Научная статья на тему 'Использование «Кейс-метода» в школьном курсе географии'

Использование «Кейс-метода» в школьном курсе географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1730
608
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-МЕТОД / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / КЕЙСОВАЯ МЕТОДИКА / КЕЙС-ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янова Е.П.

Внедрение учебных кейсов в практику российского образования является одной из главных задач. Одной из форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Кейс технологии представляют собой образовательные технологии, методы и приёмы обучения, основанные на решении конкретных проблем, задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование «Кейс-метода» в школьном курсе географии»

3. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012.

4. Одегов Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-Пресс, 2008. - С. 22.

5. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - С. 89.

6. Управление персоналом: учебник для студентов вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, ред. Б.Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2007. - С. 58.

7. Мордовин С.К. Управление персоналом: современная российская практика. - СПб.: Питер, 2003. - С. 74.

8. Управление персоналом: учебник / Под ред. И.Б. Дураковой. - М.: ИНФРА-М, 2012.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «КЕЙС-МЕТОДА» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

© Янова Е.П.*

ГБОУ лицей № 1568 «им. Пабло Неруды», г. Москва

Внедрение учебных кейсов в практику российского образования является одной из главных задач. Одной из форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Кейс технологии представляют собой образовательные технологии, методы и приёмы обучения, основанные на решении конкретных проблем, задач.

Ключевые слова: кейс-метод, кейс-технология, кейсовая методика, кейс-исследования.

Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником универсальных учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации.

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику современного российского образования в настоящее время является одной из главных задач.

Главная задача образовательного процесса научить учиться, то есть усваивать и должным образом перерабатывать информацию. Одной из новых

* Учитель географии, кандидат педагогических наук.

форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.

Кейс-метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920 г. После издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY В России кейс технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. В последние годы кейс-методы обучения нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес-образовании.

Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Название технологии произошло от латинского casus - запутанный необычный случай; а также от английского case - портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена [1].

Кейсовая методика в последние годы становится одной из эффективных методик преподавания естественных наук. Использование ситуативной методики позволяет учащимся проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал. Данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.

Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других. Характерными особенностями этого метода являются следующие характеристики:

- описание реальной проблемной ситуации;

- альтернативность решения проблемной ситуации;

- единая цель и коллективная работа по выработке решения;

- функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;

- эмоциональное напряжение учащихся.

Как разработать кейс? Существует ряд типовых шагов для создания Кейса:

1. Определение темы и вопроса исследования;

2. Выбор объекта исследования - «конкретной ситуации»;

3. Определение контекста;

4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала;

5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;

6. Описание и редактирование кейса;

7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации [3].

Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Такие кейсы являются основой беседы класса под руководством учителя.

Как написать хороший кейс? Структура кейса:

- название (интригующее, проблемное);

- контекст (значимые данные об окружающих (внешних) факторах которые помогают понять и интерпретировать кейс);

- случай (это определенная вещь которая нас интересует и как она связана с главным вопросом исследования);

- факты (объективная информация (статистика, отрывки из документов, результаты анкетирования, экспертные мнения, фото и пр.);

- решения (вариативная часть кейса которая может содержать рефлексию, комментарии, сценарий) [5].

В качестве кейсов можно использовать научные, публицистические, художественные, учебные тексты (материалы газет, журналов, в т.ч. «География в школе», «География для школьников», «География 1 сентября», «Вокруг света», материалы из ИНТЕРНЕТ и др.). Кейсы могут быть практическими (для закрепления ЗУН), обучающими (для решения учебных и воспитательных задач), научно -исследовательскими (для осуществления исследовательской деятельности и формирования исследовательской компетентности).

Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и способы использования этого материала в учебном процессе. Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Задача учителя помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать свое мнение. Учащиеся должны понимать, что риск принятия решений лежит на них, а учитель поясняет последствия принятия необдуманных решений.

