Использование международного опыта в отечественной практике дошкольного
образования: взгляд педагогов
Сергеева Галина Викторовна
ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования" , г.
Ярославль
Ключевые слова:
дошкольное образование, ФГОС ДО, международный опыт
Аннотация: Целью статьи является анализ взглядов педагогов дошкольных образовательных организаций на возможности и ограничения использования идей международного опыта в практике современного отечественного дошкольного образования.
В настоящее время отмечается значительный интерес исследователей к вопросам дошкольного образования в международном контексте: разработка вариативных примерных программ дошкольного образования на основе зарубежных систем и подходов (В.К. Загвоздкин, Е.А. Хилтунен), проектирование детских садов и организация предметно-развивающей среды (Т.Г. Шмис), в том числе экспертиза игр и игрушек в разных странах (Е.А. Абдулаева, Е.О. Смирнова); проблемы качества дошкольного образования и апробации международных шкал оценки среды (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, О.А. Шиян, Е.Г. Юдина) и другое.
Как указывает В.К. Загвоздкин «адаптация лучших образцов международного опыта является широко распространенным в мире путем развития национальных систем образования, подходящим и для нашей страны»[1, С. 22].
В рамках обозначенной темы нами были проанализированы мнения педагогов дошкольных образовательных организаций Ярославской области. Анализ проводился на основе эссе, выполненных обучающимися по дополнительной профессиональной программе «ФГОС ДО: международный опыт в разработке и реализации программ дошкольного образования» (ГАУ ДПО «Институт развития образования», г. Ярославль). Нами выделялись значимые, по мнению педагогов, международные практики предоставления образовательных услуг для детей младшего возраста (ВОДМВ), а также ограничения их использования в современной системе дошкольного образования в нашей стране.
Так, к наиболее ценным практикам и идеям большинство педагогов относят:
- Опыт организации системы раннего вмешательства (США, Норвегия, Германия)
Ограничения, которые наиболее часто называют педагоги: недостаточное финансирование; отсутствие нормативной базы на федеральном уровне; недостаточная квалификация педагогических кадров; низкий уровень качества услуг для детей в сельской местности; отсутствие взаимодействия между специалистами различных ведомств.
- Предоставление детям свободы в выборе деятельности, создание условий для проявления детской активности и самостоятельности, отсутствие жёсткого регламента в течение дня, (Педагогика Реджио-Эмилия)
Ограничения, которые наиболее часто называют педагоги: требования СанПиН; устоявшийся в каждом саду график организованной образовательной деятельности и режима дня; неготовность педагогов и родителей к предоставлению свободы детям.
- Включение родителей в образовательный процесс в течение дня в рамках реализации разнообразных проектов (программа Step by Step, Педагогика Реджио-Эмилия)
Ограничения, которые наиболее часто называют педагоги: пассивная роль современных
родителей; отсутствие опыта такого взаимодействия с родителями; традиционный подход к включению родителей в образовательный процесс только на утренниках, с демонстрацией достижений детей.
- Проектирование среды дошкольных образовательных организаций, позволяющих использовать открытые пространства для взаимодействия детей разного возраста (опыт Германии, Дании, Швеции):
Ограничения, которые наиболее часто называют педагоги: преимущественно типовые здания отечественных детских садов; не учитываются мнения педагогов при проектировании новых образовательных учреждений; сложность обеспечения безопасности здоровья детей при взаимодействии детей разного возраста и свободного перемещения детей в пространстве детского сада.
Проведённый первичный анализ показал, что педагоги в большинстве рассматривают как ценные, те идеи мирового опыта, которые созвучны требованиям ФГОС ДО (приоритет поддержки активности и самостоятельности детей; открытость дошкольного образования; партнёрство с родителями). При этом прослеживается следующая тенденция: с одной стороны, при выявлении ограничений педагоги ориентируются на внешние условия (требования СанПиН, традиционно сложившаяся в учреждении система), а с другой (что на наш взгляд является наиболее значимым), отмечают недостаточный уровень профессиональной компетентности самих педагогов, как фактор, который затрудняет реализацию идей международного опыта.
Список литературы:
1.Загвоздкин В.К. Опыт развития свободной игры в вальдорфских детских садах в контексте ФГОС дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - №1. - С.22-33.