Научная статья на тему 'Использование компьютерных программных продуктов в процессе подготовки будущих учителей математики'

Использование компьютерных программных продуктов в процессе подготовки будущих учителей математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPUTER SOFTWARE PRODUCTS USED IN STUDYING MATHEMATICAL DISCIPLINES / MATHCAD / MAPLE / MATHEMATICA / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ / КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денилханова Х.Я.

В статье показаны возможности компьютерных программных продуктов в процессе подготовки будущих учителей математики. Автор анализирует дидактические возможности наиболее распространённых программных продуктов, которые используются в процессе изучения математических дисциплин: Scilab, MathCAD, Maple, Mathematica и др. Автор приходит к выводу, что использование компьютерных программных продуктов в процессе обучения студентов математиков, не должно носить эпизодический характер, компьютерные программные продукты следует использовать для непосредственного решения задач и для объяснения теоретического материала. Использование компьютерных программных продуктов должно быть обоснованным и понятным студентам, вызывать у них положительную мотивацию к обучению, интерес к математике и собственно компьютерным программным продуктам, а так же возможности их эффективного применения в будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денилханова Х.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF COMPUTER SOFTWARE IN THE EDUCATION OF FUTURE MATHEMATICS TEACHERS

The article shows possibilities of computer software products in the process of teaching future teachers of mathematics. The author examines the didactic potential of the most common software products, used in the process of studying mathematical disciplines: Scilab, MathCAD, Maple, Mathematica, etc. the Author concludes that the use of computer software in teaching mathematics to students should not be episodic in nature, computer software products should be used for solving immediate problem and for explanation of theoretical material. The use of computer software should be justified and understandable to the students, to inspire their positive motivation to learn, to stimulate interest in mathematics and computer software products, and their effective use in the future professional activity.

Текст научной работы на тему «Использование компьютерных программных продуктов в процессе подготовки будущих учителей математики»

«авторство», с точки зрения М.М. Бахтина, невозможно для человека в одиночку, необходимо общение, диалог. При этом диалогическое общение характеризуется, прежде всего, интеграцией духовых ценностей, скрепляемых духовными чувствами и открытостью собеседников. Именно духовность помогает преодолеть внутренние барьеры, освободиться от масок, ролей, аутизма, логизма и обеспечить атмосферу межличностной безопасности, необходимую для ситуации выбора.

Сегодня для всего педагогического сообщества стало очевидным, что целью качественного образования является умение педагога научить ребенка мыслить, а это возможно лишь в диалоговом режиме, через «вопрошание», которое способствует формированию личностного знания [3].

Интерес к проблеме самоопределения вызван и тем, что 01 сентября 2016 года вступает в силу федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, который, на наш взгляд, потребует от педагога умения пользоваться принципом самоопределения в профессиональных и личностных ценностях, постоянно взаимодействующих, и выступающих как основы ориентации сознания и поведения педагога, как источник и результат его профессионального совершенствования. Через

Библиографический список

деятельностный и диференцированный подходы, положенные в основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ, педагогу необходимо и привнести, и донести собственные ценности в образовательный процесс для формирования ценностно-смысловых компетенций, способствующих социализации, самореализации, самоопределения обучающихся, особенно детям с ОВЗ. Полагаем, что самоопределение педагога, а это не что иное, как свободное волеизъявление в выборе жизненных ценностей, определение своего места в обществе, образе жизни и видов деятельности, утверждение собственной позиции в проблемных ситуациях в максимальной степени будут влиять на формирование экзистенциальных потребностей и жизненных компетенций его учеников. И в данном контексте процитируем авторов учебного пособия «Педагогика понимания»: «В обучении учатся оба, создавая себя и друг друга» [3, с. 101].

Завершая статью, но, не ставя точку, подведём некоторые итоги. Как заметил Ю.В. Сенько, «в школе (да и в жизни) всё начинается с учителя, значит, и с наших учительских вопросов, выбора и понимания собственной педагогической позиции» [3, с. 146] и, наверное, самоопределение педагога как процесс непрерывной организации и творческого поиска себя, есть бесконечные ответы и вопросы.

1. Бердяев Н.А. Самопознание. Москва, 1991.

2. Колпакова Н.В. Развитие личности в образовательном пространстве. Бийск, 2011.

3. Сенько Ю.В., Фроловская М.Н. Педагогика понимания. Москва, 2007.

4. Сухобская Г.С. Ориентация андрагогов на новые ценности в образовании. Андрогог в открытом обществе: международный научно-практический семинар. Санкт-Петербург - Иркутск, 2001.

5. Ильенков Э.В. Философия и культура. Москва, 1991.

