Научная статья на тему 'Использование колесных тракторов на землях со сложным рельефом местности за счет применения шин со съемным протектором'

Использование колесных тракторов на землях со сложным рельефом местности за счет применения шин со съемным протектором Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
153
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКЛОНОВЫЕ ЗЕМЛИ / КОЛЕСНЫЕ ТРАКТОРА / БОКОВОЙ КРЕН / БОКОВОЙ УВОД КОЛЕС / ШИНЫ СО СЪЁМНЫМИ ПРОТЕКТОРАМИ / СТАБИЛЬНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / SLOPING LANDS / WHEELED TRACTORS / SIDE-ROLL / SLIP / TIRES WITH REMOVABLE PROTECTORS / THE STABILITY OF TECHNOLOGICAL PROCESSES

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Тхазеплов Х. М.

Использование шин со съемными протекторами позволяет повысить стабильность технологических процессов, производительность и эффективность работы колесных тракторов на склоновых землях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Тхазеплов Х. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OF WHEELED TRACTORS FOR LAND DIFFICULT TERRAIN WITH THE HELP OF TIRES WITH REMOVABLE PROTECTOR

The use of tires with removable protectors allows you to increase the stability of technological processes, performance and efficiency of wheeled tractors in sloping lands.

Текст научной работы на тему «Использование колесных тракторов на землях со сложным рельефом местности за счет применения шин со съемным протектором»

Аграрный вестник Урала №6 (85), 2011 г.^^ЦЦ^------------------

Инженерия

где вязкость перерабатываемого мате - обеспечить стабилизацию температур, материала и напорных характеристик риала значительно выше. При работе на т. к. ее «плавание» может привести к соот- шнека. повышенных температурах необходимо ветствующим изменениям вязких свойств

литература

1. Федоренко В. Ф., Буклагин Д. С., Мишуров Н. П., Тихомиров В. С. Развитие биоэнергетики, экологическая и продовольственная безопасность. М. : Росинофрмагротех, 2009. 114 с.

2. Вольхин В. В., Шкляев Ю. В., Зернина И. А., Казаков Д. А. Биодизель второго поколения: некоторые особенности физико-химических процессов при его производстве // Вестник Пермского научного центра. 2010. № 3. С. 41-49.

3. Патент № 2408883 РФ Способ определения зависимости пищевой ценности биопродукта от параметров физико-механическоговоздействия на него и устройство для этого / Е. В. Славнов, А. И. Судаков, Е. В. Пепеляева, В. П. Коробов, А. М.

Трутнев // БИ. 2011. №1.

4. Малкин А. Я., Исаев А. И. Реология: концепции, методы, приложения. СПб. : Профессия, 2007. 557 с.

использование колесных тракторов на землях со сложным рельефом

МЕСТНОСТИ ЗА СЧЕТ ПРИМЕНЕНИЯ ШИН

со съемным протектором

х. М. ТХА ЗЕПЛов,

старший научный сотрудник, кабардино-Балкарский нииСХ Россельхозакадемии

360022, КБР, г. Нальчик, ул. Мечникова, д. 130 а; e-mail: kbniish2007@yandex.ru

Ключевые слова: склоновые земли, колесные трактора, боковой крен, боковой увод колес, шины со съёмными протекторами, стабильность технологических процессов.

Keywords: sloping lands, wheeled tractors, side-roll, slip, tires with removable protectors, the stability of technological processes.

В горном земледелии при обработке площадей с уклоном до 9-10 градусов применяются колесные тракторы на пнев -матических шинах. Их работа на склонах, аналогично гусеничным тракторам, ограничивается не столько опасностью опро -кидывания, сколько уменьшением их работоспособности и ухудшением сцепления с почвой. Особое внимание заслуживает работа колесных тракторов с боко -вым креном, когда на них действует боко -вая сила — составляющая веса трактора.

Жесткое колесо при наличии боковой силы катится в плоскости своего враще -ния до того момента, пока боковая реакция почвы не достигает силы сцепле-ния. А колесо, обладающее боковой эластичностью, начинает катиться под углом к плоскости своего вращения даже при самом малом значении боковой силы. Это явление известно под названием «боко -вого увода колеса».

Работа трактора с боковым креном в горных местностях представляет эксплуатационный режим, при котором боко -вая сила действует на трактор посто-янно. Боковой увод пневматических шин отрицательно влияет на устойчивость в направлении движения и на управляемость трактора, вызывает дополни -тельный расход энергии, в связи с чем ухудшается топливная экономичность. Следовательно, боковой увод колес для тракторов имеет важное значение. Вследствие этого возникает необходи-мость в разработке и усовершенствова -нии формы и состояния протекторов шин для тракторов, предназначенных для раз -ных эксплуатационных условий.

