз и движений в более сложные координации.

1. Упражнения с потерей равновесия. Падение фронтальное: сначала с коленей на две руки, затем на одну руку, затем стойка. Падение дорзальное, с обязательным подниманием ног. Падение с меди-цинболом в руках. Кувырок.

2. «Выкарабкивание» («заваливания»). Пробираясь, ребенок ползет в активной зрительной среде. «Выбираясь» из-под матов, тела кине-зотерапевта, ребенок находится в активной кинестетической среде.

3. Осевые упражнения:

- ползания на животе и спине;

- «бревнышко»;

- «качалочка»;

- упражнения на брюшной пресс, верхнюю и нижнюю часть;

- переносы ног лежа на спине, согнутых в коленях и прямых;

- упражнения на «бревне».

4. Свешивания. Упражнение выполняется при обязательном контроле за возможной несостоятельностью шейного отдела аксиса (ак-сис — организация, в которую входит часть нервной системы, ответственная за поддержание формы тела, оси тела, а также мышцы, связки и надкостница, иннервируемые этими нервными образованиями. Аксис реагирует на деформацию тела вне области суставов и избыточное растяжение суставных сумок).

Специальное образование. 2014. № 3

67

5. Упражнения на балансировку:

- стояние на одной ноге;

- стояние на возвышении;

- вынужденные продольные и поперечные раскачивания в стоячем положении под ритмичные детские стихи, например: «Мишка косолапый», «Ехали медведи».

6. Упражнения с тяжелъми мячами. Вес мячей — 1, 2, 3 кг. Броски совершаются от груди и из-за головы.

7. Упражнения с тенниснъти мячами.

8. Упражнения на шведской стенке (подъем и спуск 5—10 раз).

9. Упражнения с кеглями.

10. Ползание:

- на спине;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- на груди под стульями (по-пластунски), по стульям (на четвереньках);

- по кругу по различным матам, лавкам, стульям и т. д.

11. Игра в хоккей с клюшками-палками с целью загнать мячик в ворота.

12. Прыжки на батуте (до 100 прыжков).

IV. Развитие когнитивной сферы.

На данном этапе используются стандартные дефектологические методики, но с некоторыми особенностями: так, например, сортировка по форме или цвету осуществляется с разноцветными кубиками разной формы. Кубиков не менее 50. Уделяется особое внимание тому, чтобы игра была совместной [7].

На сегодняшний момент нам удалось сформулировать следую-

щие критерии эффективности методики.

1. Уменьшение функциональной гипотонии (это выражается в увеличении количества повторов упражнения; уменьшении времени выполнения задания при одинаковой инструкции; увеличении времени занятия).

2. Увеличение разнообразия деятельности (увеличение количества упражнений, выполняемых в течение занятия; улучшение переклю-чаемости внимания; повышение темпа выполнения задания).

3. Развитие крупной моторики и балансировки (развитие постураль-ных реакций, удержание головы, сидение, стояние, ползание, лазание, ходьба, разнообразие действий с мячом, стояние на одной ноге, прыгание, кувырки, падения) [5; 1].

4. Развитие мелкой моторики (использование пальцев рук в захвате; манипулирование объектами — пересыпание, перекладывание, сортировка, вкладывание, откручивание-закручивание, опускание и проталкивание предмета в отверстие, нанизывание, вытаскивание предмета из емкости, открывание и закрывание различных коробочек, использование инструментов: ложки, молоточка, пинцета и т. д.) [5; 1].

5. Совершенствование работы артикуляционного аппарата (развитие мышц лица, разнообразие мимики и звукового диапазона).

К настоящему времени комплекс был использован для реабилитации более чем 500 детей с различными патологиями (детский

68

Специальное образование. 2014. № 3

церебральный паралич, органические нарушения, ранний детский аутизм, задержка психоречевого развития, умственная отсталость, генетические нарушения и др.), включая детей с синдромом Дауна, посещающих занятия по кинезоте-рапии в центрах «Тверской», «Наш солнечный мир», «Игра», а также в детских садах комбинированного вида № 1465, 288, 281. Продолжительные (не менее десяти месяцев) занятия с периодичностью раз в неделю дают положительные результаты.

Как показали наблюдения, дети стали лучше ориентироваться в пространстве и разбираться в собственном теле, быстрее реагировать на изменения среды и приспосабливаться к ним. Повысился их когнитивный уровень, улучшились двигательные возможности (дети стали моторно более ловкими, движение стало более четким, дис-координаторных компонентов в движении стало меньше). С детьми стало можно договариваться, совершать более сложную совместную деятельность. Время выполнения какого-либо задания (как физического, так и умственного) и степень включенности в него увеличились в несколько раз по сравнению с дореабилитационными показателями.

При использовании методики наилучших результатов удается достичь при работе в тесном сотрудничестве с другими специалистами: дефектологом, логопедом, игротерапевтом. Работая в междисциплинарной команде, специали-

сты могут обеспечить для ребенка и его родителей комплексную поддержку.

Наш опыт показывает, что благодаря активной работе кинезо-терапевтов в сотрудничестве с другими специалистами удается готовить детей к посещению различных групповых занятий в психолого-медико-социальных центрах Москвы с целью социализации, подготовки к школе, а также к посещению инклюзивных или коррекци-онных детских садов и школ.

Таким образом, предлагаемый нами метод коррекционно-развива-ющей онтогенетической кинезоте-рапии может явиться достаточно эффективным реабилитационным средством при работе специалистов с детьми с синдромом Дауна.

Литература

1. Аверина, И. Е. Экспериментальная программа работы разновозрастной детско-родительской интеграционной группы «Я САМ» с использованием элементов Монтессори метода / И. Е. Аверина ; ЦППРиК «Тверской». — 2002.

2. Бадалян, Л. О. Невропатология / Л. О. Бадалян. — М. : Просвещение, 1982.

3. Каплан, Г. И. Клиническая психиатрия / Г. И. Каплан, Б. Дж. Сэдок ; пер. с англ. — М. : Медицина, 1998.

4. Лаутеслагер, П. Е. М. Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна. Проблемы и решения / Петер Е. М. Лаутеслагер ; пер. с англ. О. Н. Ертановой при участии Е. В. Клочковой. — М. : Монолит, 2003.

5. Медведева, Т. П. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: группо-

Специальное образование. 2014. № 3

69

вые и индивидуальные занятия : метод. пособие / Т. П. Медведева, И. А. Панфилова, Е. В. Поле. — М. : Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2004.

6. Потапчук, А. А. Диагностика развития ребенка / А. А. Потапчук. — СПб. : Речь, 2007.

7. Программа государственного образовательного учреждения Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской» «Психомоторная коррекция в группе ОВЗ /

сост.: О. В. Кагарлицкий, Г. С. Кагар-лицкая.

8. Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет / под ред. Ю. И. Ба-рашнева. — М. : Триада-Х, 2007.

9. Уиндерс П. С. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна : руководство для родителей и специалистов / Патриция С. Уиндерс. — М. : Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2006.

Специальное образование. 2014. № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.