Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЯТНИКОВОГО ДВИЖЕНИЯ ДЕВОЧКАМИ 15–16 ЛЕТ В ТРЕНИРОВКЕ 
УПРАЖНЕНИЯ «РЫВОК ГИРИ»'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЯТНИКОВОГО ДВИЖЕНИЯ ДЕВОЧКАМИ 15–16 ЛЕТ В ТРЕНИРОВКЕ УПРАЖНЕНИЯ «РЫВОК ГИРИ» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рывок гири / девочки / педагогическая технология / тренировочный процесс / подготовка / эксперимент / маятниковое движение / kettlebell snatch / girls / pedagogical technology / training process / preparation / experiment / pendulum movement

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пронин Евгений Анатольевич, Пронина Светлана Викторовна, Фадеев Александр Сергеевич

Представлены результаты исследований по выявлению правильной и оптимальной техники выполнения упражнения «Рывок гири» девочками 15–16 лет. Разработана педагогическая технология подготовки девочек в этом упражнении с использованием маятникового движения. Установлено в ходе педагогического эксперимента, что в экспериментальной группе результаты были на 5–8 % выше, чем в контрольной, тем самым подтвердилась эффективность разработанной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пронин Евгений Анатольевич, Пронина Светлана Викторовна, Фадеев Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THE PENDULUM MOVEMENT BY GIRLS 15–16 YEARS OLD IN TRAINING EXERCISES "KETTLEBELL JERK"

The results of studies to identify the correct and optimal technique for performing the “Kettlebell Snatch” exercise by girls aged 15–16 years are presented. A pedagogical technology has been developed for training girls in this exercise using a pendulum movement. It was established during the pedagogical experiment that in the experimental group the results were 5–8 % higher than in the control group, thereby confirming the effectiveness of the developed technology.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЯТНИКОВОГО ДВИЖЕНИЯ ДЕВОЧКАМИ 15–16 ЛЕТ В ТРЕНИРОВКЕ УПРАЖНЕНИЯ «РЫВОК ГИРИ»»

УДК 796.8 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-3-84-89

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЯТНИКОВОГО ДВИЖЕНИЯ ДЕВОЧКАМИ 15-16 ЛЕТ В ТРЕНИРОВКЕ УПРАЖНЕНИЯ «РЫВОК ГИРИ»

Е.А. Пронин, С.В. Пронина, А.С. Фадеев

Представлены результаты исследований по выявлению правильной и оптимальной техники выполнения упражнения «Рывок гири» девочками 15-16 лет. Разработана педагогическая технология подготовки девочек в этом упражнении с использованием маятникового движения. Установлено в ходе педагогического эксперимента, что в экспериментальной группе результаты были на 5-8 % выше, чем в контрольной, тем самым подтвердилась эффективность разработанной технологии.

Ключевые слова: рывок гири, девочки, педагогическая технология, тренировочный процесс, подготовка, эксперимент, маятниковое движение.

THE USE OF THE PENDULUM MOVEMENT BY GIRLS 15-16 YEARS OLD IN TRAINING EXERCISES "KETTLEBELL JERK"

Pronin E.A., candidate of pedagogical sciences, master of sports of Russia in kettlebell lifting, judge of the All-Russian category in kettlebell lifting, associate professor, rabotnik 2809@yandex.ru, Russia, Saint Petersburg, Saint-Petersburg State Agrarian University, Pronina S.V., graduate student, proninasveta. pronina2017@yandex.ru, Russia, Barnaul, Altai State University,

Fadeev A.S., applicant, master of sports of Russia of international class in kettlebell lifting, judge of the first category in kettlebell lifting, Rodger787@yandex.ru, Russia, Saint Petersburg, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

The results of studies to identify the correct and optimal technique for performing the "Kettlebell Snatch" exercise by girls aged 1516 years are presented. A pedagogical technology has been developed for training girls in this exercise using a pendulum movement. It was established during the pedagogical experiment that in the experimental group the results were 5-8 % higher than in the control group, thereby confirming the effectiveness of the developed technology.

