Научная статья на тему 'Использование контекстного подхода в обучении бакалавров туризма и бакалавров педагогики'

Использование контекстного подхода в обучении бакалавров туризма и бакалавров педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Г. ГАРДНЕРА / КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЕЙС-СТАДИ / ПРОИГРЫВАНИЕ РОЛЕЙ / РОЛЕВАЯ ИГРА / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / H.GARDNER’S THEORY OF MULTIPLE INTELLIGENCES / CONTEXTUAL TRAINING / LEARNING ACTIVITY / QUASI-PROFESSIONAL ACTIVITY / CASE STUDIES / ROLE-PLAYING / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Граф Софья Владимировна, Чистякова Наталия Николаевна

В статье раскрывается сущность такого явления педагогической действительности, как контекстное обучение, предлагаются возможности использования контекстного подхода в формировании профессиональных компетентностей бакалавров туризма и бакалавров педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование контекстного подхода в обучении бакалавров туризма и бакалавров педагогики»

коррекции основных двигательных нарушений, технологии занятий по гидрореабилитации может эффективно влиять на коррекцию вторичных нарушений и компенсации двигательных функций. Улучшение показателей сна, общей подвижности в течение дня, изменение настроения, улучшение внимания, развитие речи - все это констатируется посредством беседы с родителями после занятия гидрореабилитацией.

ВЫВОДЫ.

1. Разработанные технологии организации и проведение занятий по гидрореабилитации позволили эффективно формировать, совершенствовать и развивать двигательные действий ребенка с ограниченными возможностями в условиях водной среды.

2. Технологии занятий по гидрореабилитации благоприятно воздействуют на повышение уровня эмоционального состояния и двигательной активности, формирование бытовых навыков и коммуникативных возможностей, а также социализацию ребенка с двигательными нарушениями в обществе.

3. Занятия педагогической гидрореабилитацией дают возможность улучшить не только общее состояние детей, оживить их двигательную и психическую активность, но и облегчают вовлечение в коммуникативные формы деятельности, уменьшают их социальную изоляцию.

Литература

1. Мосунов, Д.Ф. Гидрореабилитация ребенка с последствиями детского церебрального паралича / Д.Ф. Мосунов, И.В. Клешнев, С.Л. Шпак. - СПб., 2007.

2. Мосунов, Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена (на примере плавания) / Д.Ф. Мосунов. - СПб., 1996.

3. Мосунов, Д.Ф. Опыт индивидуального обучения детей плаванию с комплексом проблем развития / [Д.Ф. Мосунов и др.] // СПбГАФК: Материалы III Международной науч.-практ. конф. по физической культуре для инвалидов и людей с ограниченными функциональными возможностями. - СПб., 1996. - С. 111.

4. Мосунов, Д.Ф. Паралимпийское плавание спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата / Д.Ф. Мосунов, Ю.А. Назаренко. - СПб., 2008.

5. Этапы оперативного управления формированием двигательного действия ребенка-инвалида в условиях водной среды // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Плавание. Исследования, тренировка, гидрореабилитация»; под общ. ред. А.А. Пет-ряева и А.В. Клешнева. - СПб., 2001. - С. 126 - 129.

6. Kazakov, D.Y. Teaching the Children-autists Swimming / D.Y. Kazakov // VIII international symposium Biomechanics and medicine in swimming. 28.06. - 02.07.1998. Jyvaskyla. Finland. - S. 77.

УДК 378

С.В. Граф, Н.Н. Чистякова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА И БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ

В статье раскрывается сущность такого явления педагогической действительности, как контекстное обучение, предлагаются возможности использования контекстного подхода в формировании профессиональных компетентностей бакалавров туризма и бакалавров педагогики.

Контекстное обучение, учебная деятельность, теория множественного интеллекта Г. Гарднера, квазипрофессиональная деятельность, кейс-стади, проигрывание ролей, ролевая игра, учебно-профессиональная деятельность.

The article discloses the essence of such a phenomenon as the contextual training. The possibilities of using the contextual approach in the formation of professional competence of Bachelors of Tourism and of Bachelors of Pedagogics are presented in the paper.

Contextual training, learning activity, H.Gardner's theory of multiple intelligences, quasi-professional activity, case studies, role-playing, educational and professional activity.