6. Бубер М. Я и Ты. Москва, 1993.

7. Фром Э. Искусство любви. Минск, 1990.

References

1. Berdyaev N.A. Samopoznanie. Moskva, 1991.

2. Kolpakova N.V. Razvitie lichnosti vobrazovatel'nom prostranstve. Bijsk, 2011.

3. Sen'ko Yu.V., Frolovskaya M.N. Pedagogika ponimaniya. Moskva, 2007.

4. Suhobskaya G.S. Orientaciya andragogov na novye cennosti v obrazovanii. Androgog v otkrytom obschestve: mezhdunarodnyj nauchno-prakticheskij seminar. Sankt-Peterburg - Irkutsk, 2001.

5. Il'enkov 'E.V. Filosofiya ikul'tura. Moskva, 1991.

6. Buber M. Ya i Ty. Moskva, 1993.

7. From 'E. Iskusstvo lyubvi. Minsk, 1990.

Статья поступила в редакцию 01.12.15

УДК 378

Demilhanova H.Ya., senior teacher, Department of Information Technologies and Applied Informatics, Chechen State

Pedagogical University (Grozny, Russia), Е-mail: eliza-ta@mail.ru

THE USE OF COMPUTER SOFTWARE IN THE EDUCATION OF FUTURE MATHEMATICS TEACHERS. The article shows possibilities of computer software products in the process of teaching future teachers of mathematics. The author examines the didactic potential of the most common software products, used in the process of studying mathematical disciplines: Scilab, MathCAD, Maple, Mathematica, etc. the Author concludes that the use of computer software in teaching mathematics to students should not be episodic in nature, computer software products should be used for solving immediate problem and for explanation of theoretical material. The use of computer software should be justified and understandable to the students, to inspire their positive motivation to learn, to stimulate interest in mathematics and computer software products, and their effective use in the future professional activity.

Key words: computer software products used in studying mathematical disciplines, MathCAD, Maple, Mathematica.

Х.Я. Денилханова, ст. преп. каф. информационных технологий и прикладной информатики, Чеченский

государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: eliza-ta@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

В статье показаны возможности компьютерных программных продуктов в процессе подготовки будущих учителей математики. Автор анализирует дидактические возможности наиболее распространённых программных продуктов, которые используются в процессе изучения математических дисциплин: Scilab, MathCAD, Maple, Mathematica и др. Автор приходит к выводу, что использование компьютерных программных продуктов в процессе обучения студентов - математиков, не должно носить эпизодический характер, компьютерные программные продукты следует использовать для непосредственного решения задач и для объяснения теоретического материала. Использование компьютерных программных продуктов должно быть обоснованным и понятным студентам, вызывать у них положительную мотивацию к обучению, интерес к математике и собственно компьютерным программным продуктам, а так же возможности их эффективного применения в будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: компьютерные программные продукты, которые используются в процессе изучения математических дисциплин, MathCAD, Maple, Mathematica.

На современном этапе развития отечественного образования у каждого учителя-предметника имеется целый арсенал компьютерных программных продуктов, которые могут реализовать различные образовательные потребности учащихся.

Среди самых распространённых программных продуктов можно выделить: программы-тренажеры, электронные дидактические игры, диалоговые обучающие системы, тестирующие программы, электронные справочники и др.

Математика является такой предметной областью, в которой применение компьютерных программных средств представляется в высшей степени перспективным. Исследователь В.П. Дьяконов условно разделяет компьютерные программные продукты, применяемые в математике, на семь основных классов: табличные процессоры, матричные системы, системы для численных расчётов, системы для специальных расчётов, системы для статистических расчётов, системы для аналитических расчётов (компьютерной алгебры), универсальные системы [1].

В настоящее время широкую известность получили следующие компьютерные программные продукты, применяемые в математике:

Scilab - свободно распространяемая система компьютерной математики. Scilab предназначена для выполнения инженерных и научных вычислений. По своим возможностям пакет Scilab сопоставим с известной математической системой MathCAD, а по своему интерфейсу похож на пакет MatLab. Язык Scilab допускает расширение посредством определения пользовательских типов данных с возможностью перегрузки стандартных операций (таких как арифметические операции, операции сравнения и т. д.). Пользователи Scilab могут разрабатывать собственные модули для решения конкретных задач. Scilab предлагает множество графических функций, в том числе для построения двумерных и трехмерных графиков.

Maple - это мощная вычислительная система, предназначенная для выполнения сложных вычислительных проектов как

аналитическими, так и численными методами. Maple содержит поверенные, надёжные и эффективные символьные и численные алгоритмы для решения огромного спектра математических задач.