Key words: kettlebell snatch, girls, pedagogical technology, training process, preparation, experiment, pendulum movement.

Пронин Евгений Анатольевич, канд. пед. наук, мастер спорта России по гиревому спорту, судья Всероссийской категории по гиревому спорту, доц., rabotnik2809@yandex.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет,

Пронина Светлана Викторовна, магистрант, proninasveta.pronina2017@yandex.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный университет,

Фадеев Александр Сергеевич, соискатель, мастер спорта России международного класса по гиревому спорту, судья первой категории по гиревому спорту, Rodger787@yandex.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Гиревой спорт - циклический силовой вид спорта, в основе которого лежит подъем гирь разного веса максимально возможного числа раз за отведенный промежуток времени в положении стоя. В достижении высоких результатов в данном виде спорта одну из главных ролей играет техническая подготовленность спортсменов. Правильное планирование тренировочного процесса спортсменов-гиревиков с учетом постоянной корректировки техники выполнения упражнений, методически грамотная подводка к соревнованиям и организация процесса восстановления после трениро-

вочных и соревновательных нагрузок позволяет атлетам добиваться высокой результативности на помосте.

В исследовании основной акцент был сделан на изучении упражне -ния гиревого спорта «Рывок гири». Данное упражнение за десятиминут -ный период времени выполняется спортсменами мужского пола с гирями весом 16, 24 и 32 кг, женского пола - с гирями весом 16 и 24 кг, оно требует от них высокой физической и технической подготовленности. При выполнении упражнения «Рывок гири» для спортсменов-гиревиков значительную сложность представляет такой элемент, как подрыв гири из нижнего положения. Данный элемент упражнения требует методических установок, при его выполнении имеется необходимость в использовании техники выполнения маятникового движения для оптимизации мышечных усилий [6].

В ходе исследования предполагалось разработать педагогическую технологию подготовки девочек 15-16 лет в упражнении «Рывок гири» с использованием маятникового движения.

Целью исследования является выявление правильной и оптимальной техники выполнения упражнения гиревого спорта «Рывок гири» девочками 15-16 лет.

Задачи исследования:

- разработать педагогическую технологию подготовки девочек 15-16 лет в упражнении «Рывок гири» с использованием маятникового движения;

- апробировать разработанную технологию на базе аграрного колледжа при Санкт-Петербургском государственном аграрном университете.

Организация и методика исследования. В ходе исследования использовали следующие методы:

- анализ научной литературы и результатов исследований отечественных авторов, специализировавшихся в данной области: проводился с целью выявления существующих техник рывка гири в настоящее время;

- опрос респондентов, в роли которых выступили тренеры военно-учебных заведений высшего образования Санкт-Петербургского гарнизона, а также ведущие спортсмены России, входящие в основной состав сборной команды страны по гиревому спорту [4]: проводился с целью выявления эффективности использования девочками 15-16 лет маятникового движения при выполнении упражнения «Рывок гири»;

- педагогический эксперимент: проводился на базе аграрного колледжа при Санкт-Петербургском государственном аграрном университете в период с октября по ноябрь 2023 года.

В эксперименте приняли участие 8 юных спортсменок (по 4 чел. в контрольной и экспериментальной группах) с примерно одинаковым уровнем подготовленности [3]. Педагогический эксперимент проводился с це-

лью обоснования эффективности разработанной педагогической технологии подготовки девочек 15-16 лет в упражнении «Рывок гири» с использованием маятникового движения. Тренировочный процесс в обеих группах был построен на стандартных тренировочных заданиях, но в тренировочный процесс экспериментальной группы была внедрена педагогическая технология подготовки девочек 15-16 лет в упражнении «Рывок гири» с использованием маятникового движения.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ научной литературы и исследований отечественных авторов показал, что в настоящее время техника выполнения упражнения «Рывок гири» у большинства спортсменов разная, выполнение этого упражнения основано в целом на силе [7]. Поэтому имеется необходимость технической корректировки данного упражнения, а именно фазы упражнения «замах-сброс гири» [5, 8].

