Научная статья на тему 'Использование новых информационных технологий при обучении астрономии в условиях реализации ФгОс ООО'

Использование новых информационных технологий при обучении астрономии в условиях реализации ФгОс ООО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ASTRONOMY / FSES BGE / NEW INFORMATION TECHNOLOGIES / TECHNOLOGY OF EDUCATION IN GLOBAL INFORMATION COMMUNITY (TEGIC) / АСТРОНОМИЯ / ФГОС ООО / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ СООБЩЕСТВЕ (ТОГИС)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оболдина Т.А.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обучения астрономии в школе. Астрономия занимает одно из важных мест в системе естественнонаучного образования. Согласно ФГОС ООО, в школах Российской Федерации должно быть реализовано единое информационное пространство. В этой связи проблема применения информационных технологий в сфере образования вызывает повышенный интерес в теории и практике отечественной педагогической науки. Автор приводит различные трактовки понятия «информационные технологии обучения», уточняет понятие «новые информационные технологии». Рассматривает технологию образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС) при обучении астрономии, как одну из современных и эффективных технологий реализации требований ФГОС ООО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES IN ASTRONOMY TEACHING IN CONDITIONS OF REALIZATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF BASIC GENERAL EDUCATION (FSES BGE)

The article is dedicated to a topical problem of teaching astronomy at school. Astronomy is an important part of natural science education system. According to FSES BGE, at schools of the Russian Federation a common information space should be realized. Thereupon the problem of the use of information technologies in the field of education causes an increased interest in the theory and practice of the national pedagogical science. The author gives various interpretations of the concept of “information technology training” and specifies the concept of “new information technology”. The paper considers the technology of education in the global information community (TEGIC) in teaching astronomy as one of the modern and effective technologies of realization of the requirements of FSES BGE.

Текст научной работы на тему «Использование новых информационных технологий при обучении астрономии в условиях реализации ФгОс ООО»

На начальном этапе функционирования данного Центра проводится систематическая поисково-исследовательская работа по наполнению экспозиций; организуются экспедиции по ознакомлению студентов с теорией и практикой организации музееведческой и музейно-педагогической деятельности. Организовано посещение школьниками и студентами краеведческих музеев, музеев под открытым небом. Немаловажная роль в работе Центра отводится и проведению мастер-классов, таких как «Этикет встречи гостей», «Игра на национальных музыкальных инструментах», «Народные игры»; проходит знакомство обучающихся с древними ритуальными обрядами народов Южной Сибири. В музейно-педагогическом центре организована работа по созданию и оформлению этнографических экспозиций жилищ народов Южной Сибири (хакасов, русских, алтайцев, тувинцев, шорцев).

Также на базе музейно-педагогического центра планируется деятельность по дополнительному образованию детей по таким направлениям как декоративно-прикладное творчество; обучение технологии обработки текстильных материалов; изготовление оберегов; обучение технологии вышивки национальных узоров; обучение войлоковалянию; обучение бисероплетению; изготовление национальных кукол; художественная обработка текстильных материалов (аппликация, батик, пэчворк, гобелен, макраме); обучение основам театрализованного этнографического дефиле; фольклорная этностудия; студия национального танца народов Южной Сибири; студия по изучению хакасского языка.

На базе музейно-педагогического центра ХГУ им. Н.Ф. Ка-танова планируется осуществлять проектно-исследовательскую деятельность. В результате проведенной работы обучающимися школ и вуза будет освоена технология разработки исследовательских и проектных работ по проблематике общечеловеческих нравственных ценностей, проблемам культуры, образования, экологии, экономики, социализации детей и молодёжи Сибирского региона, а также приобретен опыт реализации совместных проектов обучающихся общеобразовательных организаций и студентов психолого-педагогического и педагогического направлений подготовки университета.

