Научная статья на тему 'Использование космической тросовой системы для решения задачи доставки груза на орбиту'

Использование космической тросовой системы для решения задачи доставки груза на орбиту Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
388
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКАЯ ТРОСОВАЯ СИСТЕМА / ДИАГРАММА ДВИЖЕНИЯ СТЫКОВОЧНОГО МОДУЛЯ / ДИАГРАММА РАЗРЫВА ТРОСА / SPACE TETHER SYSTEM / PLOT OF THE DOCKING MODULE / DIAGRAM CABLE BREAKING

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Ледков Александр Сергеевич, Жаринов Михей Константинович

В данной статье рассматривается операция вывода космического аппарата (КА) с помощью радиально-ориентированной космической тросовой системы (КТС), переводимой во вращение. Получена математическая модель, описывающая ее движение для случая круговой орбиты. Построены диаграмма начальных скоростей стыковки и диаграмма разрыва троса позволяющие осуществить выбор условий стыковки обеспечивающих выведение КА на более высокую орбиту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Ледков Александр Сергеевич, Жаринов Михей Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SPACE TETHER SYSTEM TO SOLVE THE PROBLEM OF CARGO DELIVERY TO ORBIT

In this article we described output operation the spacecraft with radially oriented space tether system. A mathematical model describing its motion for the case of a circular orbit. Built initial velocities diagram and chart docking cable breaking allowing for a choice of conditions to ensure removal of the docking of spacecraft into a higher orbit.

Текст научной работы на тему «Использование космической тросовой системы для решения задачи доставки груза на орбиту»

УДК 531.36

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ТРОСОВОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ДОСТАВКИ ГРУЗА НА ОРБИТУ

© 2013 А.С. Ледков, М.К. Жаринов

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет)

Поступила в редакцию 04.06.2013

В данной статье рассматривается операция вывода космического аппарата (КА) с помощью ради-ально-ориентированной космической тросовой системы (КТС), переводимой во вращение. Получена математическая модель, описывающая ее движение для случая круговой орбиты. Построены диаграмма начальных скоростей стыковки и диаграмма разрыва троса позволяющие осуществить выбор условий стыковки обеспечивающих выведение КА на более высокую орбиту.

Ключевые слова: космическая тросовая система, диаграмма движения стыковочного модуля, диаграмма разрыва троса.

ВВЕДЕНИЕ

Для доставки груза с поверхности Земли на орбиту традиционно используют ракетоносители. В последние десятилетия активно ведутся работы по созданию альтернативных схем доставки с использованием космических тросовых систем. Их главным достоинством является снижение стоимости операции вывода за счёт отказа от использования последней ступени ракетоносителя. В научной литературе обсуждается несколько методов перевода груза на более высокую орбиту, используя КТС [1]. Самым амбициозным и труднореализуемым проектом является космический лифт, представляющий собой расположенную в экваториальной плоскости космическую тросовую систему, соединяющую поверхность Земли с находящейся за геостационарной орбитой космической станцией. Центробежная сила обеспечивает устойчивость этой конструкции. Груз доставляется на орбиту на движущемся вдоль троса подъемнике [2]. Более реальной является концепция космического эскалатора -постоянно находящейся на орбите радиально ориентированной КТС. Спутник выводится на низкую орбиту, где пристыковывается к нижнему концу эскалатора и перетягивается с помощью специального подъемного механизма по тросу наверх. Там он отстыковывается и продолжает свой полет на более высокой орбите[1]. Другим обсуждаемым в научной литературе способом является использование вращающихся вокруг центра масс КТС. Груз выводится на низкую ор-

Ледков Александр Сергеевич, кандидат технических наук, доцент, докторант кафедры теоретической механики. E-mail: ledkov@inbox.ru

Жаринов Михей Константинович, бакалавр, студент. E-mail: zharinovmk@gmail.com

биту, где стыкуется с нижним концом КТС. Трос обеспечивает передачу энергии и количества движения от находящегося на орбиту спутника выводимому грузу. После того как груз, совершая вращение в рамках КТС, попадает в высшую точку, происходит расстыковка [3].

В данной статье предлагается рассмотреть комбинированный способ выведения груза на орбиту с помощью переводимой во вращение ра-диально-ориентированной КТС. До момента стыковки космическая тросовая система находится в радиальном положении. С помощью ракетоносителя на орбиту выводится космический аппарат, который пристыковывается к нижнему концу КТС. После этого КТС выводится из устойчивого радиального положения и переводится во вращение. В наивысшей точке происходит отделение КА. Перевод во вращение может осуществляться за счет реактивных, электродинамических и инерциальных сил, а также за счет управления длиной троса. Достоинством этого способа является простота стыковки, поскольку не нужно синхронизировать вращение КТС и орбитального движения КА, а также отсутствие движущегося по тросу подъемника.

В данной работе рассматривается движение КТС с момента стыковки КА до момента его отделения. Перевод во вращение осуществляется за счет разности скоростей стыковочного модуля и выводимого космического аппарата. Стыковка происходит мгновенно и может рассматриваться, как абсолютно неупругий удар.

