Научная статья на тему 'Использование краудсорсинговых интернет-проектов в социально-политических процессах'

Использование краудсорсинговых интернет-проектов в социально-политических процессах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
541
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ / ВЛАСТЬ / ОБЩЕСТВО / КРАУДСОРСИНГ / ИНТЕРНЕТ / POLITICAL COMMUNICATION / POWER / SOCIETY / CROWDSOURCING / THE INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Акаев Дмитрий Валерьевич

Рассматривается роль Интернета в общественно-политических процессах. Исследуются механизмы оптимизации политической коммуникации между властью и обществом. Анализируется применение современных краудсорсинг-проектов в сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using Crowdsourcing Internet Projects in Social and Political Processes

The role of the Internet in social and political processes is considered. The optimization mechanisms of political communication between the authorities and society are studied. The application of modern crowdsourcing projects on the Internet is analyzed.

Текст научной работы на тему «Использование краудсорсинговых интернет-проектов в социально-политических процессах»

D.V. Akaev

Using Crowdsourcing Internet Projects in Social and Political

Processes

The role of the Internet in social and political processes is considered. The optimization mechanisms of political communication between the authorities and society are studied. The application of modern crowdsourcing projects on the Internet is analyzed.

Key words and word-combinations: political communication, power, society, crowdsourcing, the Internet.

Рассматривается роль Интернета в общественно-политических процессах. Исследуются механизмы оптимизации политической коммуникации между властью и обществом. Анализируется применение современных кра-удсорсинг-проектов в сети Интернет.

Ключевые слова и словосочетания: политические коммуникации, власть, общество, краудсорсинг, Интернет.

УДК 004:002 ББК 73

Д.В. Акаев

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

КРАУДСОРСИНГОВЫХ

ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТОВ

В СОЦИАЛЬНО-

ПОЛИТИЧЕСКИХ

ПРОЦЕССАХ1

З

последние несколько лет Интернет стал частью нашей жизни. По данным общероссийских исследований, пользователем глобальной сети в России является уже каждый второй житель страны старше 18 лет [1]. Качественно меняется структура пользователей: Интернет из игрушки, доступа к развлекательному контенту становится источником важной и эксклюзивной информации, средством коммуникации, частью жизни современного человека. Прогнозы развития глобальной сети, даже самые неправдоподобные, в реальности нередко оказываются скромнее осуществленных достижений. Закономерен в связи с этим научный интерес к проблемам развития Интернета. Особое значение приобретают исследования, посвященные социально-политическим аспектам сети, а также применению Интернет-технологий в государственном управлении и связанном с ним эк-спертно-научным сопровождении [2].

Одной из особенностей Интернета как средства массовой коммуникации в отличие от традиционных СМИ является превраще-

1 Статья выполнена на материалах исследования, осуществляемого в рамках внутреннего гранта Поволжского института управления им. П.А. Столыпина «Краудсорсинг как метод поиска социально одобряемых путей евразийской интеграции», руководитель проекта - Д.В. Акаев.

5 6 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

ние массы пассивных разрозненных индивидов в массу активно действующих гражданских сообществ. Телевидение в наши дни является средством информирования людей и не побуждает их на активные действия, так как не имеет возможности обратной связи. У Интернета есть качественно новые технологии, которые позволяют людям общаться, интерактивно обмениваться информацией и способствуют пробуждению гражданской активности.

Активная жизненная позиция присуща не всем гражданам страны. Особенно остро проблема низкой инициативности становится очевидной при выявлении различных очагов народного волнения. Перекрытие федеральных трасс, несанкционированные акции протеста являются финальной стадией закономерных процессов нарушенной обратной связи жителей с местной властью.

Интернет дает возможность не только власти иметь связь с гражданами, но и самим гражданам участвовать в политическом процессе своего населенного пункта, региона, страны. С помощью интерактивного характера Интернет-взаимодействия выросло число каналов коммуникации между гражданами и властью, а кроме того, изменилась и система представительства гражданских интересов.

В настоящее время трансформация гражданских инициатив происходит параллельно со стремительным развитием сетевых технологий, значительно расширяющих свои возможности за счет возросших способов коммуникаций между индивидами. Примером реализации гражданских инициатив в сети Интернет являются различные социальные сети и их вариации, которые представляют общности людей, объединенных какой-либо тематикой, и основаны на потребностях и ценностях субъектов общения. Именно Интернет в современных условиях стал связующим инструментом, способствующим объединению граждан. Виртуальная среда более доступна для огромного количества людей ввиду своей распространенности в мире. Немаловажную роль играет и фактор доверия в Интернет-сообществах, которое не свойственно для людей в повседневной жизни [3].

