Научная статья на тему 'Использование конкретных ситуаций (case-study) в обучении профессионально-ориентированному общению на иностранном языке'

Использование конкретных ситуаций (case-study) в обучении профессионально-ориентированному общению на иностранном языке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / СИТУАТИВНО-ОБУСЛОВЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пидодня Алла Михайловна, Чуркина Анна Юрьевна

Данная статья посвящена одному из методов коммуникативной лингвистики методу кейсов. Его целью является речевое общение. Преобладание необходимости профессиональной компетенции принципиальное отличие рассматриваемого метода в обучении иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пидодня Алла Михайловна, Чуркина Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование конкретных ситуаций (case-study) в обучении профессионально-ориентированному общению на иностранном языке»

SCIENCE TIME

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ (CASE-STUDY) В ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБЩЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Пидодня Алла Михайловна, Филиал ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет », г. Сызрань

E-mail: apidodnya@mail.ru

Чуркина Анна Юрьевна, Филиал ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет», г. Сызрань

E-mail: churkina_anna@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена одному из методов коммуникативной 9 лингвистики - методу кейсов. Его целью является речевое общение. Преобладание необходимости профессиональной компетенции -принципиальное отличие рассматриваемого метода в обучении иностранному языку.

Ключевые слова: коммуникативная лингвистика, ситуативно-

обусловленное обучения речевой деятельности, интерактивные технологии, профессиональная компетенция.

В настоящее время за рубежом и в нашей стране широкое распространение получила коммуникативная лингвистика, целью которой является речевое общение. Коммуникативная лингвистика оказывает большое влияние на методику преподавания иностранных языков. В центр внимания выдвигаются такие проблемы как ситуативно-обусловленное обучение речевой деятельности, разработка коммуникативно-ориентированных упражнений, использование ролевых игр и т. д.

Игра это одно из удивительных явлений человеческой жизни. Она привлекала к себе внимание ученых и философов всех эпох. Так, например, Платон считал игру очень полезным занятием, а Аристотель рассматривал игру как источник душевного равновесия. В своей «Поэтике» он говорил о пользе словесных игр и каламбуров для развития интеллекта.

Игра универсальное средство, которое помогает сделать довольно сложный процесс обучения иностранному языку в увлекательное и любимое занятие.

148

а

Игра вовлекает в учебный процесс даже «слабого» студента, потому что в игре проявляются не только знания, но и находчивость, сообразительность. Все это иногда оказывается более важным, чем знание предмета. Атмосфера равенства и увлеченности, ощущение посильности заданий - все это дает возможность преодолеть нерешимость, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Языковой материал усваивается незаметно и появляется чувство удовлетворения. Игра универсальна еще тем, что она в разных формах и видах может применяться на любом этапе обучения.

Так, например, деловая игра органически вписывается в любую тему занятия, следует только применить творческую изобретательность и логику. Профессионально ориентированное общение на иностранном языке это цель обучения специалистов в неязыковом вузе. Легко и играючи запоминается профессиональная лексика, развивается мышление. Языковой барьер в деловой игре снижается, так как психологически обучаемые воспринимают такую форму обучения, ни так как классическое традиционное занятие. Чтобы сформировать у студентов необходимые умения и навыки в иноязычной речевой деятельности. А также лингвистическую компетенцию на уровне определенном программой и стандартом, необходима активная устная иноязычная практика для каждого участника образовательного процесса.

Основополагающей задачей подготовки студентов в современной системе высшего профессионального образования становится не только передача знаний, но и формирование компетенций. В этих условиях приобретают актуальность современные, коммуникативные технологии. В этом ряду метод кейсов можно рассматривать как неотъемлемую часть коммуникативной методики преподавания иностранного языка.

Технология кейс-стади - инновационный метод. Он помогает участникам выйти на качественно новый виток мышления. В нашей реальной жизни задачи и проблемы не имеют четких границ, информации слишком много, тот, кто никогда раньше не сталкивался с подобными задачами, приходится очень трудно. Технология «кейс-стади» способствует снятию или уменьшению этих трудностей. Предполагается 2 этапа: подготовительный и этап проведения.

Первый этап - это подготовка кейса. Формулируется или записывается задание (ситуация). Потом определяются вопросы, на которые участникам, после анализа ситуации, следует дать ответ.

Второй этап - работа с кейсом на занятии. Здесь происходит разбивка участников на группы, работа каждой группы с материалом, обсуждение его и принятие общего решения. Далее следует итоговая презентация результатов.

Материалы, которые выдаются группам, имеют одну и ту же форму, но различаются содержанием.