Целью работы является исследование возможности доставки груза на орбиту с помощью переводимой во вращение радиально-ориенти-рованной космической тросовой системы; разработка математической модели, описывающую динамику КТС после стыковки с выводимым на

орбиту КА; определение условий стыковки, обеспечивающих безопасный вывод груза на более высокую орбиту.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Рассмотрим тросовую систему, которая состоит из несущего спутника массой М с центром масс в точке С, невесомого упругого троса длиной I и стыковочного модуля с прикрепленным к нему грузом массой т . Спутник движется на орбите радиусом г (рис. 1). Предполагаем, что на систему действует только гравитационная сила. Несущий спутник и груз представляются в виде материальных точек. Рассматривается плоское движение системы. Введем жестко связанную с Землей инерциальную систему координат Оху.

Составим уравнения Лагранжа 2-ого рода. В качестве обобщенных координат выберем параметры г, I, ф и 0, где 0 - угол истинной аномалии, ф - угол между осью Оу и тросом.

Найдём потенциальную энергию системы. Она складывается из потенциальной энергии несущего спутника, стыковочного модуля и энергии упругой деформации троса:

П = -

1

г ф"2 + 2г1 собО)+12 2

+-с(1 - 1оУ, (1)

где 10 - длина недеформированного троса; с -жесткость троса; / - гравитационный параметр;

у =--0+ ф

2

Если трос не натянут (I < 10 ) то несущий спутник и стыковочный модуль представляет собой систему из двух свободно движущихся точек. Это явление можно учесть, если рассматривать коэффициент жесткости троса как кусочно-заданную функцию:

с = <

ЕЯ у у - , если /0 < /,

(2)

0

, если10 > I,

где Е - модуль Юнга, Я - площадь поперечного сечения троса.

Найдем кинетическую энергию системы. Она состоит из кинетической энергии несущего спутника и стыковочного модуля.

Т = 2 м (г2 + г О) + 2 т (2 гЮфсоъ(у) +

+г202 + /2ф2 + 2г1 соб(^) - (3)

-2г018т(/) + г2 + 2/гф$,'т(у) + / 2).

Лагранжиан запишется в виде:

Ь = Т - П. (4)

Перепишем (4) учитывая уравнения (1) и (3):

Ь = 2г/0ф соб (-0 + <) + г О +1 2ф2 + +2г/ соб (-0 + ф<- 2 г 01 БШ (-0 + ф) +

омм„

+

ОтМ_

п

г2 - 2г1 БШ(ф + — -0) + V

2 с(1 - /о)2.

Составим систему уравнений Лагранжа 2-ого рода описывающих движение КТС с упругим невесомым и тонким тросом:

(М + т)(г - г02) + т(/ - /ф2)со$(у) + +т (2/ ф + ¡ф) 8т(/) = /М

Рис. 1. Космическая тросовая система

г г2 + 2 г/ соб(^) + /2 /т (г + /соб(/))

3 '

2\2

(г2 + 2г/ СОБ(^) + /2) (¡ф2 - / )тг 8т(/) + (2/ ф + /ф)тг соб(^) + +2(М + т )г0г + (М + т )г 20 = итг/ б1П(2)

_ 3"'

(г2 + 2 г/ соб(х) + /2)2 т/((г - г02)$,'т(у) + (20г + дг)соъ(у) + /ф +

+2/ ф) =--3-'

(г2 + 2г/ СОБ(^) + /2)2

-т(0г + 20г)8т(/) + т(г - г02)со$(у) +

■■ 2 /т (г СОБ(^) + /)

+т(/ -/ф ) = --

(г2 + 2 г/ соб(^) + /2)

3

2)2

- с (/ - /о).

/

0

Полученная система является частным случаем системы приведенной в [4]

Рассмотрим частный случай, когда спутник движется по круговой орбите ( r = const), тогда уравнения (5) существенно упрощаются. Угол Q

изменяется по закону Q = ot, где со = -\j/rи движение КТС описывается уравнениями:

- mro 2l sin(ot - ф) + ш1(1ф + 2l ф) =

/mrl sin(ot - ф)

(r2 - 2rl cos(ot -ф) +12)2 m(ra>2 cos(ot - ф) +1 - 1ф2) = /m (r cos(ot - ф) -1)

(6)

+c(l - u

(r2 - 2rlcos(ot - ф) +12)2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЧАЛЬНЫХ УСЛОВИИ

До момента стыковки КТС совершает стационарное движение. Считая скорости постоянными из (6) получим уравнение, позволяющее определить длину троса I*, соответствующую стационарному движению

mxa2(r -l*) -

/umx

(r -1*)2

■ + c(l* -10) = 0, (7)

где ш1 - масса стыковочного модуля. Будем считать, что стыковка происходит мгновенно и представляет собой абсолютно неупругий удар. Скорости КА и стыковочного модуля до и после стыковки связаны соотношением

¥0(т -т) + тха(т -1) = ш¥КА , (8)

где V - скорость выводимого КА (рис. 2а).

