Научная статья на тему 'Использование компьютерных технологий и методов обучения в преподавании гуманитарных дисциплин'

Использование компьютерных технологий и методов обучения в преподавании гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
899
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛЕКЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЕ ТЕСТЫ / COMPUTER TECHNOLOGIES / INNOVATION TECHNOLOGIES / MULTIMEDIUM TECHNOLOGY / PROJECT TUITION / LECTURE / TUITION TESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерматов Шавкатджон Мамаджонович, Гафорова Матлуба Султонджоновна

В статье рассматриваются проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в рамках вузовской программы. Внимание уделяется внедрению мультимедийных технологий в процесс обучения.Рассматриваются формы и методы работы с использованием элементов компьютерных технологий на уроке (программ Power Point, тестовых оболочек, проектной деятельности и т.п.). Прослеживается необходимость и эффективность их использования в практике преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шерматов Шавкатджон Мамаджонович, Гафорова Матлуба Султонджоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Utilization of Computer Technologies and Methods of Tuition Concerned with the Humanities

The authors dwell on the issue concerned with the teaching of the Humanities in the frames of the higher school syllabus. Attention is paid to an inculcation of multimedium technologies into the process of tuition. They consider the forms and methods of work with utilization of the elements of computer technologies at the classes (Power Point syllabus, test components, project activity and etc.) The necessity and effectiveness of their usage in teaching practice is in the centre of consideration.

Текст научной работы на тему «Использование компьютерных технологий и методов обучения в преподавании гуманитарных дисциплин»

Шерматов Шавкатджон Мамаджонович,

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математических методов в экономике ТГУПБП Гафорова Матлуба Султонджоновна, преподаватель кафедры математических методов в экономике ТГУПБП

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И

МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ

ДИСЦИПЛИН

С 1991 года наша система образования на пути своего становления прошла довольно много этапов. Не секрет, что современная методическая наука шагнула далеко вперед по сравнению с классической методикой, до сих пор употребляемой нами в подготовке педагога к учебному процессу. Здесь имеется в виду как подготовка студентов высших учебных заведений к педагогической деятельности, так и подготовка преподавателя непосредственно к конкретному уроку. Всё это вызвано стремительно изменяющимся миром, основанным на внедрении инновационных моделей.

Без инновации очень сложно придумать что-то новое в подаче материала школьникам и студентам. Современная методика предлагает нам инновационные формы, тесно связанные с передовыми достижениями технического процесса.

В данной статье анализировались все инновационные методические подходы и методы обучения в рамках развития системы современного образования. Поэтому нами сделана попытка акцентировать внимание на тех формах и методах работы, которые тесно связаны с внедрением технических средств обучения на примере компьютерных технологий.

Наша цель - проанализировать существующие формы работы с использованием компьютерных технологий, определить эффективность или неэффективность их применения, обозначить проблемы, стоящие перед преподавателем, использующим данную технологию.

Актуальность работы заключается в том, что давно уже возникла необходимость анализа внедрения компьютерных технологий в процесс преподавания гуманитарных дисциплин. Ведь использование данной технологии

сопряжено с целым рядом не разрешенных законодательством вопросов. С повышением уровня подготовки преподавателя к внедрению инновационной технологии, потребность ведения педагогической работы, а также в системе образования стали более разнообразными формы работы с аудиторией, формы подачи материалов. Известно, что образование начинается со школы, и именно в этой форме учебного процесса закладывается тот базис знаний, которым человек будет оперировать на протяжении всей последующей жизни. Поэтому очень важно с первых этапов обучения строить занятие так, чтобы оно было не только интересно обучаемым, но и нёсло в себе обилие подачи материала для получения прогрессивных знаний. В связи с большим количеством информационных потоков сложнее становится преподавание гуманитарных дисциплин, особенно истории таджикского народа, истории Таджикистана в годы независимости, истории таджикской дипломатии, а также спецкурсов по этой проблематике. Не секрет, что гуманитарным дисциплинам выделяется меньше часов по сравнению с точными науками. В связи с этим, основная тяжесть внедрения основ этих наук ложится на плечи ведущего преподавателя.