Mathematica - это одна из универсальных математических систем, которая дает возможность решать большое количество, весьма сложных задач, не вдаваясь в сложности программирования. В ряду себе подобных Mathematica является одной из самых мощных и детально разработанных. С ее помощью легко осуществляются численные и символьные вычисления. Сильной стороной системы, выгодно отличающей её от остальных, является двух и трехмерная графика, применяемая для визуализации кривых и поверхностей в трехмерном пространстве.

MatLab имеет широкий спектр применений, включая цифровую обработку сигналов и изображений, проектирование систем управления, естественные науки, финансы и экономику, а также приборостроение. Открытая архитектура позволяет легко

использовать MatLab и сопутствующие продукты для исследования данных и быстрого создания конкурентоспособных пользовательских инструментов.

Основные функции: быстрые и точные численные алгоритмы; графика для анализа и отображения данных; интерактивный язык и среда программирования; инструменты для настройки пользовательских интерфейсов; интерфейсы с внешними языками, такими как С, С++, Fortran и Java.

MathCAD - это многофункциональная интерактивная вычислительная система, позволяющая, благодаря встроенным алгоритмам, решать аналитически и численно большое количество математических задач, не прибегая к программированию. Рабочий документ MathCAD - электронная книга с живыми формулами, вычисления в которой производятся автоматически в том порядке, в котором записаны выражения. С помощью эффективной среды решения задач программы MathCAD можно выполнять работу и демонстрировать результаты в одном и том же документе - на рабочей странице MathCAD.

Maxima - это система компьютерной математики, которая предназначена для выполнения математических расчётов (как в символьном, так и в численном виде). В системе имеется большое количество встроенных команд и функций, а также возможность создавать новые функции пользователя. Система имеет свой собственный язык. Она также имеет встроенный язык программирования высокого уровня, что говорит о возможности решения новых задач и возможности создания отдельных модулей и подключения их к системе для решения определённого круга задач. Спектр её возможностей очень широк [1].

В настоящее время компьютерные программные продукты, применяемые в математике, приобретают все большую известность, и все чаще используются в обучении. Рассмотрим основные исследования, посвящённые использованию компьютерных программных продуктов в процессе преподавания математики в вузе (табл. 1):

Ряд авторов предлагает более активно использовать компьютерные программные продукты (MathCAD, Derive, Maple, Mathematica, MatLAB) для их теоретического освоения и формирования опыта работы в данных программах в курсе изучения дисциплины «Информационные технологии в математике».

Существуют задачи, требующих больших математических выкладок, в ходе которых легко допустить ошибку, если метод решения не является объектом изучения, то применение компьютерных программ в этих случаях является вполне обоснованным. Использование компьютерных программ позволит значительно сократить время на выполнение сложных математических выкладок и представить результаты в требуемом виде (формула, график, таблица), что позволит уделить больше времени на осмысление содержания задачи и анализа полученных результатов. У.В. Плясунова называет такие задачи компьютерно-ориентированными.

Таблица 1

Исследования, посвященные использованию компьютерных программных продуктов в процессе преподавания математики в вузе

№ Автор Содержание исследования

1. И.В. Беленкова Разработала методику использования программы MathCAD в рамках курса «Численные методы» при профессиональной подготовке студентов педагогического вуза.

2. Б.В. Клименко Разработана методика использования СКМ Maple, MathCAD на лекционных занятиях с целью демонстрации различных графиков и выполнения математических расчётов в технических вузах.

3. С.А. Дьяченко Разработана методика использования Mathematica на лабораторных работах при изучении курса высшей математики в вузе.

4. Т. В. Капустина Разработана теория и практика создания и использования Mathematica при преподавании математических дисциплин (на примере курса дифференциальной геометрии) в педагогическом вузе.

5. У.В. Плясунова разработала лабораторный практикум с применением MathCAD в обучении математике студентов педагогических вузов.

6. А.С. Безручко Разработала методику обучения решению дифференциальных уравнений будущих учителей математики, основанную на использовании информационных технологий.

Таблица 2

Преимущества применения МА^АВ и других компьютерных продуктов в процессе обучения математике в вузе

№ Различные аспекты Их содержание

1. Психологический Данные программные средства увеличивают наглядность при изучении курса математики, что положительным образом сказывается на мотивации обучающихся.

2. Педагогический Данные программы направлены на решение различного рода математических задач и отвечают направленности обучения в вузе, способствуют правильному представлению о способах обработки математической информации в современном мире.

