Научная статья на тему 'Использование потенциала туристической отрасли в патриотическом воспитании молодежи'

Использование потенциала туристической отрасли в патриотическом воспитании молодежи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
218
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / БАЗИСНЫЕ ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА / МОЛОДЕЖЬ / ТУРИЗМ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ВИДЫ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Нагматуллина Людмила Константиновна

В статье рассматривается возможность использования потенциала туристической отрасли в патриотическом воспитании молодежи. Автор обосновывает необходимость задействовать средства специализированных видов туризма в процессе воспитания у молодежи базовых ценностей общества, важнейшей из которых является патриотизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование потенциала туристической отрасли в патриотическом воспитании молодежи»

о

SCIENCE TIME

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

Нагматуллина Людмила Константиновна, Казанский национальный исследовательский

технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, г. Казань

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается возможность использования потенциала туристической отрасли в патриотическом воспитании ^ молодежи. Автор обосновывает необходимость задействовать средства о специализированных видов туризма в процессе воспитания у молодежи базовых ценностей общества, важнейшей из которых является патриотизм.

Ключевые слова: патриотизм, воспитательный процесс, базисные

ценности общества, молодежь, туризм, специализированные виды туризма.

Современное общество, со свойственными ему стремительными социально -экономическими изменениями, предъявляет новые требования к системе образования, в том числе, и к высшей школе. Поэтому особенностью российского образования последних лет являются постоянные инновационные преобразования.

Огромный поток нововведений обусловлен необходимостью удовлетворения потребности страны в компетентных работниках, способных обеспечить ее опережающее развитие. Различным отраслям экономики необходимы специалисты, обладающие не только необходимым набором профессиональных знаний и умений, демонстрирующие успешность и конкурентоспособность на рынке труда, но и профессионалы-носители системы сформированных общечеловеческих, позитивных ценностей, активные члены общества, способные совместить выбранную профессию с жизненными позициями. Общество формирует заказ на выпускника высших учебных заведений, отличающегося ответственностью, стремлением к успеху, самостоятельностью в решении сложных задач в конкретной деятельности, умеющего реализовывать ценностные ориентации во взаимоотношении с другими людьми, ответственного гражданина.

386

о

SCIENCE TIME

В настоящее время для решения профессиональных и жизненных задач недостаточно в процессе обучения приобрести знания в избранной области, освоить современные профессиональные компетенции, подготовиться к выполнению ролей, связанных с будущей профессией. Необходимо сформировать такие качества личности, которые дают возможность определиться с жизненными смыслами, определить пути, способы, стратегии и тактики достижения поставленных жизненных целей. Усвоение человеком ценностей и норм, значимых в социуме, сформированная на их основе система социальных установок и ценностных ориентаций позволяет ему успешно реализовываться в любом виде деятельности, успешно взаимодействовать в обществе.

Чтобы «социум мог стабильно и эффективно функционировать, и развиваться, он стоит перед необходимостью определиться с системой основных ценностей. Успешность продвижения общества в выбранном направлении, успех реализации проектов его инновационного развития во многом зависят от сформированной системы жизненных ориентиров у современной молодежи. Только сложившаяся система базовых ценностей общества позволяет поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей и противостоять внешним рискам» [1, с. 196].

Современные условия выдвигают новые задачи воспитания, повышая требования к развитию личности и определяя один из важнейших принципов, на котором основывается государственная политика в сфере образования как «... приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия,

гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [2, с.7].

В условиях инновационных преобразований в системе образования, возникает необходимость переосмысления роли и значимости воспитательного процесса в образовательном пространстве высшего учебного заведения. Несомненно, приоритетным направлением процесса преобразований должна стать система воспитания, которая призвана сформировать личность гражданина, интегрирующую в себе духовно-нравственную, патриотическую и профессиональную составляющие. Во многом от того, какие личностные ценности будут свойственны выпускникам вузов, зависит качество кадрового потенциала страны. Не случайно, все громче высказываются мнения о необходимости активизации работы по патриотическому воспитанию молодежи, созданию продуманных, содержательных программ мероприятий, которые были бы приняты и востребованы молодежью.

Жизнь на данном этапе развития общества настоятельно диктует

387

о

SCIENCE TIME

необходимость усвоения молодежью базисных ценностей общества, таких как патриотизм, служение на благо общества, взаимопомощь, трудолюбие, дисциплина, организованность, порядочность, самостоятельность,

независимость, верность долгу и слову. Такую составляющую как патриотизм необходимо развивать, обращая на это особое внимание, потому что патриотизм - это ценность, «которая во многом объемлет и многие другие» [3]. Поэтому сегодня по - новому встает вопрос о содержании патриотического воспитания как одного из элементов воспитательной работы.

