Насибова Ю.В.,
преподаватель химии ГБПОУ КК «БАК» ст. Брюховецкая, Россия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
Опыт обучения и психолого-педагогические исследования показывают, что эффективность обучения напрямую зависит от степени активизации всех органов чувств: чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем более прочно он усваивается. Значит, чем разнообразнее и эмоциональнее представлен подлежащий усвоению материал, тем успешнее процесс обучения, тем ближе поставленные перед образованием цели. Повышение выразительных возможностей компьютеров в представлении информации дало возможность создавать образовательные мультимедиа-системы. Современные информационные материалы неразрывно связаны с техническими средствами, необходимыми для их воспроизведения. Использование ТСО (технических средств обучения) в учебном процессе - реальный путь повышения качества подготовки квалифицированных специалистов.
Мультимедийные технологии относятся к аудиовизуальным средствам информации.
На этапе формирования новых знаний применение информационно-развивающих методов обучения, с помощью которых студенты получают учебную информацию в изложении преподавателя в виде объяснения с элементами беседы и с использованием мультимедийного проектора, дает хорошие результаты.
Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный, метод состоит в том, что преподаватель разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают.
Применение этой программы позволяет преподавателю, у которого сложилась своя собственная система изложения, создать целостное, красочное объяснение с использованием иллюстративного материала из различных источников, но при этом по содержанию информация полностью соответствует учебной программе. В слайдах презентации четко выделены основные понятия, даны определения, каждое из сформулированных положений разъясняется и иллюстрируется, широко применяются приемы, способствующие конкретизации воспринимаемого содержания. С
помощью слайдов можно рассказать студентам об изучаемом химическом веществе. Слайды располагаются в строгом соответствии с логикой изложения учебного материала. Мультимедийные технологии позволяют побудить и закрепить интерес к учебной теме, иллюстрировать объяснение учебного материала, обобщить и систематизировать его. С помощью слайдов можно демонстрировать рисунки, химические уравнения, схемы, таблицы.
С использованием мультимедийной технологии по учебной дисциплине «Химия» соблюдаются основные дидактические принципы:
1) принцип наглядности обучения;
2) принцип систематичности и последовательности.
С помощью мультимедийной технологии решается одна из главных трудностей в преподавании дисциплины «Химия» - при работе с большим объемом информации, которую необходимо донести до студентов первого курса. Она облегчает передачу учебной информации. Мультимедийные технологии позволяют донести больше информации студентам в красочном варианте, что в целом влияет на учебный образовательный процесс.
Освоив программу Power Point, каждый преподаватель увидит массу возможностей для улучшения преподавания своего предмета.
Эффективное использование новых традиционных технологий позволяет не усложнить, а сделать проще и доступнее для усвоения сложный теоретический материал. Необходимо стремиться к тому, чтобы процесс обучения доставлял радость при всей сложности подаваемого материала. Изучение предмета должно потребовать от студентов значительной затраты труда и умственной энергии, но оно не должно быть скучным - в решении этой сложной задачи незаменимы мультимедийные технологии.
Аудиовизуальные средства информации, являясь основой чувственных восприятий студентов, служат опорой в познании, обеспечивают передачу учебной информации, иллюстрируют и подтверждают сформулированные теоретические положения и выводы.
Использование данных средств обучения воздействует на эмоции учащихся, активизирует их. Активизация проявляется как непосредственное интенсивное переживание учащегося, которое придает определенную направленность его мышлению, служит стимулом деятельности, источником уверенности и правильности избранного пути.
Поэтому кроме основных учебных задач с помощью средств обучения решаются задачи укрепления интереса к учебной работе, удовлетворяются и развиваются познавательные интересы учащихся. Стимуляция познавательных интересов вызывается, прежде всего, новизной средств обучения, вызывающей ориентировочную реакцию учащегося.
Мультимедийные технологии позволяют в слайде использовать моменты релаксации, поскольку длительное напряжение внимания утомляет учащихся, внимание ослабевает, а значит и усвояемость тоже, учащимся нужна кратковременная разрядка.
При использовании программы задача преподавателя заключается в том, чтобы при помощи объяснений, использования изменения цвета и звукового сопровождения направить внимание учащихся на наиболее существенное в содержании наглядного материала.
Аудиовизуальные технические средства информации облегчают передачу учебной информации, помогают управлять вниманием студентов, экономят время.
© Насибова Ю.В., 2016