Научная статья на тему 'Использование местного базальта для реконструкции автодороги «Вилюй»'

Использование местного базальта для реконструкции автодороги «Вилюй» Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
58
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА / БАЗАЛЬТ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / INFRASTRUCTURE / ROADS / DEVELOPMENT / ECONOMICS / BASALT / RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Копылов С. В.

В статье затрагиваются вопросы развития автомобильных дорог Республики Саха, которые наиболее универсально и мобильно обеспечивают развитие социальной инфраструктуры. Автор анализирует в частности, проблемы реконструкции автодороги «Вилюй» с использованием местного базальта, который повысит уровень и качество автомобильных дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Копылов С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование местного базальта для реконструкции автодороги «Вилюй»»

Копылов С.В.

Сибирский федеральный университет г. Красноярск.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕСТНОГО БАЗАЛЬТА ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ

АВТОДОРОГИ «ВИЛЮЙ»

Аннотация

В статье затрагиваются вопросы развития автомобильных дорог Республики Саха, которые наиболее универсально и мобильно обеспечивают развитие социальной инфраструктуры. Автор анализирует в частности, проблемы реконструкции автодороги «Вилюй» с использованием местного базальта, который повысит уровень и качество автомобильных дорог.

Ключевые слова: инфраструктура, автомобильные дороги, развитие, экономика, базальт, реконструкция.

Keywords: Infrastructure, roads, development, economics, basalt, reconstruction

Республика Саха (Якутия) продолжает оставаться на карте мира одной из самых труднодоступных в транспортном отношении территорией. Именно транспортная проблема стала сдерживающим фактором и в состоянии социальной сферы, и в развитии культуры, и в развитии экономики Республики. В этой связи возникла настоятельная необходимость в выработке новой стратегии экономического развития республики, которая позволила бы реализовать потенциальные возможности Якутии для ускоренного экономического роста. Поэтому по поручению президента РФ Владимира Путина на основе итогов работы Республики Саха (Якутия) была создана Схема развития и размещения производительных сил, транспорта и энергетики республики до 2020 года. [1,12]

Автодорога «Вилюй» имеет важное значение для социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), соединяя опорную сеть автодорог Якутии с единой российской транспортной сетью и обеспечивает жизнедеятельность районов республики и доступность к стратегическим месторождениям алмазов, нефти, газа и других полезных ископаемых.

Сложившаяся и ожидаемая в долгосрочной перспективе конъюнктура мирового и российского рынков позволяет сделать вывод о высокой степени востребованности имеющихся и потенциальных минерально-сырьевых ресурсов Якутии, которые оцениваются в 78 трлн. рублей. Для реализации новых инвестиционных проектов ключевое значение имеет дальнейшее опережающее развитие транспортной инфраструктуры, без этой первоосновы всей системы хозяйствования, нам не добиться реального экономического роста, реального повышения уровня и качества жизни людей. [2, 9]

Реконструкции автодороги «Вилюй», которая свяжет Якутию и Иркутскую область требует развития использования местного базальта в Нюрбинском районе, где есть 2 месторождения базальтов: месторождения «Додоруку», запасы которого по категории С2

составляют 356 тыс. м.3 и «Нижнемархинское», запасы базальтов по категории С1 составляют 873,1 тыс.м.3 (2541 тыс.т.), по категории С2-559,9 тыс.м.3(1629 тыс.т.) [3, 15,6, 14].

На Севере России с ее экстремальными климатическими условиями, огромными территориями, охваченными зонами вечной мерзлоты, внедрение новых композиционных материалов особо актуально. Жесткий скелет из высокопрочного базальтового щебня увеличивает прочность и модуль упругости бетона (т.е. уменьшает деформации

конструкций под нагрузкой), уменьшает ползучесть (т.е. пластические необратимые деформации бетона при длительном действии нагрузки).

Испытание пород базальта и горельников в качестве инертных заполнителей для строительных работ было выполнено по заявке Администрации МР «Нюрбинский район» РС(Я) ЯкутПНИИС. В процессе исследования проведена оценка пригодности щебня для применения его в качестве крупного заполнителя в бетоны и для устройства насыпей при строительстве дорог, определялись его физико-механические характеристики.