Педагогику и туризм объединяет прикладной, практикоориентированный характер деятельности. Чтобы стать высококвалифицированным специалистом в данных областях, необходимо на практике освоить все тонкости и нюансы соответствующей профессии. Поэтому при формировании профессиональных компетентностей в обучении бакалавров педагогики и бакалавров туризма особое внимание в их структуре следует уделять операциональному и личностному аспектам, а когнитивный компонент максимально приблизить к будущей профессиональной деятельности. Указанным задачам служит ис-

пользование контекстного подхода в образовательном процессе.

А.А. Вербицкий под контекстным понимает такое обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения (традиционных и новых) последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов [1, с. 53].

Формирование профессиональных компетентно-стей осуществляется в контекстном обучении как процесс динамического движения студента от учебной деятельности академического типа (лекции, се-

минары и т.д.) через квазипрофессиональную (ролевые, деловые игры и т.д.) и учебно-профессиональную (производственная практика и т.д.) к собственно профессиональной деятельности. Данный процесс реализуется с помощью трех взаимосвязанных обучающих моделей: семиотической (вербальные или письменные тексты, содержащие теоретическую информацию о конкретной профессиональной деятельности), имитационной (моделируемая ситуация будущей профессиональной деятельности) и социальной (типовая проблемная ситуация или фрагмент профессиональной деятельности) [1, с. 48 - 50].

Рассмотрим возможности использования контекстного подхода в процессе формирования профессиональных компетентностей бакалавров туризма и бакалавров педагогики на примере учебных курсов «Менеджмент в туристской индустрии» и «Теоретические основы и технологии начального языкового образования», изучение которых начинается на втором году обучения.

1. Учебная деятельность на основе использования семиотической модели предполагает передачу и усвоение информации посредством различных видов лекций, семинаров и т.д. На данном этапе контекстного обучения внимание акцентируется в основном на когнитивном аспекте формируемых ком-петентностей, однако, уже здесь имеет место первичное погружение студентов в профессиональный контекст за счет максимального приближения лекционного материала к реалиям соответствующей профессиональной сферы. Так в структуру каждой лекции по вышеперечисленным курсам можно включить в качестве обязательного раздел «Советы профессионала» или «Тонкости управления в туризме» / «Тонкости начального языкового образования», который содержал бы информацию прикладного характера, помогающую применять изучаемые теоретические вопросы на практике и приблизить их к реальной профессиональной деятельности. Приведем пример содержания подобных разделов.

Тема лекции: «Современный урок русского языка», раздел - «Тонкости начального языкового образования». Графические навыки младших школьников, особенно в 1 - 2 классе, развиты недостаточно, что сказывается на скорости выполнения письменных заданий. Так как на уроках русского языка большинство заданий письменные, то при построении последних необходимо соблюдать принцип максимального использования написанных детьми предложений, текстов и т. д. для лингвистического и речевого развития младших школьников. Это позволит соблюдать временные рамки этапов и урока в целом, что, как правило, вызывает наибольшие затруднения у начинающего учителя.

Тема лекции: «Управление продвижением туристского продукта», раздел - «Тонкости управления в туризме». Одной из современных тенденций туризма является продвижение туристскими компаниями информационных средств сотрудничества с поставщиками услуг. В качестве такого средства может выступать экстранет. Экстранет - программный про-

дукт, позволяющий повысит эффективность работы туристской фирмы со средствами размещения на основе он-лайн бронирования, который служит дополнительной возможностью продвижения как отеля, так и туристской компании. Схема работы экстране-та:

1) отель/турфирма - база данных турфирмы -сайт он-лайн бронирования - турист;

2) отель - чанел-менеджер - база данных турфирмы - сайт он-лайн бронирования - турист.

Также на данном этапе контекстного обучения следует обратить внимание на то, что использование в учебном процессе семиотической модели во многом обусловлено индивидуальными особенностями студентов. Каждый из них, осуществляя учебную деятельность, опирается на специфичные доминирующие познавательные способности, которые необходимо учитывать в процессе организации обучения. С этой целью в рамках нашего исследования использовалась теория множественного интеллекта Г. Гарднера. Согласно данному исследователю, интеллект не является единым образованием, а предстает как совокупность таких его типов, как: лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, внутриличностный, межличностный, экзистенциальный и естественнонаучный интеллекты [2]. Диагностика доминирующего типа интеллекта по Гарднеру и учет его при организации образовательного процесса, по мнению многих исследователей, позволяет повысить эффективность педагогической деятельности. Так данная проблематика находит отражение, например, в работах профессора РГПУ им. Герцена Т.Г. Галактионовой. Опираясь на исследования данного автора, представим, как можно использовать теорию множественного интеллекта Г. Гарднера при работе с семиотической моделью в процессе формирования профессиональных компетентностей в рамках названных выше курсов (см. табл. 1).

