ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
И. Н. тащиян, преподаватель ГБОУ СПО «Юргинский технологический колледж»
Внедрение практико-ориентированных (деятельностных и интерактивных) технологий, форм и методов обучения является необходимым требованием стандартов нового поколения. В этом случае перед преподавателем встает задача совместить традиционные методы обучения и современные образовательные технологии.
В системе профессиональной подготовки кадров важная роль принадлежит практике. Она является органической частью учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и вооружает студентов первоначальным опытом профессиональной деятельности.
В последние годы в практике профессионального обучения стал более широко использоваться кейс-метод — метод анализа конкретной ситуации. Понятие «анализ ситуации» составляет суть деятельности студентов при решении кейса. Поэтому обучающий потенциал кейс-метода сконцентрирован вокруг аналитической деятельности как таковой, а также действий и методов работы, необходимых студентам для нахождения оптимального решения учебной проблемы (поиск информации, дискуссия, самооценка и оценка других студентов). Название метода происходит от английского case — случай, ситуация и от понятия «кейс» — чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов.
Суть этого метода в том, что обучающимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, которая имеет отношение к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них [1]. Учебный материал подается студентам в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных то-
чек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.
Кейс-метод сегодня становится одним из доминирующих при подготовке менеджеров, юристов, экономистов, так как позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументировано высказать свою. Метод кейса предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т. е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько вариантов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания — поиск с обучающимися не одной, а многих истин [4].
Принципиальные особенности метода исследования ситуаций следующие:
а) центральный пункт — проблема, а не предмет;
б) кейс должен иметь дело с конкретным объектом, а не только с общей теорией;
в) обучаемые обязаны активно участвовать в процессе учения, а не только быть пассивными слушателями;
г) возможно не одно решение проблемы [5].
Главным условием использования кейс-
метода в обучении той или иной дисциплине является наличие противоречий, на основе которых формируются и формулируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения оптимального решения студентами.
Противоречия, используемые для разработки ситуаций и заданий в преподавании дисциплины
«правовое обеспечение профессиональной деятельности», могут быть:
• между известными и новыми для студентов фактами;
• имеющимися у студентов знаниями и теми, которые нужны для решения задачи;
• сложившимися способами использования знаний и необходимостью видоизменить эти способы в новых практических условиях;
• знаниями студентов и теми требованиями, которые предъявляются к ним при решении проблемной задачи (студент убеждается, что его знаний начинает недоставать или они элементарны, у него возникает потребность в приобретении новых теоретических знаний и практических умений);
• новыми условиями использования своих знаний, т. е. поиск путей применения знаний на практике.
Использование кейс-метода при изучении правовых дисциплин возможно для решения ситуационных задач различных уровней сложности в зависимости от мыслительных операций, которые будут выполнять студенты при решении данных задач. Например:
• выявление нарушения норм трудового, гражданского законодательства;
• постановка задач на изменение ситуации (задача на ситуацию аналога);
• анализ документов (как правило, нормативно-правовых актов);
• законодательная инициатива студентов (разработка документов);
• информационно-аналитическая работа с документами (анализ на предмет соответствия действительности).
Конкретный способ создания проблемной ситуации и организация самостоятельной работы зависят от ряда факторов: степени сложности учебного материала, бюджета учебного времени, особенности конкретного контингента студентов и др.
Главное, что необходимо помнить при составлении кейса — то, что он должен заключать в себе проблему, которую следует всесторонне изучить, проанализировать и предложить определенное решение, обоснованное рядом условий и критериев. Кейс должен содержать достаточно информации, чтобы можно было понять, в чем состоит суть проблемы.
Учебно-методическое обеспечение занятия включает наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал, рекомендации «Как работать с кейсом», основную и дополнительную литературу; нормативно-правовые акты, критерии оценки работы по этапам.
Мною был разработан сборник ситуационных задач по трудовому праву. В сборник включены задачи по каждой теме, в которых изложена практическая ситуация. Они сформулированы таким образом, что допускают включение других дополнительных условий, и это позволяет видоизменять фабулу. Решение задачи складывается из анализа действий сторон казуса. На занятиях возможно как письменное, так и устное решение задач. На современном этапе необходимо в образовательном процессе использовать информационно-коммуникационные технологии. Поэтому мною совместно со студентами были созданы видеокейсы.