Обучающий должен не только хорошо знать методику применения той или иной технологии, но и сам участвовать в разработке методической базы для конкретной темы или занятия. Наиболее удачной современной технологией мы считаем компьютерную технологию. Ее инновационная основа включает в себя целый ряд направлений: информационное, проектное, продуктивно - творческое. Её применение позволяет преподавателю развивать самообразовательную и саморазвивающую, исследовательскую, продуктивную, творческую, коммуникативную, социальную и ряд других компетентностей в обучении независимо от уровня подготовки слушателей. Если разобраться детально, что несет в себе каждое из заявленных направлений и как оно реализуется в практике их применения в рамках условий обучения в вузах, очевидно, что под воздействием информационных технологий происходит становление новых форм обучения, изменение их средств и методов. В итоге новые модели обучения и методологические алгоритмы обучения являются необходимыми условиями достижения полноты и стабильности использования информационных технологий.

Инновационные информационные технологии изменяют ядро образования, доминантой которого становится взаимодействие и сотрудничество, они органически соединяют информационную и развивающую модели образования. Применение информационных технологий на уроках гуманитарных дисциплин позволяет . построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому студенту собственную траекторию обучения: мотивировать самообразовательную деятельность студентов;

. коренным образом изменить организацию процесса обучения студента, формируя у него системное мышление;

рационально организовать познавательную деятельность в ходе учебновоспитательного процесса;

использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

. изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и поликультурных систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.

Проектное обучение также, кроме всех этих, позволяет мотивировать самообразовательную и исследовательскую деятельность студентов, позволяет решать задачи формирования у них творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности обучающихся. В применении компьютерных технологий на занятии большую роль играет развитие продуктивных творческих навыков. Заменяя целый ряд технических обучающих средств (кинофрагменты, диафильмы, карты и др.), компьютерная технология позволяет в рамках одной творческой работы соединить тенденции разных видов искусства, позволяет реализоваться способностям каждого студента в той или иной области. Кроме этого, компьютерные методы подачи материала позволяют провести более полную рефлексию студентов в собственной деятельности, активизирует её восприятие. Любой преподаватель в практике каждодневной работы всегда сам выбирает те формы, технологии и методы, которые ему близки и доступны. Использование их он считает наиболее эффективным для достижения результатов обучения.

Наиболее удобной формой, связанной с внедрением компьютерных технологий, является сложившаяся форма «урока-лекции». Такая лекция с использованием компьютерных технологий имеет ряд преимуществ: во- первых, излагаемый в рамках лекции материал будет максимально насыщен демонстрационными элементами (иллюстрациями, портретами, отрывками из видеоматериалов, звуковыми файлами, слайдами и т.д.), а это позволяет повысить познавательный интерес студентов, так как в процессе подачи материала педагог постоянно фиксирует внимание обучаемых на экране мультимедийной доски или проектора. , Лекция преподавателя, который обладает навыками использования информационных технологий, всегда четко продумана и не позволяет отвлечений на побочные темы, так как будет полностью регламентирован заранее подобранной и демонстрируемой на уроке наглядностью.

Такая лекция позволяет глубоко воздействовать на все виды памяти студентов, поскольку воспринимается зрительными, слуховыми, визуаль-

ными образами. Однако, несмотря на ряд преимуществ этой формы, возникает и недостаток, избежать который преподаватель обязан, заранее продумав форму деятельности со студентами во время работы над новым материалом.

При чтении лекции, построенной с применением компьютерной технологии, возможна фиксация внимания на определенных слайдах, демонстрируемых преподавателем, и записи информации, на них помещенной. Все это должно быть заранее внесено в координационные карты. Обычно в конце занятия подобные карты проверяются преподавателем, делается анализ деятельности студентов во время прослушивания лекции.

Подводя итоги, можно определить те виды работы с применением компьютерной технологии, которые возможны на уроках литературы: озвучивание фрагментов из видеоматериалов, анализ поступков героев с формулированием собственного отношения к ним, демонстрация таблиц, анализ композиции произведения, пересказ эпизодов произведений по теме и многое другое.

Уроки истории в этом отношении имеют новую ориентацию.

Во-первых, на этом занятии необходимо использовать в кабинете как минимум мультимедийную доску. С другой стороны, урок нельзя построить без постоянного контроля над деятельностью студентов. Во-вторых, занятия по истории должны быть комбинированными: на доске могут появляться задания, варианты их проверки, опорные конспекты, демонстрационные материалы, ситуации для комментирования или создания диалога. При этом надо создать возможности, чтобы студенты могли писать.

На занятиях по истории и другим гуманитарным дисциплинам мы считаем необходимым применение проверочных или обучающих тестов, разработанных на основе компьютерных возможностей. Такие тесты надо построить таким образом, что каждый студент видел на экране свой индивидуальный вопрос. А это исключает возможность списывания ответа у своего соседа.

