Научная статья на тему 'Использование международного лизинга как метода финансирования деятельности российских предприятий'

Использование международного лизинга как метода финансирования деятельности российских предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1733
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИЗИНГ / МИРОВОЙ РЫНОК ЛИЗИНГА / ФИНАНСОВЫЙ ЛИЗИНГ / ОПЕРАТИВНЫЙ ЛИЗИНГ / МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / LEASING / INTERNATIONAL LEASING / GLOBAL LEASING MARKET / FINANCIAL LEASING / OPERATIVE LEASING / GLOBAL FINANCIAL CRISIS / EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Весина Виктория Владимировна

Данная статья посвящена проблемам использования международного лизинга в современной России. Характерной чертой отечественной экономики является высокая степень физического и морального старения материально-технической базы, поэтому международный лизинг может рассматриваться как возможный инструмент обновления основных фондов предприятий. В данном исследовании представлены различные подходы как зарубежных, так и отечественных авторов к трактовке понятия «лизинг», выделены основные виды лизинга, встречающиеся в международной практике, а также подробно описаны современные тенденции, сформировавшиеся на рынке лизинга в последнее пятилетие в различных регионах мира под влиянием кризиса. На основе изучения зарубежного опыта использования оперативного лизинга, делается вывод о возможности его использования отечественными компаниями, сфера деятельности которых связана с резкими сезонными изменениями или с географическими изменениями местоположения проводимых работ. Автором приводятся рекомендации по изменению таможенных процедур и налогового законодательства для компаний, использующих международный лизинг для обновления материальной базы. Отдельное внимание уделено использованию международного лизинга странами, входящими в Евразийский экономический союз, участие в котором является стратегически важным для нашей страны в условиях экономической нестабильности. Исследование показало, что развитие международного лизинга должно стать стратегически важной задачей в осуществлении модернизации российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to problems of using international leasing in modern Russia. A characteristic feature of the domestic economy is the high degree of physical and moral ageing of the material-technical base, therefore international leasing can be considered as a possible tool for replacement of fixed assets of enterprises. This study presents different approaches, by both foreign and domestic authors to the interpretation of the concept of "leasing", main types of leasing common in international practice, and details the modern trends that emerged in the leasing market in the last five years in different regions of the world under the impact of the crisis. A conclusion is made on the basis of studying the foreign practice of using operative leasing that domestic companies dealing with drastic seasonal changes or geographical changes of operating spaces can effectively use operative leasing. The author provides recommendations for changes in customs procedures and tax laws for companies using international leasing to replace the material base. Special attention is given to the use of international leasing in the countries of the Eurasian economic Union, membership in which is strategically important for our country in terms of economic instability. The study shows that the development of international leasing is to become a strategically important task in modernization of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Использование международного лизинга как метода финансирования деятельности российских предприятий»

УДК 339.727.22

Весина Виктория Владимировна

ФГОБУ ВПО «Государственный университет управления»

Россия, Москва1 Аспирант [email protected]

Использование международного лизинга как метода финансирования деятельности российских предприятий

Аннотация. Данная статья посвящена проблемам использования международного лизинга в современной России. Характерной чертой отечественной экономики является высокая степень физического и морального старения материально-технической базы, поэтому международный лизинг может рассматриваться как возможный инструмент обновления основных фондов предприятий. В данном исследовании представлены различные подходы как зарубежных, так и отечественных авторов к трактовке понятия «лизинг», выделены основные виды лизинга, встречающиеся в международной практике, а также подробно описаны современные тенденции, сформировавшиеся на рынке лизинга в последнее пятилетие в различных регионах мира под влиянием кризиса. На основе изучения зарубежного опыта использования оперативного лизинга, делается вывод о возможности его использования отечественными компаниями, сфера деятельности которых связана с резкими сезонными изменениями или с географическими изменениями местоположения проводимых работ. Автором приводятся рекомендации по изменению таможенных процедур и налогового законодательства для компаний, использующих международный лизинг для обновления материальной базы. Отдельное внимание уделено использованию международного лизинга странами, входящими в Евразийский экономический союз, участие в котором является стратегически важным для нашей страны в условиях экономической нестабильности. Исследование показало, что развитие международного лизинга должно стать стратегически важной задачей в осуществлении модернизации российской экономики.

