Научная статья на тему 'Использование книжной иллюстрации в работе по развитию речи с дошкольниками с нарушениями речевого развития'

Использование книжной иллюстрации в работе по развитию речи с дошкольниками с нарушениями речевого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5178
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование книжной иллюстрации в работе по развитию речи с дошкольниками с нарушениями речевого развития»

В. А. Грошенкова

Использование книжной иллюстрации в работе по развитию речи с дошкольниками с нарушениями речевого развития

Основная задача воспитания дошкольников на современном этапе - гармоничное развитие личности ребенка в процессе приобщения к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Изобразительное искусство -неотъемлемая часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности.

Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация.

В научной литературе проблема использования иллюстраций в работе с детьми рассматривается в различных аспектах: педагогическом (Л.И. Беленькая, Г.Г. Григорьева, А.Г. Дериновская, Н.Н. Жи-томирова, Т.С. Комарова, А.В. Славин, И.И. Тихомирова, Е.А. Флерина и др.); психологическом (Б.Г. Ананьев, Л.М. Веккер, Е.А. Громова, Л.А. Матвеева и др.).

Как указывают ученые (Е.А. Флерина, В.А. Езикеева, Н.А. Курочкина, А.Ф. Яковличева и др.), дошкольники радуются яркому, красочному изображению; но они с трудом выделяют главное в изображении, чаще перечисляют детали; схематичные картинки дошкольников не интересуют и не привлекают; им доступно понимание характера образа; рисунки являются для дошкольников средством припоминания текста; жест, поза, мимика персонажей чаще всего остаются незамеченными.

Все вышесказанное позволяет говорить о необходимости тщательного отбора книг и иллюстраций для работы с детьми дошкольного возраста, руководствоваться предложенными методистами принципами отбора: иллюстрация должна быть высокохудожественной, реалистичной; связана с содержанием читаемого; доступна по содержанию; изображения должны быть четко исполнены, иметь четкий контур, правдивы; по колориту иллюстрации должны быть разнообразными; элементы (части) иллюстрации связаны друг с другом; рисунки в пределах каждой главы и во всей книге должны быть логически и последовательно связаны между собой; рисунок должен быть органически связан с текстом (Т.А. Репина, А.Ф. Яковличева).

Важное значение имеет работа с книжной иллюстрацией в развитии речи ребенка-дошкольника, имеющего ту или иную степень речевого недоразвития. Так, например, при работе над предметной иллюстрацией формируется и совершенствуется лексический строй речи ребенка (происходит знакомство с новыми словами,

89

объясняются их значения посредством иллюстрации; уточняются значения уже известных детям слов, активизируется словарный запас: слова, обозначающие предметы и явления окружающей действительности, их признаки и действия (особенно внешние состояния, особенности, качества, поза, мимика, жесты); совершенствуется грамматический строй речи (морфологическая и синтаксическая стороны речи - умение строить предложения, состоящие из разного количества слов, различные по структуре и др.); развивается связная речь (в основном это построение текста-описания).

Сюжетные иллюстрации дают благодатный материал для развития связной речи ребенка (построение текстов-повествований): формируются умения понимать тему текста, основную мысль, умение соблюдать последовательность при передаче событий, описанных в произведении, и исправлять неточности в создаваемом тексте с опорой на иллюстрации; умение выделять структурные части и соединять высказывание в единое целое и др.

В работе над художественным произведением условно можно выделить три этапа: до чтения, в ходе чтения, после чтения. Методы и приемы работы с книжной иллюстрацией:

До чтения: показ обложки книги; показ иллюстрации с целью объяснения нового слова; рассматривание иллюстраций; вопросы по иллюстрации с целью прогнозирования содержания произведения.

В ходе чтения: рассматривание иллюстраций после чтения каждой части (если книга разделена на главы); показ иллюстраций в ходе чтения.

После чтения: мысленное воспроизведение ранее рассмотренной иллюстрации («Закрой глаза и попробуй представить рисунок, который мы рассматривали» по иллюстрациям с изображением природы); определение «звучания» иллюстрации («Какие звуки можно услышать при рассматривании иллюстрации?»); беседа по предметным и сюжетным иллюстрациям (вопросы, устанавливающие связь между содержанием иллюстрации и прослушанным текстом); «вхождение» в иллюстрацию («поставь себя на место героя; что бы тебе захотелось сделать, совершить; какое настроение у тебя бы было? И т. п.); выявление характера героя на основе анализа внешнего облика (позы, выражения лица, одежды) и взаимодействия с другими героями, изображенными на иллюстрации; составление словосочетаний, предложений, небольших текстов по иллюстрации (по вопросам педагога и самостоятельно); вопросы к детям, выясняющие их эмоциональное отношение к иллюстрации («Понравилась или не понравилась иллюстрация? Почему?»); составление продолжения (части) текста по иллюстрации; пластическое воплощение детьми (с помощью жестов, мимики, движений)

90

внешнего вида, действий, настроения героев произведения на основании иллюстраций.

