Научная статья на тему 'Использование коррекционно-развивающих упражнений для формирования орфографических навыков на уроках русского языка в 5 классе'

Использование коррекционно-развивающих упражнений для формирования орфографических навыков на уроках русского языка в 5 классе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1841
553
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСГРАФИЯ / ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ / АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ / ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА / КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ОРФОГРАФИИ / MISSPELLING / VISUAL MISSPELLING / ACOUSTIC MISSPELLING / LINGUISTIC ANALYSIS AND SYNTHESIS MISSPELLING / EXERCISES FOR CORRECTION OF SPELLING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вохмина Юлия Станиславовна

Рассматриваются проблемы обучения правописанию учащихся 5 класса, а также предлагается система коррекционно-развивающих упражнений с целью устранения дисграфии разного вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THE CORRECTION AND DEVELOPING EXERCISES FOR THE FORMATION OF SPELLING SKILLS AT RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN THE 5TH GRADE

The article dwells upon the problem of teaching spelling to 5-year school pupils. It also offers the system of correction and developing spelling exercises.

Текст научной работы на тему «Использование коррекционно-развивающих упражнений для формирования орфографических навыков на уроках русского языка в 5 классе»

УДК 372.881.161.1'35:616.89-008.435.3

ББК 4426.819=411.2,15-270 ГСНТИ 14.25.07 Код ВАК 13.00.02

Вохмина Юлия Станиславовна,

аспирант кафедры русского языка и методики преподавания, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Ката-нова; учитель русского языка и литературы, муниципальное бюджетное образовательное учреяедение «Брагинская средняя общеобразовательная школа № 11»; 662935, Красноярский край, с. Брагино, ул. Центральная, 156-4; e-mail: yulia.v0hmina2012@yandex.ru.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дисграфия; оптическая дисграфия; акустическая дисграфия; дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; коррекционные упражнения по орфографии.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются проблемы обучения правописанию учащихся 5 класса, а также предлагается система коррекционно-развивающих упражнений с целью устранения дисграфии разного вида.

Vokhmina Yulia Stanislavovna,

Post-graduate Student of Khakas State University named after N.F. Katanov, Abakan, Russia; Teacher of Russian and Literature, School 11, Krasnoyarsk Kray, Kuragino, Russia.

THE USE OF THE CORRECTION AND DEVELOPING EXERCISES FOR THE FORMATION OF SPELLING SKILLS AT RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN THE 5TH GRADE

KEYWORDS: misspelling; visual misspelling; acoustic misspelling; linguistic analysis and synthesis misspelling; exercises for correction of spelling.

ABSTRACT. The article dwells upon the problem of teaching spelling to 5-year school pupils. It also offers the system of correction and developing spelling exercises.

По данным логопедов, психологов и учителей-предметников, в настоящее время увеличилось число детей, не способных по разным причинам овладеть правописанием в условно нормативные сроки. Стойкие нарушения письма, характерные для учащихся коррекционных классов, сегодня всё чаще встречаются у детей, обучающихся по обычной программе. В логопедии для обозначения подобных нарушений применяются специальные термины «дисграфия» и «дизорфография». В отечественной научной литературе данные термины разграничиваются: «...ошибки при дисграфии характеризуются нарушением фонематического принципа письма, то есть ошибки наблюдаются в сильной фонетической позиции ("лопада" - вместо "лопата", "дм" - вместо "дом"), в отличие от орфографических ошибок, которые наблюдаются лишь в слабой фонетической позиции ("ва-дяной" - вместо "водяной", "дама" - вместо "дома")» [5, с. 15].

В систему понятий методики преподавания русского языка мы специально вводим термины из другой науки - логопедии - с целью более подробного анализа и описания нарушений письма у учащихся средней школы.

Проблемы обучения правописанию во многом связаны с дисграфией разного вида, обусловленной несформированностью у ребенка ряда речевых и неречевых функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухопроизноситель-

ной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, - а также расстройствами эмоционально-волевой сферы и др. [подробнее см.: 6, с. 474]. Глубокий анализ механизмов возникновения дисграфии не является предметом нашего исследования в силу специфики рассматриваемого явления. Выстраивая классификацию выявленных нами нарушений письма в сильной фонетической позиции, мы использовали лишь типологию дисграфических ошибок, разработанную логопедами.

