Научная статья на тему 'Использование метода арт-терапии в работе педагога-психолога детского дома (из опыта работы)'

Использование метода арт-терапии в работе педагога-психолога детского дома (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
405
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАННИКИ ДЕТСКОГО ДОМА / АРТ-ТЕРАПИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН / НАСТРОЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНТАКТЫ / САМОРАСКРЫТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стешенко Анастасия Николаевна, Буршит Елена Леонидовна

В статье рассматриваются возможности арт-терапевтических техник в работе с воспитанниками детского дома. Использование ряда техник доступно студентам-волонтерам при условии ознакомления со спецификой их применения, а так же особенностями контингента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Стешенко Анастасия Николаевна, Буршит Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование метода арт-терапии в работе педагога-психолога детского дома (из опыта работы)»

w

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЕТСКОГО ДОМА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Стешенко Анастасия Николаевна, Буршит Елена Леонидовна, факультет психологии и социальной Педагогики ТИ имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВПО «ГГЭУ (РИНХ)», г. Таганрог

E-mail: burshit_elena65@bk.ru

Аннотация. В статье рассматриваются возможности арт-

терапевтических техник в работе с воспитанниками детского дома. Использование ряда техник доступно студентам-волонтерам при условии ознакомления со спецификой их применения, а так же особенностями контингента.

Ключевые слова: воспитанники детского дома, арт-терапия,

эмоциональный фон, настроение, межличностные контакты, самораскрытие.

Проблема воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является заботой не только государства, но и общественности.

В связи с этим обозначена актуальность проблемы, которая побудила нас в 2010 году к разработке проекта и составлению плана практических занятий с использованием метода арт-терапии, с воспитанниками одного из детских домов города. Целью этого проекта является включение детей и подростков в творческую деятельность через изобразительное искусство, как одного из способов преодоления посттравматического синдрома, и возможности самораскрытия, самореализации воспитанников через доступные,

соответствующие возрастным особенностям виды деятельности. Перед собой мы поставили на первый взгляд несложные и вполне доступные задачи: создание доброжелательной атмосферы, раскрытие детям возможности изобразительного искусства, предоставление воспитанникам возможности самовыражения через изобразительную деятельность.

137

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Детский дом № 5 г. Таганрога, на базе которого мы проводим практическую работу, относится к учреждению интернатного типа, работающего по принципу семейного. Именно это объясняет разновозрастную специфику контингента. Учитывая данную особенность при планировании практики использования арт-терапии, мы подбирали наиболее адекватные методики и техники, которые были бы интересны старшим воспитанникам и доступны для детей младшего возраста.

С 2010-2015 годах нами разрабатываются и используются следующие методы:

- рисунок на асфальте с использованием цветных мелков;

- рисунки с младшими детьми (карандаш, краски, пластилинография, пастель);

- работа с книгой, просмотр иллюстраций;

- рисунки в группе (совместный рисунок, «продолжи рисунок», «сиамские близнецы» - рисунок в две руки и пр.);

- «Зимний визаж»;

- «Цветовой дневник настроения»; о

- творческая работа «Осенний ковер»;

- упражнения, направленные на работу с цветом (смешивание красок, составление цветотеней и оттенков, фонового материала различной фактуры);

- фотокросс, ка одно из направлений изо-терапии;

- проективные методики ( Погосова М.Н. );

- тест «Карта чувств» (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.);

- СПТ- социально психологический тренинг;

- методика «Рисунок на снегу» (познавательный эксперимент, эмоция, коммуникация, творчество);

- рисование мыльными пузырями;

- рисование распылителем;

- песочная терапия;

- пластилинография.

В процессе занятий дети сами имеют возможность выбрать технику, которую им в данный момент хотелось бы выполнять и материалы, с которыми хотелось бы соприкасаться. Поэтому группы являются достаточно мобильными.

При положительном результате у ребёнка наблюдается улучшение настроения, он как правило восхищается своей работой, делится опытом с другими, открывается и идет на контакт со взрослыми.

Продолжительность встреч произвольна от 40-50 минут до 2-2,5 часов.

Когда занятие заканчивается, детям предлагается заполнить «дневник настроения». Прослеживание эмоционального фона через «дневник настроения»

138

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

имеет характер сквозной диагностики, что помогает нам отслеживать эмоциональное состояние каждого воспитанника (колебания, динамику или неизменяемость состояния).

В процессе наблюдения мы имеем возможность констатировать, что:

- дети и подростки проявляют интерес и активность к работе по этим методикам;

- эмоциональный фон во время занятий позитивен;

- положительное настроение несет эффект «шлейфа»;

- налаживаются межличностные контакты, навыки работы в группе и в парах, что формирует доверие к окружающим (как базовый компонент доверия к миру);

- как дополнение ко всему перечисленному, развивается восприятие (цвета, текстуры), моторика и приобретаются элементарные навыки изо-деятельности.

По мнению администрации и педагогического коллектива детского дома, проводимая работа положительно воздействует на изменение эмоциональноволевого поведения воспитанников.

Искусство является источником новых переживаний, рождает креативные о потребности, способы их удовлетворения в том или ином своём виде, а также и средством реализации своей психолого-педагогической и социально-

педагогической функции.

Нами используются различные техники изобразительной деятельности и работы с бумагой, но основной акцент мы делаем на изо-деятельность и цвето терапию.

Исследования свидетельствуют о том, что занимаясь этим видом деятельности, у человека уменьшается тревожность, что, безусловно, улучшает качество его жизни.

Эти виды деятельности помогают забыть боль и горе, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений в коллективе, помогают установить контакт.

Когда человек душевно благополучен, тогда и во всех сферах жизни у него проявляется это благополучие как важная жизненная составляющая.

Литература:

1. Щербатов Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб., 2012.

139

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.