Время ответа регламентируется компьютером, и это значительно ускоряет проведение теста.. По окончании тестирования или по истечении предусмотренного в программе времени, студент сразу видит на экране результат: либо оценку, если это занятие, либо количество набранных баллов с указанием максимально возможного их количества. Кроме этого, на экране высвечиваются также номера вопросов, на которые студент дал неверные ответы, что необходимо для последующего анализа и разбора теста.

Все описываемые виды работы педагога могут быть включены в электронные учебники или дистанционные курсы для студентов, работающих по индивидуальному образовательному маршруту на расстоянии. Такие

инновационные формы обучения может разработать каждый преподаватель применительно к определенной теме. Этим педагог успешно достигает цели, которую он перед собой поставил. Максимально эффективна и проектная технология, напрямую связанная с внедрением элементов компьютерной технологии, поскольку любой проект ориентируется на целый ряд требований, которые развивают не только исследовательскую, но и продуктивную творческую и информационную компетенции. В процессе работы педагог заранее определяет студентам актуальные для них проблемы, над которыми в течение определенного времени, индивидуально или в группе, будут работать обучаемые. На этом этапе формируется умение выявлять проблемы в различных областях знаний. Грамотная постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования. Выполнение проекта должно быть в соответствии с поставленными задачами.

У студентов развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с разного рода историческими объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать историковедческие процессы. Этот этап дает возможность преподавателю выработать у обучаемых умение делать аргументированные выводы, обрабатывать данные работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве с аудиторией.

Подготовка защиты работы.

При широких возможностях компьютерной технологии студенты самостоятельно готовят презентацию своего проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивают систему доказательств. Презентация проекта.

Данный этап имеет цели: представить результат своей деятельности;

- довести до общественности, презентовать объект или личность;

- поставить проблему и найти способы ее решения;

- доказать правильность решений, что позволяет развивать у студентов умение владеть искусством и культурой коммуникации. Велика роль компьютерных технологий в развитии продуктивной творческой компетентности студентов. Здесь имеется виду не только ранее представленная проектная технология, которая, несомненно, содержит в себе творческий элемент, но и те виды работы, которые традиционно не воспринимаются в техническом ракурсе. К ним относятся: компьютерный рисунок, моделирование объекта (исторических мест, где происходят исторические события, памятники материальной культуры, результаты археологических раскопок, музейные ценности и многое другое).

В рамках одной статьи мы не можем полностью проанализировать все виды работы с использованием компьютерной технологии в процессе преподавания исторических дисциплин. Далее хочется отметить, что компьютер настолько прочно вошел в систему образования, что было бы ошибкой отказываться от возможностей инновационной технологии, что обеспечивает педагогу и слушателю эффективность усвоения преподносимого материала.

Список литературы:

1. Мамукина, Г. Е. Создание мультимедийного проекта. -М.:Наука, 2002. - 186 с.

2. Хисметов Р.В. Применение рейтинговой оценки знаний // Специалист. -1996. - №10.

3. Чистохвалов В. Кредитные единицы входят в отечественную высшую школу // Высшее образование в России. - 2004. - №4.

4. Чучалин А., Боев О. Кредитно-рейтинговая система // Высшее образование в России. - 2004. - №3.

Ш.М. Шерматов, М. С. Гафорова

Использование компьютерных технологий и методов обучения в преподавании

гуманитарных дисциплин

Ключевые слова: компьютерные технологии, инновационные технологии, мультимедийная технология, проектное обучение, лекция, обучающие тесты.

В статье рассматриваются проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в рамках вузовской программы. Внимание уделяется внедрению мультимедийных технологий в процесс обучения.Рассматриваются формы и методы работы с использованием элементов компьютерных технологий на уроке (программ Power Point, тестовых оболочек, проектной деятельности и т.п.).

Прослеживается необходимость и эффективность их использования в практике преподавателя.

Sh.M. Shermatov, M. S. Gaforova

Utilization of Computer Technologies and Methods of Tuition Concerned with the

Humanities

Key words: computer technologies, innovation technologies, multimedium technology, project tuition, lecture, tuition tests

The authors dwell on the issue concerned with the teaching of the Humanities in the frames of the higher school syllabus. Attention is paid to an inculcation of multimedium technologies into the process of tuition. They consider the forms and methods of work with utilization of the elements of computer technologies at the classes (Power Point syllabus, test components, project activity and etc.)

The necessity and effectiveness of their usage in teaching practice is in the centre of consideration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.