Вопрос использования колесных тракторов в сложных почвенно-климатических условиях Кабардино-Балкарии, в частности на склоновых землях и зем-лях со сложным рельефом местности, до настоящего времени плохо изучен и значительно отстает от требований

сельскохозяйственного производства. Это объясняется тем, что при дорого -визне новых шин изношенные протекторы колес не только негативно влияют на качество выполнения сельскохозяйствен -ных работ, но и за счет буксования трактора снижается производительность агре -гата, где изношенные протектора колеса не подлежат восстановлению.

В связи с этим и с учетом особен -ностей природных условий склоновых земель Кабардино-Балкарской республики существует необходимость широ -кого изучения работы сельскохозяйственных агрегатов, а перспектива улучшения работы колесных тракторов на местности со сложным рельефом обусловливает актуальность выполнения такой работы. Такая работа становится необходимой в народном хозяйстве целого ряда районов КБР и сходных им земель других регионов, где большинство обрабатываемых площадей находится на склонах.

Работы по механизации горного зем -леделия в КБР необходимо координиро -вать по всей республике, т. к. изучение работы сельскохозяйственных машин на склонах важно не только для горного земледелия, но и для сельского хозяйства в целом, поскольку пересеченный рельеф, т. е. наличие на полях возвышенностей, спусков и подъемов, имеет место на тер -ритории всей республики.

В связи с этим успешное проведение сельскохозяйственных работ во многом тоже зависит от надежной и качественной работы ходовой части, а именно колесных тракторов при различных погодных усло -виях, характеристик почвы и рельефа местности. Качественная же работа колес во многом определяется состоянием шин и их протекторами. Тракторные колеса, выпускаемые в настоящее время про -мышленностью и имеющиеся в хозяй-ствах, являются классическими еди-нолитыми, раз и навсегда заданными

протекторами разных рисунков и их высот с определенными назначениями.

Этот фактор не дает возможности увеличить срок службы шин. А примене -ние съемных протекторов дает возможность не только увеличить эксплуатаци -онный срок шин, но и сменить протекторы в любое время за короткий срок, не при -чиняя вреда основной шине, на которую надевается протектор.

С совершенствованием конструкции машин и деталей, стабильность техно -логических процессов повышается, что позволяет уменьшать допустимые по агротехническим требованиям пределы колебаний показателей различных процессов. Но пока изменчивость последних остается настолько значительной, что приходится дифференцированно опре -делять эти пределы. Стабильность технологических процессов должна уве-личиваться в результате снижения чувствительности машин и выполняемых ими процессов к внешним факторам. Допустимые пределы изменения параме -тров различных процессов в зависимости от рельефных и других условий необхо -димо уточнить и обосновать. Это важно для оценки работы колесных тракторов в горной местности.

Большое значение для интенсифи-кации сельскохозяйственного производства имеет повышение рабочих скоро -стей мобильных агрегатов. Однако работа на таких скоростях не должна сопрово -ждаться уменьшением стабильности про -цессов, иначе эффект от повышения ско -ростей исчезает.

При выполнении многих операций в полеводстве повышение скорости машины увеличивает стабильность процессов в результате возрастания кине-тической энергии движущихся масс. Для некоторых процессов установлены оптимальные пределы скоростей, превыше -ние которых снижает качество работы

^^^Аграрный вестник Урала №6 (85), 2011

Иічжеічерия Ml

машин. Следует определять границы оптимальных режимов работы и изыски -вать технологические приемы, позволяющие резко повысить производительность труда.

В достижении этой цели огромную роль играет механизация производствен -ных процессов. Качество работ, выполня -емых механизмами, во многом обуслов -лено стабильностью технологических процессов. Под стабильностью понима -ется сохранение постоянными в течение длительного времени основных параметров технологического процесса. Для пахоты, например, это равномерность глубины обработки почвы, постоянство ширины захвата, одинаковое оборачивание пласта и рыхление почвы по прой -денному агрегатом пути. При посеве это

заделка семян на одинаковую глубину, сохранение нормы высева и других параметров, а при культивации — сохране -ние прямолинейности движения между рядами посевов, чтобы не срезалось растение при различных углах бокового увода колес трактора.

Внешние условия, влияющие на работу сельскохозяйственной техники, не остаются постоянными. Поэтому сохра -нить постоянными основные параметры технологических процессов сельскохо-зяйственного производства не удается. Говоря о стабильности процессов, нужно предусматривать колебания параметров процессов в некоторых пределах. Эти пределы в настоящее время определя -ются агротехническими допусками.

