не науки
Настоящая методическая разработка - призыв сделать наши уроки еще более интересными, красивыми, эмоциональными и эффективными.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пассов Е.И. “Урок иностранного языка в средней школе”, М.: “Просвещение”, 1988.
2. Рогова Г.В. и др. “Методика обучения иностранным языкам в средней школе”, М.: “Просвещение”, 1991.
3. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. “Основы профессионально-педагогической деятельности”, М.: “Мастерство”, 2002.
Метод проектов, являясь личностно-ориентированной технологией XXI века, становится все более востребованным в системе образования, в том числе по причине его ярко выраженной творческой, гуманистической и социальной направленности.
Ключевые слова: система образования, педагогические технологии, метод проектов
popular in the education system, including because of its pronounced creative, humanistic and social orientation.
Key words: Education system, Pedagogical technologies, Method of projects
В настоящее время чрезвычайно актуален разговор о поиске новых педагогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали обновленным содержанию и стандартам образования. Одной из широко известных педагогических технологий, причисляемых к сравнительно новым, является метод проектов.
Балыкова Елена Юрьевна, старший преподаватель, Московский Государственный Университет технологий и Управления имени К. Г. Разумовского
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Method of projects, being learner-focused technologies of the XXI century, has become increasingly
34
СИСТЕМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ №16 - 2015
Шлыкова Е.Ю.
Проектная методика позволяет реализовать принципы проблемного и деятельностного обучения, помогает сформировать основные компетенции учащихся. Работа над учебными проектами способствует развитию конструктивного критического мышления учащихся, а также повышению мотивации к учению. Данная педагогическая технология развивает навыки самопрезентации и умение общаться, а значит — работает на социализацию личности учащегося.
Характерными чертами метода проектов являются: сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического процесса, при ориентации на самостоятельность учеников; использование комплекса знаний и навыков из различных областей; соответствие поставленных проблем реальным интересам и потребностям воспитанников; четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним; творческая направленность, стимулирование самореализации и само-актуализации личности; ориентация на практический, социально-значимый результат.
Разделение проектов по содержательной области предполагает монопроекты (в рамках одного учебного предмета) и междисциплинарные проекты. По характеру контактов проекты могут быть внутренними (региональными) и международными. Количество участников в проекте также может варьироваться. В зависимости от этого проекты делятся на личностные и групповые (парные).
Наибольший интерес представляет классификация проектов по доминирующей в ходе работы деятельности. Выделяют исследовательские, творческие, игровые, ознакомительные и прикладные проекты. Такое многообразие свидетельствует об относительной универсальности проектной методики в процессе обучения и огромном педагогическом потенциале метода проектов.
Такие особенности метода проектов, как опора на личный опыт, приоритет самостоятельной деятельности, преобладание групповой работы и новизна позволяют с большой уверенностью предположить успешность использования указанной технологии на уроках иностранного языка.
В ходе работы над проектом учащиеся овладевают различными умениями и навыками коммуникативной деятельности. Они учатся работать с текстами (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать и обобщать информацию. В процессе создания проекта происходит творческий процесс генерации идей, а также непосредственное общение учеников с учителем и друг с другом на иностранном языке. Учащиеся овладевают умениями вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения.
СИСТЕМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ №16 - 2015
35
Гуманитарные науки
Использование метода проектов в обучении иностранному языку предполагает учет специфики этого учебного предмета напрямую влияет на организацию проектной деятельности, а именно: предполагает по большей части групповую проектную работу с акцентированием коммуникативной стороны процесса, дополнительную работу по отбору языкового материала и важность представления результатов.
Для преодоления трудностей в организации проектной работы на уроках английского языка и повышения эффективности использования технологии должен быть учтен ком -плекс условий, включающих в себя: учет особенностей коллектива участников проекта, грамотное формирование групп, развитие навыков проектной деятельности и др.
Таким образом, применяемый в системе обучения метод проектов играет особую связующую роль, в определенной степени открывая перед учащимися механизмы взаимодействия в, так называемой, «взрослой жизни», так как в современном мире понятие «проект», как способ организации профессиональной деятельности и взаимодействия в обществе, становится все более популярным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Березина, Т.В. Использование метода проектов на уроках английского языка как средства формирования положительного интереса к иноязычной культуре.
2. Венедиктова С.А. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка.
3. Иванова, Л. Проектирование в обучении: дидактические принципы
4. Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика
5. Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике.
6. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка.
7. Сиденко А. С. Метод проектов: история и практика применения.
8. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка.
36
СИСТЕМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ №16 - 2015