Научная статья на тему 'Использование образовательного веб-ресурса в учебном процессе вуза'

Использование образовательного веб-ресурса в учебном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1585
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ / ИНТЕРНЕТ / ВЕБ / КОМПЛЕКС / СРЕДСТВО / РЕСУРС / ELECTRONIC / INFORMATIONAL / EDUCATIONAL / INTERNET / WEB / COMPLEX / TOOL / RESOURCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Падерин Александр Владимирович

В работе рассматриваются факторы, влияющие на эффективность функционирования образовательного веб-ресурса. Показываются возможности образовательного веб-ресурса, направления его использования преподавателями и студентами. Кроме того, предлагается конфигурация образовательного веб-ресурса, основанная на перечисленных факторах. Делается вывод о перспективности использования образовательного веб-ресурса в учебном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Падерин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of educational web-resource in the university learning process

The factors, influencing the efficiency of educational web resource functioning are discussed. The possibilities of educational web resource, the direction of its use by teachers and students are shown. In addition, the configuration of educational web resource, based on the listed factors, is proposed. The conclusion about perspective use of an educational web resource in the university learning process is made.

Текст научной работы на тему «Использование образовательного веб-ресурса в учебном процессе вуза»

Сведения об авторах: Николаенко Александр Викторович,

соискатель,

кафедра социальной работы, психологии и педагогики высшего образования, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация. &mail: avnikolaenko@mail.ru

Information about the authors: Nikolaenko Alexandr Viktorovich,

Applicant for Degree,

Department of Social Work,

Psychology and Pedagogy of Higher Education,

Kuban State University,

Krasnodar, Russia.

E-mail: avnikolaenko@mail.ru

УДК 378.681.14

ББК 74.480:32.973.26-018.2

А.В. Падерин

использование образовательного веб-ресурса

В УЧЕБНОМ процессе ВУЗА

В работе рассматриваются факторы, влияющие на эффективность функционирования образовательного веб-ресурса. Показываются возможности образовательного веб-ресурса, направления его использования преподавателями и студентами. Кроме того, предлагается конфигурация образовательного веб-ресурса, основанная на перечисленных факторах. Делается вывод о перспективности использования образовательного веб-ресурса в учебном процессе вуза.

Ключевые слова: электронный, информационный, образовательный, интернет, веб, комплекс, средство, ресурс.

A.V. Paderin

THE USE OF EDUCATIONAL wEB-RESOURCE in the UNIVERSITY LEARNING PROCESS

The factors, influencing the efficiency of educational web resource functioning are discussed. The possibilities of educational web resource, the direction of its use by teachers and students are shown. In addition, the configuration of educational web resource, based on the listed factors, is proposed. The conclusion about perspective use of an educational web resource in the university learning process is made.

Key words, electronic, informational, educational, Internet, web, complex, tool, resource.

Развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании на современном этапе невозможно без активного использования интернета. В свою очередь использование интернета расширяет границы образовательной среды, приводит к формированию нового типа образовательного пространства. Такое пространство состоит из большого количества разнообразных информационных образовательных ресурсов.

В Законе «Об информации, информационных технологиях и о защите ин-

формации» [5] применяется понятие «информационная система» - совокупность информации, хранящейся в базах данных вместе с технологиями и средствами для ее обработки.

В соответствии с ГОСТ [1] электронный образовательный ресурс - совокупность данных, представленных в электронно-цифровой форме.

Э.А. Первезенцева понимает под электронными образовательными ресурсами совокупность данных, имеющих научно-педагогическую и учебно-

го

со >.

CÛ ф

о

о ф

^

О С

о

X

ю ф

т >

CQ

го о

г? ф

ю ф

о

X .0

I-

го

о

со

го

ю о

ф

ч го 1=

m

<

методическую направленность, объединенных технологией гипертекста [4].

Для А.В. Осина электронные образовательные ресурсы - это информация, доступная в компьютерных сетях и имеющая определенную направленность [3].

Н.В. Осетрова обращает внимание на то, что электронные информационные ресурсы - это информационные продукты, передаваемые с компьютера на компьютер [2].

