3. Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний костномышечной системы у детей и подростков: пособ. для системы
послевузовского профессионального образования врачей / Н.Б. Мирская [и др.]. М.: Флинта, Наука, 2009. 153 с.
4. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. М.: Сфера, 2006. 176 с.
5. Щербак А.П., Афоничева Е.А. Физическое развитие детей 5-7 лет
в детском саду. Здоровьесберегающие технологии, конспекты
физкультурных занятий и спортивных развлечений. Ярославль: Академия развития, 2009. 160 с.
Чайченко Мария Владимировна, ст. преп., gama 79@yandex. ru, Россия, Коломна, Московский государственный областной социально-гуманитарный институт,
Золотова Мария Юрьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Коломна, Московский государственный областной социально-гуманитарный институт
THE LEVEL OF LOCOMOTOR SYSTEM DISTURBANCES WITH CHILDREN OF PRESCHOOL INSTITUTIONS IN KOLOMNA AND KOLOMNA REGION IN MOSCOW REGION
M.V. Chaichenko, M. U. Zolotova
The article shows the results of analyzing health condition of children of some preschool institutions in Kilomna and Kolonma region of Moscow region. The level of locomotor system disturbances, characteristics of pathology spread among children and structure of disturbances are indicated.
Key words: pre-school age, physical development, locomotor system.
Chaichenko Maria Vladimirovna, senior teacher, [email protected], Russia, Kolomna, Moscow State Regional Social-Humanitarian Institute,
Zolotova Maria Yurievna, candidate of pedagogical Sciences, associate prof., [email protected], Russia, Kolomna, Moscow Region State Social-humanitarian Institute
УДК 796.4
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ С ЖЕНЩИНАМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
А.Г. Чирушкина
Статья посвящена методике проведения занятий с женщинами среднего возраста с использованием средств гимнастики на основе результатов тестирования и определения исходного уровня физического состояния.
Ключевые слова: физическое состояние, двигательная подготовленность, мотивация, здоровье, гимнастические упражнения, женщины среднего возраста.
В последнее время благодаря моде на здоровый образ жизни и стремлению определенной группы населения к улучшению своего телосложения было создано большое количество оздоровительных клубов, центров, студий персональной тренировки, бодибилдинга, фитнес-клубов, клубов аэробики, шейпинга. Однако в этих организационных структурах недостаточно внимания уделяется вопросам индивидуализации физической нагрузки и мониторингу физического состояния клиентов [3, 6]. Чаще всего индивидуализация программы сводится к учету пола и возраста занимающихся. Незначительно число исследований, посвященных индивидуализации занятий оздоровительной физической культурой женщин [2, 5, 7].
В то же время появляются исследования, в которых показаны неблагоприятные влияния занятий фитнесом на сердечно-сосудистую и вегетативную нервную системы женского организма [1, 4]. Актуальность нашего исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью создания условий для сохранения и укрепления здоровья женщин среднего возраста, в том числе средствами оздоровительной физической культуры, и недостаточным методическим обеспечением индивидуализации данного процесса. Необходимость найти пути разрешения этого противоречия и определило проблему нашего исследования.
Целью данного исследования является повышение эффективности занятий гимнастическими упражнениями с женщинами среднего возраста.
Методы исследования - изучение специальной литературы, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
Исследование проводилось с ноября 2004 г. по апрель 2010 г. на базе колледжа шейпинга, фитнес-залов, детской городской поликлиники г. Санкт-Петербурга № 14. Занятия проводились два раза в неделю продолжительностью 60 минут. Вначале было проведено анкетирование 160 женщин среднего возраста от 35 до 55 лет с целью изучения предпочтений при занятиях оздоровительной физической культурой с использованием средств гимнастики. 80 человек были протестированы с использованием компьютерной программы, разработанной в Санкт-Петербургском научно-исследовательском институте физической культуры. Эта программа предназначена для проведения массовых обследований с целью определения уровня физического развития, нервнопсихической адаптации, двигательной подготовленности и формирования индивидуальных рекомендаций для самостоятельных и групповых занятий физическими упражнениями. Тестирование проведено по 30 показателям.
При разработке экспериментальной методики занятий гимнастическими упражнениями с женщинами среднего возраста мы
руководствовались прежде всего тем, что применяемые средства и методы занятий гимнастическими упражнениями должны быть адекватными возможностям женщин среднего возраста. Следовательно, методика должна базироваться на учете исходного уровня физического, функционального состояния, двигательной подготовленности, нервнопсихического напряжения и мотивации к занятиям, что позволит приблизить содержание, методы и организацию занятия к способностям и потребностям каждого занимающегося.
На основании изучения опыта построения программ и строгой последовательности педагогических приемов для достижения поставленной цели нами была разработана методика проведения занятий и построение индивидуальных программ.
