Использование коммуникативной методики в преподавании английского языка..
УДК 811.111
Шепелева наталья юрьевна
кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова
использование коммуникативной методики в преподавании Английского языка
(на примере международной программы Full Bright c носителями языка)
Статья посвящена проблемам методик преподавания английского языка на неязыковых факультетах КГУ им. Н.А. Некрасова. Рассматриваются некоторые преимущества коммуникативной методики преподавания языка. Анализируются активные формы обучения, в частности, ролевые игры. Содержится спектр ориентаций ролевой игры - дидактичный, развивающий и социализирующий.
Ключевые слова: коммуникативная методика, ролевая игра, межкультурное взаимодействие, поликультурный мир.
В мире методологии преподавания английского языка существуют постоянные дебаты на тему того, какая методика изучения английского языка лучше. Сторонники классической методики говорят, что этот традиционный способ изучения языка является более предпочтительным. Ведь он включает в себя отработку всех четырех основных языковых навыков: разговорной речи, аудирования, чтения и письма. Также расширяется лексический запас и улучшается произношение. Сторонники коммуникативной методики указывают на недостатки этой методики. Во-первых, при всестороннем изучении языка не остается времени на чисто разговорную практику, а во-вторых, преподаватели, как правило, не являются носителями языка. Поэтому если цель человека - научиться общаться, то в этом случае коммуникативная методика ему подходит больше.
Анализ исследований и научных публикаций свидетельствует, что проблема методов обучения привлекает внимание многих известных ученых и педагогов-практиков. Среди них М.Ф. Стронин, К.Д. Ушинский, И.М. Мельник, А.О. Топоров, Н.П. Аникеева и другие.
Практика изучения иностранного языка с носителем успешно существовала в России еще с Петровских времен. И в самом деле: кто еще сможет наравне с человеком, с детства разговаривающим на изучаемом языке, разобраться в его нюансах? Наибольшие сложности возникают в процессе овладения именно разговорной речью; именно поэтому наиболее эффективный способ изучать английский - это общение с носителем языка.
Что дает английский с носителем?
Подобный метод обучения является наиболее оптимальной альтернативой в том случае, когда необходимо в кратчайшие сроки снять психологический барьер в общении с иностранцами.
Английский с носителем языка - это:
1. Комфортное общение, подразумевающее максимальное погружение в языковую среду.
2. Естественное, «живое» произношение, способствующее развитию разговорной речи.
3. Возможность более близкого знакомства с англоязычной культурой, жизненным укладом и тра-
дициями, что особенно важно для тех, кому предстоит непосредственное общение с иностранцами.
Носитель языка моделирует ситуации, аналогичные событиям в реальной жизни, когда бывает сложно предугадать, в какое русло направится разговор буквально через минуту, - это значительно способствует мобилизации ресурсов обучаемого.
Многим студентам знакомо ощущение, когда язык буквально прилипает к нёбу при попытке заговорить на изучаемом языке. Занятия с носителем языка позволяют преодолеть имеющиеся комплексы, страхи и барьеры в общении.
На занятиях с преподавателем-носителем весь урок происходит исключительно на английском языке, начиная с момента встречи и заканчивая прощальными словами. Подобный подход способствует перестройке мышления: со временем и при активном подходе к процессу обучения, студенты понимают, что уже не занимаются в уме переводом фраз с русского на английский и обратно.
Студентам приходится формировать мысли и выражать их, полагаясь только на свой активный вокабуляр. Работая с носителем языка, студенты опираются на реальные знания, что способствует интенсивному освоению разговорной речи. Так воплощается в жизнь коммуникативная методика быстрого изучения английского языка.
Изучение иностранного языка приобретает особое значение в современном мире. Будущее бизнеса и новых технологий - за международным сотрудничеством, которое невозможно без понимания культурных различий и национальных особенностей людей, населяющих планету. Поэтому важно не просто выучить другой язык, а понимать менталитет его носителей.