Анализ литературы указал на однобокую трактовку понятия «электронный образовательный ресурс», так как уделяется недостаточное внимание воспитательной фунции электронных образовательных ресурсов.

Поэтому целесообразно для характеристики воспитательной направленности электронных ресурсов ввести понятие «образовательный веб-ресурс» (далее ОВР), под которым следует понимать совокупность данных, расположенных в электронном виде, имеющих организационно-методическую и обучающе-контролирующую направленность, выступающих в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса и призванных сформировать у студентов навыки работы в информационном обществе.

Практика показывает, что отдачу от использования ОВР можно получить, если уделить внимание типам веб-ресурсов, их назначению, требованиям, которые предъявляются при их создании, проблемам и преимуществам при их использовании, а также обращая внимание на этапы создания ОВР, его структуру и принципы работы. Опираясь на эти факторы, можно разработать конфигурацию ОВР, которая послужит основой для разработки ОВР, используемого в образовательном процессе вуза.

Весь набор образовательных информационных ресурсов в зависимости от их места в учебном процессе можно разделить на следующие группы: 1) организационные (учебные планы и учебные программы); 2) методические (указания

по выполнению курсовых и дипломных работ); 3) обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций); 4) контролирующие (тесты, сборники задач).

За рубежом используют пять видов образовательных интернет-ресурсов: dailybooth, multimedia scrap-book, treasure hunt, subject sampler и webquest.

Dailybooth (список по тематике) - это перечень интернет-сайтов (с текстовым материалом) по изучаемой теме. Этот перечень облегчает поиск необходимой информации. Нужно лишь ввести ключевое слово в поисковую систему Интернета и вы получите список сайтов по заданной теме.

Multimedia scrapbook (мультимедийный черновик) является коллекцией мультимедийных ресурсов. Здесь содержатся не только текстовые сайты, но и фотографии, аудиофайлы, видеоклипы, графическая информация и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры. Студент легко может скачать все файлы и использовать их как информационный и иллюстративный материал.

Treasure hunt (охота на сокровища) в целом напоминает список по тематике и мультимедийный черновик, то есть содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Но отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта, с помощью которых педагог направляет поисковую деятельность студентов. В конце treasure hunt студенту может быть задан один общий вопрос по целостному пониманию темы (фактического материала), развернутый ответ на которое будет включать информацию из предыдущих более подробных вопросов по каждому из сайтов.

Subject sampler (образец тем) является вторым по уровню сложности после treasure hunt. После изучения каждого аспекта темы студентам необходимо ответить на социально острый или дискуссионный вопрос. То есть им необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать собствен-

ное мнение. Здесь также есть ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети интернет.

Webquest (интернет-проект) - это сценарий организации проектной деятельности студентов по любой теме с использованием ресурсов Интернета. Он включает в себя все компоненты четырех указанных выше типов, предполагает проведение проекта с участием всех студентов и по форме организации работы напоминает интерактивную методику.

Обобщая отечественный и зарубежный опыт, ОВР видится как место нахождения он-лайн большого объема образовательной информации, имеющей разную направленность, но в рамках определенной тематики или имеющей отношение к определенной дисциплине (дисциплинам). Это предполагает использование портальной технологии.

Преимущества использования данной технологии заключаются в следующем:

• портал представляет информационный ресурс высшего учебного заведения (факультета, кафедры), обеспечивает представительство в интернете, является средством управления образовательным процессом и информирования студентов;

• создание единой точки доступа к консолидированной информации высшего учебного заведения (факультета, кафедры);

• интегрирование информационного ресурса с системой сервисов и служб (например, с почтовой системой, службой мгновенных сообщений);

• используется механизм рубрикации нформации;

• закладывается возможность децентрализованного ввода, редактирования и поиска расширенной информации (для людей и подразделений, самими людьми и представителями подразделений) через web-интерфейс;

• гибкие технологии установки, настройки, поддержки, просмотра статистики;

• наличие разнообразного содержания и форм представления информации, большие объемы образовательного кон-

тента, а также большая скорость ее обновления и пополнения;

• возможность организовать большую территориально-временную распределенность информационных потоков.

