Научная статья на тему 'Использование метода проектов на уроках иностранного языка'

Использование метода проектов на уроках иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1566
928
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Системные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
система образования / педагогические технологии / метод проектов / Education system / Pedagogical technologies / Method of projects

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балыкова Елена Юрьевна

Метод проектов, являясь личностно-ориентированной технологией XXI века, становится всеболее востребованным в системе образования, в том числе по причине его ярко выраженной творче-ской, гуманистической и социальной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of projects, being learner-focused technologies of the XXI century, has become increasingly popular in the education system, including because of its pronounced creative, humanistic and social orientation.

Текст научной работы на тему «Использование метода проектов на уроках иностранного языка»

не науки

Настоящая методическая разработка - призыв сделать наши уроки еще более интересными, красивыми, эмоциональными и эффективными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пассов Е.И. “Урок иностранного языка в средней школе”, М.: “Просвещение”, 1988.

2. Рогова Г.В. и др. “Методика обучения иностранным языкам в средней школе”, М.: “Просвещение”, 1991.

3. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. “Основы профессионально-педагогической деятельности”, М.: “Мастерство”, 2002.

Метод проектов, являясь личностно-ориентированной технологией XXI века, становится все более востребованным в системе образования, в том числе по причине его ярко выраженной творческой, гуманистической и социальной направленности.

Ключевые слова: система образования, педагогические технологии, метод проектов

popular in the education system, including because of its pronounced creative, humanistic and social orientation.

Key words: Education system, Pedagogical technologies, Method of projects

В настоящее время чрезвычайно актуален разговор о поиске новых педагогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали обновленным содержанию и стандартам образования. Одной из широко известных педагогических технологий, причисляемых к сравнительно новым, является метод проектов.

Балыкова Елена Юрьевна, старший преподаватель, Московский Государственный Университет технологий и Управления имени К. Г. Разумовского

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Method of projects, being learner-focused technologies of the XXI century, has become increasingly

34

СИСТЕМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ №16 - 2015

Шлыкова Е.Ю.

Проектная методика позволяет реализовать принципы проблемного и деятельностного обучения, помогает сформировать основные компетенции учащихся. Работа над учебными проектами способствует развитию конструктивного критического мышления учащихся, а также повышению мотивации к учению. Данная педагогическая технология развивает навыки самопрезентации и умение общаться, а значит — работает на социализацию личности учащегося.

Характерными чертами метода проектов являются: сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического процесса, при ориентации на самостоятельность учеников; использование комплекса знаний и навыков из различных областей; соответствие поставленных проблем реальным интересам и потребностям воспитанников; четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним; творческая направленность, стимулирование самореализации и само-актуализации личности; ориентация на практический, социально-значимый результат.

Разделение проектов по содержательной области предполагает монопроекты (в рамках одного учебного предмета) и междисциплинарные проекты. По характеру контактов проекты могут быть внутренними (региональными) и международными. Количество участников в проекте также может варьироваться. В зависимости от этого проекты делятся на личностные и групповые (парные).

Наибольший интерес представляет классификация проектов по доминирующей в ходе работы деятельности. Выделяют исследовательские, творческие, игровые, ознакомительные и прикладные проекты. Такое многообразие свидетельствует об относительной универсальности проектной методики в процессе обучения и огромном педагогическом потенциале метода проектов.

Такие особенности метода проектов, как опора на личный опыт, приоритет самостоятельной деятельности, преобладание групповой работы и новизна позволяют с большой уверенностью предположить успешность использования указанной технологии на уроках иностранного языка.

В ходе работы над проектом учащиеся овладевают различными умениями и навыками коммуникативной деятельности. Они учатся работать с текстами (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать и обобщать информацию. В процессе создания проекта происходит творческий процесс генерации идей, а также непосредственное общение учеников с учителем и друг с другом на иностранном языке. Учащиеся овладевают умениями вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения.

СИСТЕМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ №16 - 2015

35

Гуманитарные науки

Использование метода проектов в обучении иностранному языку предполагает учет специфики этого учебного предмета напрямую влияет на организацию проектной деятельности, а именно: предполагает по большей части групповую проектную работу с акцентированием коммуникативной стороны процесса, дополнительную работу по отбору языкового материала и важность представления результатов.

Для преодоления трудностей в организации проектной работы на уроках английского языка и повышения эффективности использования технологии должен быть учтен ком -плекс условий, включающих в себя: учет особенностей коллектива участников проекта, грамотное формирование групп, развитие навыков проектной деятельности и др.

Таким образом, применяемый в системе обучения метод проектов играет особую связующую роль, в определенной степени открывая перед учащимися механизмы взаимодействия в, так называемой, «взрослой жизни», так как в современном мире понятие «проект», как способ организации профессиональной деятельности и взаимодействия в обществе, становится все более популярным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Березина, Т.В. Использование метода проектов на уроках английского языка как средства формирования положительного интереса к иноязычной культуре.

2. Венедиктова С.А. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка.

3. Иванова, Л. Проектирование в обучении: дидактические принципы

4. Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика

5. Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике.

6. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка.

7. Сиденко А. С. Метод проектов: история и практика применения.

8. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка.

36

СИСТЕМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ №16 - 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.