14 9

Кейс-метод - это деловая игра в миниатюре, это сочетание профессиональной деятельности с игровой. Суть этой технологии состоит в том, что материал преподносится в виде макропроблем, а знания приобретаются в результате активной исследовательской и креативной деятельности по разработке решений. Благодаря вовлеченности в обсуждение реальной жизненной ситуации участники оказываются в активной позиции. Активизируются мыслительные процессы, активизируются тематическая лексика, подыскиваются синонимы тех лексических единиц, которые какое-то время находились в пассивном использовании. Участники имеют дело с конкретными, а не придуманными фактами и событиями. В такой методике группа играет важную роль, потому что идеи и решения, которые вырабатываются в процессе обсуждения являются плодом совместной работы. Организация изучения конкретных ситуаций может иметь несколько вариантов. Они предполагают, что участникам предоставляется время для ознакомления с изучаемыми фактами. Материалы для такого вида работы могут быть представлены в разных вариантах:

- классический развернутый (гарвардский) вариант;

- сокращенный вариант;

- случай из жизни;

- фильм или видеоматериал;

- случай, предложенный участником;

- анализ принятого в какой-то ситуации решения.

Группе предлагаются факты, происходит обсуждение. Следует ограничить время. Обсуждение может начаться в малых группах, а потом вовлечь всех в общегрупповую дискуссию. Можно рассматривать несколько ситуаций, если обстоятельства дела похожие. Само изучение ситуаций предполагает возможность применения других методов, например, мозгового штурма.

Кейс метод помогает решать ряд важнейших задач. Во-первых, ситуативное изучение помогает создать языковую среду и потребность в использовании иностранного языка. Во-вторых, он помогает развить навыки чтения, говорения и аудирования, письма (если конечный результат должен быть представлен в письменном виде). В-третьих, с помощью этого метода формируются навыки деловой коммуникации, т.е. аргументированная дискуссия, анализ, планирование, презентация.

Существует три главных варианта применения метода кейсов:

- диагностика проблемы;

- диагностика одной или нескольких проблем и выработка методов их решения;

- оценка предпринятых действий по решению проблемы и их последствий.

Решение по поводу того, следует включать в метод кейсов одну задачу или

15 0

несколько задач, можно принять только когда преподаватель выберет подходящий вариант применения. Метод будет применяться в зависимости от сложности задач. Это может быть короткое упражнение на 30-60 минут, или в более развернутом виде. Вокруг исследования какой-нибудь важной ситуации может быть выстроен целый курс на несколько дней. В ходе его изучения происходит овладение новой лексикой, идиомами, новыми синтаксическими структурами. Профессиональное знание и уверенность в способности положительно решить проблему, стоящую перед группой, являются дополнительным стимулом для овладения коммуникативными умениями на иностранном языке.

Для любого варианта обучение проводится через подачу информации в виде проблемы или нескольких проблем. Такая информация может быть предъявлена в виде сообщения или как видео, или как показ слайдов. Участники начинают процесс анализа данных и дальнейшую их детализацию, как только они получают их для проверки.

Метод анализа кейсов состоит в том, что участникам предлагается письменно или устно определенный случай из практики (казус). Описывается он коротко, обычно в несколько строк. Например, раскрывается сущность конфликта или проблемы со схематичным обозначением обстоятельств («вот что случилось...»).

В учебный процесс можно включить микроситуации типа: «Ваши

действия?», которые требуют от участников самостоятельных выводов и обобщений, заостряет их внимание на изучаемом материале. В беседу участников позволяет вовлечь как раз метод кейсов через прямое общение, например, «Как бы Вы поступили в этом случае?», «Что Вы думаете по этому поводу?», «Какое решение Вы примете?» и т.д. Таким способом можно выяснить мнение отдельных участников, активно работающих на занятиях, так и для вовлечения в дискуссию тех, кто предпочитает отсидеться молча.

Для работы с кейсом участникам - студентам рекомендуется:

- внимательно ознакомиться с условиями кейса, выделить ключевые моменты, отсекая намеренно избыточную информацию;

- сформулировать и проанализировать проблемы, имеющиеся в кейсе;

- осуществить поиск необходимых сведений;

- следить за временем;

- распределить функции участников, где каждый участник должен проявить

себя.

- фиксировать и поддерживать идеи, полученные «мозговым штурмом»;

- выработать единую позицию в группе;

- оформить результаты;

- сделать их презентацию.

15 1

Принципиальное отличие метода кейсов от других интерактивных технологий активизации учебного процесса в том, что здесь преобладает необходимость профессиональной компетенции.

Реальная практика - вот источник учебных кейсов. Микроситуации, которые разбираются на занятиях, могут относиться к любому кругу проблем для решения которых нужна активность, находчивость и смекалка.

От того, как умело преподаватель организует групповую работу, зависит эффективность занятия с использованием кейс-технологии. Данная интерактивная технология обучения на основе реальных ситуаций имеет огромные перспективы в профессиональной подготовке будущих специалистов.

Литература :

1. Плужникова Ю.А. К проблеме моделирования процесса формирования коммуникативной компетентности студентов технического вуза. Коломна: КГПИ, 2008. - с.405-409.

2. Евдокимова М.Г. Система обучения иностранным языкам на основе ° информационно-коммуникативной технологии. Авторефер. дис. д-ра пед.наук. -

М. 2007. - 49 с.

3. Кларит М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). - Рига: ЮПЦ «Эксперимент», 1995.

15 2

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.