ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕАТИВНОГО ПИСЬМА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
© Павлик О.Б.*
Хмельницкий национальный университет, г. Хмельницкий, Украина
В статье рассматриваются вопросы использования креативного письма на занятиях по обучению иностранному языку. Описываются основные методы креативного письма и варианты их внедрения в учебный процесс. Проводится анализ учебного потенциала креативного письма в изучении иностранного языка. В данной статье также даются рекомендации по использованию разных видов креативного письма на различных стадиях обучения языку.
Ключевые слова: «креативное письмо», «обучение иностранному языку», «методы креативного письма», «обучение навыкам письма», «развитие креативных способностей».
Формирование навыков письма становится все более актуальной темой на данном этапе реформирования системы образования, в частности в Украине. Это связано и с повышением требований к базовым знаниям выпускников школ, с внешним независимым оцениванием, со стремительным развитием технологий и значимостью компетенции письма в деловой и повседневной жизни. Но как показывает практика студенты и ученики школ не любят выполнять письменные задания. Как же заинтересовать их и разнообразить формы работы на занятиях? Согласно нашему мнению, таким средством, которое может одновременно выполнять и учебную, и познавательную, и воспитательную функции может стать креативное письмо.
Цель данной статьи - проанализировать учебный потенциал креативного письма в изучении иностранного языка, изучить преимущества его использования, определить ценность написания креативного текста в личностном развитии обучаемого.
Письмо - это ценное достояние человечества, достояние каждого народа и каждого человека в частности. Письмо стало мощным движущим фактором стремительного развития человечества. Ему принадлежит главная роль в создании и сохранении культурных и духовных ценностей. В современном мире оно стало неотъемлемой частью науки, культуры и деловых отношений.
Конечно, в изучении иностранного языка важны все языковые навыки (аудирование, чтение, устная речь и письмо). Но письму, наверное, принадлежит особая роль. Как и устная речь, письмо является продуктивным
* Доцент кафедры иностранных языков, кандидат педагогических наук, доцент.
видом речевой деятельности, с помощью которого мы выражаем свои мысли, идеи, ответы на услышанное или прочитанное.
Как показывает практика, недооценка роли письменной речи негативно сказывается на учебном процессе в целом. При написании текста мы более осознанно задумываемся над выбором лексических единиц, временных форм глаголов, знаков пунктуации и т. д. Умение вести письменную коммуникацию в разных стилях значительно расширяет языковой диапазон и позитивно влияет на развитие всех языковых навыков.
Методика формирования навыков письма зависит, в первую очередь, от поставленной цели занятия. Наиболее активно на занятиях иностранного языка используется практическое и учебное письмо. Креативное письмо следует рассматривать отдельно, как особый подвид учебного письма.
Написание на уроках иностранного языка писем делового и личного характера, аннотаций, резюме, автобиографий, рекламных текстов относится к практическому письму. К учебному письму относится написание сочинений, изложений, эссе, реферирование прочитанных текстов и другие виды работ, связанные с обучением навыков письма. Учебное письмо дает возможность изложить свои мысли, использовать творческий потенциал, тогда как практическое письмо более стандартизировано и содержит большое количество языковых штампов и клише.
Долгое время дидактика обучения навыкам письма ограничивалась написанием диктантов и сочинений, при чем должны были быть строго соблюдены правила их написания. При использовании в учебном процессе креативного письма не последнюю роль играют удовольствие и интерес к происходящему, что служит повышению мотивации, умению свободно излагать свои мысли, работать как со своими собственными, так и чужими текстами разных жанров, развитию творческих способностей.
Поэтому целесообразно использовать креативное письмо уже на начальных этапах изучения языка. Даже маленькие дети охотно экспериментируют с буквами, слогами, словами, предложениями, сочиняют короткие истории. Язык при этом становится тем материалом, из которого мастерят, строят, лепят, с которым играют. Дети при этом учатся на собственном опыте, сами делают выводы, что есть намного более ценным, чем простое заучивание правил наизусть. В зависимости от уровня владения иностранным языком, креативное письмо может использоваться в разных видах и формах работы. На начальных этапах обучения может использоваться написание ассоциаграмм, пословиц, рифмовок. В качестве опоры для работы могут использоваться различные рисунки, фото- и видеоматериалы, записи звуков и т. д.