Термин «дисграфическая ошибка» имеет широкое значение и обозначает три группы нарушений письменной речи: а) пропуск, замена, перестановка букв и слогов;

б) аграмматизмы (нарушение согласования);

в) слитное написания предлогов со словами и раздельное написание приставки и корня.

В методике преподавания русского языка пропуск, замена и перестановка букв и слогов рассматриваются как «описка». По ныне действующим нормам оценки письменных работ учащихся описки исправляются, но не учитываются [1, с. 37]. Аграмматизмы относятся к грамматическим ошибкам, раздельное написание приставки - к орфографическим. Предполагается, что обычные описки и графические замены - явление случайное, вызванное временным отсутствием произвольного внимания учащегося.

В свою очередь, дисграфические ошибки характеризуются такими признаками, как регулярность (встречаются в каждой или почти в каждой письменной работе),

© Вохмина Ю. С., 2014

повторяемость (один и тот же тип ошибок представлен в разных словах), воспроизводимость (ошибочные написания закрепляются в памяти и моторике учащихся, и они вновь и вновь воспроизводят искаженный облик слова, например, «звиковой» вместо «звуковой» и др.).

По нашим наблюдениям, большинство описок в работах учащихся имеют специфический характер и требуют определенной работы по их устранению. Восприятие текста с многочисленными описками так же затруднено, как и восприятие текста с многочисленными орфографическими ошибками; и описки, и ошибки препятствует выполнению важнейшей функции письма -коммуникативной.

Важное значение для обучения русскому языку в целом и формирования орфографической грамотности в частности имеет этап обучения в 5 классе. Переход из начальной школы в основную среднюю считается одним из самых сложных периодов в обучении школьников. Для безболезненной и успешной адаптации в новых условиях учебной деятельности пятиклассник должен обладать определенным набором сформированных умений и навыков. Стойкая дисграфия и дизорфография, наблюдающаяся у многих учеников начальной школы, есть и у пятиклассников, что может привести к неуспеваемости по русскому языку и в результате к резкому снижению учебной мотивации. В свою очередь, грамотное письмо вселяет в ребенка уверенность и является прочной базой для дальнейшего усвоения знаний. Полагаем, что в 5 классе надо целенаправленно «бороться» с дисграфическими ошибками и недочетами.

Учитель призван психологизировать и дифференцировать обучение, опираясь на диагностику и коррекцию нарушений письма у учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Такая интеграция методики преподавания русского языка в

СОШ с коррекционной педагогикой является в настоящее время актуальной задачей и поэтому потребовала теоретико-практического описания.

В 5 классе нашей малокомплектной сельской СОШ было явно недостаточно собственно орфографических упражнений, выработанных методикой русского языка как родного и широко представленных в действующих школьных учебниках. Потребовалась система упражнений коррекционно-развивающего характера, направленных на преодоление у пятиклассников существующих ошибок, без чего невозможно эффективное обучение правописанию.

С целью разработки и внедрения такого комплекса упражнений мы провели ряд наблюдений и исследований в 5 классе МБОУ «Брагинская СОШ № 11» Курагин-ского района Красноярского края.

При планировании обучения русскому языку был составлен методический паспорт класса. При разработке паспорта и обработке полученных результатов учитывались основные параметры, критерии и нормативы, описанные в методической литературе, например в статье Т. А. Остриковой «Математический компонент в методике преподавания русского языка» [8].

Методический паспорт класса

1. Количество обучающихся: 6 человек.

2. Итоги обучения в начальной школе:

- успевают по русскому языку на «5», мотивированы к учению 2 ученицы (Катя П., Ксеня Ш.);

- успевают по русскому языку на «4» 2 ученика (Алина В., Илья Н.);

- успевают по русскому языку на «3», имеют слабую мотивацию к учению тоже 2 ученика (Саша А., Лера А.).

3. Начало учебного года: темп чтения и письма, явления дисграфии, графические недочеты, орфографические ошибки (результаты исследования обобщены в таблице 1).

