Научная статья на тему 'Использование кукольного театра в дошкольном образовании и воспитании'

Использование кукольного театра в дошкольном образовании и воспитании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2977
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И САМООРГАНИЗАЦИЯ / РUPPET-SHOW / COMMUNICATIVE PROCESSES / PRE-SCHOOL EDUCATION AND UPBRINGING / CREATIVE POTENTIAL / CREATIVE ACTIVITY / SELFDEPENDENCE AND SELF-ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабодаш Ольга Александровна

Статья посвящена возможностям использования кукольного театра в работе с детьми 7 лет для развития творческого потенциала в дошкольном образовании и воспитании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование кукольного театра в дошкольном образовании и воспитании»

ников, Е.В. Эйдман // Вопросы психологии. - 1986. - № 5. 3. Ширяева, Э.Г. Исследование волевых качеств: ме-

С. 22-34. тод. рекомендации / Э.Г. Ширяева. - Иркутск, 2001.

УДК 373.24

ОА. Сабодаш

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор Д.И. Воробьева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ

Статья посвящена возможностям использования кукольного театра в работе с детьми 7 лет для развития творческого потенциала в дошкольном образовании и воспитании.

Кукольный театр, коммуникационные процессы, дошкольное образование и воспитание, творческий потенциал, творческая активность, самостоятельность и самоорганизация.

This article is about possibilities of using puppet-show for seven-year-old children as a method of development of creative potential in pre-school education and upbringing.

Рuppet-show, communicative processes, pre-school education and upbringing, creative potential, creative activity, self-dependence and self-organization.

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей, при этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовы-вать принципы природосообразности и культуросо-образности воспитания. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.

Специфика работы дошкольных учреждений позволяет говорить об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребенка в дошкольном возрасте и превалированием учебной деятельности в педагогическом процессе. Это дает возможность утверждать, что использование кукольного театра в дошкольном образовании и воспитании весьма актуально на всех этапах образовательного и воспитательного процесса в ДОУ, особенно в группах детей старшего дошкольного возраста.

Развитие творческого потенциала детей 7 лет -одна из главных задач дошкольного учреждения, поскольку именно это и определяет их уровень готовности к школе. В связи с этим, обращение к исследованию особенностей использования кукольного театра в дошкольном образовании представляется значимым с теоретической и практической точки зрения.

В дошкольном возрасте основное внимание должно уделяться формированию эстетического отношения к окружающему миру, которое в основном осуществляется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в

его собственную жизнедеятельность. Это позволяет приобрести первичные знания, на основании которых в дальнейшем складываются как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка. К концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достигать достаточно высоких показателей в уровнях развития творческого потенциала в самых разных видах деятельности.

Развитие современной медиа-культуры поколения XXI века навязывает ребенку общение со средствами технических коммуникаций в ущерб межличностному общению. Интернет, компьютерные игры, телевидение - все это не позволяет ребенку пройти необходимые этапы социализации и в дальнейшем может послужить причиной проблем в общении со сверстниками и причиной трудностей в процессе бучения. Системы телевизионных и компьютерных развлечений - это технологии, которые серьезно модифицируют поведение детей дошкольного возраста, когда мировоззрение и основы взаимодействия с обществом только формируются. Компьютерная и игровая зависимость становится болезнью, и возрастной порог данного заболевания неуклонно снижается.

Коммуникация с применением подобных технических средств исключает эффект обратной связи или необратимо модифицирует его. Применение же в процессе обучения детей приемов и методов театральной деятельности может дать ребенку опыт межличностных коммуникаций, которые особенно важны для деятельности в социуме.

Задачей дошкольной педагогики является создание основных условий для развития и воспитания ребенка. Использование кукольного театра с моментом творческого мотива способствует не только внутреннему развитию ребенка, но пополнению его социальных и коммуникативных навыков за счет игровой деятельности и наглядности.

Предметно-пространственная среда ДОУ должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, которая является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. При этом в программе необходимо учитывать: индивидуальные социально-психологические особенности ребенка; особенности его эмоционально-личностного развития; интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; возрастные и полоролевые особенности.

Проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды: обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей; организацию «зон приватности»; предоставление права и свободы выбора; создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования; полифункциональность использования помещений и оборудования; возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материала.

Практика показывает, что в театрализованные занятия необходимо включать: разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Классик отечественной педагогики П.П. Блон-ский отмечал: «...уже в дошкольном возрасте (и прежде всего именно в нем) происходит воспитание ребенка как культурного человека: ребенок усваивает культурные манеры, его речь становится культурной, он начинает разбираться в основных явлениях современной культурной жизни» [1, с. 141].