Успешное решение задачи по формированию у молодежи качеств патриотизма требует с одной стороны, изменения содержания и организации воспитательного процесса в высших учебных заведениях, с другой -интенсификации поиска новых методов и средств, используемых в процессе патриотического воспитания в свободное от учебы время.

Патриотизм, понимается как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу [4]. «Патриотизм - это благороднейшее чувство. Это даже не чувство - это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа» писал академик Д.С. Лихачев, отмечая тем самым взаимосвязь между такими понятиями как «культура» и «патриотизм». Безусловно, культурный уровень обучающегося определяет и уровень сформированных качеств патриотизма.

Исследователи, рассматривая процесс воспитания, отмечают, что люди приходят к пониманию патриотизма различными путями: изучая историю родной страны, ее природу и просторы, ее жителей, богатства и возможности, прикасаясь к таким источникам духовности народа как музыка, фольклор, живопись. Служба в армии, приобщение к труду также способствует эффективному патриотическому воспитанию.

Патриотизм - это и любовь к своей малой Родине, родным местам, где человек родился и вырос, формируемая через изучение истории, традиций и культуры народов, проживающих на родной земле.

В этой связи, представляется перспективным использование потенциала туристической отрасли, возможностей ее специализированных видов - культурно -познавательного, этнического, сельского, событийного и других в патриотическом воспитании молодежи, как действенного средства обогащения духовного потенциала личности.

Студенческие годы - это время не только получения знаний, но и период реализации человеческих увлечений и интересов, время проведения увлекательного и содержательного досуга, в котором туризм и путешествия представляют собой самую емкую и многочисленную часть сферы отдыха. Туристическое путешествие, занимая определенное временное пространство, вовлекает в процесс большое количество участников, способствуя, таким образом, расширению социальных связей, формированию новых впечатлений,

388

о

SCIENCE TIME

активизации процесса познания, а, значит, и ускорению процесса социализации, воспитывая в человеке те или иные личностные качества.

Современная индустрия туризма, в условиях изменения геополитической обстановки, а соответственно и потребительских предпочтений,

переориентирована на развитие внутреннего туризма.

Среди задач, необходимых решить отрасли, «реализация стратегической роли туризма в духовном развитии, воспитании патриотизма и просвещения» [5] является одной из приоритетных. Резервы для решения этой задачи у туристической отрасли есть. В арсенале технологий, форм, методов и средств туризма, способствующих эффективному формированию качеств патриотизма молодого поколения такие, например, как активное познание и исследование окружающего мира, показ, рассказ, участие в различных мероприятиях, праздниках, погружение в жизнь различных народов, современные

информационные технологии. Сфера туризма способна решить целый комплекс задач не только учебного, социального характера, но и воспитательного, эффективно формируя патриотическое сознание молодежи.

В настоящее время в регионах Российской Федерации, в том числе и ° республике Татарстан, имеется положительный опыт по развитию специализированных видов туризма. Рекреационный потенциал Республики Татарстан, «сочетающий в себе две социокультурные традиции: Запад и Восток, идущие из глубины веков, удачное географическое положение, природные достопримечательности, архитектурно-исторические памятники, музеи

народного быта» [6, с.82] позволяет совершенствовать традиционные программы туристической отрасли и развивать новые направления.

В современной индустрии отдыха культурно-познавательный туризм является одним из основных видов, который приобрел большую популярность. Богатое культурное наследие республики Татарстан способствует развитию этого вида туризма. Культурно-исторические памятники, археологические, культовые сооружения, музеи, театры, объекты, связанные с жизнью и деятельностью известных ученых, деятелей искусства, их уникальность и привлекательность могут удовлетворить потребности современной молодежи в приобщении к ценностям культуры родного края.

Культурно-познавательный туризм неразрывно ассоциируется с

посещением музеев. Оснащение их новыми, современными техническими средствами, использование в работе 3-D инсталляций, разработка и внедрение интерактивных программ, способны стать одним из привлекающих факторов для молодежи. Позитивную роль в патриотическом воспитании может сыграть развитие новых, интересных туристических маршрутов в сфере культурнопознавательного туризма. Так, например, предлагается по аналогии с уже существующим Золотым кольцом к 75-летию Победы создать Золотое кольцо

389

о

SCIENCE TIME

героев - маршрут по местам великих битв, посещение которых будет способствовать правильному пониманию истории молодежью [7].