Таблица 1

Темп чтения и письма, явления дисграфии и графические недочеты

Имя ученика Темп чтения (слов в минуту) Темп письма под диктовку (слов в минуту) Примеры и характер дисграфии; графические недочеты

Норма в 5 кл. -90-120 слов в мин. Норма в 5 кл. -9-11 слов в мин.

Катя И. 110 13 слов -

Ксеня Ш. 92 13 слов Единичные случаи неправильного соединения букв. Единичные случаи дисграфии на почве различных форм нарушения языкового анализа и синтеза (искажение звуко-буквенной структуры слова: добавление лишних букв и слогов, пропуск букв, перестановка букв, замена букв): коло-стями (костями), одинндцатое (одиннадцатое), передавать (преподавать), зазединить (разъединить)

Продолжение таблицы 1

Имя ученика Темп чтения (слов в минуту) Темп письма под диктовку (слов в минуту) Примеры и характер дисграфии; графические недочеты

Алина В. 111 12,5 слов Оптическая дисграфия (замена графически сходных рукописных букв): • звиковое (звуковое). Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (искажение звукобуквенной структуры слова: пропуск букв, замена букв, добавление букв, пропуск букв в окончаниях; слитное написание предлогов со словами): • слдкий (сладкий), спипи (спиши), • нестсчастный (несчастный), • в сухи (в сухие), загоры (за горы)

Илья Н. 80 13,8 слов Оптическая дисграфия (замена графически сходных рукописных букв): Утырнадцатое (Четырнадцатое); Уем (Чем). Акустическая дисграфия (неправильное обозначение мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных): малчик (мальчик), по-гулят (погулять). Аграмматическая дисграфия (нарушение согласования): они очутится (очутятся). Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (искажение звукобуквенной структуры слова: пропуск букв и слогов; добавление букв, перестановка букв; замена букв; пропуск букв в окончаниях): диваться (дивоваться), шеф-ствать (шефствовать), участтвовать (участвовать), задачики (задачки), семлый (смелый), рабостные (радостные), девятнадцатое (девятнадцатое), летня гроза (летняя гроза).

Саша А. 79 13,8 слов В устной речи - дефект произношения свистящих и шипящих звуков. Случаи неправильного соединения букв, уменьшение размера букв к концу слова. Оптическая дисграфия (замена графически сходных рукописных букв): освешение (освещение), окращены (окрашены), хирный (жирный), щипальце (щупальце). Акустическая дисграфия (нарушения дифференциации твердых и мягких согласных, звонких и глухих; замена букв, соответствующих фонетически близким звукам - свистящих, шипящих, аффрикат): писмо (письмо), дальный (дальний), мишкой (мышкой), добыват (добывать), глодать (глотать), утись (учись), декорачия (декорация), члучай (случай). Тяжелые случаи акустической дисграфии (смешение букв, обозначающих артикуляторно и акустически далекие звуки): кадаца (кидаться), убыгать (убегать). Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (искажение звукобуквенной структуры слова: добавление лишних букв и слогов; пропуск букв и слогов; пропуск букв в окончаниях; перестановка букв; замена букв; слитное написание предлогов со словами; раздельное написание приставки и корня): простилильсь (простились), гингантский (гигантский), благоухат (благоухает), сахарны (сахарный), гатвить (готовить), осень раня (ранняя), пучок (паучок), скоровида (сковорода), пополю (по полю), приочередном (при очередном), по обедать (пообедать). Аграмматическая дисграфия (нарушение согласования): идти по долины (по долине), дни тих, селнечная (тихие, солнечные).