Соответственно, эффективным средством развития и воспитания ребенка в старшем дошкольном возрасте является игровая и театрализованная деятельность, поскольку игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, позволяющий решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Творческий процесс играет серьезную роль в развитии человека: «ребенок дошкольного возраста вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные формы включается в освоение художественного опыта; с другой - пробует себя в роли художника-творца» [2, с. 23].

Кукольные театральные постановки - весьма привлекательный для детей дошкольного возраста вид деятельности, создающий благоприятные условия для развития творческого потенциала детей

старшего дошкольного возраста. Театр и театрализованная деятельность имеют большие возможности.

Начальные проявления качеств, позволяющих говорить о важности театрализованной деятельности в процессе образования, обнаруживают у детей уже в раннем возрасте (с 2 до 4 лет), что непосредственно связано с особенностями психологического развития ребенка и с развитием его волевых процессов. Позже эти качества личности у детей дошкольного возраста развиваются и совершенствуются. Показателем развития творческого потенциала старшего дошкольника выступает ярко выраженное стремление ребенка решать поставленную задачу в деятельности без помощи взрослых, что требует умения поставить цель деятельности и осуществлять элементарное планирование, творчески реализовывать задуманное, а также получать результат, адекватный поставленной цели.

Кукольный театр - один из наиболее доступных ребенку и интересных для него способов переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций. Театральная деятельность ребенка способствует задачам воспитания, раскрывая творческий потенциал детей.

В театрализованной деятельности осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы внешнего выражения, осознают причины их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Большое значение театрализованные игры имеют и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Инициатива и планирование - вот те первые важные элементы в формировании способности к самореализации и самостоятельности, которые проявляются в поведении ребенка целенаправленностью, ориентированностью на конечный результат действий [3].

Успех развития самовыражения во многом зависит от взрослого, поскольку инициатива ребенка намного опережает его возможности самостоятельно ее реализовывать. Задача взрослого - максимально одобрить и поддержать намерения ребенка, а если надо, то и оказать ему практическую помощь.

Соответственно, во время театральных занятий необходимо:

1) внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

2) если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;

3) при знакомстве детей с театральными героями выделять время на то, чтобы они могли познако-митться, поиграть или поговорить с куклами;

4) спрашивать, у кого «получилось похоже» и почему, а не «у кого лучше»;

5) в заключение различными способами вызывать у детей радость.

Важным признаком развития творческого потенциала является формирование у ребенка способности к самоконтролю и самооценке результата своей деятельности. Самоконтроль и самооценка не только завершают формирование самостоятельности как целостного личностного образования, но и меняют в

корне самосознание ребенка, его знание о себе и отношение к себе [4].

Если корректная поддержка осуществляется без акцента на беспомощность, без унижения достоинства ребенка, то в структуре его личности закрепляется важный элемент истинной способности к творчеству - потребность в целесообразных и нормативных действиях, дающих на выходе развивающий ребенка результат, обладающий общественной значимостью и культурным смыслом.

Все данные особенности характерны для различных видов театра. Однако именно кукольный театр дает больше пространства для творчества ребенка, поскольку он связан еще и с потребностью самостоятельного изготовления реквизита. Так, для изготовления плоских кукол предлагается использовать плотный картон, который впоследствии самостоятельно раскрашивается; пластилин, выполняющий еще одну роль - развитие навыков детей в лепке.

Безусловно, при организации детских кукольных спектаклей возможно использование и различных кукол, настольных театров, выпускаемых промышленностью, тем более выбор достаточно велик, но наибольшую воспитательную и образовательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми: «в этом случае активно развиваются изобразительные навыки, ручные умения, творческие, изобретательские способности» [6, с. 183]. Это связано с тем обстоятельством, что игровое пространство структурируется и роли в игровой деятельности распределяются, «с точки зрения творчества ребенка развивается изобразительная деятельность, которая отличается высокой продуктивностью» [5, с. 127].

Перед началом изготовления кукольных театров и создания постановок необходима предварительная подготовка, которая заключается в ознакомлении с работой режиссера, сценариста, художника-декоратора, мастера кукол, актера-кукловода, рекомендуется экскурсия в действующий детский театр в целях ознакомления с принципами его деятельности.

Принципы организации настольного кукольного театра заключаются:

1) в специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты;

2) в комплексности, предполагающей взаимосвязь театрализованной деятельности с разными видами художественной деятельности ребенка;

3) в импровизационости, согласно которой театрализованная деятельность рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения, стремление к оригинальности, активное участие;

4) в интегративности, в соответствии с которой целенаправленная работа по развитию творческого потенциала старшего дошкольника включается в целостный педагогический процесс.

Театральная деятельность в современных ДОУ проходит на основе готовых или разработанных пе-

дагогом сценариев, через распределение педагогом ролей и репетиции, но такая организация кукольных театров не позволяет использовать их как ресурс для развития творческого потенциала, что побуждает искать педагогические условия, обеспечивающие максимальное развитие личности дошкольника.