Особенностями предлагаемой методики являются:
- анкетирование, на основании которого оцениваются основные приоритеты и цели занятий, что необходимо учитывать при составлении индивидуальной программы тренировки;
- тестирование, по результатам которого определяется исходный уровень аэробной и мышечной выносливости, гибкости, быстроты, координации, производится оценка нервно-психического состояния, типа гармоничности телосложения и состава тела (% соотношения жировой и мышечной массы) по методике Майе§ка, определяются участки слабых мышечных групп;
- оценка уровня физического развития, функционального состояния, двигательной подготовленности, нервно-психического напряжения;
- определение индивидуального профиля на основании результатов тестирования и антропометрических измерений; определение режима занятий, то есть продолжительности и количества занятий в неделю, энерготрат, интенсивности нагрузки по частоте сердечных сокращений (ЧСС) в рамках пульсового коридора;
- составление индивидуальной программы, в которую в зависимости от мотивации добавляются средства, направленные на улучшение психоэмоционального состояния и коррекцию телосложения, улучшение работоспособности с учетом индивидуальных особенностей, вводятся дополнительные упражнения на слабые мышечные группы;
- введение в подготовительную, основную и заключительную части занятий дополнительных упражнений и специальных приемов, повышающих эффективность тренировочного воздействия (регулирование нагрузки происходит на протяжении занятия);
- мониторинг (повторное тестирование через 2-3 месяца) с целью коррекции программы тренировки.
По результатам комплексного тестирования выдается протокол с результатами и рекомендациями по двигательному режиму для самостоятельных занятий или под руководством тренера. Работа в группе предполагает индивидуальный подход к каждой занимающейся с учетом полученных рекомендаций при составлении программы тренировки.
В ходе анкетирования была выявлена мотивация к занятиям гимнастическими упражнениями: улучшение психоэмоционального
состояния, коррекция телосложения и улучшение функционального состояния.
В зависимости от целей занятий по результатам анкетирования женщины среднего возраста были разделены на две возрастные подгруппы.
По результатам тестирования были созданы две экспериментальные группы и две контрольные: в 1-й подгруппе (35-44 года) занятия направлены на снижение уровня психоэмоционального напряжения, коррекцию телосложения и осанки; во 2-й подгруппе (45-54 лет) - на улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы и повышение работоспособности.
По результатам первого тестирования было установлено, что экспериментальные и контрольные группы двух подгрупп были одинаковы по показателям морфофункционального состояния.
По результатам комплексного тестирования занимающейся выдавали протокол с результатами и рекомендациями по двигательному режиму (интенсивность нагрузки, продолжительность и кратность занятий) для самостоятельных занятий или занятий под руководством тренера (и в группе).
Особенности групповой программы (занятий) в том, что:
- в подготовительную часть вводятся упражнения, направленные на коррекцию осанки и улучшение координации, в основе которых лежат элементы танца, нагрузка регулируется по двум уровням сложности;
- в основную часть занятия, которая направлена на коррекцию телосложения, все упражнения подбирались с учетом типа телосложения. Для женщин 35-44 лет в основную часть занятий были введены упражнения силового характера для укрепления мышц спины, выполняемые в аэробном режиме;
- регулирование нагрузки осуществлялось индивидуально в
соответствии с показателями силовой выносливости основных групп мышц в зависимости от физического состояния занимающихся и поставленных задач (поэтому все занимающиеся были разделены на три группы: низкий, средний и высокий уровни физической
подготовленности).
- в заключительной части занятий женщины 45-55 лет выполняли дыхательные упражнения и упражнения постизометрической релаксации.
Для улучшения психоэмоционального состояния на протяжении всей программы занятий вводятся упражнения суставной гимнастики, в том числе для положения кистей и пальцев рук, а также выполнение домашних заданий с использованием водных процедур с ароматерапией.
Комплекс упражнений рекомендуется изменять через 3-4 недели.
В качестве средств с использованием гимнастических упражнений применялись программы по аэробике и шейпингу. Как основное средство использовался шейпинг.
В контрольных группах женщины занимались шейпингом по обычной программе, а в экспериментальных группах - по предлагаемой методике. Для испытуемых были созданы одинаковые требования и условия для занятий, наблюдений и тестирования.
Во время занятий обеспечивался врачебно-педагогический контроль за физическим и психическим состоянием женщин.
На всех этапах исследовательской работы проводили анализ физического состояния женщин, занимающихся гимнастическими упражнениями с использованием компьютерной системы. На завершающем этапе работы было проведено сравнение результатов исследований в двух подгруппах и сделаны выводы об их эффективности и возможности внедрения в практику.