2. Квазипрофессиональная деятельность на основе имитационной учебной модели предполагает моделирование в аудиторной работе условий, содержания и динамики профессиональной деятельности, отношений занятых в ней людей посредством деловой игры и т. д.

В процессе формирования профессиональных компетентностей у бакалавров туризма и педагогики в рамках данного этапа контекстного обучения могут быть использованы такие интенсивные технологии, как кейс-стади, метод разыгрывания ролей, ролевые игры. Названные технологии наиболее полно, на наш взгляд, рассмотрены в работах А.П. Панфиловой.

Метод кейс-стади представляет собой синергиче-скую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, в формировании эффектов умножения знания. Обучаемому в рамках данной технологии следует целиком осмыслить ситуацию, изложенную в кейсе, самому выявить проблему и вопросы, требующие решения [3, с. 43 - 44].

Таблица 1

Технологии, методы, приемы обучения, используемые в процессе работы с семиотической моделью при формировании профессиональных компетентностей бакалавров туризма

и бакалавров педагогики

Тип интеллекта (по Г. Гарднеру) Тема: «Управление туристской компанией в условиях сезонности» Тема: «Классификация орфографических упражнений»

Вербально-лингвистический Разработка тестовых заданий на основе лекционного материала по теме: «Управление туристской фирмой в условиях сезонности»; анализ периодических изданий с целью выявления способов преодоления негативных последствий сезонности, используемых в практике туристского бизнеса; дискуссия на тему: «Сезонная дифференциация цен: плюсы и минусы для различных участников туристского рынка» и т. д. Анализ текстов учебников по русскому языку с целью выявления соответствия системы орфографических упражнений этапам формирования орфографического навыка; нахождение в текстах учебников по русскому языку упражнений, направленных на формирование орфографических умений; определение видов диктантов, встречающихся в учебниках по русскому языку для начальной школы и т. д.

Логико-математический Классификация предложенных стран на основе выделяемых в них туристских сезонов; анализ цен на отели Санкт-Петербурга в различные туристские сезоны как подготовка к дискуссии по сезонной дифференциации цен; определение сроков аннуляции и размера штрафных санкций в различные туристские сезоны у отелей Санкт-Петербурга и Москвы на основе анализа их контрактов и т. д. Анализ классификации диктантов и распределение видов предложенных диктантов с учетом основания для классификации; составление памятки для учителя по нормам словарных и контрольных диктантов в начальной школе; на основе лекционного материала составление классификации различных видов списывания и т.д.

Визуально-пространственный Подбор зрительных образов и создание презентации на тему: «Сезонность в туризме»; анализ диаграмм, отражающих сезоны в туризме для различных регионов и по различным видам туризма и т.д. Подбор зрительных образов и создание презентации на тему «Виды диктантов»; подбор материала для картинного диктанта и т.д.

Телесно-кинестетический Подбор предметов, символизирующих туристские сезоны; пантомимы по проблемам, возникающим в различные туристские сезоны и т. д. Подбор предметов из школьных принадлежностей, которые можно использовать для проведения предметного диктанта и т.д.

Музыкальный Просмотр видеосюжетов о проблемах сезонности в туризме, о туристских сезонах в различных регионах и по различным видам туризма и т.д. Просмотр видеосюжетов, изображающих методику проведения диктанта и списывания в начальной школе и т.д.

Интеллект естествоиспытателя Исследование сайта туристской фирмы с целью определения применяемых ею мер по преодолению негативных последствий сезонности; создание анкеты для руководителей туристских фирм с целью выявления используемых ими мер по преодолению негативных последствий сезонности и т. д. Подбор материала из периодических изданий и Интернета о нетрадиционных видах орфографических упражнений, создание методической копилки и демонстрация ее группе и т. д.