В ходе проведенного эксперимента на базе ДОУ № 2 «Радуга» п. Горбунки (июнь-сентябрь 2010 г.) была создана развивающая технология, предлагающая создание для каждого ребенка в группе индивидуального настольного кукольного театра, изготовление которого, а также определение репертуара зависит исключительно от самого ребенка. Особенно важно, что кроме создания собственно кукол и декораций возможен также самостоятельный подбор музыкального сопровождения.

Предлагаемый вариант развивающей технологии для дошкольников 7 лет, базирующийся на использовании кукольного театра, состоит из 6 блоков, обусловленных особенностями роли ребенка-участника.

1-й блок «Режиссер» - руководитель и постановщик спектаклей. Цель блока самостоятельный выбор ребенком сказки, рассказа и другого в качестве содержания игры, подбор и изготавление необходимых декораций, распределение ролей.

2-й блок «Сценарист» - автор сценария. Цель данного блока - создание ребенком драматического содержания постановки путем переосмысления заданного литературным текстом сюжета или сочинение вариативного либо собственного сюжета.

3-й блок «Художник-декоратор». Цель блока -оформление спектакля путем подбора, изготовления, нестандартного использования декораций, афиш и др.

4-й блок «Мастер». Цель блока - подбор или изготовление ребенком кукол.

5-й блок «Актер». Цель блока - развитие игрового момента в спектакле.

6-й блок «Звукооформитель». Цель блока - подбор музыкального оформления спектакля.

Особенность представленной развивающей технологии заключается в том, что все блоки, исключая первый, «плавающие», они могут быть использованы ребенком в разной последовательности.

Воспитательной задачей педагога в аспекте данной проблемы является помощь дошкольнику в осознании своих способностей, раскрытие новых качеств личности в процессе проведения кукольных театральных постановок. Роль педагога заключаются в том, чтобы создать условия для активной творческой деятельности, поэтому субъектами создания театра, его творцами должны быть сами дети - в таком случае у них формируется новый опыт участия в создании кукольных театров, что дает детям возможность пережить чувство радости от собственных творческих действий. Театральная постановка становится не только формой проведения досуга, но и средством воспитания. Организация деятельности ребенка педагогом должна проявляться в его умении включать детей в самостоятельную деятельность, поставить ребенка в позицию субъекта деятельности.

Таким образом, использование кукольного театра в дошкольном учреждении позволяет:

1) создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками);

2) побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний);

3) приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым), театральными жанрами);

4) обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, при организации сю-жетно-ролевой игры);

5) создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников);

6) прививать внимание к младшим за счет организации выступлений детей старших групп перед малышами.

Кроме того, предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с

речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях позволяет развивать его творческий потенциал. Поиски эффективных путей развития творческого потенциала являются незаменимым средством и важнейшим условием развития личности дошкольника в процессе проведения театральной деятельности.

Литература

1. Блонский, П.П. Педология: кн. для преподавателей и студентов вузов / П.П. Блонский. - М., 1999.

2. Воробьева, Д.И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника / Д.И. Воробьева. - 3-е изд. - СПб., 2003.

3. Ершова, П.М. Режиссура как практическая психология / П.М. Ершова. - М., 1993

4. Иванов, Д.В. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление / Д.В. Иванов. - М., 1991.

5. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: програм.-метод. пособие / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. - М., 2003.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М., 2005.

УДК 378.147

Л.Ф. Свойкина, А.П. Пересыпкин, Л.В. Цурикова

РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования и развития межкультурной компетенции у студентов вузов в процессе изучения иностранного языка. В качестве одного из основных факторов, способствующих эффективности данного процесса, по мнению авторов, является рост международного сотрудничества в образовательной среде.

Академическая мобильность, иностранный язык, культурная компетенция, межкультурная компетенция, языковая компетенция.

The article deals with actual issues of forming and development of university students' intercultural competence at the process of studying foreign language. Intercultural academic cooperation in educational environment is regarded as one of the key factors influencing the efficiency of the process mentioned.

Academic mobility, foreign language, cultural competence, intercultural competence, language competence.

В современном мире, в котором активно формируются процессы глобализации, способность быстро адаптироваться в условиях международной конкуренции становится одним из важнейших факторов успешного и устойчивого развития будущего специалиста. В образовании глобализация нашла свое отражение в подписанной в 1999 г. в Италии Болон-ской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости, а в результате - к гармонизации националь-

ных образовательных систем высшего образования в европейских странах. Поступательно развивающийся процесс присоединения России к Болонскому процессу предполагает повышение мобильности профессионального образования, рост экспорта образовательных услуг, введение системы, обеспечивающей сопоставимость документов об образовании путем внедрения легко сравнимых степеней, студенческих документов (Европейский табель курсов, при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.