Образовательные порталы являются средством представления, распространения, а также систематизации, структуризации и унификации образовательных интернет-ресурсов. Имея большой потенциал в области образования, управления учебным процессом и проведении научных исследований, портальная технология может составить основу единой информационной среды системы образования.

Целью создания ОВР должно стать появление у студентов навыков работы в информационном обществе, формирование у них творческого мышления, гибкости и умения самостоятельно находить и анализировать полученную информацию. ОВР предусматривает адаптацию к запросам студентов с разным уровнем подготовки и интеллектуальных возможностей, а также обеспечивает большие возможности для самопроверки на всех этапах работы; дает практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и т.д.; позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания студентов, задавать содержание и уровень сложности контрольных заданий. Материал ОВР дает возможность постоянно обновлять первоначальную информацию (приводить новые примеры, поскольку политическая и экономическая жизнь постоянно меняется), размещать новые статистические данные. Мобильность, динамичность, простота обновления ОВР позволяет обеспечить достижение позитивных результатов в учебном процессе.

ОВР может быть использован как учебно-методическое сопровождение общеобразовательных и профильных учебных дисциплин. Преподаватель может применять ОВР при подготовке к занятию, непосредственно на занятии (при пояснении нового материала для закрепления усвоенных знаний в процессе контроля полученных знаний), для организа-

го

со >.

ш

ф

о

о ф

^

О ^

С

о

X

ю ф

т >

ей

го

о ^

г? ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ю Ф

Сй

О X .0

I-

го ш о

со ГО

Ю О

ф

ч го С

т

<

ции самостоятельной работы студентов. Например, при пояснении нового материала, как основу для подготовки диф-френцированного раздаточного материала на занятии, при подготовке научной работы или исследовательского проекта студентов. Компьютерные тестовые задания позволяют быстро и эффективно осуществлять контроль и оценивать знания, умения и навыки студентов.

Кроме того, ОВР позволяет:

• реализовать идею индивидуализации и дифференциации обучения;

• обеспечить положительную мотивацию обучения за счет различных возможностей ОВР;

• формировать умение работать со значительным объемом качественной информации;

• осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность;

• повышать эффективность самостоятельной работы;

• формировать умения принимать оптимальные решения в сложных ситуациях;

• осуществлять визуализацию учебной информации;

• развивать творческие способности личности;

• подготовить личность информационного общества;

• обеспечить современным материалом студентов;

• предложить аутентичный и актуальный материал;

• использовать принципиально новый способ построения, предоставления и усвоения учебного материала;

• внедрить новую модель усвоения знаний через их получение путем использования различных источников учебной информации;

• организовать учебно-познавательную деятельность в режимах частичной, ограниченной и полной автономии;

• оптимально распределить функции управления учебной деятельностью между студентом и преподавателем;

• обеспечить активизацию интеллектуальных и эмоциональных процессов восприятия, понимания, осмысления и интерпретации изучаемого материала.

Сам процесс обучения с использованием ОВР характеризуется следующими фундаментальными свойствами: предоставить обучающемуся роль субъекта управления процессом обучения; стимулировать осознанную самостоятельную и активную учебную деятельность; обеспечить обучающемуся благоприятные и оптимальные педагогические условия для образовательной самореализации.

ОВР поможет преподавателю представить методические, обучающие и контролирующие материалы; разместить информацию, нужную студентам при подготовке рефератов, докладов; использовать непосредственно на занятиях при работе с документами справочные материалы и т.п. (при условии наличия подключения вуза к интернету); тестировать знания студентов.

Основные варианты использования ОВР студентами по заданию преподавателя следующие. Первый вариант - задания, направленные на поиск или требующие обращения к специализированной информации: статистические данные, документы, фактические материалы, иллюстрации, карты и т. д. по конкретной теме. Второй вариант - классическая проектная работа: сравнительное изучение, исследование тех или иных явлений, фактов, событий, статистики для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений. Метод проектов как нельзя лучше подходит для использования ОВР, так как в его основе лежит развитие не только познавательных навыков студентов, но и умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Преподаватель может подсказать источник информации или сориентировать студентов в направлении самостоятельной работы. В результате студенты должны самостоятельно или совместными усилиями решить проблему, получить реальный и конкретный результат, применяя необходимые знания иногда из разных областей. Проектная деятельность студентов позволяет им выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет общий кругозор.