В подгруппе 1, основная задача которой состояла в улучшении психоэмоционального состояния и коррекции телосложения, в результате основного педагогического эксперимента (210 занятий продолжительностью по 60 минут каждое) произошли следующие достоверные изменения в показателях: вегетативного коэффициента, мышечной выносливости, гибкости, координации движений, ЧСС в ортопробе, пробы Штанге, индексе функциональных изменений, аэробной выносливости, быстроте, уровне физической подготовленности, оценке физического здоровья (по Апанасенко). В показателях ситуативной и личностной тревожности по Спилбергу-Ханину произошли изменения, однако они не достоверны.
В подгруппе 2 (45-55 лет), ориентированной на улучшение функционального состояния и повышение работоспособности, произошли достоверные изменения в показателях: ЧСС покоя, аутогенной нормы (по Люшеру), мышечной выносливости, координации, уровня физической подготовленности, оценки физического здоровья. В остальных показателях также произошли положительные изменения, однако различия не достоверны (табл.).
Результаты обследования занимающихся в экспериментальной и контрольной группах (женщины 45-55 лет, п= 36, X ± о)
Показатель Экспериментальная г руппа Контрольная группа
Первое обследо- вание Последнее обследо- вание Досто- верность различий Первое обследо- вание Последнее обследо- вание Досто- верность различий
X о X о p X о X о p
ЧСС покоя, уд/мин 77,5 8,4 71,2 4,4 <0,05 77,6 5,2 77,1 4,9 >0,05
Аутогенная норма (по Люшеру) 14,3 2,6 11,7 4,2 <0,05 15,2 5,2 12,7 5,5 <0,05
Мышечная выносливость, раз 21,8 5,6 32,4 6,8 <0,05 21 2,8 23,1 4,9 >0,05
Координация, с 16,5 8,4 34,8 12 <0,05 8,4 2,8 10,3 5,7 >0,05
Уровень физической подготовленности, условные единицы 19,5 3,2 24,9 3,4 <0,05 16,3 2,9 17,7 3,7 >0,05
Оценка физического здоровья, условные единицы 7,1 4,3 10,5 3,2 <0,05 5,6 5,6 6,8 5,3 >0,05
Таким образом, использование учета исходного уровня физического состояния, мотивации, целей занятий, индивидуального профиля морфофункционального состояния позволило определить методику занятий и уточнить их содержание, что значительно повысило показатели физического и психоэмоционального состояния. Продуманный подбор упражнений и включение в тренировочный процесс апробированных дополнительных средств обеспечивает высокую работоспособность занимающихся. Данный подход может быть рекомендован на занятиях в фитнес-клубах, группах здоровья, оздоровительных центрах для тренеров-преподавателей и инструкторов по аэробике и шейпингу.
Список литературы
1. Гавердовский Ю.К. Аэробика или дискотека // Теория и практика физической культуры. 2001. № 9. С. 52-58.
2. Грец И.А. Индивидуальное программирование занятий оздоровительной физической культурой для женщин 30-40 лет: дис. ...канд. пед. наук. Смоленск, 2001. 133 с.
3. Лихачев О.Е., Лавриненко И.М. Мотивы занятий оздоровительной физической культурой женщин 35-45 лет // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2008. № 11(45). С. 56-59.
4. Максимов Н.Н. Особенности состояния сердечно-сосудистой и вегетативной систем у занимающихся фитнесом: автореф. дис. ...канд. пед. наук. СПб., 2003. 23 с.
5. Романова Л.А. Индивидуализация коррекции морфо-
функционального состояния студенток, занимающихся шейпингом: дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 2005. 178 с.
6. Федорова О.Н., Чепаков Е.М. Качество физкультурнооздоровительных занятий в фитнес-клубах // XIV Царскосельские чтения: межд. науч. конф. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. Т. 5. С. 315-318.
7. Шансков М.А. Дифференциация содержания и методики
оздоровительной гимнастики женщин на основе морфофункциональных особенностей их организма // Теория и практика физической культуры. 2006. № 9. С. 60-63.
Чирушкина Анна Геннадьевна, тренер, nyska68@mail. ru, Россия,
Санкт-Петербург, «АКВА» Фитнес Хаус
METHODS FOR USING GYMNASTIC DEVICES WHEN TRAINING MIDDLE-AGED
WOMEN
A.G. Chirushkina
The article is dedicated to the methods for giving classes to middle-aged women using gymnastic devices as confirmed by testing results and tracking physical fitness levels.
Key words: physical condition, physical readiness, motivation, health, gymnastic exercise, middle-aged women.
Chirushkina Anna Gennadievna, Coach shaping and aerobics, gym instructor, [email protected], Russia, St. Petersburg, LLC «AQUA» Fitness House
УДК: 796.07.331
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
М.Н. Шкурпит
В статье рассматриваются особенности формирования культуры здоровья учащихся профессиональных училищ в процессе физического воспитания. Разработана модель формирования культуры здоровья. Показаны результаты эксперимента. Данные исследования дают возможность строить эффективную работу на уроках физической культуры.
Ключевые слова: профессиональное училище, культура здоровья, модель, эксперимент, результаты.