3. Методический Благодаря реализации наглядности в обучении данные программы способствуют лучшему усвоению материала. Задачи, которые предполагается решать с помощью данных программ, отобраны с точки зрения необходимости применения данных средств в обучении

4. Организационный Использование данных программ предполагается во второй части лабораторно-практическо-го занятия, поскольку решение с помощью данных программ не занимает много времени, то любой учащийся справится с поставленными на занятии заданиями

Рассмотрим основные преимущества применения МА"^АВ и других компьютерных продуктов в процессе обучения математике в вузе.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что использование компьютерных программных продуктов в процессе обучения студентов-математиков, не должно носить эпизодический характер, данные программы должны использоваться студентами и преподавателем систематически в ходе аудиторной и внеаудиторной работ. Исследователи предлагают [6 и др.] в качестве основной формы обучения использовать лабораторно-практические заня-

Библиографический список

тия, в ходе которых происходит сочетание обучения без использования компьютера и обучения с применением компьютерных программ. При этом компьютерные программные продукты следует использовать для непосредственного решения задач и для объяснения теоретического материала. Использование компьютерных программных продуктов должно быть обоснованным и понятным студентам, вызывать у них положительную мотивацию к обучению, интерес к математике и собственно компьютерным программным продуктам, а так же возможности их эффективного применения в будущей профессиональной деятельности.

1. Дьяконов В.П. Справочник по Mathcad PLUS 6.0 PRO. Москва, 1997.

2. Беленкова И.В. Методика использования математических пакетов в профессиональной подготовке студентов вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2004.

3. Клименко Е.В. Интенсификация обучения математике студентов технических вузов посредством использования новых информационных технологий. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Саранск, 1999.

4. Дьяченко С.А. Использование интегрированной символьной системы Mathematica при изучении курса высшей математики в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Орел, 2000.

5. Капустина Т.В. Теория и практика создания и использования в педагогическом вузе новых информационных технологий на основе компьютерной системы Mathematica (физико-математический факультет). Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2001.

6. Плясунова У.В. Использование компьютерных математических систем в обучении математике студентов специальности «Информатика» педагогических вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ярославль, 2004.

7. Безручко А.С. Методика обучения решению дифференциальных уравнений будущих учителей математики, основанная на использовании информационных технологий. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2014.

References

1. D'yakonov V.P. Spravochnik po Mathcad PLUS 6.0 PRO. Moskva, 1997.

2. Belenkova I.V. Metodika ispol'zovaniya matematicheskih paketov vprofessional'nojpodgotovke studentov vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2004.

3. Klimenko E.V. Intensifikaciya obucheniya matematike studentov tehnicheskih vuzov posredstvom ispol'zovaniya novyh informacionnyh tehnologij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Saransk, 1999.

4. D'yachenko S.A. Ispol'zovanie integrirovannojsimvol'nojsistemy Mathematica priizucheniikursa vysshejmatematiki v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orel, 2000.

5. Kapustina T.V. Teoriya i praktika sozdaniya i ispol'zovaniya v pedagogicheskom vuze novyh informacionnyh tehnologij na osnove komp'yuternoj sistemy Mathematica (fiziko-matematicheskij fakul'tet). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2001.

6. Plyasunova U.V. Ispol'zovanie komp'yuternyh matematicheskih sistem v obuchenii matematike studentov special'nosti «Informatika» pedagogicheskih vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2004.

7. Bezruchko A.S. Metodika obucheniya resheniyu differencial'nyh uravnenij buduschih uchitelej matematiki, osnovannaya na ispol'zovanii informacionnyh tehnologij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2014.

Статья поступила в редакцию 07.12.15

УДК 378

Dudysheva Ye.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Physics and Computer Science, Altai

State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin (Biysk, Russia), Е-mail: dudysheva@yandex.ru

Solnyshkova O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Surveying Engineering, Novosibirsk State Architecture

and Engineering University (Novosibirsk, Russia), Е-mail: o_sonen@mail.ru

FORMATION OF ELEMENTS OF ENGINEERING STUDENTS' BUSINESS COMMUNICATION IN DESIGNING AND USE OF INTERACTIVE ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES. The article considers concepts associated with innovative activity in the educational process of higher education. The paper describes the prerequisites for the formation of skills of business communication students of engineering directions used in professional innovation. The experience of the creative workshop based on the Novosibirsk State Architecture and Engineering University for the designing and use of interactive electronic educational resources in the study of engineering geodesy is described. The paper presents stages of formation of skills of business communication in the process of co-creation of interactive electronic educational resources. The authors suggest the development of the elements of effective organization of business communication among students in designing and use of interactive electronic educational resources in the framework of the students' creative workshop.

Key words: engineering education, innovative activity, business communication, students' projects, interactive technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.