Роль учителя состоит в том, чтобы учащихся отказались от поверхностного мышления и заинтересовать всех участников обсуждения в процесс анализа кейса [2].

Метод кейса включает в себя методы стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности. Кейс-метод - это как сложная система, в которую интегрированы более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы, ТРИЗ.

1) моделирование - это построение модели ситуации;

2) системный анализ - системное представление и анализ ситуации;

3) мысленный эксперимент - способ получения знания о ситуации посредством её мыслительного преобразования;

4) описательный метод - создание, описание ситуации;

5) проблемный метод - представление проблемы, лежащей в основе ситуации;

6) метод классификации - создание упорядоченных перечней, свойств, сторон, составляющих ситуации;

7) игровой метод - представление вариантов протекания ситуации;

8) «мозговая атака» - генерирование идей относительно ситуации;

9) дискуссия - обмен взглядов по поводу проблемы и пути её решения.

При использовании кейс-метода в практической деятельности следует

помнить что кейс предназначен для:

- получения знаний по, темам, истина в которых неоднозначна;

- выработки нового знания;

- получения знаний и формирования навыков учебной работы;

- формирования ценностей, жизненных установок учащихся.

Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности учащихся.

Можно выделить следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации:

- закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях;

- отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций;

- отработка навыков группового анализа проблем и принятия решения;

- экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе изучения темы [6].

Конкретная ситуация (или кейс) - это письменно представленное описание определенных природных условий или условий из жизни организации, группы людей, или отдельных индивидов, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения.

Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и спо-

собность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности.

Суть метода в том что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом проблема не имеет однозначных решений, а обучение становится как бы необходимым условием выживания.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного года такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации [4].

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

- индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса;

- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

- представление и экспертиза результатов группы на общей дискуссии.

В качестве примера рассмотрим фрагмент урока в 9 классе по теме

«Проблема АПК России»

Учебная задача: установить связь климата со здоровьем человека.

Формируемые ключевые компетентности:

- информационная (умение анализировать текст, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы, составлять свёртки информации);

- коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);

- рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).

План работы с кейсом:

1. Чтение текста.

2. Пересказ текста.

3. Поиск проблемы.

4. Обсуждение проблемы.

5. Выделение критериев при которых проблемы нет.

6. Мозговой штурм. Выделение критериев, при которых проблемы нет.

7. Представление результатов группы.

8. Экспертиза.

Урок по теме «Проблемы агропромышленного комплекса»

Кейс.

Агропромышленный комплекс России.

Производство продуктов питания является непрерывным процессом: это никак нельзя остановить во времени, ни в пространстве. В нынешних условиях экономического развития, основная часть потребителей продукции не производит, а покупает на продовольственных рынках.

Основой продовольственного рынка выступает сельскохозяйственное производство. Такое производство является основной составляющей АПК государства. Существенное его отличие от большинства секторов экономики заключается в том, что по сравнению с ними оно менее эффективно. Вложения приносят небольшую прибыль. Поэтому сельское хозяйство, которое получает низкие доходы, не в состоянии участвовать на равных в межотраслевой конкуренции без поддержки из «вне».

Отличии сельского хозяйства это конечно же: консервативность и неэластичность, неадекватность реагирования на условия и рыночные требования. Допустим, если повышается спрос на сельхозпродукцию, сельскохозяйственное производство с его особенностями исключает возможность немедленного реагирования и увеличения выпуска продукции. Также имеется ряд ограничений по увеличению роста темпов сельхозпроизводства. Нельзя сразу же, в огромных размерах увеличить площадь обрабатываемых земель, даже если увеличиваются инвестиции. Это связано в первую очередь, естественной ограниченностью сельскохозяйственных угодий. Масштабность решения проблемы обеспечения продовольственной безопасности, затрагивает абсолютно все сферы агропромышленного комплекса и интересы населения в целом.