Полное погружение в языковую среду, английское или американское произношение, разговорные обороты, современный язык - изучение английского с носителем языка дает немало. Носители прекрасно проводят дискуссии, индивидуальные занятия, создают комфортную атмосферу общения. Изучение английского с носителем языка - это еще и познание англоязычной культуры, возможность узнать о традициях, укладе жизни. А это просто необходимо тем лю-
© Шепелева Н.Ю., 2014
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 5, 2014
207
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
дям, которым предстоит общаться с иностранцами.
Но, к сожалению, знать самому - не всегда значит уметь научить других. Несомненно, носитель языка должен иметь филологическое образование или сертификат о прохождении специального обучения длительностью не менее 140 часов. Проведение урока, на первый взгляд, - простой вид деятельности, но он имеет свои правила. Незнание этих правил или их несоблюдение превращает занятие в скучную и непонятную лекцию с постепенной потерей интереса к изучаемому предмету.
В качестве минусов многие отмечают неспособность носителя языка провести аналогии с грамматическими или лексическими конструкциями в русском языке. Таким образом, студент оторван от фундамента родного языка. На мой взгляд, это не всегда мешает, а в некоторых случаях действует с обратным эффектом.
Действительно полезно заниматься с носителем студентам 2-х и 3-х курсов неязыковых факультетов, которые получат возможность отрабатывать навыки говорения в живой, а не смоделированной ситуации. Ничто не подготовит их к беглому общению так, как занятия с носителем английского языка. Кроме того, носитель говорит именно на том языке, который используется сейчас, а не на классическом варианте, который мы изучаем по учебникам.
Чаще всего, к носителям обращаются с целью преодолеть языковой барьер, проще говоря, разговориться и научиться воспринимать английскую речь на слух. Но носители могут вести не только разговорный курс, но и различные специализированные курсы, преподавать бизнес английский и готовить студентов к международным экзаменам.
Еще одна важная задача, которая решается во время занятий с носителями - это приобретение английского акцента. Студент быстро привыкает к беглой английской речи и начинает автоматически копировать правильное произношение.
В современных методах изучения английского языка широко используются ролевые игры. Здесь многое зависит не только от фантазии носителя, но и от фантазии студентов. Возможно разыграть любую ситуацию: встреча старых друзей, диалог с продавщицей мороженого, с человеком, с которым имеешь деловые отношения и т. д.. Ролевые игры помогают научиться думать на английском языке, с помощью ролевых игр студент перестает
стесняться своих ошибок и лексического запаса и приобретает внутреннюю свободу. Ведь игра -это интересное занятие. Все ее участники равны, даже самые слабые не стесняются благодаря чувству равенства. Если участник ролевой игры не знает какое-то слово, он всегда имеет возможность заменить его на любое другое. Также с помощью ролевой игры ее участники учатся мгновенно придумывать синонимы или в очень короткий срок перестраивать предложения, в зависимости от того, как складывается беседа. Участники игры могут менять свои образы - быть приятными или бескомпромиссными, гостеприимными, в хорошем настроении или мрачными, т. е. принимать любые образы на свой вкус и относительно этого строить свой разговор. Ролевая игра - не только интересный вид деятельности, она очень полезна для мировоззрения, а, следовательно, и для образования человека.
Интересно, что почти все студенты говорят, что главная цель изучения языка для них - это общение на английском языке. Ведь грамматику или какую-то новую лексику можно изучить и самостоятельно, в то время как приобрести опыт в общении самостоятельно невозможно. Погружение в языковую среду является очень эффективным методом изучения английского языка.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование коммуникативной методики в преподавании английского языка студентами-участниками программы Full Bright имеет свои преимущества над традиционной методикой благодаря активным формам обучения, одной из которых является ролевая игра. Студенты, обучающиеся по этой методике, могут творчески использовать свои знания, быстро и эффективно изучать английский язык и приобретать языковую практику.
Библиографический список
1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе: научное издание. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
2. Мельник И.М., Топоров А.О. Использование игровых методов в психологической практике: учебное пособие. - Харьков: ХГУ, 1992. - 6 с.
3. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - М.: Просвещение, 1984. - 370 с.
4. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 267 с.
208
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ль № 5, 2014