В результате исследования установлена что, щебень из базальтовых пород месторождения «Додоруку» по прочности при дробимости М1200, по морозостойкости F100, по пластичности Пл.1, по водостойкости В1, По содержанию суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф12 Бк/кг пригоден в качестве щебня для устройства покрытий и оснований по способу заклинки для автомобильных дорог и аэродромов и для приготовления смесей и асфальтобетонов, возможность применения базальтовых и горелых пород для производства щебня для строительных работ (устройства насыпей, приготовление бетонов). [4,22]

Также себестоимость щебня фр.20-40м Додоруку в 3 раза дешевле, как видно на таблице[5,10]:_____

№ Наименование Ед.изм. Цена без НДС Количество Сумма

1 Щебень фр.20-40м.Мохсоголлох М3 1636.98 193.35 316510.08

2 Щебень фр.20-40м.Мохсоголлох М3 2377.46 200.00 475492.00

Итого 393.95 792002.08

1 Щебень фр.5-20м.Мохсоголлох М3 1756.2 166.67 292705.85

2 Щебень фр.5-20м.Мохсоголлох М3 2039.97 200.00 407994.00

Итого 366.67 700699.85

1 Щебень фр.20-40м. Додоруку М3 3008.47 830 2497030.10

2 Щебень фр.5-20м. Додоруку М3 2838.98 437.50 1242053.75

Итого 1267.50 3739083.85

В 2009 году запущен для реализации республиканский проект по развитию строительной отрасли в Республике Саха (Якутия) на базе разработки месторождений «Додоруку».

В 2010 г., согласно плану, добыто и произведено около 15 тыс. кубометров щебня для строительства и ремонтных работ на федеральной трассе «Вилюй». По проекту здесь ежегодно будет добываться до 30 тыс. куб. м. горной массы. Местное предприятие «Вилюйавтодор» по договору покупает от ООО УК «Запад» 1 куб. м. за 3200руб., щебень - за 3500руб.[6,9].

Местное предприятие «Вилюйавтодор» имеет мобильный асфальтобетонный завод «ДМАРМ-80», приобретенный совместно с администрацией улуса.

В 2008г ОАО «Вилюйавтодор» выиграло тендер на асфальтирование центральной улицы в городе Нюрба, протяженностью 3 км. В 2009 г.500 м. дороги уложили асфальтом.

На начало сентября 2010г уложены 1600 метров асфальта, в 2011году покрыт 1 километр.

С 2011г. началось строительство моста через речку Ботомойу и, которая являлась одним из труднопроходимых участков автодороги «Вилюй». Для этого необходимо

покрыть 3 км. подступов к мосту асфальтом. Это стало возможным благодаря использованию местного сырья щебня из базальтовых пород месторождения «Додоруку». Выводы:

Реализация проекта приведет к значительному сдерживанию затрат, повышению долговечности и морозостойкости строительных материалов из местного сырья.

Реконструкция автодороги «Вилюй» позволит значительно ускорить освоение восточносибирских нефтегазовых месторождений, даст прямой выход к Верхней Чоне, Талакану и Чаянде. приведет к ускорению темпов социально-экономического роста Вилюйского региона, благосостояние жителей региона.

Добыча местных строительных материалов даст возможность создать в улусе мощную базу строительной индустрии, затем развернуть и жилищное строительство, и строительство республиканских, муниципальных автодорог, приступить к реконструкции взлетно-посадочной полосы в городе Нюрба и благоустройству населенных пунктов, поможет созданию транспортной инфраструктуры - удобной и доступной для жителей, эффективной для бизнеса.

Литература

1. Итоги совещания по вопросам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) от 3 февраля 2006 г.

2. Борисов Е.А., Выступление на II съезде работников транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) 2008 г.

3. Отчет о научно-исследовательской работе ЯкутПНИИС по теме «Испытание пород базальта и горельников в качестве инертных заполнителей для строительных работ», 2007г.

4. Отчет о научно-исследовательской работе ЯкутПНИИС по теме «Испытание пород базальта и горельников в качестве инертных заполнителей для строительных работ», 2007г.

5. Материальный отчет по акту выполненных работ п/о мастера за июль-сентябрь 2010г.Материалы ПЭО ОАО «Вилюйавтодор»

6. Архив материалов ПЭО ОАО «Вилюйавтодор» за июль-сентябрь 2009-2010гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.