Сельское хозяйство является неотъемлемой основой агропромышленного комплекса государства. В последние годы в аграрной сфере удалось переломить ситуацию к лучшему, обеспечивающий заметный рост производства продукции. Заметно активизировался инвестиционный процесс, также набирает обороты техническое перевооружение сельского хозяйства.

Безусловно, нужно развивать региональное АПК(нескольких десятков отраслей, которые вовлечены в процессы производства и доведения до потребителей продовольствия и других продуктов из сельскохозяйственного сырья) ну и конечно же территориальных ареалов функционирования его «второго» (т.е. собственно сельскохозяйственного) звена естественным образом сопрягающегося с той самой социальной переориентацией постсоветской экономической политики.

За годы реформ в России существенно сократились инвестиции в АПК, что конечно же, отразилось на его материально-технической базе. Сократилось количество тракторов и комбайнов в сельскохозяйственных организациях страны. Произошла так называемая «техническая деградация» производства. Состояние машинно-тракторного парка сельскохоз. предприятий в очень плачевном состоянии, темпы его пополнения существенно уступают темпам списания устаревшей техники.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-технический прогресс является единственной реальной основой эффективных социально-экономических преобразований как на макроуровне, так и на микро, подтверждающаяся на Мировом опыте. Однако в России недооценивают научную и внедренческую сферу АПК, что к сожалению приводит к полному застою развитии науки и техники; теряется авторитет аграрной науки, невостребованность производимой научно-технической продукции; существенно замедляется темп научно-технического прогресса в отраслях АПК.

В этой ситуации, необходима бюджетная поддержка сельского хозяйства. Из опыта развитых стран, в которых сложилась эффективная многоканальная система господдержки, и ее уровень значительно выше, чем в нашей стране. Размер бюджетной поддержки определяют два фактора - потребность в ней аграрного сектора и возможность экономики страны.

Поддержка развития сельскохозяйственного производства - объективная потребность в целях устойчивого функционирования АПК. В связи с тем, что проблема значима и актуальна, возникает необходимость оперативного отслеживания так называемых «проблемных» налогоплательщиков, которые нерационально используют бюджетные средства

Таким образом, применение оперативных и стратегических методов налогового контроля сельскохозяйственной отрасли, безусловно позволит поддержать сельскохозяйственных товаропроизводителей и создать для них благоприятные условия работы [3].

Вопросы к кейсу:

1. Сформулируйте проблему.

2. Подумайте, производство, каких видов сельскохозяйственной продукции, наиболее реально для обеспечения страны продовольстви-

ем. Учитывайте наши агроклиматические особенности? (используя климатическую карту России, карты «Животноводство» и «Растениеводство»).

3. Как создать благоприятные условия при уборке и хранении?

4. Какие отличительные черты существуют в сельском хозяйстве?

5. Когда необходима поддержка государства?

6. Как сельское хозяйство влияет на здоровье и уровень жизни россиян?

7. Как внедрить научно-технический прогресс в сельское хозяйство?

Эффективность этого метода пока еще остается не очень высокой, так

как в применении кейсов в учебном процессе пока не хватает опыта и сами кейсы носят информационный характер.

Список литературы:

1. Панфилова А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям: учебник. - СПб.: Питер, 2004.

2. Использование технологии «кейс-стадии» на уроках географии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/geografiya/ library/2012/03/23/ispolzovanie-tekhnologii-keys-stadi-na-urokakh-geografii.

3. Проблемы агропромышленного комплекса в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://research-journal.org/economical/problemy-agropromyshlennogo-kompleksa-v-rossii/.

4. Педагогические технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://galina-soleil.narod.ru/index/0-41.

5. Что такое кейс-технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://multiurok.ru/larpav/blog/stat-ia-chto-takoie-kieis-tiekhnologhii.html.

6. Использование кейс-метода в решении задач ФГОС.

7. https://sites.google.com/site/innovobraz/6-ispolzovanie-kejs-metoda-v-re-senii-zadac-fgos.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.