Опрос респондентов показал, что использование маятникового движения при выполнении упражнения «Рывок гири» целесообразно. В настоящее время имеется необходимость корректировки технической составляющей данного упражнения. Результаты опроса респондентов представлены на рис. 1.

5 4.5 4 3.5 3 2.5 2 1.5 1

0.5 0

Тренеры

Спортсмены

□ Использовать пНе использовать

Рис. 1. Результаты опроса респондентов по использованию маятникового движения при выполнении упражнения «Рывок гири»

В ходе исследования разработали педагогическую технологию подготовки девочек 15-16 лет в упражнении «Рывок гири» с использованием маятникового движения. К главным компонентам разработанной технологии отнесли требования к физической подготовленности спортсменок в упражнении «Рывок гири» с использованием маятникового движения, а

также цели и задачи их подготовки. К основным компонентам педагогической технологии отнесли программу тренировки юных спортсменок в рывке гири с использованием маятникового движения, содержание, принципы, средства, формы, методы спортивной тренировки и результат. Данная педагогическая технология представлена на рис. 2.

Л г

Требования к физической подготовленности девочек 15-16 лет в упражнении «Рывок гири» с использованием маятникового движения

J.

Цели подготовки девочек 15-16 лет в упражнении «Рывок гири» с использованием маятникового движения

V_I

Задачи подготовки девочек 15-16 лет в упражнении «Рывок гири» с использованием маятникового движения

Разработка программы тренировки девочек 15-16 лет в упражнении «Рывок гири» с использованием маятникового движения

Подготовка девочек 15-16 лет в упражнении «Рывок гири» с использованием маятникового движения

Формы

Средства

Методы

Основное содержание тренировки девочек 15 -16 лет в упражнении «Рывок гири» с использованием маятникового движения

Принципы спортивной

тренировки девочек 15-16 лет в упражнении «Рывок гири» с использованием маятникового движения

РЕЗУЛЬТАТ

Рис. 2. Педагогическая технология подготовки девочек 15-16 лет в упражнении «Рывок гири» с использованием маятникового движения

В начале и в конце педагогического эксперимента были проведены контрольные тесты в виде зачетного упражнения «Рывок гири» с весом 24 кг за 10-минутный промежуток времени, согласно правилам вида спорта Всероссийской федерации гиревого спорта. Результаты педагогического эксперимента представлены в таблице.

Показатели выполнения упражнения «Рывок гири» в течение 10 мин с гирей весом 24 кг у девочек 15-16 лет контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп до и после эксперимента, кол-во раз

Испытуемые Результат Испытуемые Результат

До эксперимента

1 (КГ) 60 1 (ЭГ) 55

2 (КГ) 55 2 (ЭГ) 62

3 (КГ) 58 3 (ЭГ) 64

4 (КГ) 64 4 (ЭГ) 50

После эксперимента

1 (КГ) 61 1 (ЭГ) 60

2 (КГ) 54 2 (ЭГ) 66

3 (КГ) 60 3 (ЭГ) 71

4 (КГ) 58 4 (ЭГ) 59

Выводы. Разработанная педагогическая технология подготовки девочек 15-16 лет в упражнении «Рывок гири» с использованием маятникового движения способствует улучшению техники выполнения упражнения и достижению высоких результатов на помосте [1, 2]. Итогом педагогического эксперимента являются отличия в результатах юных спортсменок контрольной и экспериментальной групп. В экспериментальной группе показатели в рывке гири были в среднем на 5-8 % выше, чем в контрольной, тем самым подтверждалась эффективность разработанной педагогической технологии подготовки девочек 15-16 лет в упражнении «Рывок гири» с использованием маятникового движения.

Список литературы

1. Баранов В.В., Баранов А.В. О проблемах и перспективах развития гиревого спорта в Оренбургской области как национального вида спорта // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: сб. материалов Всерос. науч.-метод. конф. Оренбург: Изд-во ОГУ, 2019. С. 4530-4534.