Ключевые слова: лизинг; международный лизинг; мировой рынок лизинга; финансовый лизинг; оперативный лизинг; мировой финансовый кризис; Евразийский экономический союз.

1 109542, Москва, Рязанский проспект, 99

В современных условиях актуальной проблемой воспроизводства в российской экономике является высокая степень физического старения материальной базы. По данным Российского статистического ежегодника, степень износа основных фондов по итогам 2012г. составила 47,7%2. В течение последнего десятилетия за данным показателем наблюдается негативная динамика, что свидетельствует о необходимости использования новых инструментов финансирования процесса обновления основных фондов предприятий. Особое значение в разработке мер по обновлению основных средств приобретает инструмент лизинга, так как в силу присущих ему возможностей, он может стать мощным импульсом не только к техническому перевооружению производства, но и к структурной перестройке российской экономики.

Теоретические проблемы, связанные с отсутствием общепризнанной терминологии в области лизинга, негативно отражаются на развитии и использования лизинговой деятельности в России. Рассмотрим различные подходы к трактовке данного понятия. По мнению ряда западных экономистов, лизинг - это единый комплекс нескольких одновременно совершаемых операций: аренды, кредитования и материально-технического снабжения. В отечественной литературе можно встретить ряд других мнений. Так, В. Д. Газман рассматривает этот финансовый инструмент как «вид инвестиционной деятельности, позволяющий создавать богатство, доход, используя экономические и правовые отношения, возникающие в связи с применением хозяйствующим субъектом права пользования имуществом, не будучи его собственником» [1, с. 9]. В. В. Ковалев считает, что понятие «аренда» и «лизинг» не могут считаться двумя различными терминами, поэтому для последнего предлагает следующее определение: «лизинг - совокупность заключаемых участниками сделки самостоятельных договоров» (договор купли-продажи и договор аренды) [3, с. 239]. Согласно Закону "О финансовой аренде (лизинге)", лизинг - это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга3. По нашему мнению, лизинг можно определить как трансформацию денежного капитала в основной посредством аренды. Данное определение подразумевает наличие нескольких субъектов (продавец предмета лизинга, лизингодатель, лизингополучатель) и разнообразие форм экономических отношений, возникающих между ними, что существенно отличает лизинг от аренды.

Сегодня в отечественной литературе всё чаще поднимается проблема не только физического, но и морального старения основных фондов, необходимости привлечения в инвестиций в сферы машиностроения, топливной и легкой промышленности российской экономики. Одним из возможных решений данной проблемы может стать лизинг как выгодный метод приобретения предприятиями высокотехнологичного оборудования.

Для наилучшего понимания проблемы стоит рассмотреть различные виды лизинга, существующие в мировой практике. Согласно классификации Т. Г. Философовой, все лизинговые операции в соответствии со степенью окупаемости имущества, являющегося предметом договора, можно разделить на две большие группы: финансовый и оперативный лизинг. В зависимости от принадлежности субъектов лизинга к одной или разным странам можно выделить внутренний и международный (внешний) лизинг. Следующая классификация строится на различиях в составе субъектов взаимоотношений. Согласно ей, выделяются прямой (функции собственника выполняется лизингодатель), возвратный (собственник по отношению к имуществу выступает сначала как продавец, а затем как лизингополучатель) и раздельный лизинг (предусматривает участие в сделке нескольких компаний и финансовых организаций)

2 Российский статистический ежегодник 2013 http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/IssWWW.exe/Stg/d2/11 -30.htm

3 Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 28.06.2013) "О финансовой аренде (лизинге)"

[3, с. 28]. В данной статье автор подробно рассматривает международный лизинг как один из методов финансирования деятельности отечественных предприятий.