Приведем примеры фрагментов работы с текстами художественных произведений и иллюстрациями к ним с детьми старшего дошкольного возраста. Так, при знакомстве со стихотворением

В. Орлова «Хрюшка обижается» (ил. А. Савченко) возможен такой вариант работы: до чтения рассматривается обложка книги, проводится краткая беседа о том, с каким произведением познакомятся дети; высказывают предположения по иллюстрации, о ком и о чем книга. Затем предлагается первоначально прочитать текст целиком, после чтения рассмотреть иллюстрации к каждому двустишию (понравилось или не понравилось стихотворение (иллюстрации)?; затем (напр., к строкам «У Шарика - новый / Лиловый берет» дана иллюстрация - щенок, на котором надет берет лилового цвета, стоит около будки и улыбается) проводится беседа: «Кто изображен на картинке?» (щенок), «Какое настроение у щенка?» (радостное, приподнятое) «Почему?» (на нем надет новый берет) «Какого цвета берет?» (лилового), «На какой цвет похож лиловый?» (фиолетовый, синий) «Что бывает еще лилового цвета?» (фиалка, сирень). Далее работа ведется над остальными частями стихотворения и соответствующими иллюстрациями (вводятся новые слова «атласный», «жилет», «гармошка»). Иллюстрации помогают понять чувства героев стихотворения: радость щенка, козлика, курицы, кошки, петухов и обиду и горечь поросенка; основную мысль автора («Каким изобразил поросенка художник? Какие чувства у тебя возникли к поросенку? Правильно ли поступили животные по отношению к поросенку?»).

В работе над сказкой Е. Каргановой «Как ослик счастье искал» (ил. А. Савченко) основное внимание сосредоточено на сюжетных иллюстрациях к каждой значимой части произведения: они помогают ребенку пройти «вслед за автором», понять тему произведения, назвать главных героев, поняв тем самым основную мысль текста. Приведем фрагмент беседы: «Какое настроение было у Ослика в начале сказки? Почему? Рассмотри иллюстрацию, каким изобразил Ослика художник?» «Что отправился искать Ослик?» (счастье). «Кто помог Ослику в его поисках? Рассмотри иллюстрации» (Овечка, Козочка). «Как встретила Овечка (Козочка, Селезень) Ослика? Расскажи об этом по иллюстрациям». «Как менялось настроение Ослика на протяжении сказки?» (Ослик испытывал страх, замешательство, тревогу, испуг). «Кто помог друзьям найти счастье?» (мудрый Ворон). «Какой он дал совет друзьям?» (дети вспоминают, а педагог может зачитать стихотворные строки совета Ворона). «Удалось ли Ослику найти счастье? Что оказалось для него счастьем?» (помощь друзей друг другу). «Какое настроение было

91

у Ослика в конце сказки? Почему?» (радостное, веселое, приподнятое; он нашел счастье). «Что такое счастье для вас?»

Таким образом, работа с книжной иллюстрацией оказывает не только огромное влияние на формирование чувственного восприятия мира ребенком, развивает в нем стремление к красоте, но и способствует совершенствованию всех сторон речи маленького человека.

Список литературы

1. Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация // Детская литература. -1990. - № 3.

2. Полевина Е.В. Иллюстрация детской книги как источник и средство эстетического развития младших школьников - читателей детских библиотек: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 235 с.

3. Репина Т. А. Роль иллюстрации в понимании литературного произведения детьми дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - С. 531-538.

4. Яковличева А.Ф. Значение текста и рисунка, из взаимоотношений для понимания ребенком дошкольного возраста детской книги: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1953.

Н. В. Гусева

Методические аспекты изучения дисциплины «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения»

Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодией, интонацией. А для того чтобы речь лилась свободно, легко и разнообразно, необходимо владеть правильным, полным дыханием и хорошо отработанным, гибким, звучным, большим по диапазону голосом.

«Практикум по постановке голоса и выразительности чтения» входит в обязательные дисциплины вариативной части профессионального цикла (Б3.В.ОД.3.2.).

Дисциплина ориентирует на практическое овладение необходимыми профессиональными навыками учителя-логопеда в процессе выполнения определенных упражнений на практических и лабораторных занятиях. Для освоения курса «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения» студенты используют знания, полученные в процессе довузовского обучения (школа, колледж и т. п.) и при изучении дисциплины «Техника речи».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения специальных методик обучения школьным дисциплинам и развития речи. Знания, умения и навыки, полу-

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.