w
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЕТСКОГО ДОМА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Стешенко Анастасия Николаевна, Буршит Елена Леонидовна, факультет психологии и социальной Педагогики ТИ имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВПО «ГГЭУ (РИНХ)», г. Таганрог
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются возможности арт-
терапевтических техник в работе с воспитанниками детского дома. Использование ряда техник доступно студентам-волонтерам при условии ознакомления со спецификой их применения, а так же особенностями контингента.
Ключевые слова: воспитанники детского дома, арт-терапия,
эмоциональный фон, настроение, межличностные контакты, самораскрытие.
Проблема воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является заботой не только государства, но и общественности.
В связи с этим обозначена актуальность проблемы, которая побудила нас в 2010 году к разработке проекта и составлению плана практических занятий с использованием метода арт-терапии, с воспитанниками одного из детских домов города. Целью этого проекта является включение детей и подростков в творческую деятельность через изобразительное искусство, как одного из способов преодоления посттравматического синдрома, и возможности самораскрытия, самореализации воспитанников через доступные,
соответствующие возрастным особенностям виды деятельности. Перед собой мы поставили на первый взгляд несложные и вполне доступные задачи: создание доброжелательной атмосферы, раскрытие детям возможности изобразительного искусства, предоставление воспитанникам возможности самовыражения через изобразительную деятельность.
137
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Детский дом № 5 г. Таганрога, на базе которого мы проводим практическую работу, относится к учреждению интернатного типа, работающего по принципу семейного. Именно это объясняет разновозрастную специфику контингента. Учитывая данную особенность при планировании практики использования арт-терапии, мы подбирали наиболее адекватные методики и техники, которые были бы интересны старшим воспитанникам и доступны для детей младшего возраста.
С 2010-2015 годах нами разрабатываются и используются следующие методы:
- рисунок на асфальте с использованием цветных мелков;
- рисунки с младшими детьми (карандаш, краски, пластилинография, пастель);
- работа с книгой, просмотр иллюстраций;
- рисунки в группе (совместный рисунок, «продолжи рисунок», «сиамские близнецы» - рисунок в две руки и пр.);
- «Зимний визаж»;
- «Цветовой дневник настроения»; о
- творческая работа «Осенний ковер»;
- упражнения, направленные на работу с цветом (смешивание красок, составление цветотеней и оттенков, фонового материала различной фактуры);
- фотокросс, ка одно из направлений изо-терапии;
- проективные методики ( Погосова М.Н. );
- тест «Карта чувств» (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.);
- СПТ- социально психологический тренинг;
- методика «Рисунок на снегу» (познавательный эксперимент, эмоция, коммуникация, творчество);
- рисование мыльными пузырями;
- рисование распылителем;
- песочная терапия;
- пластилинография.
В процессе занятий дети сами имеют возможность выбрать технику, которую им в данный момент хотелось бы выполнять и материалы, с которыми хотелось бы соприкасаться. Поэтому группы являются достаточно мобильными.
При положительном результате у ребёнка наблюдается улучшение настроения, он как правило восхищается своей работой, делится опытом с другими, открывается и идет на контакт со взрослыми.
Продолжительность встреч произвольна от 40-50 минут до 2-2,5 часов.
Когда занятие заканчивается, детям предлагается заполнить «дневник настроения». Прослеживание эмоционального фона через «дневник настроения»
138
а
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
имеет характер сквозной диагностики, что помогает нам отслеживать эмоциональное состояние каждого воспитанника (колебания, динамику или неизменяемость состояния).
В процессе наблюдения мы имеем возможность констатировать, что:
- дети и подростки проявляют интерес и активность к работе по этим методикам;
- эмоциональный фон во время занятий позитивен;
- положительное настроение несет эффект «шлейфа»;
- налаживаются межличностные контакты, навыки работы в группе и в парах, что формирует доверие к окружающим (как базовый компонент доверия к миру);
- как дополнение ко всему перечисленному, развивается восприятие (цвета, текстуры), моторика и приобретаются элементарные навыки изо-деятельности.
По мнению администрации и педагогического коллектива детского дома, проводимая работа положительно воздействует на изменение эмоциональноволевого поведения воспитанников.
Искусство является источником новых переживаний, рождает креативные о потребности, способы их удовлетворения в том или ином своём виде, а также и средством реализации своей психолого-педагогической и социально-
педагогической функции.
Нами используются различные техники изобразительной деятельности и работы с бумагой, но основной акцент мы делаем на изо-деятельность и цвето терапию.
Исследования свидетельствуют о том, что занимаясь этим видом деятельности, у человека уменьшается тревожность, что, безусловно, улучшает качество его жизни.
Эти виды деятельности помогают забыть боль и горе, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений в коллективе, помогают установить контакт.
Когда человек душевно благополучен, тогда и во всех сферах жизни у него проявляется это благополучие как важная жизненная составляющая.
Литература:
1. Щербатов Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб., 2012.
139
а