Окончание таблицы 1

Имя ученика Темп чтения (слов в минуту) Темп письма под диктовку (слов в минуту) Примеры и характер дисграфии; графические недочеты

Лера А. 79 12,8 слов Оптическая дисграфия (замена графически сходных рукописных букв): паичёк (паучок), на пыхах (на лыжах). Акустическая дисграфия (нарушение дифференциации звонких и глухих согласных, твердых и мягких): пятоко класса (пятого), бодбросила (подбросила), несколко (несколько), выд (вид). Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (искажение звукобуквенной структуры слова: пропуск букв и слогов; пропуск букв в окончаниях; замена букв; слитное написание предлогов со словами): тридць (тридцать), звёзачка(звёздочка), серьёзны папа (серьёзный), в белом ине (инее), зазбросаны (разбросаны), пополю (по полю). Тяжелые случаи акустической дисграфии (смешение букв, обозначающих артикуляторно и акустически далекие звуки): туму (тому), ноготак (ноготок)

Широкий спектр современных методических пособий и рекомендаций по устранению дисграфии предназначен в основном для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, поэтому перед специалистами стоит задача разработки и систематизации подобных коррекционных упражнений и занятий для средних классов общеобразовательной массовой школы. Данная коррекционная работа должна проходить параллельно с освоением программных тем по русскому языку и органично вписываться в структуру урока.

В 2013/14 уч. г. нами была разработана система коррекционно-развивающих упражнений для учащихся 5 класса. Всего было включено в систему уроков 31 задание коррекционно-развивающего характера с целью устранения ошибочных написаний в сильной фонетической позиции. Представим основные группы таких упражнений.

1. Преодоление графических замен

Из приведенной выше таблицы 1 видно, что наряду с моторными навыками и навыками грамотного письма словеснику зачастую необходимо развивать у пятиклассников и зрительно-моторные координации с целью устранения оптической дисграфии. Важно помнить, что «смешивание букв по кинестетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии» [7, с. 2].

Для осложненного списывания мы предлагали индивидуальные задания по деформированным текстам, в которых были

пропущены «проблемные» для конкретного ученика буквы.

Задание. Вставьте буквы Ш или Щ, спишите текст.

1. Из лесной ча_и нам удалось выбраться с трудом. Через два часа мы подошли к озеру, зарос_ему камы_ом, а затем вы_ли к _ирокой речке. _ёпот волн и _орох гравия ласкали слух. Было слы_но, как в речке плескались _учата. Ти_ину прекрасного летнего утра нару_ило лаянье _енка _арика.

2. Я был в избу_ке на курьих ножках.

Там всё, как прежде: сидит Яга.

Пи_али мы_и и рылись в кро_ках,

Старуха злая была строга.

К. Бальмонт

Деформированные тексты, предлагаемые учащимся средних классов для осложненного списывания, не обязательно могут быть направлены на опознание изученной орфограммы. Неподдельный интерес вызывают у школьников тексты смешанного характера: с пропуском изученных орфограмм, «проблемных» букв, слогов, частей слов. Такого рода задания активизируют процессы восприятия и внимания, развивают речемыслитель-ную деятельность, способствуют увеличению объема оперативной речевой памяти. Они легко адаптируются к изучаемым языковым и правописным темам. См., например, текст:

На оп_шке молод_ леса есть пр_д. Это в б_л_тах и вязких трясинах р_ждается Волга. Отсюда она на-пр_вляется в далёкий п_тъ. Наш_ поэты и х_дожники прославляют красоту наш_й р_дной реки в _д_вительных ска_ках, песнях., карт_нах.

Таблица 2

Вспомни и запиши имя собственное

Город Река, море Животное, птица или насекомое Растение Имя мальчика Имя девочки

Энгельс Эгейское эму эвкалипт Эдуард Эльвира

Чебоксары Чёрное чайка чай Чеслав Чеслава

Екатеринбург Енисей енот ель Егор Елена

Уфа Урал улитка удод Устин Ульяна

Звенигород Западная Двина зубр зорянка Захар Зинаида

Ни_кий бере_ покрыт зелёным ковром л_гов и к_старниками. На л_гу п_стре-ют цвето_ки. Их сла_кий запах разл_вается в мя_ком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат л_гов (по Н. Ф. Ефимовой).

С целью актуализации правильного графического облика «проблемной» буквы возможно широкое использование игровых приемов. Например, при изучении темы «Имена существительные собственные и нарицательные» играем в «города», вспоминаем и записываем названия, начинающиеся с «проблемной» или «редкой» буквы (см. табл. 2).