В качестве примера могут быть предложены проекты по следующим темам исследования: «Создание генеалогического древа или схемы семьи «У истоков прошлого»», «Хакасская семья в истории страны», «Головные уборы, украшения коренных народов Сибири», «Обряды, приметы, связанные со строительством юрт», «Праздничная и ритуальная пища коренных народов Сибири», «Дикорастущие растения в системе питания народов Сибири», «Безалкогольные напитки в традициях застолья и угощения у хакасов», «Национальные праздники коренных народов Сибири», «Хакасский эпос как основа национального фолькло-

Библиографический список

ра» с последующим оформлением экспозиций и выставок работ обучающихся, размещением на интернет-странице.

В ходе подготовки и написания курсовых и выпускных квалификационных работ студентов предлагаются темы по музейной педагогике с разработкой программ музейно-педаго-гической деятельности для общеобразовательных школ. Для младших школьников в деятельности музейно-педагогического центра запланированы занятия музейного клуба «Все начинается с родного гнезда!»

Культурно-образовательная деятельность музейно-педаго-гического центра включает в себя организацию экскурсионных мероприятий, направленных на формирование общечеловеческих нравственных ценностей: «Исторические корни хакасского (алтайского, тувинского) народа»; «Черты русского характера, хакасского характера»; «Человеческие радости и человеческие трагедии: мир сегодня и завтра». Значительная роль в деятельности музейно-педагогического центра отводится работе «Школы юного экскурсовода».

Основными результатами деятельности музейно-педагоги-ческого центра «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» являются:

• формирование у обучающихся ценностного отношения к культурно-историческому наследию народов Южной Сибири и привитие нравственно-эстетического вкуса к общению с музейными ценностями;

• использование и популяризация интерактивных технологий музейного образования в форме отдельных проектов поликультурной направленности;

• создание этнографических интерактивных экспозиций детского специализированного музея-мастерской - отделения музейно-педагогического центра.

Презентация опыта реализации музейно-педагогического центра состоялась на Межрегиональном форуме выпускников президентской программы «Биржа социальных проектов Республики Хакасия», где данный проект стал победителем мероприятия. В настоящее время в рамках Центра успешно осуществляет свою деятельность экспозиции «Русская изба» и «Хакасская юрта - традиционное жилище хакасов». Значительная часть экспонатов изготовлены руками студентов.

Таким образом, музейно-педагогический центр, являясь центром аккумулирования культурно-исторического наследия региона, способствует формированию у подрастающего поколения интереса и любви к национальной истории, искусству, к обычаям, традициям разных народов, проживающих в регионе. Образовательное пространство Центра, является местом, где создаются условия для самообучения и саморазвития личности, способствует формированию убеждений и личного опыта в отношении истории и культуры разных народов, осуществляет поликультурное воспитание подрастающего поколения.

1. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. Москва: Народное образование, 2009.

2. Гурьянова О.А. Поликультурное образование. Тольятти: ТГУ, 2013.

3. Нуржанова Т.Т. Поликультурная компетентность учащихся начальных классов. Молодой учёный. 2015; 4.

4. Юхневич М.Ю. Ребёнок в музее: новые векторы детского музейного движения. Москва: Академич. проект, 2006.

5. Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. Москва: Высшая школа, 2004.

References

1. Dmitriev G.D. Mnogokul'turnoe obrazovanie. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2009.

2. Gur'yanova O.A. Polikul'turnoe obrazovanie. Tol'yatti: TGU, 2013.

3. Nurzhanova T.T. Polikul'turnaya kompetentnost' uchaschihsya nachal'nyh klassov. Molodoj uchenyj. 2015; 4.

4. Yuhnevich M.Yu. Rebenok v muzee: novye vektory detskogo muzejnogo dvizheniya. Moskva: Akademich. proekt, 2006.

5. Stolyarov B.A. Muzejnaya pedagogika: istoriya, teoriya, praktika. Moskva: Vysshaya shkola, 2004.

Статья поступила в редакцию 28.09.18

УДК 37.016:51

Oboldina T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),

E-mail: tatiana.oboldina@yandex.ru

THE USE OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES IN ASTRONOMY TEACHING IN CONDITIONS OF REALIZATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF BASIC GENERAL EDUCATION (FSES BGE). The article is dedicated to a topical problem of teaching astronomy at school. Astronomy is an important part of natural science education system. According to FSES BGE, at schools of the Russian Federation a common information space should be realized. Thereupon the problem of the use of information technologies in the field of education causes an increased interest in the theory and practice of the national pedagogical science. The author gives various interpretations of the concept of "information technology training" and specifies the concept of "new

information technology". The paper considers the technology of education in the global information community (TEGIC) in teaching astronomy as one of the modern and effective technologies of realization of the requirements of FSES BGE.

