Научная статья на тему 'Использование педагогического наследия как основы становления профессионализма будущего учителя Республики Крым'

Использование педагогического наследия как основы становления профессионализма будущего учителя Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / PROFESSIONAL TEACHER PREPARATION / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА / TEACHER PROFESSIONALISM / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧИТЕЛЯ / CREATIVE POTENTIAL OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глузман Неля Анатольевна

В статье представлены результаты ретроспективного анализа становления учителя в истории педагогики. Определены концептуальные идеи известных деятелей народного образования, которые имеют огромное значение для перспективного развития теории и практики профессионального педагогического образования в Республике Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING PEDAGOGICAL HERITAGE AS BASES OF FORMATION OF PROFESSIONALISM OF FUTURE TEACHERS OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

The article presents the results of the retrospective analysis of becoming teacher in the history of pedagogy. The conceptual ideas of well-known figures of education are defined, which are of great importance for the future development of the theory and practice of professional pedagogical education in the Republic of Crimea.

Текст научной работы на тему «Использование педагогического наследия как основы становления профессионализма будущего учителя Республики Крым»

Глузман Неля Анатольевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» Евпаторийский институт социальных наук (филиал), г. Евпатория, Россия gluzman_n@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ КАК ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Аннотация:В статье представлены результаты ретроспективного анализа становления учителя в истории педагогики. Определены концептуальные идеи известных деятелей народного образования, которые имеют огромное значение для перспективного развития теории и практики профессионального педагогического образования в Республике Крым.

Ключевые слова.Профессиональная подготовка учителя, профессионализм педагога, творческий потенциал учителя.

Gluzman Nelia Anatoliyevna

(Federal state Autonomous educational institution of higher education "Crimean Federal University named after V. I.

Vernadsky" The Yevpatoriya Institute of social sciences

(branch), Yevpatoriya)

USING PEDAGOGICAL HERITAGE AS BASES OF FORMATION OF PROFESSIONALISM OF FUTURE TEACHERS OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

Abstract: The article presents the results of the retrospective analysis of becoming teacher in the history of pedagogy. The conceptual ideas of well-known figures of education are defined, which are of great importance for the future development of the theory and practice of professional pedagogical education in the Republic of Crimea.

Keywords. Professional teacher preparation, teacher professionalism, creative potential of teachers.

Будущее страны определяется образованием ее народа, а ведущая роль в предоставлении образования принадлежит учителю. Через деятельность учителя реализуется политика государства, направленная на укрепление интеллектуального, духовного и образовательного потенциала ее граждан; развитие отечественной науки и техники; сохранения и приумножение культурного

наследия страны, воспитания подрастающего поколения, способного к сознательному общественному выбору.

С целью наиболее эффективного использования потенциала высшей школы Республики Крым Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2014 года создан ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского». Эти глобальные изменения в системе высшего профессионального образования Республики Крым предусматривают радикальные изменения в приоритетных целях обучения. На первый план выносятся задачи развития личности с учетом ее внутреннего потенциала и в соответствии с лучшими культурно-историческими, технологическими достижениями человечества и национальными ценностями. Эффективным средством обновления содержания педагогического образования в указанных измерениях может стать история науки, поскольку она является неотъемлемой составляющей общей культуры, необходимым условием ее современного развития, важным источником комплекса фундаментальных и гуманитарных знаний, средством преодоления противоречий, между новыми и старыми знаниями, а также источником одухотворения и «очеловечевания» образования.

Проблема профессионального становления учителя всегда была актуальной в истории развития педагогической мысли. Именно поэтому целью статьиявляется обоснование тезиса, что национальная профессиональная подготовка учителей, с одной стороны, имеет древние традиции и прогрессивные тенденции, с другой, - является залогом творческого использования педагогического наследия в условиях модернизации образовательной системы Республики Крым.

Развитие профессионального образования в России отражено в исследованиях многих педагогов и методистов: О.А. Абдулли-ной, В.И. Адреева, С.И. Архангельского, В.П. Беспалько, В.А. Болотова, Ф.Н. Гоноболина, В.И. Загвязинского, В.А. Сластёнина и др. Согласно положениям их научных работ, основными векторами подготовки педагогических работников в России является: оптимизация кадрового обеспечения учебных заведений; модернизация системы подготовки педагогических работников; обновление содержания и форм профессиональной деятельности педагогов, усовершенствования последипломного образования; повышение роли учителя в формировании гражданского общества; углубление международного сотрудничества в сфере новейших технологий и расширения сотрудничества с диаспорой; повышение уровня социально-экономического и финансового обеспечения подготовки

педагогических работников, их профессиональной деятельности и последипломного образования.

Проблема профессиональной подготовки учителя была актуальной в разные исторические эпохи. Так, еще Марк Фабий Квинтилиан, римский педагог-оратор (42-118 гг.), в достаточно конкретной форме, выразил требования к учителю, которые не раз повторялись в европейской педагогике. Педагог-оратор отмечал, что учитель, в первую очередь, должен вызывать в себе родительские чувства к своим ученикам; а также обязан быть доступным в обучении, терпеливым в работе, больше старательным, чем требовательным. Учитель должен охотно отвечать тем, кто спрашивает, и вынуждать отвечать молчаливых.