Учащимся также предлагаем составить предложение, в котором слова в основном начинаются с одной («проблемной») буквы: Эдуард и Эльвира живут на берегу Эгейского моря.

2. Преодоление трудностей дифференциации звуков

Акустическая дисграфия (дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания) проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам (ч т. ч т. п т. п ('). и неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных, в замене букв, обозначающих парные звонкие и глухие звуки (см. примеры в таблице 1). В устной речи звуки при этом произносятся правильно [6, с. 477]. Ниже представлены задания, направленные на преодоление указанных недостатков письменной речи.

Задание 1. Придумайте и запишите текст, в котором как можно больше было бы слов с «проблемными» буквами.

Цапля - замечательная птица. На затылке у многих цапель виден пучок перьев. Эта красавица замечательно ловит свою добычу: рыб, лягушек и других водных животных. Цапля строит на деревьях отличные гнёзда из прутьев (Саша А.).

Целый день за окном шёл печальный дождь. Вечером наша красавица не выдержала: она надела шляпу, перчатки, взяла зонт и поехала в цирк. В цирке были чудесные декорации. Красавице понравилось отличное выступление циркачей: борцов, акробатов и жонглёров (Лера А.).

Задание 2. Как изменится значение данных слов, если в них добавить Ь? Запишите полученные слова.

Вес, шест, кон, стал, банка, кров, лаз, дал, угол, быт, мол, быт, стан, гол, стол, удар, банка, галка.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы в слова и запишите предложения.

Петя - м_лый мал_ш. 2) Людм_ла вым_ла руки с м_лом. з)Л_бимое Л_бино развлечение - бродить по л_жам. 4) Косолапый М^_шка играл с маленькой серенькой м_шкой. 5) Одной р_кой он поднял тяжёлый р_кзак.

Задание 4. Звонкие и глухие согласные никак не могли договориться между собой, на какое место им встать. В результате смысл предложений получился смешным. Ваша задача - расставить непослушные буквы и записать правильный вариант.

1) Огромный голубой воздушный жар поднимался всё выше и выше.

2) На деревьях распустились бочки.

3) В конце предложения Витя поставил жирную дочку.

4) Яркокрылая папочка влетела в форточку и уселась на подоконнике.

5) Кости сидели за столом и пили

чай.

6) Лыжники спустились с крутой корки.

7) Иван-царевич поймал Шар-птицу за хвост.

8) У певицы был прекрасный колос.

9) Поздравление было написано на тоске мелом.

ю) Мама с точкой гуляли по аллеям парка.

3. Преодоление нарушения языкового анализа и синтеза

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения (см. примеры в таблице i). «Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова» [6, с. 478]. В целях устранения данного вида дисграфии коррекционная педагогика, как и методика обучения русскому языку в СОШ, широко использует виды работ, осно-

ванные на орфографическом проговаривают: списывание с правильного текста, комментированное письмо, диктант «Проверяю себя», предупредительный диктант и др. При орфографическом проговаривают «слова надо произнести согласно написанию, четко выговаривая каждую букву, но не по слогам, а вместе» [9, с. 5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На наш взгляд, одним из эффективных упражнений по коррекции дисграфии является самодиктант, или «письмо по памяти», «письмо наизусть», т. е. запись по памяти заранее выученных наизусть прозаических или стихотворных текстов [3, с. 42]. Данное упражнение легко вписывается в структуру любого урока по русскому языку и при умелом подборе дидактического материала позитивно воспринимается учащимися. При проведении самодиктанта вначале производится всесторонний анализ текста, а затем дети в классе или дома заучивают тексты наизусть, но записывают их на уроке.

Представим подборку загадок для их заучивания наизусть и письма по памяти в классе.

1. Если день нахмурится, Если дождь пойдёт, Выйдет он на улицу, Надомной вспорхнёт. (Зонтик)

2. Я шариком пушистым Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелёк. (Одуванчик)

3. Сидит он задумчиво В жёлтом венце. Темнеют веснушки

На круглом лице. (Подсолнух)

4. Встали в ряд богатыри, Верно службу служат. Голова у них внутри, Борода - снаружи. (Кукуруза)

5. Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней -Станешь вчетверо умней. (Книга)

6. В капусту он забрался Осеннею порою: Рогатый и лохматый

И с длинной бородою. (Козёл)

7. Не пройдёшь и не проедешь, Обойдёшь сторонкой.

