Научная статья на тему 'Использование мультимедиа как одного из средств интенсификации самостоятельной работы при изучении иностранного языка'

Использование мультимедиа как одного из средств интенсификации самостоятельной работы при изучении иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
668
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗУЧЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МУЛЬТИМЕДИА / ИНТЕРНЕТ / STUDYING / FOREIGN LANGUAGE / MULTIMEDIA / INTERNET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василовская В. Н.

Рассматриваются вопросы, связанные с интенсификацией самостоятельной работы при изучении иностранного языка на основе использование средств мультимедиа. Приводятся определения терминам «мультимедиа» и «самостоятельная работа», раскрывается взаимосвязь этих понятий. Рассматриваются способы использования мультимедийных технологий в целях изучения иностранного языка. Описаны возможности, которые предоставляет студентам Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Василовская В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of multimedia as one of the means of the self-study intensification while foreign language studying

This article is devoted to the examination of the questions connected with the selfstudy work intensification while studying foreign language. The use of multimedia means is the main way of the intensification considered in this article. The article contains definitions of such terms as multimedia and self-study work, it shows their interconnection, examines ways of multimedia techniques used for foreign language studying. Possibilities given by the global network Internet are described in detail.

Текст научной работы на тему «Использование мультимедиа как одного из средств интенсификации самостоятельной работы при изучении иностранного языка»

3. Глушенко А.А., Иванцов В.В., Клово АТ., Радомская М.В. Измерение и оценка качества образования. - М.: Изд-во «Международная Педагогическая Академия», 2003. - 237 с.

4. Клопченко В.С., Мирошниченко С.П., Таран В.А. Методология и теория процессов развития (часть II). - М.: Изд-во «МПА-ПРЕСС», 2005. - 194 с.

УДК 681.3.066:378.1

В.Н. Василовская

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА КАК ОДНОГО ИЗ СРЕДСТВ ИНТЕНСИФИКАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Компьютеризация образовательного процесса получила распространение и применение во всем мире и успешно практикуется во всех ведущих ВУЗах. Все большее внимание уделяется изучению и использованию новейших компьютерных разработок для изучения различных учебных дисциплин, в том числе и иностран-

.

возможности, как студентов, так и преподавателей. Но, в то же время, поток информации настолько огромен, что необходимо умело в нем лавировать и извлекать , .

Из года в год поток информационных материалов растет, что ведет к увеличению учебной нагрузки студентов. С другой же стороны, количество часов, выделяемых на аудиторные занятия, заметно уменьшается. Эти факторы определяют повышенное внимание к требованиям, предъявляемым к самостоятельной работе студентов.

Актуальная в последнее время индивидуализация обучения направлена на то, чтобы процесс обучения стал личностно-ориентированным, то есть соответствовал интересам и потребностям будущих специалистов. Но, в разрез с этим, уменьшение аудиторной нагрузки снижает возможность реализации субъект-субъектного

.

компьютера и мультимедийных технологий.

Самостоятельная работа является одной из важнейших форм обучения в ВУЗе - обязательной составляющей учебной, научной и исследовательской дея.

профессиональной подготовки будущих специалистов. К сожалению, практика , -, -мя, выделять главное, самостоятельно принимать решения и делать выводы. В такой ситуации преподаватель должен научить студентов работать самостоятельно, , , -- , заинтересованность в ее самостоятельном решении.

, -тельной работы (Л.Г. Вяткин, М.Г. Гарунов, ПЛ. Пидкасистый, С.Ф.Шатилов и др.), показал, что в методической литературе нет единого определения термину «самостоятельная работа». Все исследователи трактуют это понятие по-своему, но все сходятся в едином мнении, что самостоятельная работа представляет собой

активную целенаправленную деятельность, осуществляемую без явного жесткого .

По определению ИЛ. Зимней «Самостоятельная работа - это организуемая самим студентом в силу его внутренних познавательных мотивов и осуществляемая им в наиболее удобное, рациональное, с его точки зрения, время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность, осуществляемая на основе опосредованного системного гибкого управления со стороны преподавателя» [1].

Самостоятельная работа должна восприниматься студентами как деятельность, способствующая саморазвитию личности, ее самосовершенствованию. Для достижения цели, важно понимать, что высокая мотивация определяет успех, та,

не противоречить интересам обучаемых, а идти с ними в одном направлении, вовлекая студентов в мир грамотности и познания.