Возможна следующая схема организации учебной деятельности с применением ОВР:

1. На первом этапе педагог планирует свои занятия с использованием ОВР. При этом необходимо выбрать темы, где ОВР наиболее органично подойдет к процессу обучения, и соответственно будет достигнут максимальный образовательный эффект.

2. На втором - преподаватель определяет форму учебного занятия и методы, которые будут использованы во время организации учебной деятельности студентов с использованием ОВР. Ими могут быть: семинар, практическое занятие.

4. На третьем - организуется работа студентов с ОВР. С целью более четкой организации работы со студентами можно предложить задачи, которые конкретизируют проблему, над которой они работают. Например, сопоставить содержание сайта с информацией, которая известна студентам из других источников.

5. На последнем этапе отслеживаются и оцениваются результаты эффективности обучения с использованием ОВР.

Таким образом, готовясь к занятию с помощью ОВР, студенты могут:

• подбирать аутентичные материалы по изучаемой теме;

• проводить в группах устное обсуждение, дискуссию по той или иной проблемной информации, полученной из ОВР;

• использовать материалы справочников и учебных пособий, размещенных на ОВР при подготовке к занятию.

Во многих вузах на ОВР размещают электронные лекции, т. е. лекционный материал, который не является традиционным лекционным текстом, а представляет собой подборку статей или выдержек из них, а также учебный материал, что вместе позволяет обеспечить студентов информацией для дискуссий.

Требования к ОВР:

• возможность средствами этого продукта сформировать и предоставить студентам для изучения и ознакомления организационные, методические, обучающие, контролирующие материалы по изучаемой дисциплине (дисциплинам);

• возможность реализации с помощью данного средства различных типов тестов;

• возможность выдачи результатов тестирования для студентов по окончании самопроверки;

• защищенность от несанкционированного доступа;

• обеспечение разных прав доступа к ОВР;

• удобство добавления и форматирования материала;

• обеспечение юзабилити продукта;

• создание комфортного и понятного интерфейса.

Таким образом, ОВР должен соответствовать определенным требованиям: педагогическим (реализация принципов дидактики и методики, педагогическая целесообразность использования, эффективность применения); техническим (стойкость к ошибочным или некорректным действиям, эффективное использование технических ресурсов, соответствие функционирующего программного обеспечения методическим рекомендациям, защита от несанкционированных действий пользователей); эргономическим ( обеспечение требований по эффективности считывания информации и ее размещения на экране); эстетическим (соответствие эстетического оформления и цветовой гаммы, выразительность и упорядоченность графических элементов); требованиям к документации (наличие технического задания и методических рекомендаций по использованию ОВР).

При использовании ОВР могут возникнуть проблемы, которые заключаются в необходимости:

• создания концепции информатизации и компьютеризации вуза;

• разработки комплексной программы осуществления информатизации и компьютеризации (организационная поддержка, материально-техническое, программное и кадровое обеспечение);

• обучения педагогических работников эффективному использовнаию ОВР в обучающей, методической и организационной деятельности;

го

со >.

ей ф

о

о ф

^

О ^

С

о

X

ю ф

т >

ей

го

о ^

г? ф

Ю Ф

Сй

О X .0

I-

го ш о

со ГО

Ю О

ф

ч го С

т

<

• усовершенствования организации процесса обучения на основе использования ОВР;

• обеспечения централизованной фильтрации, не имеющего отношения к учебному процессу контента.

ОВР обладает рядом преимуществ:

• полисенсорность, то есть влияние на различные чувства человека;

• интерактивность или способность к машинному диалогу в системе «человек -компьютер», что обеспечивает студенту субъективное ощущение успешности;

• виртуализация или способность к созданию воображаемого мира;

• учебно-методическое обеспечение дисциплины в структурированной форме;

• удобный инструмент для учета и контроля работы студентов;

• возможность установления сроков выполнения задач;

• использование аудио- и видеоматериалов;

• простота корректировки учебно-методических материалов дисциплины, внесение изменений и дополнений;

• тесты для проведения контроля знаний студентов с применением разных по типу вопросов.