И водицы не попьёшь С синеватой плёнкой. (Болото). Для коррекции нарушений звуко-буквенной структуры слова педагогами широко применяются разнообразные фонематические игры: ребусы, шарады, метаграм-мы, анаграммы, логогрифы и др. Помимо урока, игры со словом органично вписываются в структуру внеклассных мероприятий по языку и в систему олимпиадных заданий. Приведем пример задания для уча-

щихся 5 класса из школьного тура Всероссийской предметной олимпиады по русскому языку.

Анаграмма - перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, майка - кайма). Составьте на основе данных слов новые слова: адрес, сокол, волос, сосна, актёр, роман, забор, планка, мошкара, апельсин. Ключ: среда, колос, слово, насос, тёрка, норма, образ, клапан, ромашка, спаниель.

4. Обучение правописанию

с актуализацией чистописания, регуляцией скорости чтения и письма

В обучении письму важное значение имеет работа по согласованности темпа письма и темпа чтения. У большинства учащихся класса мы наблюдаем высокий темп письма и довольно низкий темп чтения (см. материалы таблицы 1), что препятствует преодолению дисграфии и дизорфо-графии. Кроме того, высокая скорость письма не всегда позволяет ученику задуматься над решением орфографической задачи; в данном случае можно говорить о механизации процесса письма - вредном, по мнению Л. В. Щербы, явлении. Торопливое письмо может служить причиной многочисленных «описок», а также искажений и неправильного соединения букв; препятствует формированию каллиграфического почерка, полезность которого в плане формирования орфографических навыков общеизвестна.

В течение учебного года мы провели 6 специальных уроков чистописания, когда учащиеся разборчивым и желательно правильным и красивым почерком переписывали свои наименее удачные работы - упражнения, диктанты, изложения и сочинения -с предварительным анализом допущенных ими ошибок и недочетов. Такие «уроки чистописания» вносят нотку нетрадиционности в привычную систему занятий русским языком в средней школе, помогают развивать зрительно-моторные координации, вырабатывать орфографическую зоркость.

Медленный темп чтения (вслух и про себя) в большинстве случаев свидетельствует о низкой читательской активности учащихся: в практике современного школьного преподавания мы сталкиваемся с феноменом «нечитающих детей». Анализируя причины ошибок в письменной речи учащихся, А. И. Власенков в числе других («недостаточное речевое развитие», «неустойчивость внимания», «неразвитость памяти») отмечает «слабые навыки чтения» [4, с. 74]. Во-первых, читающий ребенок чаще проговаривает незнакомое или психологически сложное слово орфографически; таким образом в его сознании закрепляется

правильный звуковой и графический облик слова. Во-вторых, у хорошего, активного читателя его личный словарь непрерывно обогащается, что позволяет ему более успешно решать орфографические задачи, например, подбирать проверочные слова.

Учителю-словеснику важно помнить, что какими бы причинами ни была вызвана дисграфия (специфическими или неспецифическими), она воспроизводима: «описки» не безобидны; подобно орфографическим ошибкам, они закрепляются в моторике учащихся, и если над ними не работать, они вновь и вновь будут появляться в письменных работах школьников.

Проведенная нами в течение учебного года коррекционно-развивающая работа нашла позитивное отражение в результатах контрольных диктантов.

Для примера представляем текст и результаты проведенного в середине учебного года контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное ».

Весенний снегопад

Весна пришла с мартовскими грозами. Но вдруг на четвёртой неделе марта начался могучий снегопад. Всё в природе изменилось. Снег глухим одеялом закрыл землю и пищу.

Птицам стало голодно. Уже давно не прилетали птицы на зимнюю кормушку, и горсть разбухших от сырости семечек не привлекала даже воробъёв. Но в этот день вспомнили пернатые о зимней столовой. Даже скворцы присели на край и осторожно склевали старые крошки.