После стыковки (рис. 2б) КТС имеет следующие начальные условия

% = 0 , Фо = /1*, 10 = I*, 4 = VI. (9)

ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИИ ВЫВОДА ГРУЗА

Исследуем влияние на начальной скорости КА на возможность вывода КА на более высокую орбиту. Рассмотрим КТС, состоящую из несущего спутника массой М = 6000 кг, стыковочного модуля вместе с выводимым КА общей массой ш = 700 кг и троса изготовленного из материала Буиееша длиной 10 = 31000 м, модулем Юнга Е = 172ГПа , пределом прочности на разрыв и = 3ГПа и диаметром d = 1мм [5]. Вся система двигается по круговой орбите радиусом г = 6550 -103м . Из уравнения (7) вычислим длину троса в момент стыковки, если масса стыковочного модуля ш1 =150кг, получаем I* = 31004.57м.

Используя систему уравнений (6) проведем серию численных расчетов с начальными условиями (9), изменяя начальные скорости ГФ£ [-310,310], V, е [-300,300]. По результатам составим диаграмму (рис. 3), на которой отметим точки, соответствующие успешному выводу. Под успешным выводом будем понимать ситуацию, когда в процессе движения КТС ее фазовая траектория попадает в область, определяемую условиями

Рис. 2. Стыковка выводимого груза с модулем

3 '

уе [п-5, п + 5], / > /0-А/. (10)

где 5 и А/ - параметры, определяющие требуемую область пространства (Рис. 2в) и в момент расстыковки скорость выводимого груза больше или равна круговой

Vka

GMz

(11)

Приведенная на рис. 3 диаграмма построена для 8 = 3° и А/ = 100м .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Белым цветом показаны начальные условия стыковки, при которых условия вывода (10) и (11) не выполняются. Серым точкам соответствуют случаи, когда КТС после стыковки переходит во вращение, что позволяет выводить какой-либо груз на более высокую орбиту. Правая часть диаграммы соответствует начальным условиям, при которых направления угловых скоростей обращения по орбите и закрутки совпадают. В этом случае в наивысшей точке скорости складываются и происходит разгон груза. В левой части наоборот -происходит торможение.

При стыковке с большими скоростями сила натяжения может превысить критическое значение, что приведет к обрыву троса. На рис. 4 показана диаграмма разрыва троса. Области закрашенной белым цветом соответствуют начальные

условия, при которых сила натяжения троса во время операции вывода не превышает критического значения Ткр = сЯ . Черными точками показана зона соответствующая разрыву троса.

Таким образом, начальные условия одновременно соответствующие черным (рис. 3) и белым точкам (рис. 4) на соответствующих диаграммах являются точками успешного вывода космического аппарата на более высокую орбиту.

В качестве примера приведем график у (Г) для некоторых точек (рис. 5).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В статье рассмотрена операция вывода с помощью переводимой во вращение радиально-ори-ентированной КТС. Получена математическая модель, описывающая движение КТС. Построена диаграмма начальных скоростей стыковки, которая позволяет судить о возможности вывода КА на более высокую орбиту. А также диаграмма разрыва троса. Полученные диаграммы позволяют осуществить выбор условий стыковки обеспечивающие выведение КА на более высокую орбиту.

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект №12-01-31114 мол_а).

Рис. 3. Диаграмма движения стыковочного модуля

Рис. 4. Диаграмма разрыва троса

r

Рис. 5. Графики y(t ) в двух точках

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белецкий В.В., Левин Е.М. Динамика космических тросовых систем. М.: Наука, 1990. 336 с.

2. Edwards B.C. Design and deployment of a space elevator // Acta Astronautica. 2000. №2. З. 785-799, doi: 10.1016/S0094-5765(00)00111-9.

3. Hoyt R.P., Slostad, J.T., Frank, S.S. A Modular Momentum-Exchange / Electrodynamic-Reboost

Tether SystemArchitecture," AIAA Paper 2003-5214, 39th Joint Propulsion Conference, Huntsville, AL, July 2003.

4. Асланов В.С. Влияние упругости орбитальной тросовой системы на колебания спутника // Прикладная математика и механика. 2010. Т.74. №4. С. 582-593.

5. Aslanov V, Ledkov A. Dynamics of the Tethered Satellite Systems. UK, Cambridge: Woodhead Publishing Limited. 356 p.

THE USE OF SPACE TETHER SYSTEM TO SOLVE THE PROBLEM OF CARGO DELIVERY TO ORBIT

© 2013 A.S. Ledkov, M.K. Zharinov

Samara State Aerospace University named after Academician S.P. Korolyov (National Research University)

The operation of spacecraft's delivery into an orbit by means of a radially oriented space tether system that transfers into rotation is considered. For the case of circular orbit a mathematical model is developed. Diagrams of initial docking velocities and tether rupture are drawn. They allow to choose docking conditions that guarantee lifting of the spacecraft into a higher orbit.

Key words: space tether system, plot of the docking module, diagram cable breaking.

Alexander Ledkov, Ph.D., Associate Professor, Post-Doctoral Student at the Theoretical Mechanics Department. E-mail: ledkov@inbox.ru Mihey Zharinov, Bachelor, Student. E-mail: zharinovmk@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.