Процессс оздания ОВР предполагает прохождение следующих последовательных этапов:

Этап 1 - аналитический (включает разработку общего замысла, модель дисциплины, раздела, темы и др, формулирование целей, определение общего содержательного наполнения курса).

Этап 2 - стратегическое (определяет контингент курса, его глобальную задачу и выбор стратегий).

Этап 3 - обучение (предлагает структуру курса, общий план его построения, атакжеподготовкунаучно-педагогических работников к созданию ОВР).

Этап 4 - технолого-конструкционный (наполнение курса учебно-методическими ресурсами в соответствии с требованиями).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этап 5 - внедрение (регламентирует апробацию электронного курса в течение семестра, требует регистрации студентов и открытия для них доступа к ресурсам).

Этап 6 - контрольно-диагностический (предполагает аттестацию курса на уровне высшего учебного заведения, что является необходимым условием его использования на различных этапах подготовки студентов).

Этап 7 - прогностический (имеет целью совершенствование курса с учетом замечаний и пожеланий студентов, высказанных в процессе обратной связи со стороны пользователей.

Созданный ОВР должен состоять из 4 блоков: 1) организационный; 2) методический; 3) обучающий; 4) контролирующий.

Организационный блок должен быть тщательно структурирован и включать аннотацию по каждой дисциплине, изложение целей и задач курса, определение места курса в профессиональной подготовке студентов вуза и связи с другими дисциплинами, тематику учебной программы и ее модули, рабочую программу по дисциплине с понедельным планированием.

Методический блок должен включать рекомендации по усвоению дисциплины и подготовке к занятиям. Основными будут методические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ.

Обучающий блок по каждой дисциплине должен состоять из двух частей: основной (теоретической и практической) и дополнительной. Основная часть состоит из модуля, содержание и объем которого соответствуют количеству часов, отведенных на изучение дисциплины в соответствии с рабочим планом. Каждая тема модуля делится на теоретическую и практическую части. Теоретическая часть включает тексты лекций, которые являются методически обработанными и систематизированными и включающими перечень понятий, необходимых и достаточных для овладения темой. Материал состоит из нескольких основных разделов, минимальных по объему, но завершенных по содержанию, а для углубленного изучения приводится дополнительная информация, которая может заинтересовать успешных студентов. Необходимо выделять ключевые слова и термины, чтобы от них

шли гиперссылки на трактовку этих слов или комментарии. Практическая часть охватывает совокупность заданий, которые направлены на закрепление знаний, умений и навыков, их систематизацию и обобщение при изучении темы. В дополнительной части приводится основная и рекомендованная литература. Каждая тема дополняется схемами, справочниками, энциклопедиями, нормативно-правовой базой, аудио- и видеороликами, презентациями.

Контролирующий блок представляет собой систему заданий в форме тестов для самопроверки студентов (текущего, модульного и итогового контроля) и индивидуальные творческие задания. Задания могут быть разного уровня сложности, что позволяет производить дифференцированную оценку студента в зависимости от степени усвоения материала. Также могут быть применены средства автоматического рейтингового контроля, то есть рейтинг тех, кто набрал больше баллов за меньшее время при прохождении тестовых (контрольных) заданий закрытого типа. Работа над разработкой заданий открытого типа предусматривает следующие практические действия: распределение основных понятий по группам, выявление взаимосвязей и знание хронологии действий, заполнение таблиц, построение схем. Но для того, чтобы контрольно-тестовые знания не выхолащивали знания, необходимо размещать и индивидуальные задания. К таким заданиям можно отнести: анализ различных точек зрения по проблеме, осуществление наблюдений, сбор фактического материала (документов, статистических данных), составление таблиц и построение графических объектов, написание эссе, комментариев.

ОВР представляет собой прежде всего местонахождение множества электронных учебных курсов (ЭУК) и электронных учебных пособий (ЭУП) с разными правами доступа к ним.