Внутриличностный Написание эссе на тему: «Как бы я боролся с негативными последствиями сезонности, если бы был директором туристской компании» и т.д. Написание эссе на тему: «Каким орфографическим упражнениям я отдавал бы предпочтение, если бы был учителем начальной школы» и т.д.

Межличностный Дискуссия на тему: «Резервный фонд в туристской фирме: плюсы и минусы создания» и т. д. Дебаты на тему: «Списывание и диктант: плюсы и минусы использования в начальной школе» и т.д.

Экзистенциальный Подбор афоризмов о различных сезонах года для создания презентации того или иного туристского региона с учетом сезонности и т. д. Подбор материала и создание презентации на тему «Грамотность в мировом пространстве: проблемы и перспективы»

Приведем примеры ситуаций, которые можно ис- цессе обучения бакалавров туризма и бакалавров пользовать для анализа по методу кейс-стади в про- педагогики.

Тема: «Управление туристской компанией в условиях сезонности».

Описание ситуации: Турист совершил бронирование отеля на сайте туристской фирмы в высокий сезон, когда в гостиницах действуют особые условия аннуляции и штрафных санкций за отмену. Работник компании не обратил внимания на то, что в подтверждении бронирования, которое было отправлено туристу по электронной почте, указаны стандартные условия изменения брони, не учитывающие сезонность. Туристу по определенным причинам пришлось отменить поездку, и он аннулировал бронирование отеля согласно срокам, указанным в подтверждении. Однако по срокам аннуляции, принятым на тот период в гостинице, туристской фирме выставили штраф за несвоевременную отмену бронирования, который турист оплачивать отказывается, ссылаясь на информацию, предоставленную в подтверждении.

Задание: Проанализируйте ситуацию, предложите варианты ее разрешения, а также меры по предупреждению возникновения подобных ситуаций на уровне руководителя соответствующего отдела туристской фирмы.

Тема: «Методика работы над орфографическими ошибками».

Описание ситуации: ученик третьего класса общеобразовательной школы в конце первого учебного полугодия написал приведенный ниже контрольный текстовый слуховой диктант. Определите уровень грамотности выполненной работы. Если в работе имеются ошибки, исправьте их, предположите, какова их природа и дайте рекомендации по исправлению допущенных ошибок.

Диктант: К вечеру небо густо сенеть. Поваил пушистый снег. Я надел пальто и попешил на улицу. В ончном небе снежинки были особенно красивы!

Утром всталал пораньше, расчистил дорожку и побежал в школу.

Проигрывание ролей - это технология, суть которой состоит в том, чтобы воссоздать перед аудиторией правдивую управленческую или социально-психологическую ситуацию и затем дать обучаемым возможность оценить поступки и поведение участников игры - исполнителей. При «разыгрывании» ситуаций в ролях участники исполняют роль так, как сами считают нужным, самостоятельно определяя свою стратегию поведения, свой вербальный репертуар и сценарий [3, с. 43 - 44].

Приведем примеры ситуаций, которые можно использовать для проигрывания ролей с целью формирования профессиональных компетентностей у бакалавров туризма и бакалавров педагогики.

Тема: «Управление туристской компанией в условиях сезонности».

Описание ситуации: В высокий сезон турист прислал заявку с сайта туристской фирмы на бронирование отеля. В ответ ему специалисты компании прислали соглашение об оплате, в котором необхо-

димо указать персональные данные, а также данные банковской карты для оплаты забронированных услуг. Турист прислал туристской фирме заполненное соглашение, специалисты фирмы сняли по нему деньги, но в связи с перегруженностью выполняемыми ими функциями отель забронировать забыли. Так как бронирование осуществлялось в высокий сезон, свободных мест, к тому моменту как обнаружили отсутствие бронирования по соответствующему заказу, не оказалось. Турист требует предоставление заказанной и оплаченной услуги в полном объеме.

Действующие лица: турист, специалист отдела бронирования туристской фирмы и руководитель этого отдела.

Тема: «Классификация орфографических упражнений».

Описание ситуации: Ученикам начальной школы на уроке русского языка предлагается выступить в роли учителя: подготовить и провести словарный диктант для одноклассников. Дети могут работать в парах (учитель - ученик) или группах (учитель -ученики). Учитель лишь наблюдает за происходящим процессом и выступает в роли эксперта: оценивает соответствие составленного диктанта представленным в начале урока школьникам критериям, технику проведения диктанта и т.д.

