Научная статья на тему 'Использование компьютерной программы Bluff Titler в образовательном процессе'

Использование компьютерной программы Bluff Titler в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ФГОС / BLUFF TITLER / METHOD OF PROJECTS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лощагин Олег Владимирович

В статье обобщен практический опыт применения современного программного обеспечения, позволяющего имитировать профессиональные телевизионные студии, для организации учебных проектов в свете новых федеральных государственных образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article summarizes practical experience in the application of modern software which makes it possible to simulate a professional television studio, to organize training projects in the framework of the new federal state educational standards

Текст научной работы на тему «Использование компьютерной программы Bluff Titler в образовательном процессе»

О. В. Лощагин

(Санкт-Петербург)

Использование компьютерной программы Bluff Titler

в образовательном процессе

В статье обобщен практический опыт применения современного программного обеспечения, позволяющего имитировать профессиональные телевизионные студии, для организации учебных проектов в свете новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Одним из актуальных направлений научно-методической работы современной школы является переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС], согласно которым внеурочная деятельность и выполнение учебных проектов рассматриваются как неотъемлемая часть учебного плана [1, 2]. В контексте ФГОС особый интерес представляют межпредметные проекты, позволяющие добиться интеграции различных учебных дисциплин, а также способствующие профессиональной ориентации обучающихся. При этом важное значение имеет проектный продукт, который может быть оформлен, в том числе, в виде фильма [3]. Учитывая популярность телевидения, в настоящей работе предпринята попытка создания модели организации межпредметных учебных проектов, продуктами которых являлись видео, имитирующие телевизионные передачи (например, выпуски новостей] не только по жанру, но и по своему дизайну (рис. 1, 2]. Примерами могут служить разработанные нами проекты «Sports and Sporty Students», «The Problem of Visual Aggression», «Leningrad», «Photo», «The Team Building Camp in Lembolovo» и др., целью которых являлись актуализация межпредметных связей (английский язык, информатика, физическая культура, литература, история, общест-вознание], а также развитие универсальных учебных умений обучающихся при сборе и обработке информации, связанной с решением учебных проблем. Задачами проектов являлись: формирование у школьников ключевых компетентностей (информационных, коммуникативных, общекультурных, учебно-познавательных], развитие качеств личности (критического мышления, креативности, рефлексивности и толерантности], расширение общекультурного кругозора, увеличение

лексического запаса благодаря внутрипред-метным связям [4].

Обучающиеся имели возможность выбирать формы и средства работы, были созданы условия для актуализации их опыта и личностного общения. На наш взгляд, была достигнута интеграция формального и информаль-ного образования школьников при выполнении различных этапов проектов: постановка проблем, целей и задач, а также планирование осуществлялись непосредственно на уроках английского языка (за счет резервного времени], тогда как сбор и обработка информации, ее анализ, получение и обсуждение продуктов носили характер внеурочной деятельности. Кроме того, сформированные на уроках (то есть в рамках формального образования] знания, умения и навыки были использованы обучающимися на практике при выполнении проектов, что способствовало повышению их мотивации к дальнейшему изучению школьных предметов и развитию соответствующих компетентностей.

Разработанная модель включала следующие этапы реализации проектов: 1] создание материально-технической базы; 2] постановка проблем, формулировка обучающимися цели и задач; 3] планирование проектов, распределение ролей их участников; 4] сбор материала: фотографий, видео, интервью;

5] рефлексия, анализ собранного материала;

6] оформление результатов работы над проектами в виде документальных короткометражных фильмов на английском языке, имитирующих телевизионные передачи (получение продуктов]; 7] рефлексия, обсуждение продуктов участниками проектов; 8] презентация проектов.

При подготовке материально-технической базы было необходимо приобрести следующее оборудование:

Рис. 1. Дизайн виртуальной телестудии «Sport_2_TrophyZoom».

Рис. 2. Дизайн виртуальной телестудии «News_5_Orange».

- цифровую видеокамеру, позволяющую снимать видео качества 1080HD;

- персональный компьютер (процессор класса не ниже Intel Pentium, оперативная память не ниже 2 Гб, объем жесткого диска не ниже 250 Гб];

- программу Bluff Titler с пакетами матриц Virtual Studios, Broadcast и др.;

- свободное программное обеспечение, включающее программы, позволяющие конвертировать видео из одного формата в другой, проводить звукоредакцию, осуществлять монтаж видео;

- хромакейный (зеленый] экран для фото-и видеосъемки;

- осветители мощностью не ниже 1кВт;

- микрофон с подключением к персональному компьютеру (для параллельной записи звука более высокого качества];

- штативы для видеокамеры, хромакейно-го экрана и осветителя.