Согласно Закону "О финансовой аренде (лизинге)", при осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации4. Сделки международного лизинга предусматривают импорт и экспорт непотребляемых товаров и регулируются гражданским, таможенным и налоговым законодательствами тех стран, которые участвуют в сделке. Схема международного лизинга активно используется нефтяными и газовыми отраслями. В силу высокой доходности производства, компании могут покрыть все возникающие расходы при получении оборудования в лизинг. Сфера аграрного бизнеса редко использует услуги зарубежных лизингодателей, так как обычно функционирует при поддержке государства.

Сегодня в России проводится всё больше исследований в сфере сравнения лизинга с банковским кредитом или покупкой внеоборотных активов за собственные средства, при этом делается вывод о неоспоримых преимуществах рассматриваемого экономического инструмента относительно других видов финансирования. Стоит отметить, что выбор формы финансирования для каждого предприятия должен осуществляться на основе тщательного сравнительного анализа возможных вариантов привлечения средств. Каждая из форм лизинга обладает своим набором преимуществ.

Международный лизинг может быть финансовым и оперативным. Так, финансовый лизинг дает возможность предприятию при небольших разовых затратах приобрести необходимое оборудование. При этом нет необходимости при аренде большого количества единиц техники изымать из оборота собственные средства, так как они являются источником финансирования текущей деятельности предприятия. Финансовый лизинг широко распространен в практике российских лизинговых компаний. С точки зрения кредитных организаций, его явная выгода состоит в том, что после окончания срока договора арендуемое имущество переходит к лизингополучателю, что приводит к отсутствию затрат на содержание и ремонт предмета лизинга. Для лизингополучателя по окончании срока действия договора лизинга имущество отражается на балансе по минимальной, остаточной стоимости, что позволяет значительно уменьшить себестоимость продукции в части начисления амортизации. К тому же можно реализовать данное имущество по рыночной цене, которая будет выше, чем остаточная стоимость. Классический международный финансовый лизинг может быть выгоден отечественным предприятиям только в ситуации, когда иностранное юридическое лицо готово предложить условия лизинга существенно более интересные, чем может предложить российская лизинговая компания.

Однако иностранные компании сегодня не могут предложить такие продукты на рынке РФ из-за высоких рисков неплатежеспособности потенциальных клиентов в период мирового финансового кризиса. При этом ставки на высокотехнологичное оборудование по кредитам среди отечественных банков и нежелание российских лизинговых компаний работать с таким оборудованием на сегодняшний день создают условия, при которых международный лизинг становится более привлекательным экономическим инструментом.

Оперативный лизинг особенно выгоден для тех предприятий, чья сфера деятельности связана с резкими сезонными изменениями (агробизнес) или с географическими изменениями местоположения проводимых работ (строительство). С помощью данной разновидности аренды эти предприятия могут быстро увеличить объемы производства на определенный срок в определенном месте. Однако данный вид лизинга в российской практике встречается крайне

4 Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 28.06.2013) "О финансовой аренде (лизинге)"

редко. Сегодня в США и Западной Европе наибольшее число корпоративных автомобилей приобретается именно посредством оперативного лизинга. В целом, доля оперативного лизинга в общем объеме заключенных сделок в 2013 году в России не превысила 8%, в то время как в Европе - 30% [4, с. 42]. При сравнении финансового и оперативного лизинга можно выделить ряд принципиальных отличий: во-первых, при оперативном лизинге право собственности не переходит к арендатору, а срок договора существенно короче, во-вторых, лизингодатель берет на себя техническое обслуживание и страхование предмета лизинга. Сегодня в России развитию оперативного лизинга препятствует отсутствие такого понятия на законодательном уровне. Данные договоры на юридическом уровне трактуются как договоры аренды, что практически не защищает лизингодателей от риска возврата предмета договора в любой момент. Первостепенной задачей в данном случае является необходимость законодательно определить ответственность сторон договора оперативного лизинга, закрепить необходимость страхования финансовых, налоговых, амортизационных рисков, которые несет лизингодатель. Развитие данного направления является очень перспективным, особенно с точки зрения международного лизинга, так как именно зарубежные компании обладают наибольшим опытом работы с оперативным лизингом.