Применение кейс-метода позволило обучающимся научиться видеть все составляющие ситуации; выявлять движущие силы и этапы протекания изучаемых процессов; строить структурные модели и выделять проблемы; прогнозировать дальнейшее течение событий, выходить за рамки готовых алгоритмов деятельности в принятии решений и т. д.
При применении кейс-метода могут возникнуть проблемы, связанные с тем, что необходимы большие временные затраты, умение вести дискуссию, требуется создание большого методического обеспечения; создание кейсов требует особых навыков от педагога; студенты испытывают трудности, неудачи в ходе аналитической работы.
Как технология интерактивного обучения кейс-метод вызывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал, увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, находить наиболее рациональное решение. Мною было проведено исследование мнения студентов по использованию кейс-метода на дисциплине «правовое обеспечение профессиональной деятельности» (рис. 1-2).
Метод case-study позволяет уменьшить разрыв между теорией и практикой; способствует развитию способностей: оценить ситуацию, выбрать ключевую информацию, определять проблемы и возможности, прогнозировать пути развития ситуации, уметь критиковать, конструктивно реагировать на критику. Студенты получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.
Применение кейс-метода способствует формированию компетенций, предусмотренных ФГОС: ОК3 - ОК7. В процессе решения кейса формируются и развиваются универсальные компетенции студентов. О. Г. Смолянинова [6]
выделяет следующие качества, формированию которых способствует решение кейсов:
• аналитические навыки (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представ -лять ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их);
• практические навыки (использование академической теории, методов, принципов на практике);
• творческие навыки (одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить, очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем);
• коммуникативные навыки (умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиасредства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет);
• социальные навыки (в ходе обсуждения кейса вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т. д.);
• самоанализ (несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного; возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения).
Рис. 1. Мнения студентов колледжа о типах уроков, на которых целесообразно применять кейс-метод
Находить шмбояее рациональное решенне
rTjunii'iiirrii h:i ]|])»kti!kp теоретический материал
! 1пучшъсн рл&отать в команде
Возможность проявить и усовершенствовать
И Ш1.11ITI 1Ч1ТК1М‘ НИ ZI 111 К11
<1 1 1 1 1 В7
1 1
1 1]
1 J 59
1 J 7
S6
<)
21)
41)
60
Ж)
1Ш1
Рис. 2. Мнения студентов колледжа о преимуществах кейс-метода
Использование кейс-метода на занятиях способствует повышению качественной успеваемости (рис. 3).
Таким образом, внедрение практико-ориен-тированных технологий, форм и методов обучения является необходимым требованием стандартов нового поколения, применение которых
Рис. 3. Качественная успеваемость студентов ГБОУ СПО ЮТК по дисциплине «правовое обеспечение профессиональной деятельности», в %
в конечном итоге способствует формированию как общих, так и профессиональных компетенций. Кейс-метод нелегко встроить в учебный процесс. Здесь необходимы значительные усилия преподавателей, каждодневная творческая работа по осмыслению и отбору ситуаций, анализу учебного материала, созданию кейса как произведения искусства обучения. Это огромная работа в аудитории и за ее пределами, со студентами и без них. Но она, как показывает практика, может обеспечить значительное повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
1. Власова Н. В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов // Теория
и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).— Санкт-Петербург: Реноме, 2012. — С. 278-280.
2. Деркач А. М. Кейс-метод в обучении // Специалист. — 2010. — № 4. — С. 22-23.
3. Кейс метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). — www.casemethod.ru
4. Метод кейс решений (case-study) — создание кейсов, обсуждение кейсов, анализ, проблема.— http://www.cases.ru.
5. Смолянинова О. Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании. — Москва: ВПО, 2000.
6. Смолянинова О. Г. Дидактические возможности метода case study в обучении студентов // Гуманитарный вестник. — Красноярск, 2000.— С. 15-19.