Интернет как информационная среда социума изменил динамику социального взаимодействия, ускорив ритм информационно-коммуникационных процессов между социальными агентами, «работающими» благодаря этой технологии в режиме реального времени, что Э. Гидденс метко назвал «сворачиванием пространства и времени». Интернет в качестве информационно-коммуникационной структуры социального взаимодействия создает новый тип социального пространства и новый тип социального взаимодействия, при этом появляются качественно новые возможности для обсуждения проблем экономики, политики, науки, культуры.

В условиях значительного развития указанных возможностей глобальной сети становится возможным использование различных методик, учитывающих положительные стороны Интернета в коммуникации и технологизации. Одним из востребованных методов организации обратной связи между различными политическими, экономическими, общественными и научными акторами становится метод краудсорсинга, дословно переводящийся как «использование ресурсов толпы».

Исходя из представления о толпе и массе, можно сделать вывод, что в краудсорсинге представители обоих рассмотренных образований могут быть источниками информации, они как бы сливаются. В рамках использования исследуемой методики понятия толпы и массы принимают положительный оттенок. Это связано с потенциалом применения краудсорсинга и с его ролью

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 5 7

для общества и государства. Он применяется в различных сферах социальной деятельности.

Термин «краудсорсинг» впервые появился и был употреблен именно как экономический термин. Его впервые ввел в оборот Джефф Хауи в 2006 г. в статье «Восхождение краудсорсинга», опубликованной на страницах американского журнала «Wired» [4]. Сегодня стали возможны ситуации, когда клиенты участвуют в создании продукции. К примеру, крупнейший российский банк «Сбербанк» реализует краудсорсинг-проект www.sberbank21 .ru, где черпаются новые идеи развития различных банковских продуктов, реализации всевозможных инновационных проектов. Посетители сайта предлагают новые идеи и голосуют за понравившиеся проекты. Победитель получает вознаграждение в виде эквивалентных бонусов. Примеров компаний с похожей маркетинговой стратегией достаточно много.

С недавних пор появились веб-ресурсы, содержание которых наполняется самими пользователями. Например, в известной электронной энциклопедии Википедия каждый пользователь может создавать или редактировать статьи, а социальные сети предоставляют максимальную свободу для индивидуализации зарегистрированных пользователей.

С помощью современных информационных и технических средств и технологий каждый, кто становится очевидцем происходящих событий и обладает какой-либо информацией, может запечатлеть эти события и стать автором новости. Но даже не это самое главное. Основная задача краудсорсинга состоит не только в сборе и обработке информации от большого числа людей, но и в помощи обществу и государству.

Коммуникация - это процесс обмена информацией. Краудсорсинг - тоже процесс коммуникации. В начале XX в. американский социолог Г. Лассуэл в работе «Структура и функции коммуникации в обществе» предложил модель процесса коммуникации, которая получила название коммуникативной цепи. Данная цепь включает четыре элемента: источник, сообщение, канал и получатель [5]. Наиболее часто источником массовой коммуникации в политической и социальной сфере является либо какое-то средство массовой коммуникации (телевизионный канал, радиостанция, газета, журнал), либо конкретный журналист или политик. Обычно массовая коммуникация носит однонаправленный характер, источник не всегда организует обратную связь с получателем, по причине сложности организации данного процесса.

В краудсорсинге источником информации может быть любой человек, обладающий любой информацией о какой-либо ситуации. В данной методике обратную связь легче организовать технически, так как все сообщения поступают через технические средства и через них же можно выйти на связь с автором сообщения. Кроме того, обратная связь обусловлена спецификой Интернета, который является неотъемлемой частью данной методики. В Интернете на многих сайтах предусмотрена возможность участия пользователя в обсуждении какой-либо темы, проблемы или ситуации, например в чате, социальной сети или блоге. Необходимо указать, что роль Интернета в данном случае гораздо значительнее, чем у технического средства коммуникации. Как уже отмечено, пользователи глобальной сети склонны доверять друг другу больше, чем традиционным собеседникам. В то же время Интернет предоставляет свободу выбо-

5 8 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

ра участия в различных проектах, где не только «можно сказать, когда хочешь, но и промолчать без последствий».

Эффективность деятельности платформ подкрепляется еще тем, что граждане действуют без посредников в виде бюрократических структур, замедляющих решение проблем. Различные общественные проекты, базирующиеся на крауд-сорсинге, могут становиться институтами гражданского общества. Они задействуют большие массы людей, которые действуют организованно. В некоторых случаях подобные гражданские объединения в какой-то мере начинают сами исполнять функции государства. Данная модель самоорганизующейся кооперации с применением сетевых технологий помогает достигать существенных для общества и государства результатов [6].