На рубеже XX и XXI столетий число лизинговых операции во многих странах мира значительно возросло. Развитие мирового рынка лизинга связано не только с интенсификацией производственной деятельности, но и с международным разделением труда в мировой экономике, которые в условиях глобализации дают возможность обеспечивать необходимые для лизингового процесса ресурсы из иностранных источников. Последнее десятилетие можно охарактеризовать большим количеством предлагаемых лизинговых решений и обострением конкуренции между лизинговыми компаниями. Мировой финансовый кризис оказал значительное влияние на мировой рынок лизинговых услуг. После стабильного роста в течение десятилетия в докризисный период, с наступлением кризиса отмечалось значительное падение объемов операций во всем мире. Согласно данным Европейской лизинговой ассоциации (далее - Leaseurope), последние несколько лет европейский рынок лизинга был очень нестабилен. Начало кризиса в 2008 году вызвало существенные изменения конъюнктуры финансовых и товарных рынков, что привело к сокращению объемов лизинговых сделок в Европе на 2,5% в том же году и на 30,3% в 2009. Незначительный рост данного показателя отмечался в 2010 и 2011 годах соответственно на 4,6% и 7,4% за счет оживления рынков Германии и Франции. Вторая волна кризиса пришлась на 2012 год, когда ухудшение экономической ситуации в Испании и Греции, а также снижение объемов сделок на рынках Австрии и Украины, привели к падению данного показателя на европейском рынке в целом на 2,6% относительно предыдущего года [8, с.1]. Согласно последним исследованиям ассоциации Leaseurope, в 2013 году на рынке снова отмечался рост в 1,9%, который, по прогнозам специалистов, продолжится и в последующее время [9, с.1].

В разных регионах мира можно выделить ряд тенденций, сформировавшихся под влиянием мирового финансового кризиса. Как отмечает Т. Г. Философова в своем исследовании, Американский и Европейские рынки лизинга раньше других ощутили проблему нехватки ликвидности и были вынуждены ввести режим экономии [5, с.84]. Однако, данная мера привела в Североамериканском регионе к интенсификации лизинговой деятельности, проявившейся в появлении новых лизинговых продуктов, например, мультибилдинга, цель которого - найти наиболее выгодные условия на основе анализа предложений различных лизинговых компаний. В Латинской Америке происходил процесс объединения лизинговых компаний с банками, а на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона новой тенденцией стала либерализация лизингового законодательства. Данные изменения вызваны ростом как ставок на кредит в период мирового финансового кризиса, так и риска неплатежеспособности со стороны возможных клиентов.

Роль России на мировом рынке лизинга является незначительной. Согласно исследованиям Leaseurope, доля лизинговых сделок, заключенных на отечественном рынке лизинга в общем объеме европейских сделок в 2013 г. составила 7,34% [10]. При анализе российского рынка лизинговых услуг можно выделить ряд проблем, с которыми столкнулись отечественные лизинговые компании в период мирового финансового кризиса, при этом кризисная ситуация в данной отрасли напрямую связана с общими макроэкономическими проблемами. Главной проблемой стало уменьшение спроса со стороны потенциальных клиентов ввиду риска неплатежеспособности [2, С. 72]. Благодаря сегменту авиационного лизинга отечественному рынку удалось избежать серьезного падения по объему нового бизнеса, однако, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», крупнейшие лизинговые компании России сократили объемы сделок в 2013 году более чем на треть [7, с. 41].