Вот как высказывается об использовании креативного письма в школе Марион Гей: «Целью креативного письма в школе является выявление индивидуальных способностей к высказыванию. Не для того, чтобы все
стали писателями, а для того, чтобы письмо приносило удовольст-вие...Креативное письмо - это не просто стимул к письму. Оно обостряет восприятие, делает нас внимательными, обостряет наши органы чувств. Ракушка - это ракушка. Но какая именно?» [2, с. 9]
Креативное письмо - это такой вид письма, который подразумевает опору исключительно на собственную фантазию, воображение, жизненный опыт. На занятиях иностранного языка можно использовать разные виды креативного письма: написание стихов, песен, рассказов и сказок, пьес и т. д. Использование таких видов работы на занятиях служит повышению эффективности обучения, мотивации, развитию творческих ресурсов обучаемых.
Еще одним положительным моментом использования креативного письма является то, что оно не ограничивается обучением иностранного языка, а использует фантазию без ограничений. На занятиях можно использовать картинки и слова для написания иллюстрированных рассказов, комиксов, стихотворений, стыкуя слова, изображения и искусство. Можно использовать креативное письмо и на уроках музыки и географии, физики и биологии [3, с. 47-155]. А можно использовать эти межпредметные связи и на уроках иностранного языка. Для дополнительной мотивации можно использовать конкурсы письменных работ, публикации в блоге.
Методы креативного письма
Рядом с классическими, строго формализованными письменными формами, такими как сообщение, рассказ, реферирование текста, в распоряжении креативного письма множество методов и форм, которые пробуждают интерес к собственным письменным высказываниям. Для стимула рекомендуют прежде всего ассоциативные формы, которые сознательно работают не на уровне рассудка, а на уровне фантазии, эмоций, чтобы обнаружить неожиданные идеи, создать новые импульсы для письма. Особенно уместно их использование для того, чтобы избежать возникновения страха перед так называемым «чистым листом» или устранить уже имеющиеся блокады письма. Методов креативного письма существует очень много, так как креативность не знает границ, мы остановимся только на некоторых.
Свободные ассоциации
Свободные ассоциации сразу начинаются с написания текста, без намерения или цели проконтролировать написанное с помощью рассудка. Этот метод особенно хорош для преодоления боязни правильности написания. Толчком для свободных ассоциаций может послужить какая-то идея, слово или смысловое поле, например «Лето», «Дружба» или «Типично по-немецки». При этом не нужно напрягаться и концентрироваться на каком-либо понятии, а просто записывать, как можно больше все, что выдает подсознание, будь то слова, предложения или метафоры. Таким
образом, картинки, цвета, звуки, мысли, чувства приобретают индивидуальные и часто совершенно неожиданные письменные формы, которые не возможно было бы выдумать осознанно или с помощью логики. При использовании этого метода рекомендуется заблаговременно устанавливать лимит времени, от трех до максимально десяти минут. При прочтении полученного текста, точно появится та или иная идея, как использовать полученную информацию в дальнейшем конструировании. Так, например, можно выбрать от пяти до десяти слов, или всего лишь одно, чтобы написать с ними короткую историю или стихотворение.
Кластеры
Следующим методом, при использовании которого нужно не думать, а свободно ассоциировать являются кластеры (с англ. «скопление», «пучок»). Сначала пишут центральное слово, например «яблоко», посредине пустого листа и обводят его с помощью круга. Потом записывают другие слова, которые спонтанно приходят на ум в связи с центральным словом, например «червь», «голод», «вкусный», «спелый», и обводят их. Разные круги соединяют между собой стрелами или штрихами, таким образом, получаются разные цепочки идей или ассоциаций. Тут устанавливают также лимит времени от трех до десяти минут. Из полученных цепочек слов и словосочетаний строят чудесные истории...
Миндмеп (Мтётар)
Миндмепы похожи на кластеры. Различие состоит в том, что из ассоциативных идей строят логическую последовательность, которая служит импульсом к письму. Миндмепы используют для систематизации идей и пропозиций, они являются промежуточным этапом между сбором креативных идей и написанием текста.
Коллаж
В коллаж собирается все, даже то, что на первый взгляд никак между собой не сочетается. Коллаж существует как раз благодаря контрастам. Если создание коллажа не является самоцелью, то можно использовать различные методы интерпретации, делая определенные выводы и открытия, обнаруживая удивительные связи. Это снова может послужить источником для написания какого-то текста.
Коллаж можно создавать, используя групповые формы работы, а можно просто беспорядочно разбросать отрывки текста, слова и предложения и приклеить их так, как они упали.
Путешествие в страну фантазии
Такое путешествие погружает учеников во внутренний мир образов и переживаний. После вступительной фазы «для выхода из повседневной реальности» [3, с. 56] обучаемым читают вводный текст с приятными кар-
тинками или впечатлениями или говорят («Представьте себе, что Вы стоите на берегу моря.»). С помощью медитативной визуализации появляются индивидуальные ассоциации с соответствующими внутренними картинками, которые после возвращения в реальность могут быть описаны в форме рассказов или стихотворений.