Компьютеры широко используются в образовательном процессе. Программное обеспечение значительно влияет на качественные изменения в системе образования, в том числе и в изучении иностранного языка. Компьютеры являются неза-

, , . времени при использовании компьютерных программ настолько значительна, что появляется множество возможностей для реализации огромного числа идей и пла-, , -тии их лучших личностных характеристик. С помощью компьютера, в полной ме-, , изучения иностранного языка. Объем информации, находящейся в памяти компью-, . , -дически обновлять информацию, заменяя устаревшие, потерявшие актуальность , . -.

Без мультимедиа уже невозможно представить практически ни одну сферу деятельности. «Мультимедиа - совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, , , , -вождение» [2]. Кроме энциклопедий мультимедийными приложениями являются интерактивные курсы обучения, тренажеры, игры, Интернет-приложения и многое другое. Компьютер же является основным аппаратным средством мультимедиа.

Открытый доступ к сети Интернет еще больше увеличивает возможности , . электронным учебникам, справочникам, словарям, иностранным газетам и журналам и т.д. Используя сеть, не составляет труда находить новые аутентичные тек, . интересны и близки студентам, они охотно работают с ними, читают и обсуждают их. Таким образом, совершенствуются навыки чтения, понимания прочитанного, перевода и говорения.

При обучении аудированию также целесообразно пользоваться электронными текстами. Во-первых, воспроизводятся они, как правило, носителями языка и в реальных жизненных ситуациях, будь то разговор двух коллег или радиопередача, -,

определенного блока упражнений. У студентов не возникает претензий к объек-.

Возможности компьютерных программ и Интернет в частности, благотворно влияют на совершенствование навыков письма. С помощью чатов, форумов, ICQ

можно вести переговоры в режиме реального времени с людьми, находящимися за сотни тысяч километров. Переписка с иноязычными друзьями способствует обогащению словарного запаса, закреплению лексических единиц, улучшает способности мыслить и излагать мысли на иностранном языке.

Г оворя о достоинствах Интернет, компьютеров, программного обеспечения и других средств мультимедиа, важно отметить, что они полезны в качестве помощников, но не могут заменить самого преподавателя. Компьютер лишен эмоций, программы могут лишь имитировать живое общение. Каким бы совершенным не был программный продукт, только преподаватель может скорректировать и правильно подобрать программу обучения, учитывая индивидуальные особенности и , .

Для успешного изучения иностранного языка необходимы систематические занятия. Работа с преподавателем должна обязательно сочетаться с не менее серьезной работой за пределами аудитории, то есть самостоятельным, автономным обучением. Технологии мультимедиа позволяют в значительной мере интенсифицировать самостоятельную работу при изучении иностранного языка. Трудно представить себе более терпеливого преподавателя, чем компьютер. Только машина может бесконечно много раз, не выходя из себя, объяснять одно и то же, постоянно исправлять одни и те же ошибки, оставаться беспристрастной.

Самостоятельная работа студентов, работающих с компьютерами, высоко эффективна и результативна. Не все студенты способны раскрыть свой потенциал в условиях аудитории. Это обусловлено целым рядом причин: страхом перед не, , -ректным произношением или неумением мгновенно выразить свои мысли не то что на иностранном, а даже на родном языке и т.д. Зато, работая с компьютером, студенты не испытывают никакого дискомфорта и давления, проходит чувство , , , умеет корить за оплошности, она просто на них указывает, а в случаях правильных ответов поощряет обучаемых порцией новых заданий.

Выполнение электронных заданий дисциплинирует студентов, такой вид работы требует от них максимальной точности и аккуратности. Компьютер оповещает пользователя о каждой сделанной им ошибке. Это преподавателю можно говорить о том, что это только описка, а имелось в виду совсем другое, машина же беспристрастна. Если на какое-то задание отводится определенный лимит времени, обучаемый не сможет продолжить работу с материалом по истечении срока, компьютеру невозможно объяснить, что ручка поломалась или бумага закончилась, поэтому придется собраться с мыслями и закончить выполнение задания всрок.

Система гипертекста и гиперссылок широко используется в системе мультимедиа и значительно облегчает работу. Г ипертекст - это текст, который включает в себя ссылки на ряд других текстов. Приведем пример, применительно к изучению .