2. Добровольский А.С. Гиревой спорт. Рывок гири : учеб.-метод. пособие для студентов РостГМУ. Ростов н/Д: ИП «Беспамятнов С.В.», 2014. 44 с.

3. Использование изометрического метода в подготовке студентов, занимающихся гиревым спортом / А.В. Воронков [и др.] // Дискурс. 2019. № 7(33). С. 27-34.

4. Катаев И.В., Те С.Ю., Сальников В.А. Взаимосвязь двигательных способностей и личностных особенностей у занимающихся гиревым спор -том // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сб. материа-

лов VI Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Г.Л. Драндрова, А.И. Пьян-зина. Чебоксары: Изд-во ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2016. С. 700-703.

5. Развитие силовых качеств в короткие сроки у военнослужащих артиллерийских частей и подразделений / Б.А. Иванов [и др.] // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2016. № 2. С. 77-82.

6. Смирнов Р.С., Правдов М.А., Правдов Д.М. Силовая подготовка студентов к выполнению рывка гири // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2021. Т. 6. № 3. С. 100-105.

7. Филатов Я.С. Обучение техники и методики выполнения упражнения рывок гири 24 кг // Студенческий вестник. 2019. № 21-2(71). С. 7576.

8. Physical development and functional state of the neuromuscular apparatus of students of different health groups / I. Bocharin [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. 2023. Vol. 23. № 7. P. 1583-1589.

References

1. Baranov V.V., Baranov A.V. O problemah i perspektivah razvitiya girevogo sporta v Orenburgskoj oblasti kak nacional'nogo vida sporta [On the problems and prospects for the development of kettlebell lifting in the Orenburg region as a national sport] // University complex as a regional center of education, science and culture: collection. materials Vse-ros. scientific method. conf. Orenburg: OSU Publishing House, 2019. P. 4530-4534.

2. Dobrovol'skij A.S. Girevoj sport. Ryvok giri [Weight-lifting. Kettlebell snatch]: educational method. manual for students of RostSMU. Rostov n/D: IP "Bespamyatnov S.V.", 2014. 44 p.

3. Ispol'zovanie izometricheskogo metoda v podgotovke studentov, zanimayushchih-sya girevym sportom [The use of the isometric method in training students involved in kettlebell lifting] / A.V. Voronkov [et al.] // Diskurs [Discourse]. 2019. No. 7(33). P. 27-34.

4. Kataev I.V., Te S.Yu., Sal'nikov V.A. Vzaimosvyaz' dvigatel'nyh sposobnostej i lichnostnyh osobennostej u zanimayushchihsya girevym sportom [The relationship between motor abilities and personal characteristics of those involved in kettlebell lifting] // Current problems of physical culture and sports: collection of articles. materials of the VI International. scientific-practical conf. / ed. G.L. Drandrova, A.I. Pyanzina. Cheboksary: Publishing house of ChSPU im. AND I. Yakovleva, 2016. P. 700-703.

5. Razvitie silovyh kachestv v korotkie sroki u voennosluzhashchih artillerij skih chastej i podrazdelenij [Development of strength qualities in a short time among military personnel of artillery units and units] / B.A. Ivanov [et al.] // Aktual'nye problemy fizicheskoj i special'noj podgotovki silovyh struktur [Current problems of physical and special training of power structures]. 2016. No. 2. P. 77-82.

6. Smirnov R.S., Pravdov M.A., Pravdov D.M. Silovaya podgotovka studentov k vy-polneniyu ryvka giri [Strength training of students to perform the kettlebell snatch] // Fizi-cheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation]. 2021. Vol. 6. No. 3. P. 100-105.

7. Filatov Ya.S. Obuchenie tekhniki i metodiki vypolneniya uprazhneniya ryvok giri 24 kg [Teaching techniques and methods for performing the exercise 24 kg kettlebell snatch] // Studencheskij vestnik [Student bulletin]. 2019. No. 21-2(71). P. 75-76.

8. Physical development and functional state of the neuromuscular apparatus of students of different health groups / I. Bocharin [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. 2023. Vol. 23. No. 7. P. 1583-1589.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.