В связи с переходом к комплексной

механизации и автоматизации произ-водственных процессов стабильность сельскохозяйственных процессов приобретает первостепенное значение. Следует отметить, что для решения указанных выше проблем приоритетное значение принадлежит стабильности работы энергетических средств, в данном случае — состоянию двигателя трактора, являющего одним из главных составляю -щих машинно-тракторного агрегата (МТА).

Кроме того, для выполнения этих задач решающее значение имеет также состояние машинно-тракторного парка (МТП) в хозяйствах, поскольку важно не упустить те короткие агротехнические сроки, которые благоприятствуют сезонным работам при минимальных затратах.

литература

1. Артемюк А. И. № 1028532 от 04.01.81. «Пневматическая шина», Баденков И. Ф. [и др.]. № 485015 «Пневматическая шина»

2. Бартаханов И. Б. Исследование устойчивости движения и управляемости колесного агрегата в условиях эксплуатации // Научные основы повышения рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов. М. : Колос, 1965. С. 57-65.

3. Беленький В. И. № 861112 от 31.07.78. «Пневматическая шина».

4. Брискин Е. С. № 1404337 от 08.04.85. «Устройство для увеличения сцепления колёс транспортного средства с опорной поверхностью».

5. Валюнина А. Ф., Корчагина З. А. Методы исследования физических свойств почв и грунтов. М. : Высшая школа, 1986. 214 с.

6. Войтиков А. В. № 1335489 от 24.04.86. «Устройство для повышения проходимости транспортного средства».

7. ГОСТ 28728-88 — ГОСТ 23730-88. Техника сельскохозяйственная. Методы экономической оценки. М. : Издательство стандартов, 1988.

8. Кабанов В. И. № 1357255 от 19.05.86. «Устройство противоскольжения».

9. Киселев М. М. № 334103 от 30.03.72. «Колесо транспортного средства с накладными грунтозацепами».

10. Тхазеплов Х. М. № 2245797 от 10.02.2005. «Съемный проектор для пневматических шин».

11. Франков Н. А. № 340558 от 22.06.72. «Съемный проектор пневматической шины».

12. Шаров Н. М. Анализ характеристик почв, получаемых с помощью плотномера при полевых испытаниях сельскохозяйственных агрегатов // Докл. МИИСП. Вып. 1. Т. 8. М., 1971.

определение рациональном скорости воздуха в охладителе полножирной ЭКСТРУДИРОВАННОЙ СОИ ШАХТНОГО ТИПА

а. в. Фоминых,

доктор технических наук, профессор,

д. н. овчинников,

кандидат технических наук, доцент, а. в. Савельев (фото), аспирант, курганская ГСХА им. Т. С. Мальцева

641300, Курганская область, п. КГСХА

Ключевые слова: корма, полножирная экструдированная соя, охладитель, критическая скорость. Keywords: fodder, oil-rich extruded soy, cooling device, critical speed.

В типовых полнорационных кормах недостаток энергии в основном компен-сируется вводом растительных масел. Одновременно с маслом в рационах используются соевые и подсолнечные шроты или жмыхи. Поэтому целесоо-бразно использовать сырье, из которого не извлечены растительные масла. Среди полножирных компонентов лидирует экструдированная соя [1]. После выброса сои через сопло экструдера в атмосферу тем -пература снижается в основном за счет испарения свободной воды. Дальнейшее охлаждение должно производиться в спе -циальных теплообменниках — охлади-телях.

Для охлаждения полножирной экструдированной сои широко используются барабанные охладители, которые

обладают рядом недостатков: трудоемко -стью очистки и обеззараживания оборудо -вания (или такие операции даже не предусматриваются); наличием вращающихся частей большой массы; устанавливается отдельный охладитель к каждому экструдеру, что приводит к высокой металло-емкости, использованию большого коли -чества приводов, большим энергозатра -там и увеличению площади, занимаемой оборудованием. Шахтная схема охлади -теля с вертикальным движением продукта сверху вниз и поперечной продувкой воздухом лишена многих недостатков, присущих охладителям барабанного типа, поэ-тому для определения его рациональных конструктивных параметров проведен ряд исследований.

Цель и методика исследований.

Для определения скорости движения воздуха в шахтном охладителе необхо-димо установить критическую скорость частиц полножирной экструдированной

сои [2]: 1^у крИвPg

р1 , (1)

где Lyкр — критерий Лященко;

РВ — динамический коэффициент вязкости воздуха при 20°С, Пас;

р и рВ — плотности частиц и воздуха, кг/м3.

Определяем критерий Лященко Lyкр по номограмме [2, с. 108], предварительно найдя величину критерия Архимеда Аг:

г3

Ar =

(2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.