Key words: astronomy, FSES BGE, new information technologies, technology of education in global information community (TEGIC).

Т.А. Оболдина, канд. пед. наук, доц., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск,

Е-mail: tatiana.oboldina@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АСТРОНОМИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обучения астрономии в школе. Астрономия занимает одно из важных мест в системе естественнонаучного образования. Согласно ФГОС ООО, в школах Российской Федерации должно быть реализовано единое информационное пространство. В этой связи проблема применения информационных технологий в сфере образования вызывает повышенный интерес в теории и практике отечественной педагогической науки. Автор приводит различные трактовки понятия «информационные технологии обучения», уточняет понятие «новые информационные технологии». Рассматривает технологию образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС) при обучении астрономии, как одну из современных и эффективных технологий реализации требований ФгОс ООО.

Ключевые слова: астрономия, ФГОС ООО, новые информационные технологии, технология образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС).

Современная Российская школа характеризуется рядом нововведений, среди которых переход на новые Федеральные государственные стандарты образования. Одна из задач школьного обучения - формирование глубоких и прочных знаний основ естественно-математических наук и научного мировоззрения учащихся [1].

По мнению О.Р. Шефер, совершенствование естественнонаучного образования позволит дать специальные знания в соответствующих областях техники и технологии, формировать определенную культуру научного мышления [2, с. 9].

Астрономия занимает важное место в системе естественнонаучного образования. Е.П. Левитан, А.Ю. Румянцев, Н.В. Шаронова выделяют особую значимость астрономии в формировании научного мировоззрения школьников [1; 3; 4].

Вопросами совершенствования школьного астрономического образования, занимались Б.А. Волынский, Ю.И. Дик, А.В. Засов, И.А. Иродова, В.Ф. Карташев, Д.Г. Кикин, Е.В. Кондакова, Р.В. Куницкий, Г.А. Лейкин, А.Н. Леонов, М.Е. Набоков, Г.Г. Никифоров, В.Т. Оськина, А.А. Пинский, В.В. Пономарев, П.И. Попов, А.Ю. Румянцев, Ю.А. Скляров, Е.К. Страут, Н.Е. Шатовская, В.Ф. Шилов, В.А. Шишаков, Т.М. Шульгина, А.А. Фадеева и другие.

В настоящее время методические основы формирования системы школьных астрономических знаний раскрыты в исследованиях и работах российских ученых Б.А. Воронцова-Вельяминова, Т.А. Галкина, Н.Н. Гомулиной, А.В. Засова, Е.В. Кондаковой, М.А. Кунаш, Е.П. Левитана, И.В. Паболкова, В.Г. Разумовского, И.А. Ромас, А.Ю. Румянцева, Е.К. Страут, О.Р. Шефер, В.В. Шахматовой и других.

С 2017-2018 учебного года астрономия вернулась в российские школы обязательным предметом федерального компонента. Обеспечение современного качества астрономического образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия требованиям ФГОС ООО становится как ни когда актуальным [5].

Согласно ФГОС ООО, в российских школах должно быть реализовано единое информационное пространство. В этой связи проблема применения информационных технологий в сфере образования вызывает повышенный интерес в теории и практике отечественной педагогической науки.

Основоположниками идеи компьютеризации обучения являются А.П. Ершов, А.Н. Колмогоров, П. Ланда, С.А. Лебедев, Н. Винер, Д. Нейман, К. Шеннон и другие.

Процессы информатизации образования и решение проблем компьютерных технологий обучения были предметом исследования ученых: Я.А. Ваграменко, Е.П. Велихова, Г.Р. Громова,

B.И. Гриценко, Б.С. Гершунского, Д.В. Зарецкого, Е.В. Зворы-гина, О.А. Кривошеева, Ю.А. Первина, В.Ф. Шолоховича и других.