Составляющие электронного учебного курса, как правило, включают в себя учебно-методические материалы по следующим блокам: общие сведения о курсе, алгоритм обучения, сведения

об авторе(ах), содержание модуля и итоговая аттестация. К общим сведениям о курсе относят рабочую программу, календарный план, критерии оценивания, список печатных и интернет-источников, глоссарий. Алгоритм обучения представляет особенности изучения определенной дисциплины, информацию о рекомендуемой последовательности работы при изучении курса, выполнение заданий. Сведения про автора(ов) курса включают фамилию, имя и отчество разработчика(ов), его ученую степень, ученое звание, должность и кафедру, перечень курсов, преподаваемых информацию относительно научных интересов.

В содержание модуля входят теоретические, практические материалы, задания для самостоятельной работы и описание модульного контроля. Теоретический учебный материал может включать теоретические сведения из модуля, мультимедийные презентации лекций, дополнительные учебные материалы в виде флэш-роликов, аудио- и видеоматериалов, справочные нормативные документы (формы, шаблоны, нормативные акты, стандарты, законы и так далее).

Практические работы в электронном курсе являются сочетанием семинарских и лабораторных занятий, во время которых используются различные учебные стратегии. Обозначенные выше стратегии обязательно детализируются в материалах курса. Своевременному выполнению заданий способствуют методические рекомендации, формы представления результатов выполненной работы, критерии оценивания каждой работы, список задач для индивидуальной, парной и групповой работы. Для реализации практических занятий используют проблемные задания с отчетом преподавателю. Проблемные задачи, кроме формулировки непосредственно проблемного вопроса, обязательно включают в себя план или опорную схему ответа, методические рекомендации к выполнению, примеры и варианты заданий для обеспечения индивидуальной работой студентов. В задании также указывается форма отчетности (например, письменное сообщение объемом до одной стра-

го

со >.

ш

ф

о

о ф

^

О ^

С

о

X

ю ф

т >

ей

го

о ^

г? ф

Ю Ф

Сй

О X .0

н го ей о

со ГО

Ю О

ф

ч го С

т

<

ницы печатного текста шрифтом 12 пт) и форма организации работы - индивидуальная или коллективная. Все задачи имеют шкалу и критерии оценивания.

Значительная часть учебных часов при изучении каждой дисциплины отводится на самостоятельную проработку. В материалах электронного учебного курса размещают дополнительный теоретический материал, задания для самостоятельного выполнения и методический материал, который обеспечит его качественное выполнение студентами. Задачи формулируются в такой форме: текст задания, форма представления результатов выполнения, критерии оценивания, сроки выполнения, список дополнительных печатных и интернет-источников. Результаты выполнения задания присылают преподавателю в электронной форме ОВР, подают в бумажном виде или устно. После проверки и оценивания выполненных задач преподаватель выставляет баллы в электронный журнал ОВР. Для оценки знаний, умений и навыков, приобретенных во время изучения каждого модуля курса, используются индивидуальные задания, тесты и опрос с помощью контрольных вопросов. Каждый модуль содержит тест для самоконтроля, контрольные вопросы и контрольный тест. Результаты оценивания учебных достижений каждого студента автоматически заносятся в электронный журнал после тестирования. Итоговая аттестация предполагает наличие материалов для подготовки студентов к сдаче зачетов и экзаменов (например, контрольные вопросы, типовые задания) и итоговый тест. Результаты обучения студентов фиксируются в электронном журнале оценок, в котором преподаватель задает категории для оценивания всех видов учебной деятельности и определяет их объем (в процентах) по отношению к итоговой оценке по дисциплине.

ЭУП могут быть построены по принципу разветвленной компьютерной обучающей программы. Первый - базовый уровень - должен содержать основные понятия, определения и иллюстрации кним. Этот уровень должен давать законченную картину предмета. Второй - основной

уровень - должен содержать изложение всех вопросов учебной программы курса. Третий - дополнительный уровень -включает углубленное изложение отдельных вопросов для тех, кто желает расширить свои знания по определенному вопросу.

Такое изложение учебного материала ЭУП предусматривает следующую структуру: 1. Учебный материал в ЭУП должен быть изложен по разделам, в конце каждого из которых должны быть контрольные вопросы, с помощью которых осуществляется обратнаясвязь. 2. Необходимо предусмотреть проблемное изложение учебного материала. 3. Учебный материал должен содержать выделенные определенным способом определения, выводы, схемы, таблицы, рисунки и пояснения к ним скрытые, в гипертексте. 4. ЭУП должны быть иллюстрированны с использованием Flash-анимации.