Одной из первостепенных задач в рассматриваемой области в период мирового финансового кризиса является совершенствование нормативно-правовой базы международного лизинга. Так, изменения, внесенные в Таможенный кодекс после создания Таможенного союза в 2010 году, резко повысили привлекательность лизингового механизма. Ранее при импортном лизинге требовалась единовременная выплата таможенных пошлин, в то время как теперь российские предприятия получили возможность использовать режим временного ввоза с рассрочкой уплаты пошлин. Однако даже данная схема несет в себе ряд неудобств для лизингополучателей. В силу того, что модернизация экономики за счет инноваций является приоритетной задачей, ряд отечественных авторов предлагает следующие возможные изменения таможенного законодательства:

1. предусмотреть полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов предприятий, закупающих производственное оборудование по международным лизинговым контрактам для основной деятельности;

2. предусмотреть возможность снижения стоимости имущества при его эксплуатации при помещении временно ввезенного лизингового оборудования под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления за счет амортизации.

Это позволит снизить налоговое бремя на компании, использующие международный лизинг для обновления основных средств, что приведет к повышению уровня развития экономики страны.

В рамках ЕАЭС отсутствует понятие импорта как таковое, поэтому процедура сделок международного лизинга проще в реализации. Однако в данном случае также играет немаловажную роль налоговый аспект и территория, которая признается местом оказания услуги. Согласно статье 171 Налогового Кодекса РФ суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) подлежат вычету при ввозе оборудования на территорию нашей страны, если приобретенное оборудование будет использоваться для осуществления операций, облагаемых НДС. Однако зачастую налоговые органы отказывают лизингополучателям в вычете НДС по договору международного лизинга. Проблема состоит в том, что вычет НДС может осуществляться только после принятия товаров на учет. Как справедливо отмечает Семенихин В. В., в Налоговом Кодексе РФ нет четкой трактовки понятия «принятие товаров на учет», что рождает проблему двойного налогообложения [4, С 220] Одним из решений данной проблемы может стать упрощенная процедура создания дочерней лизинговой компании на сопредельной для страны-участницы ЕАЭС. Разработка такой процедуры может стать актуальной задачей в сфере сотрудничества России, Белоруссии и Казахстана.

Несмотря на то, что объемы заключенных сделок международного лизинга в России неуклонно растут, этот показатель остается существенно ниже аналогичного показателя

европейских стран. В условиях мирового финансово-экономического кризиса, когда у предприятий остается всё меньше способов привлечения средств, международный лизинг может стать эффективным антикризисным инструментом привлечения средств с целью повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. Его развитие должно стать стратегически важной задачей в осуществлении модернизации российской экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Газман В.Д. Лизинг: статистика развития / В. Д. Газман. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008 - С. 591

2. Газман В. Д. Лизинг: финансирование и секьюритизация: учебное пособие для вузов / В. Д. Газман. - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2011 - С. 467

3. Ковалев В. В. Лизинг: финансовые, учетно-аналитические и правовые аспекты : правовое регулирование, анализ эффективности, бухгалтерский учет, налогообложение, бюджетирование, оценка : учебно-практическое пособие / В. В. Ковалев. - М.: Проспект, 2011. - 445 с.

4. Семинихин В. В. Лизинг / В. В. Семинихин - М.: ЭКСМО, 2012, - С. 240

5. Философова Т. Г. Лизинг: учеб. пособ. / Т. Г. Философова. — 3е изд., перераб. и доп.— М.ЮНИТИ-ДАНА, 2012, — С. 191

6. Философова Т. Г. Лизинговый бизнес: учеб. пособ. / Т. Г. Философова. — 4е изд., перераб. и доп.—М.ЮНИТИ-ДАНА, 2012, — С. 343

7. Романовский Р. Удвоение операционного лизинга // Эксперт. - 2013. - №48. - С. 41-44.

8. Leaseurope 2013. Leasing Facts & Figures [Электронный ресурс]: http://www.leaseurope.org/index.php?page=key-facts-figures, свободный. - Загл. с экрана. -Яз. англ.