Дидактические вопросы информатизации обучения нашли отражение в работах А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Т.А. Сергеевой, Г.К. Селевко, И.В. Роберт; методические в исследованиях Б.С. Гершунского, И.Г. Захаровой, В.А. Красильниковой, Е.И. Машбица, М.В. Моисеевой, Е.С. Полат, О.И. Пащенко,

C.С. Свириденко, Б.Я. Советова, Н.Ф. Талызиной, А.А. Федото-

ва, Е.Л. Федотовой; психологические в работах В.В. Рубцова, В.В. Тихомирова и других.

В научной и методической литературе даются различные трактовки понятия «информационные технологии обучения»:

- практическая часть научной области информатики. Совокупность средств, способов и методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов [6, с. 25];

- совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте [7];

- отрасль дидактики, занимающаяся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в которых находят применение средства информатизации образования [8];

- педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией [9, с. 198].

О.И. Пащенко дает определение понятию «новые информационные технологии» - информационные технологии, использующие при реализации последние достижения в области развития средств информатизации общества, в том числе электронную вычислительную технику, информационно-телекоммуникационные системы, методы искусственного интеллекта [9, с. 205].

НИТ в обучении астрономии - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствами методах, позволяющая достигнуть образовательных результатов прописанных в ФГОС ООО. К таким технологиям относятся электронные учебники по астрономии с использованием цифрового телевидения, групповые синхронные видеоконференции, интерактивные модели в 3-х мерной графике с возможностями самостоятельного конструирования явлений и процессов, образовательные порталы с возможностью проведения учебных асинхронных и синхронных телеконференций.

Одной из таких современных и эффективных технологий является технология образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС) [10]. Данную технологию продуктивного обучения, ориентированную на деятельностно-ценност-ный подход в образовании, в основном используют в обучении гуманитарным наукам, где уже накоплен значительный опыт и методические разработки. По словам автора технологии, она универсальна [10], следовательно, её можно активно использовать при обучении астрономии. Это объясняется тем, что основные методы в ТОГИС это проблемный и модельный, позволяющие эффективно развивать навыки и умения научного исследования с помощью компьютерных технологий. Использование ТОГИС в обучении астрономии дает возможность продемонстрировать важность применения компьютерных технологий при различных аспектах изучения небесных объектов: это автоматизация различных астрономических наблюдений, обработка их результатов, систематизация, работа с астроно-

мическими каталогами и моделирование различных процессов в звездах и Вселенной.

Главный элемент учебного процесса в технологии ТОГИС -решение деятельностно-ценностной задачи. При этом центральный акцент в задачах делается на способах их решения [10]. Деятельностно-ценностная задача включает три компонента: познавательная задача (содержание, условие, цели, требования); информационная задача (поиск, обработка информации); коммуникационная задача (коллективная деятельность, вырабатывающая систему ценностей).

Примером деятельностно-ценностной задачи в курсе астрономии может быть наблюдение солнечной активности по числу пятен на Солнце. Учащиеся учатся наблюдать за изменением солнечной активности и делать соответствующие выводы, воспользовавшись компьютерной моделью «Солнечная активность» в мультимедийном компьютерном курсе «Открытая астрономия». С помощью Интернет на специальных сайтах, анализируют фотографии, полученные из космоса, сравнивают свои данные из наблюдений с научными фактами.

Библиографический список

В результате организованного таким образом процесса обучения учащиеся учатся критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках, приводить аргументы, как в отношении собственных умозаключений, так и в отношении действий и суждений оппонента.

Как утверждает В.В. Гузеев, ТОГИС прекрасно соответствует российским образовательным стандартам, что и не удивительно в силу деятельностного характера этих стандартов [10]. Использование ТОГИС при обучении астрономии гарантирует реализацию всех требований к результатам, прописанным в ФгОс ООО: личностных, метапредметных, предметных [11, с. 8 - 10].

Проникновение ТОГИС в сферу астрономического образования позволит качественно и эффективно реализовать основную стратегическую цель Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2012-2020 годы -обеспечить высокое качество российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

1. Румянцев А.Ю. Методические основы формирования системы астрономических знаний в курсе физики средней общеобразовательной школы. Диссертация ... доктора педагогических наук. Челябинск, 2000.