Активное освоение культурного пространства в свободное от учебы время позволяет молодежи приобретать новые знания, расширять кругозор, помогает осмысливать причастность к прошлому и настоящему своей страны, формирует взгляды, ценностные установки, мировоззрение, воспитывает гражданственность и социальную активность.

Этнический или этнографический туризм, являясь, в настоящее время, одним из востребованных направлений культурно-познавательного туризма, также содержит в себе огромный воспитательный потенциал. Он знакомит с культурой и традициями различных этносов, погружая человека в новое для него социокультурное пространство. В процессе знакомства с неповторимой атмосферой жизни этносов, их бытом, ремеслами, праздниками, национальными кухнями активно протекает процесс социокультурного взаимодействия, приобретаются знания об особенностях образа жизни представителей разных народов.

Уникальные объекты культурно-исторического наследия, расположенные в различных районах республики: государственный историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск», Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, вошедший в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, и др. стали центрами, где не только осуществляется показ культурных и исторических объектов, но и проводятся праздники, театрализованные представления и конкурсы, которые знакомят с культурой, традициями и обычаями народов, проживающих в республике. Возможность познакомиться с народными промыслами, ремеслами, сделав своими руками произведение гончарного или кузнечного дела, поучаствовать в реконструкции исторических событий, окунуться в атмосферу народных обрядов, способны найти положительный отклик у молодежи. Важным является стремление молодых людей получить новые впечатления путем активного и эмоционального изучения окружающего мира, познакомиться с культурой и бытом народов, их особенным национальным колоритом.

Этнический туризм обладает возможностью привить любовь к родной земле и народам ее населяющим, сформировать культуру консенсуса и толерантности, являющуюся неотъемлемой частью в наборе человеческих компетенций гражданина-патриота, а также способствовать передаче из поколения в поколение национально-культурных ценностей [1]. Вместе с тем, этнический туризм является «механизмом, позволяющим привить уважительное отношение к природе, являющееся одним из составляющих экологической культуры» [6, с.84], так как, посещая этнические парки, туристско-

390

о

SCIENCE TIME

этнографические поселения и знакомясь с культурой, традициями и обычаями народов, невозможно обойти вниманием живописные и обширные ландшафты регионов России.

Развитие событийного туризма в республике связано, в частности, с проведением в республике спортивных мероприятий различного уровня, среди которых - XXVII Всемирная летняя универсиада в г. Казани в 2013 году, чемпионат мира по водным видам спорта в 2015 году, чемпионат мира по футболу, который должен состояться в 2018 году и многими другими. Они не только пропагандируют основы здорового образа жизни, способствуют вовлечению молодежи в занятия спортом и физической культурой, но и формируют гордость за свою страну, республику, как центров мировой спортивной жизни.

Неотъемлемым условием формирования патриотического сознания молодежи является «более глубокая интеграция туристских программ в систему образования, позволяющих сформировать условия для патриотического воспитания...» [5]. Поэтому дальнейшее развитие специализированных видов туризма предполагает разработку новых туристских предложений, ориентированных на молодежный сегмент рынка туриндустрии, а также активное привлечение к работе по организации молодежного туризма высших учебных заведений.

Организовать работу по патриотическому воспитанию молодежи на качественно новом уровне возможно путем широкого ее вовлечения в туристские мероприятия. Такая работа способна не только обеспечить устойчивое развитие внутреннего туризма региона, но и сделать туризм важнейшим механизмом формирования такого нравственного чувства как патриотизм.

Литература:

1. Нагматуллина Л.К. Патриотическое воспитание молодежи средствами этнического туризма // Бои за победу после победы: Сборник научных статей и сообщений. - Казань: Изд-во Казан. нацианольн. исслед технол. ун-та, 2014. -С. 196-198.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Москва: Проспект, 2013. - С.7.

3. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека//Педагогика.-1998.- №4. - С. 5.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская акад. наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.-4-е изд., доп. - М: Азбуковник, 1999. - С. 496.

391

о

I

SCIENCE TIME

I

5. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года.-

URL: http://www.rg.ru/2014/06/09/turizm-site-dok/html (дата обращения

27.11.2015).

6. Козлова О.В., Нагматуллина Л.К. Перспективы развития этнического туризма В Республике Татарстан // Этнические и культурно-бытовые процессы в Урало-Поволжье и Западной Сибири в XX-XXI веках: ретроспектива и современность/ Сб. статей.- Уфа: Нефтегазовое дело, 2011. - С. 82,84.

7. Золотое кольцо героев // Российская газета.- 2015.- № 256.-C 28.

о

о

392

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.