9. Leaseurope 2013. European Leasing Market Returns to Growth in 2013 [Электронный ресурс]: http://www.leaseurope.org/uploads/documents/press-releases/pr140314-Preliminary%20Survey.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. англ.

10. Leaseurope 2013. Annual Survey 2013 [Электронный ресурс]: http://www.leaseurope.org/uploads/documents/stats/European%20Leasing%20Market%2020 13.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. англ.

Рецензент: Антонов Валерий Александрович, профессор кафедры мировой экономики

Государственного университета управления, доцент, кандидат экономических наук.

Victoria Vesina

State University of Management Russia, Moscow [email protected]

The use of international leasing as a method of financing the activities of Russian enterprises

Abstract. This article is devoted to problems of using international leasing in modern Russia. A characteristic feature of the domestic economy is the high degree of physical and moral ageing of the material-technical base, therefore international leasing can be considered as a possible tool for replacement of fixed assets of enterprises. This study presents different approaches, by both foreign and domestic authors to the interpretation of the concept of "leasing", main types of leasing common in international practice, and details the modern trends that emerged in the leasing market in the last five years in different regions of the world under the impact of the crisis. A conclusion is made on the basis of studying the foreign practice of using operative leasing that domestic companies dealing with drastic seasonal changes or geographical changes of operating spaces can effectively use operative leasing. The author provides recommendations for changes in customs procedures and tax laws for companies using international leasing to replace the material base. Special attention is given to the use of international leasing in the countries of the Eurasian economic Union, membership in which is strategically important for our country in terms of economic instability. The study shows that the development of international leasing is to become a strategically important task in modernization of the Russian economy.

Keywords: leasing; international leasing; global leasing market; financial leasing; operative leasing; global financial crisis; Eurasian Economic Union.

REFERENCES

1. Gazman V.D. Lizing: statistika razvitija / V. D. Gazman. — M.: Izd. dom GU VShJe, 2008 -S. 591

2. Gazman V. D. Lizing: finansirovanie i sek'juritizacija: uchebnoe posobie dlja vuzov / V. D. Gazman. - M.: Izd. Dom GU VShJe, 2011 - S. 467

3. Kovalev V. V. Lizing: finansovye, uchetno-analiticheskie i pravovye aspekty : pravovoe regulirovanie, analiz jeffektivnosti, buhgalterskij uchet, nalogooblozhenie, bjudzhetirovanie, ocenka : uchebno-prakticheskoe posobie / V. V. Kovalev. - M.: Prospekt, 2011. - 445 s.

4. Seminihin V. V. Lizing / V. V. Seminihin - M.: JeKSMO, 2012, - S. 240

5. Filosofova T. G. Lizing: ucheb. posob. / T. G. Filosofova. — 3e izd., pererab. i dop.— M.:JuNITI-DANA, 2012, — S. 191

6. Filosofova T. G. Lizingovyj biznes: ucheb. posob. / T. G. Filosofova. — 4e izd., pererab. i dop —M.:JuNITI-DANA, 2012, — S. 343

7. Romanovskij R. Udvoenie operacionnogo lizinga // Jekspert. - 2013. - №48. - S. 41-44.

8. Leaseurope 2013. Leasing Facts & Figures [Jelektronnyj resurs]: http://www.leaseurope.org/index.php?page=key-facts-figures, svobodnyj. - Zagl. s jekrana. -Jaz. angl.

9. Leaseurope 2013. European Leasing Market Returns to Growth in 2013 [Jelektronnyj resurs]: http://www.leaseurope.org/uploads/documents/press-releases/pr140314-Preliminary%20Survey.pdf, svobodnyj. - Zagl. s jekrana. - Jaz. angl.

10. Leaseurope 2013. Annual Survey 2013 [Jelektronnyj resurs]: http://www.leaseurope.org/uploads/documents/stats/European%20Leasing%20Market%2020 13.pdf, svobodnyj. - Zagl. s jekrana. - Jaz. angl.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.