2. Шефер О.Р. Методика изучения элементов астрономии в курсе физики основной и средней (полной) школе. Монография. Челябинск, 2010.

3. Левитан Е.П. Дидактика астрономии. Издание 2-е. Москва, 2010.

4. Шаронова Н.В. Методика формирования научного мировоззрения учащихся при обучении физике: учебное пособие для студентов педвузов. Москва, 1994.

5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2012-2020 годы. Available at: http://programma-obrazovaniya.blogspot.ru

6. Роберт И.И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. Москва, 2010.

7. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. Москва, 1988.

8. Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения. Информатика и образование. 1998, 2: 5 - 13.

9. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Нижневартовск, 2013.

10. Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС - обучение в глобальных информационных сетях. Школьные технологии. 2000, 5: 243 - 248.

11. Страут Е.К. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: рабочая программа к УМК Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута: учебно-методическое пособие. Москва, 2017.

References

1. Rumyancev A.Yu. Metodicheskie osnovy formirovaniya sistemy astronomicheskih znanij v kurse fiziki srednej obscheobrazovatel'noj shkoly. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2000.

2. Shefer O.R. Metodika izucheniya 'elementov astronomii v kurse fiziki osnovnoj i srednej (polnoj) shkole. Monografiya. Chelyabinsk, 2010.

3. Levitan E.P. Didaktika astronomii. Izdanie 2-e. Moskva, 2010.

4. Sharonova N.V. Metodika formirovaniya nauchnogo mirovozzreniya uchaschihsya pri obuchenii fizike: uchebnoe posobie dlya studentov pedvuzov. Moskva, 1994.

5. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2012-2020 gody. Available at: http://programma-obrazovaniya.blogspot.ru

6. Robert I.I. Sovremennye informacionnye tehnologii v obrazovanii: didakticheskie problemy; perspektivy ispol'zovaniya. Moskva, 2010.

7. Mashbic E.I. Psihologo-pedagogicheskie problemy komp'yuterizacii obucheniya. Moskva, 1988.

8. Sholohovich V.F. Informacionnye tehnologii obucheniya. Informatika i obrazovanie. 1998, 2: 5 - 13.

9. Paschenko O.I. Informacionnye tehnologii v obrazovanii: Uchebno-metodicheskoe posobie. Nizhnevartovsk, 2013.

10. Guzeev V.V. Obrazovatel'naya tehnologiya TOGIS - obuchenie v global'nyh informacionnyh setyah. Shkol'nye tehnologii. 2000, 5: 243 - 248.

11. Straut E.K. Astronomiya. Bazovyj uroven'. 11 klass: rabochaya programma k UMK B.A. Voroncova-Vel'yaminova, E.K. Strauta: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva, 2017.

Статья поступила в редакцию 15.09.18

yflK 514(075.8):81(075.8)

Proyaeva I.V., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P. Chkalov; senior lecturer Russian Presidential Academy of national economy and public administration under the President of Russia (Orenburg branch) (Orenburg, Russia), E-mail: docentirina@mail.ru

Safarova A.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer. Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P. Chkalov (Orenburg, Russia), E-mail: docentirina@mail.ru

VECTOR EQUATIONS OF SOME ELEMENTARY TRANSFORMATIONS OF A PLANE. The article studies one of the most relevant and at the same time difficult questions for teaching geometry, and to be mastered by students - geometry of transformations of a plane. The authors focus on the development of the original method of introducing the basic facts of the geometry of the plane transformations using the elements of vector algebra. The characteristic features of the introduction of these concepts are distinguished and described. Considerable attention is paid to the methodical scheme of derivation of vector equations of various particular types of plane transformations. The technique of introduction of the basic concepts of transformations of the plane presented in the article was implemented in a specific educational process at optional classes on transformations of the plane and allowed to increase the efficiency of mastering the studied material.

Key words: geometry of transformations of plane, parallel translation, rotation, axial symmetry, central symmetry, homo-thety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.