Другие птицы ищут спасения в паническом бегстве. Полетели на юг зяблики, певчие дрозды, жаворонки. Обгоняют их, легко преодолевают встречный ветер над Доном бесчисленные чибисы. Даже в полдень, когда стало пригревать солнце, поток пернатых не прекратился (по Л. Семаго).

Анализ результатов диктанта показывает, что у четырех учащихся (64%) встретились неспецифические орфографические ошибки; случаи дисграфии отмечены у трех учащихся (50%) и составляют 40% (5 из 12) от общего числа ошибок, допущенных на правописание слов.

Таблица 3

Результаты контрольного диктанта, проведенного в середине учебного года

Имя ученика Оценка за диктант Орфографические ошибки, графические недочёты, дисграфические ошибки, допущенные учащимися

Катя И. 4 Неправильный перенос слова («вст-речный»); «даде» (даже)

Ксеня Ш. 5 -

Алина В. 5 Неправильный перенос слова («бесчисле-нный»)

Илья Н. 4 «Сирости» (сырости)

Саша А. 3 Слитное написание предлога со словом («озимней» - о зимней); проверяемая безударная гласная в корне слова: «обганяют» (обгоняют); «заблики» (зяблики); «чивисы» (чибисы)

Лера А. 3 Пропуск предлога («даже полдень» - даже в полдень); проверяемая безударная гласная в корне слова («пирнатых» - пернатых); словарное слово («чибесы» - чибисы); «пищю» (пищу)

В завершение представим текст и результаты итогового контрольного диктанта, проведенного в конце года.

За грибами Летнее утро легко поднимает с постели. Над рекой ещё расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черёмухи. Пора отправляться за грибами.

Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берёз. Берёзка дружит с грибами. Под её покровом растёт всем известный подберёзовик.

Подосиновик - гриб яркий, стройный. Он не вылезет вдруг на дороге или на тропке. Живёт он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь ещё штук пять.

И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой [2, с. 224].

Таблица 4

Результаты контрольного диктанта, проведенного в конце учебного года

Имя ученика Оценка за диктант Орфографические ошибки, графические недочеты, дисграфические ошибки, допущенные учащимися

Катя И. 5 -

Ксеня Ш., Лера А. 4 4 Проверяемая безударная гласная: «проподает» (пропадает)

Алина В. 4 «Вылезит» («вылезет»)

Илья Н. 4 Проверяемая безударная гласная: «отпровляться» (отправляться)

Саша А. 3 «Возли» (возле); чередующаяся гласная в корне слова: «ростёт» (растёт), «шлябку» (шляпку)

Анализ результатов итогового кон- вводимые в систему уроков русского языка

трольного диктанта, проведенного в конце в 5 классе, способствуют преодолению раз-

учебного года, показывает отсутствие дис- личных нарушений письма в сильной фоне-

графических ошибок и графических недо- тической позиции и улучшению орфогра-

четов при общем снижении числа орфогра- фической грамотности, а также повышению

фических ошибок - 7 вместо 14. Положи- мотивации учащихся 5 класса к изучению

тельная динамика свидетельствует о том, русского языка, что коррекционно-развивающие задания,

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов М. Т. и др. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык: 5-9 классы. М.: Просвещение, 2007.

2. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе : кн. для учителя. М.: Просвещение, 2008.

3. Булохов В. Я. Сто разновидностей диктанта : уч.-метод, пос. Красноярск, 19944. Власенков А. И. Развивающее обучение по русскому языку (IV-VIII кл.) : пособие для учителя.

М.: Просвещение, 1982.

5. Лалаева Р. П., Бенедиктова Л. В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. Ростов н/Д : Феникс ; СПб.: Союз, 2004.

6. Логопедия : учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 2009.

7. Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии : конспекты занятий для логопедов. М. : ГНОМ и Д, 2008.

8. Острикова Т. А. Математический компонент в методике преподавания русского языка // Русский язык в школе. 2011. № 7. С. 106-110; № 8. С. 107-110; № 9. С. 108-111.

9. Тоцкий П. С. Орфография без правил. М. : Просвещение, 1991-

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. А. Острикова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.