Действующие лица: учитель, ученики.

Ролевая игра - это способ расширения опыта участников посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению. Основное отличие ролевых игр состоит в том, что тому, кто исполняет роль участника ситуации, наряду с ее описанием выдается инструкция, в которой предписано, как вести свою роль [3, с. 127-128]. Приведем примеры ролевых игр, которые можно использовать для формирования профессиональных компетентностей у бакалавров туризма и бакалавров педагогики.

Ролевая игра: «Техническая ошибка».

Описание ситуации: В отеле изменились сроки выставочного сезона. Руководство отеля отправило информацию об этом туристским фирмам посредством массовой рассылки через электронную почту. Туристская компания данную информацию не получила в связи с технической ошибкой в работе электронной почты и продала туристу отель по цене основного сезона. Турист оплатил бронирование отеля туристкой фирме. Гостиница выставила компании счет по ценам выставочного сезона, которые значительно превышают цены основного сезона, подтвержденные туристу.

Действующие лица: турист, руководитель отдела бронирования туристской фирмы, руководитель отдела продаж отеля.

Задание туристу: не соглашаться на доплату.

Задание руководителю отдела бронирования ту-

ристской фирмы: не потерять потенциального постоянного клиента, избежать переплаты по счету и убытков.

Задание руководителю отдела продаж отеля: не потерять постоянного партнера в лице туристской компании, придерживаться ценовой политики отеля, выработанной и одобренной руководством.

Ролевая игра: «Неожиданное начало».

Описание ситуации: Ученики третьего класса пришли на урок русского языка с урока физкультуры. Эмоциональный настрой их при этом не позволяет сосредоточиться на том, что говорит учитель. Тема урока: «Части речи».

Действующие лица: учитель, ученики.

Задание учителю: провести организационный момент, связанный с темой урока, так, чтобы настроить детей на работу.

Задание ученикам: проявлять как можно большую эмоциональную активность.

3. Учебно-профессиональная деятельность на основе использования социальной модели предполагает выполнение студентами реальных исследовательских (подготовка дипломного проекта и т. д.) или практических функций (производственная практика и т. д.).

Приведем примеры заданий, которые можно включить в программу производственной практики в рамках формирования профессиональных компе-тентностей у бакалавров туризма и бакалавров педагогики.

Тема: «Управление туристской компанией в условиях сезонности».

Задания:

- проанализировать виды туризма и регионы специализации туристской компании и на основе результатов анализа выделить ее основные туристские сезоны;

- используя информацию, полученную из различных источников (Интернет-сайт компании, беседа с

сотрудниками и т. д.), определить методы, которые использует туристская фирма для преодоления негативных последствий сезонности;

- предложить меры по усовершенствованию методов преодоления негативных последствий сезонности, используемых туристской компанией.

Тема: «Классификация орфографических упражнений».

Задания:

- на основе анализа учебников, программ и т. д. определить виды орфографических упражнений, используемых в соответствующем классе;

- используя наблюдение, выявить применяемые учителем орфографические упражнения (виды, частота включения в учебную деятельность, источники и т. д.);

- продумать меры по усовершенствованию системы орфографических упражнений, используемых учителем.

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод о том, что контекстное обучение, предполагающее постепенный переход студентов от учебной деятельности академического типа через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную к собственно профессиональной деятельности посредством использования семиотической, имитационной и социальной моделей, является необходимой составляющей формирования профессиональных компетентностей у бакалавров туризма и бакалавров педагогики и определяет его эффективность.

Литература

1. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А.А. Вербицкий. - М., 2004.

2. Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Г. Гарднер. - М., 2007.

3. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение / А.П. Панфилова. - М., 2009.

УДК 378

С.И. Гурьев

Научный руководитель: доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор А.И. Митин

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБЪЕКТОВ ОБУЧЕНИЯ

В статье обоснована необходимость использования дистанционного обучения для подготовки специалистов, от которых зависит эффективность деятельности организации. Предлагаются математические модели, составляющие процесс дистанционного обучения: модель объекта обучения, модель преподавателя, модель тестирования, модель процесса обучения, модель системы дистанционного обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дистанционное обучение, подготовка специалистов, моделирование, объект обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.