Во многих случаях краудсорсинговые платформы являются достаточно гибкими: они создаются под конкретную ситуацию, но не прекращают существовать с ее улучшением, а способны трансформироваться для последующего решения схожих проблем.

Методика краудсорсинга может быть использована общественными и государственными структурами. Краудсорсинг призван помочь преодолеть трудности на различных уровнях: от решения проблем определенной группы людей или жителей ограниченной местности до разработки ведущими учеными идеологических предпосылок крупных сообществ. Это могут быть жители как отдельного государства, так и нескольких государств. Данная методика универсальна. Благодаря возможностям Интернета географические границы между государствами сегодня стираются, возникает новое сетевое пространство. Новейшие средства связи стирают привычные временные и географические границы между людьми. Особенно полезными в данном случае могут оказаться различные, по аналогии с методиками социологических исследований, разведывательные краудсорсинг-про-екты, в том числе проекты, которые не получили официального международного статуса, но представляют особый научный и государственный интерес.

Проанализировав опыт практического применения методики краудсорсинга, можно выделить его положительные эффекты. Так, краудсорсинг делает картину происходящего в стране или мире более прозрачной. Информация о проблеме, поступившая на краудсорсинговую платформу, не может быть отфильтрована. Кроме этого, постоянно дополняющаяся информация позволяет выстроить динамичную картину происходящего. Один из главных принципов краудсорсинга - независимость от каких-либо структур, в том числе политических, поэтому никто не может влиять на то, какие сообщения будут опубликованы на платформе. Поступившая информация может быть затем опубликована в различных блогах и социальных сетях. Таким образом, краудсорсинг не только обеспечивает обратную связь с населением, но и является рычагом оказания давления на властные органы со стороны общества.

Важно, что любой человек может стать пользователем платформы и отправить на нее сообщение. Преимущество краудсоринговых платформ состоит в том, что их можно «запустить» в минимальные сроки и с минимальными финансовыми затратами. Оперативные центры, которые создаются для мониторинга и обработки огромного количества информации, а также для координации деятельности, придают еще большую эффективность и оперативность созданным сетевым проектам.

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 5 9

С.О. Кожакина

В современном обществе роль Интернет-проектов становится крайне высокой, особенно, если они оптимизируют общественно-политическую коммуникацию между властью и обществом. Такие проекты позволяют заниматься независимым экспертным мониторингом и обращать внимание властей на проблемы, о которых сигнализирует общество. Хорошо продуманные, научно обоснованные краудсорсинговые проекты могут в значительной степени являться альтернативой количественных социологических опросов, в последнее время плохо репрезентирующих российское общество. Управление всегда нуждалось не только в реальной обратной связи с населением, но и в возможности объективного мониторинга общественного мнения и выстраивания с учетом этих данных грамотной социальной, экономической и идеологической политики.

1. Опрос «Интернет в России: динамика проникновения», весна 2013 / Фонд «Общественное мнение» URL: http://runet. fom.ru/up 1оаёв/:й1е8/Бюллетень_Интернет_в_России. Выпуск_40.Зи-ма_2012-2013_демо.рё:

2. Акаев Д.В. Место Интернет-сообществ в современном общественно-политическом процессе // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2008. № 3(16). С. 57-62.

3. Фомин О.Н., Акаев Д.В. Политический блог: опыт социологического анализа // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. № 3. С. 68-73.

4. Howe J. The Rise of Crowdsourcing // Wired. June 2006.

5. Лассуэл Г. Структура и функции коммуникации в обществе // Массовая коммуникация в современном мире: хрестоматия / сост. М.М. Назаров М., 2002.

6. Asmolov G., Machleder J. Social Change and the Russian Network Society URL: http:// www.academia.edu/1958899/Socia1_Change_and_the_Russian_Network_Society._Redefining_ Deve1opment_Priorities_in_New_Information_Environments

Библиографический список

S.O. Kozhakina

The Need of Teenagers for Social Success

УДК 159.922.7:159.9:316.6 ББК 88.8+88.5

The needs of teenagers and the components of their social success are analyzed. Problems of the adolescence in accordance with the age characteristics are considered.

С.О. Кожакина

Key words and word-combinations: a teenager, adolescence, needs, Maslow theory.

ПОТРЕБНОСТЬ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ

Анализируются потребности подростков и компоненты их социальной успешности. Рассматриваются проблемы подрастающего поколения, связанные с возрастными особенностями.

настоящее время в подростковой среде обострились социальные проблемы, связанные со снижением образовательного и культурного уровня, размыванием жизненных ориентиров, ценностей, неумением конструк-

В

Ключевые слова и словосочетания: подросток, подростковый возраст, потребности, теория Маслоу.

6 0 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.