Впервые о роли учителя в обучении и воспитании детей во весь голос заявил известный чешский педагог-демократ, основоположник дидактики Ян Амос Коменский. Раскрывая цель, принципы, методы обучения и воспитания детей, он огромное внимание уделял личности учителя, его роли, в учебно-воспитательной работе школы. Принцип «учить интенсивно, чтобы ни у учеников, ни у учителей не было перегрузки или скуки, чтобы обучение проходило с большим удовольствием для обеих сторон», по мнению Я.А. Ко-менского, выдвигает особенные требования к учителю. Ему, творцу будущего, необходимо много знать и уметь; владеть искусством обучения и воспитания; знать, почему, когда и как, нужно проявлять искусство строгости; необходимо стремиться вызывать в детях острое желание познания, а это возможно, если учитель будет притягивать учеников своими манерами и словами, родительским отношением, если он будет честным и трудолюбивым [3].

Выдающийся немецкий педагог-демократ, основоположник современной системы воспитания Адольф Дистервег, в книге «Руководство к подготовке немецких учителей» (в 1835 г.), раскрывая принципы развивающего обучения и систему дидактичных правил, обосновал определенные требования к подготовке учителя. Любовь учителя к предмету, владение методикой преподавания, умение будить у учащихся радостное чувство познания и желания учиться, - вот основа успешной работы учителя, считал А. Дистервег. Но эти положения, по его мнению, могут иметь силу лишь при условиях систематического самообразования, стремления к совершенству в своей работе, систематического изучения педагогики и методики. Он считал, что образование никогда и нигде не будет чем-то завершенным, оно будет перебывать в состоянии становления и изменений, реализоваться в педагогической деятельности. Процесс обучения других для самого учителя, утверждал А. Ди-

стервег, является школой самообразования. Поэтому он должен постоянно работать над расширением своего мировоззрения: общего - как человек и гражданин, специального - как учитель. А. Дистервег утверждал: «Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и учить других тот, кто сам не владеет определенным уровнем развития, воспитания и обучения» [2, с. 198].

Многие отечественные педагоги в различные исторические периоды также работали над проблемой подготовки учителя - это деятельность плеяды просветителей, общественных деятелей и литераторов А.И. Герцена, Н.П. Огарева, В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова, М.П. Драгоманова, В.Н. Каразина, И.С. Орлай и др.). В.Г. Белинский называл «сан» воспитателя «священным» и указывал на природосоответствие педагогической деятельности, сравнивая ее с «прививкой благородных сортов на дикие деревья» [1, с. 20]. Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов видели народного учителя глубоко идейным, с «ясными, твердыми и непреклонными убеждениями», высокообразованным, всесторонне развитым, морально зрелым, который стремится идти в ногу со временами, работать над собой, имеет способности и призвания к педагогической профессии, владеет искусством воспитания и обучения, является «образцом человеческого совершенства» [6, с.11-13]. М.П. Драгоманов уделял особое значение эрудиции учителя, его преданности, призванию, методическому мастерству. Отмечал важность психологической готовности, психологической направленности педагога, необходимости повышения его компетентности, мастерства, эстетичной воспитанности с помощью педагогической литературы и усвоения принципов педагогики [4, с.178].

Значительный вклад в решение проблемы подготовки учителя внес выдающийся отечественный педагог К.Д. Ушинский, который подчеркивал социальную и моральную роль учителя, одновременно называя его воспитателем. Давая высокую оценку деятельности учителя в обществе, он писал: «Воспитатель, который стоит на одном уровне с современным воспитанием, чувствует себя живым, деятельным членом большого организма, который борется с невежеством и изъянами человечества, является посредником между всем, что было благородного и высокоморального в прошлой истории людей, и поколением новым, охранником святых завещаний людей, которые боролись за истину. Он чувствует себя живым звеном между прошлым и будущим...» [5, с. 192].

Таким образом, идеи выдающихся деятелей народного образования, известных отечественных педагогов, о принципах и со-

держании подготовки учителя на различных исторических этапах имеют фундаментальное значение для теории и практики высшего педагогического образования. Обоснованные ими принципы: связи обучения и воспитания с жизнью, единство теоретической и практической подготовки будущих учителей, сочетание учебно-воспитательной работы в высшем учебном заведении с самообразованием будущих учителей, подготовка их, как к преподавательской, так и к воспитательной работе, стали ведущими и получили последующее развитие в теории и практике современной высшей педагогической школы. Новые реалии современности, интеграция Республики Крым в систему образования Российской Федерации требуют создания иной системы образования, которому присущие, с одной стороны, особенности национального педагогического наследия, а из другой - соответствие законодательно-нормативным критериям и требованиям Российской Федерации. В условиях высокого динамизма развития науки и образования, стремительного обновления системы знаний, на первый план выступают задачи пересмотра содержания и форм обучения, ориентации высшего образования на личность студента, внедрения инновационных технологий обучения, которые обеспечивали бы высокое качество подготовки выпускников высшей школы. Именно поэтому формирование основ профессионализма у студентов педагогических учебных заведений нуждается в последующем исследовании, которое будет способствовать подготовке специалистов в соответствии с новыми стандартами, продиктованными вхождением Республики Крым в образовательное пространство Российской Федерации.

Библиографический список

1. Белинский В.Г., Избранные педагогические сочинения. - М-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. - 670 с.

2. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1956. -378 с.

3. Коменский Я. А. Великая дидактика / Я.А.Коменский // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под. ред. А. П. Пискунова. -М. : Просвещение, 1981. - С. 91-181.

4. Любар О.О., Стельмахович М.Г., Федоренко Д.Т. 1ст^я укра'ТнськоТ педагопки. - К.: 1ЗМН, 1999. - 355 с.

5. Ушинський К.Д. Людина як предмет виховання : Вибран твори: В 2 т. - Т. 4. - С. 192-417.

6. Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. Избранные педагогические высказывания. - М-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. - 351 с.

© Глузман Н.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.