, , , -мени Present Simple, мы обязательно столкнемся с правилами построения разного . -дусмотрено в данном разделе грамматики, но обратиться к нему всегда можно, если разработчик программы использовал систему гипертекста и указал ссылку на этот материал. В таком случае, просто щелкнув клавишей «мыши» мы перенесемся в нужный нам раздел грамматики, не потеряв при этом связь с изучаемым или по. ,

текст, но и картинка, и схема, видео, звуковая дорожка. Работая с электронным

, , -ность написания, но и услышать правильное произношение лексической единицы. Работая с диалогами, электронные учебники позволяют увидеть их текстовое воплощение, а так же зачастую есть возможность услышать их в исполнении носите, -мощью видео-ролика или фрагмента фильма. Такой стиль работы также успешно мотивирует студентов к изучению нового материала. Гиперссылки позволяют не перегружать изучаемый материал ненужными данными, но всегда есть возможность обратиться к ним при возникшей необходимости.

Система гипертекста и гиперссылок несомненно оптимизируют работу на , , перенос материалов с информационных носителей на бумагу бессмысленной и сложной, потому что в этом случае может быть утеряна значительная часть нуж-, . информационных технологий настолько велик, что бумага зачастую вытесняется электронными носителями. Так, например, используя интерактивные доски, можно посредством подключения к ней ноутбука вывести на экран всю необходимую информацию и с помощью гиперссылок перемещаться по ней в нужном направлении и нужными темпами.

Компьютер не навязывает студенту нежелательные для него условия работы. Студент сам может выбирать уровень сложности материала, форму его изложения, скорость воспроизведения, время, продолжительность и место проведения занятий, а также другие нюансы работы с иноязычным материалом. Таким образом, индивидуализируется процесс самостоятельной работы, процесс обучения становится личностно-ориентированным.

Одним из ярких примеров использования мультимедиа для интенсификации самостоятельной работы при изучении иностранного языка является дистанцион-. -нии иностранных языков. Без использования мультимедийных средств дистанционное образование потеряло бы свою эффективность. Само слово «дистанционное» говорит о том, что обучение происходит за пределами аудитории. Но, в то же время, методы работы приближены не к заочному, а к дневному обучению. Происходит регулярное он-лайн общение между преподавателем и студентом, проводятся интерактивные конференции, форумы, на которых можно обсудить интересующие проблемы. Таким образом, дистанционное обучение, с одной стороны, является , ,

. -ными рамками, может самостоятельно выбирать режим работы [3].

Возможности применения мультимедийных технологий и Интернета, к сожа-,

языку. Огромный резерв этих технологий должен найти реализацию в профессиональной подготовке специалистов в качестве средства организации самостоятельной работы студентов и их автономного обучения:

1. , -альному общению с носителями языка и культуры, что способствует интенсивному развитию коммуникативных навыков студента и активизации словарного запаса.

2. , воздействует на результативность самостоятельной работы студентов и стимулирует автономную деятельность.

3. Разрушение культурных стереотипов и способность создать свое мнение о культуре, традициях, людях, живущих в других социо-куль^рных условиях, путем непосредственного живого общения.

4. Участие в международных веб-проектах, конференциях и т.д.

5. Развитие навыков самостоятельной деятельности при работе с большим

.

6. Доступ к электронным энциклопедиям, библиотекам, словарям, различным

.

7. Безлимитность пространственного и временного поиска информации.

8. Возможность получения дистанционного образования или обучения на дистанционных курсах [4].

В заключении можно сделать вывод, что мультимедиа в значительной степени способствует интенсификации самостоятельной работы при изучении ино,

мотивации к обучению студентов. Все новое всегда притягательно, а информационные технологии не стоят на месте, изменяются, совершенствуются и становятся все более доступными. Способствуя развитию самостоятельности студентов, мультимедийные технологии помогают пре.одавателям подготовить студентов к новой

,

обоснованные самостоятельные решения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Зим няя И А. Психология обучения ино странным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

2. Служба тематических толковых словарей Glossary Commander http://www.glossarv.ru/.

3. Назаренко А.Л., Дунарцыренова. Дистанционное обучение иностранным языкам: прин-

, // , .19. -

ная коммуникация. - 2005, №1. - С. 71-75.

4. . . -

//

научно-методического симпозиума. Часть1. Лемпертовские чтения - X. - Пятигорск, 2008, - С. 88-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.