Письмо по стимулу Существует множество возможностей для стимулирования письма: слухи, ландшафты, музыка, художественное искусство, танцы, движения -все это пробуждает нашу фантазию, вызывает определенные ассоциации и картинки и вдохновляет к разным креативным описаниям. В качестве вариантов можно использовать: карточки со словами, картинки с цветами, листьями, камнями, ракушками, зубами акулы, гнездом птицы, овощами, фруктами, кухонными приборами и т. д. Конечно же этот метод можно комбинировать со свободными ассоциациями и кластерами.
Письменные игры В некоторые письменные игры можно играть одному, в другие только в компании. Астрид Кремер в своей книге «Что говорит животное?» предлагает множество вариантов таких игр. Один из вариантов - быстро написанная история. Задание состоит в том, чтобы за какой-то определенный промежуток времени (максимально 20 минут) придумать и написать рассказ к определенному слову (ромашка, пицца, туча) или имени. При этом буквы этого слова или имени записывают вертикально (акростихон) и они должны служить начальными буквами для нового слова или предложения. Эти новообразованные слова или предложения должны стать базой для написания короткой истории. Другой вариант, который предлагает Кремер [4, с. 12],-выбрать какой-то цвет и семь предметов к нему, которые есть в нашем окружении, и написать про это короткую историю.
Ингрид Беттхер предлагает написание историй по кругу. Она называет такой вид работы «литературным общением» [1, с. 23]. «В группах по четыре человека каждый пишет по три предложения начала какой-то истории и передает их дальше по часовой стрелке. Тоже происходит по второму и третьему кругу. В четвертом круге историю надо закончить. В пятом - придумать к ней заголовок и прочитать вслух» [1, с. 67]. Таким же способом можно писать и стихи. Множество таких игр предлагает Марион Гей в своей книге «Двери к фантазии» - выдуманные новости, смешные гороскопы и т. д. Все это было придумано и апробировано автором на своих уроках [2].
Вариации
В этом виде креативного письма придумывают предложение или берут какую-то цитату и переставляют в ней слова в разных вариациях. При этом появляются совершенно новые высказывания, часто совершенно необычные.
Блоги
Создания собственного блога для группы студентов является хорошей мотивацией для письма, ведь молодые люди, таким образом, получают платформу для письменного высказывания своего мнения и его опубликования. Блоги легко обслуживать, они представляют широкие возможности графического оформления и имеют обратную связь благодаря ответам и комментариям. Также существует возможность кооперации с другими группами (в том числе из других стран). Дети и молодые люди охотно работают с техникой и компьютером в частности, что служит фактором повышения мотивации и устранения языковых барьеров.
Мастерская письменных текстов
Мастерская письменных текстов является не техникой написания, а скорее рамками, в которых «соединяется гениальное и техническое, креативное и нормативное» [2, с. 35]. Предпосылкой для этой формы работы является изучение разных методик и техник письма, то есть сначала изучают, как функционирует письмо, а потом индивидуально или в группах пишут тексты. Затем эти тексты выносятся на всеобщее рассмотрение, проверяются учениками, в результате чего возникают замечания, дискуссии. С помощью такой формы работы обучаемые самостоятельно делают выводы, учатся на своих и чужих ошибках. Центральной идеей этой формы работы есть то, что навыки письма не врожденные, а приобретенные, и письму надо учиться.
Итак, использование креативного письма на занятиях иностранного языка ориентировано на развитие мотивации к изучению иностранного языка, формирование навыков во всех видах речевой деятельности. Оно является прекрасным средством интенсификации и оптимизации учебного процесса. Написание креативных текстов служит развитию самостоятельного мышления, личностному развитию, расширению кругозора и должно активно использоваться на занятиях по изучению иностранного языка.
Список литературы
1. Böttcher, Ingrid (Hrsg.): Kreatives Schreiben. Grundlagen und Methoden. Beispiele für Fächer und Projekte. Schreibecke und Dokumentation / Ingrid Böttcher. -Berlin, 1999.
2. Gay, Marion. Türen zur Fantasie. Kreatives Schreiben im Unterricht mit 100 Schreibspielen / Marion Gay. - Berlin, 2012. - S. 9.
3. Kreatives Schreiben in den Fächern. In: Böttcher, Ingrid (Hrsg.): Kreatives Schreiben. Grundlagen und Methoden. Beispiele für Fächer und Projekte. Schreibecke und Dokumentation. - Berlin, 1999. - S. 47-155.
4. Krömer, Astrid. Was sagt der Tiger? Kinder und Jugendliche lernen Kreatives Schreiben / Astrid Krömer. - Berlin, 2006.