В настоящей работе получение продуктов проектов в виде фильмов, позволяющих имитировать телевизионные передачи, было возможным благодаря использованию компьютерной программы Bluff Titler, разработанной голландской фирмой Outerspace Software [5]. Данная программа позволяет редактировать анимированные трехмерные графические объекты, а благодаря пакетам матриц Virtual Studios, Broadcast, Newsrooms и других - моделировать интерьеры профессиональных телестудий (рис. 1, 2] и создавать телевизионные заставки. При хромакейной видеосъемке обучающихся (на зеленом фоне] с последующим переносом полученных видео в программу Bluff Titler зеленый фон становился прозрачным, а изображения школьников

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (42] 2015

141

Методические системы и качество обучения

оказывались встроенными в виртуальные телестудии.

Презентация проектов включала публикацию продуктов (фильмов] в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Для этих целей нами был использован видеохостинг YouTube.com, поскольку он содержит сервисы, позволяющие оценивать реакцию аудитории по целому ряду показателей: количество просмотров, понравилось/ не понравилось, комментарии, география просмотров, демографические характеристики и др.

Созданные в ходе выполнения проектов фильмы привлекли внимание международной аудитории (общее количество просмотров составило несколько тысяч]. Фильмы увидели жители свыше 55 государств, причем, согласно сервису YouTube Analytics, в первую десятку стран (по количеству просмотров] вошли США, Великобритания и Канада, что говорит об интересе к проектам со стороны носителей английского языка.

Проводилось сопоставление полученных продуктов проектов с аналогичными фильмами, созданными в рамках изучения школьниками английского языка как иностранного. Результаты аналогового анализа показали, что, как правило, это видео, снятые на базе организаций, осуществляющих дополнительное образование детей, либо во время экскурсионных поездок в англоязычные страны. Ни в одном из проанализированных нами фильмов не была использована хромакейная видеосъемка с имитацией телевизионных студий, что свидетельствует о новизне разработанной нами модели, отличительными особенностями которой являются создание иноязычной среды общения с выходом на международную аудиторию, а также применение компьютерной программы Bluff Titler с пакетом матриц Virtual Studios при оформлении продукта.

При разработке модели все учебные проекты были спланированы и реализованы под руководством одного преподавателя, однако интеграция нескольких учебных дисциплин может сочетаться с сотрудничеством учите-

лей трех и более предметов: английского языка, информатики, физической культуры и др. Возможные сложности, связанные с внедрением модели в работу образовательных организаций, заключаются, в том числе, в освоении необходимого программного обеспечения, поскольку работа по созданию видео, включающего трехмерную графику, требует предварительного обучения педагогов (как правило, за счет неформального и (или) ин-формального образования).

На наш взгляд, созданная в настоящей работе модель организации межпредметных учебных проектов может быть использована для повышения эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования ключевых и универсальных ком-петентностей, овладения приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности, изучения новых компьютерных программ, повышения мотивации к обучению [6, 7]. Внедрение модели может способствовать формированию имиджа школы на международном уровне как организации, предоставляющей качественное доступное образование, а также созданию комфортной среды, обеспечивающей поддержку одаренных обучающихся.

Поскольку в модели предполагается использование компьютерных технологий, позволяющих имитировать телевизионные студии, для ее внедрения необходима покупка оборудования для хромакейной видеосъемки, а также программного обеспечения, разработанного фирмой Outerspace Software. Однако их использование является экономически целесообразным, поскольку цена оборудования и программ существенно ниже стоимости создания помещений с соответствующим дизайном.

Таким образом, нами разработана новая модель организации межпредметных учебных проектов, соответствующая федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения.

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного] общего образования» // Российская газета. Федеральный выпуск № 5812 от 21 июня 2012 г.

2. Даутова О. Б., Матина Г. О., Крылова О. Н., Пивчук Е. А. Управление введением ФГОС основного общего образования. -СПб.: Каро, 2013.

3. Дендебер И. А., Извекова Е. В. «Фотография и видеосъемка» в практике реализации ФГОС на первой и второй ступенях обучения // Школа управления образовательным учреждением. -2013. - №8 (18). - С. 49-55.

4. Лощагин О. В. Количественный анализ внутрипредметных связей в преподавании иностранного языка // Человек и образование. - 2011. - №2. - С. 152-157.

5. Outerspace Software creates 3D graphics tools for video, digital signage and TV [сайт] [Электронный ресурс]. - URL: http://www. outerspace-software.com/ (дата обращения 01.02.2015).

6. Бойцова А. А. Проектная деятельность как средство интеграции предметов естественнонаучного цикла в школе // Человек и образование. - 2013. - №4. - С. 185-188.

7. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность : учебно-методическое пособие / авт.-сост. С. С. Татарченкова, С. В. Телешов / под ред. С. С. Татарченко-

вой. - СПб.: КАРО, 2008.

-^-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (42) 2015

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.