ЭУП, построеные по многоуровневому принципу, предусматривают рассмотрение учебного материала по уровням, то есть используется дифференцированный подход, открывается возможность каждому из студентов учиться по выбранному уровню. Студент сам выбирает уровень обучения (сложность изучения учебного материала); при этом в ЭУП предусмотрен переход с одного уровня (более низкого) на другой (более высокий). В конце разделов предусмотрены контрольные вопросы, упражнения, тесты, а в конце курса - итоговая аттестация, которая дает возможность получения информации об усвоении учебного материала.

К особенностям ЭУП следует отнести:

1. Наличие системы управления процессом обучения, включающую средства структурирования и оптимизации учебного материала, средства проверки знаний, обратную связь.

2. Методы, позволяющие значительно ускорить познавательный процесс -гипертекст, гипермедиа.

3. Графические средства, обеспечивающие высокий уровень наглядности.

4. Средства моделирования, которые позволяют организовать визуальный лабораторный практикум.

Таким образом, ОВР может стать важной неотъемлемой частью процесса обучения, если он будет основан на определенной конфигурации. Конфигурация образовательного веб-ресурса должна базироваться на портальной технологии, состоять из четырех блоков (организационный, методический, обучающий, контрольный), включать в себя электронные учебные курсы и электронные учебные пособия, соответствовать педагогическим, техническим, эргономическим, эстетическим требованиям, иметь многоуровневую гипертекстовую структуру, обеспечивающую понятный переход от более низкого к более высокому образовательному уров-

ню, быть насыщенной средствами мультимедиа. Кроме того, образовательные веб-ресурсы должны быть заполнены большим объемом качественной информации, ориентированной как на обучение, так и на экспериментально-исследовательскую деятельность, иметь достаточную визуализацию представленной информации, быть снабженными специализированной информацией - статистическими данными, документами, иллюстрациями, картами.

Предполагается дальнейшее изучение системного влияния информационно-коммуникационных технологий на образовательный процесс в вузе с целью повышения его эффективности.

Библиографический список

1. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные термины в образовании. Термины и определения [Текст]. - М: Стандартинформ, 2007. - 12 с.

2. Осетрова, Н.В. Книга и электронные средства в образовании [Текст] / Н.В. Осетрова. - М.: Логос, 2003. - 144 с.

3. Осин, А В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации [Текст] / А.В. Осин. - М.: Издательский сервис, 2004. - 320 с.

4. Первезенцева, Э.А. Разработка комплекса электронных образовательных ресурсов и его использование для самостоятельной информационной учебной деятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд. тех. наук / Э.А. Первезенцева. - М., 2013. - 19 с.

5. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ.

References

1. GOST R 52653-2006. Information and communication terms in education. Terms and definitions. М.: "Stan-dartinform", 2007. P. 12. [in Russian].

2. Osetrova N.V. Book andeectronic media in education. М.: "Logos", 2003. P. 144. [in Russian].

3. Osin A.V. Multimedia in education: the Informatization context. М.: "Izdatelskiy servis", 2004. P. 320. [in Russian].

4. Perevezentseva E.A. Development of complex e-learning resources and its use for self educational activity: Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Engineering). М., 2013. P. 19. [in Russian].

5. Federal law «About information, information technologies and information protection» from 27.07.2006 № 149-FZ. [in Russian].

Сведения об авторе:

Падерин Александр Владимирович,

преподаватель,

кафедра технологического образования, Крымский инженерно-педагогический университет,

г. Симферополь, Российская Федерация. &mail^: alexpadcrimea@yandex.ru

Information about the author: Paderin Alexander Vladimirovich,

Lecturer,

Department of Technological Education,

Crimean Engineering-Pedagogical

University,

Simferopol, Russia.

E-mail: alexpadcrimea@yandex.ru

ro

CO >.

ca ф

о

о ф

^

о с

о

X

ю ф

т >

го о

г? ф

ю ф

о

X .0

I-

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о со го

ю о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.