Научная статья на тему 'Использование категориально-системной методологии для анализа ситуации сепарации'

Использование категориально-системной методологии для анализа ситуации сепарации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
285
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕПАРАЦИЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ДИНАМИКА СЕМЕЙНОГО РАЗВИТИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СТИЛИ / SEPARATION / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / THE DYNAMICS OF FAMILY DEVELOPMENT / PARENTAL STYLES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Потапова Ю. В.

Статья посвящена проблематике отделения взрослеющего ребенка от родителя и воздействия факторов этого процесса на развитие личности. Рассмотрены вопросы противоречий в детско-родительских взаимоотношениях и влияния ситуации расставания с ребенком на родителя. Анализируются вопросы семейной психологии и психологии личности в рамках категориально-системной методологии. Результатом работы является построение схем, отражающих механизмы функционирования семейной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Applying of categorical-system methodology to analyze the separation situation

The article is devoted to the separation process between mature children and their families. The main attention is paid to the contradictions in child-parental relationships. Important feature of this article is applying of categorical-system methodology to analyze age and family psychology problems in new facets. This methodology is also can be useful tool for investigating new psychological areas like researching separation processes

Текст научной работы на тему «Использование категориально-системной методологии для анализа ситуации сепарации»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИННОВАЦИИ

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 4. С. 248-252.

УДК 159.922.6 Ю.В. Потапова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНОЙ МЕТОДОЛОГИИ ДЛЯ АНАЛИЗА СИТУАЦИИ СЕПАРАЦИИ

Статья посвящена проблематике отделения взрослеющего ребенка от родителя и воздействия факторов этого процесса на развитие личности. Рассмотрены вопросы противоречий в детско-родительских взаимоотношениях и влияния ситуации расставания с ребенком на родителя. Анализируются вопросы семейной психологии и психологии личности в рамках категориально-системной методологии. Результатом работы является построение схем, отражающих механизмы функционирования семейной системы.

Ключевые слова: сепарация, детско-родительские отношения, динамика семейного развития, воспитательные стили.

Семья - это особая система, функционированию которой было посвящено множество исследований из разных областей знания. Было выяснено, что семейное развитие происходит циклически, в нем есть кризисные этапы и периоды относительного благополучия [6]. Являясь первой социальной группой в нашей жизни, семья оказывает немалое влияние на человека и его развитие, на то, какой будет личность. Однако не все периоды жизни семьи изучаются достаточно тщательно. Множество исследований посвящено добрачному периоду, факторам выбора партнера, условиям сохранности брака - эти и другие темы, связанные с ранними этапами функционирования семьи, кажутся более значимыми для изучения из практических соображений, повлияв на них, мы можем выяснить главный для общества вопрос - как спасти основную воспроизводящую структуру от распада и кризиса. Особенно это актуально в современном обществе, когда под вопросом оказываются практически все семейные ценности. Но не стоит забывать, что у семьи есть и поздние этапы ее развития, когда она подходит к своему логическому завершению. Люди, переживающие момент расставания с выросшими детьми, родители, оказавшиеся в семье с синдромом «опустевшего гнезда», - вот предмет, который занял наше внимание. Период расставания ребенка и родителя, или сепарация, находится в фокусе нашего внимания еще и потому, что от его разрешения зависит многое как в жизни родителя, обретшего свободу или обреченного на одиночество, так и для ребенка, уходящего в мир, полный возможностей, или бегущего от гнета родительской опеки.

Исследования кризиса сепарации до нынешнего времени проводились учеными в рамках изучения поведения ребенка в раннем возрасте при расставании с родителем. Такие исследования, направленные на изучение роли материнства в формировании личности ребенка, проводились еще в середине ХХ в. М. Боулби и М. Эйнсворт [1]. Естественным следствием рассмотрения сепарации в раннем периоде развития было наделение данного понятия негативным смыслом и описание его отрицательного влияния на личность.

Однако рассмотрение сепарации от родителей как фактора развития личности в более поздних этапах онтогенеза началось сравнительно недавно. М. Боуэн говорил об этой теме в рамках изучения генограмм семейного функционирования [7], в России его традицию системной семейной психотерапии продолжила А.Я. Варга, которая посвятила ряд работ теме сепарации и описала основные особенности развития данного процесса во взрослом возрасте [2]. Большинство публикаций на данную тему

© Ю.В. Потапова, 2013

носят характер эксплицитного определения, в них перечисляются клинические случаи, воззрения на тему детско-родительских отношений, примерная позиция понятия сепарации в семейной динамике, но нет четкого осмысления данного понятия и даже его единого определения.

Целью нашей работы является рассмотрение детско-родительских отношений в контексте сепарации и описание сторон этого процесса. Объект - детско-родительские отношения, предмет - сепарация матери и взрослого ребенка. В своей работе мы опирались на основы категориально-системной методологии (далее - КСМ) [3], которая позволяет анализировать уже имеющееся знание и получать из него новое, не выведенное ранее. Это качество применяемой нами методологии полезно именно в ситуации, сложившейся в современной, в частности отечественной, психологии: множество разнонаправленных исследований не имеют под собой четкой методологической базы. Применение КСМ относительно психологического знания - своего рода эксперимент, попытка выйти на новый уровень понимания проблем семейной психологии.

Первым этапом нашей работы стало выявление основных противоречий во взаимоотношении ребенка и родителя. Для того чтобы выявить два противоречивых направления в воспитательных функциях, мы проанализировали типы воспитания, выделяемые Э.Г. Эйдемиллером, найдя противоречащие друг другу стили [6]. Если анализировать каждую из представленных нами 6 пар, то получатся основные критерии их различения, представленные в табл.

Противоречия в стилях воспитания ребенка

Критерий Стили воспитания

Уровень опеки Гиперпротекция Гипопротекция

Степень принятия ребенка Симбиоз Эмоциональное отвержение

Уровень опеки Потворствование Игнорирование потребностей ребенка

Степень предоставляемой свободы Чрезмерность требований Недостаточность требований

Степень предоставляемой свободы Максимальность санкций Минимальность санкций

Степень принятия ребенка «Культ ребенка» «Маленький неудачник»

Таким образом, выделились три основания, по которым можно разделить данные типы воспитания и три противоречия: опека - ее отсутствие, принятие - непринятие, свобода - несвобода ребенка. Если мы будем искать противоречия между непосредственно этими тремя осями, то наименее противоречивым выглядит принятие родителем ребенка. В каком бы возрасте ребенок ни

находился, он вряд ли будет отказываться от того, чтобы родитель понял его стремления и желания, принял его таким, каков он есть. Остальные основания более спорные: опека родителя не всегда воспринимается ребенком позитивно, а чрезмерное предоставление свободы не может позволить себе благоразумный родитель.

Путем анализа теоретических данных мы выявили основное противоречие в воспитательных стилях, которое влияет на отношения ребенка и родителя в любом возрасте. Смысл данного противоречия состоит в том, что родители в воспитании вынуждены лавировать между проявлением заботы и опеки над ребенком, предоставлением ему чувства безопасности и необходимой степенью свободы ребенка. В разных источниках данные тенденции обозначаются различными терминами, к примеру, Г. Шихи называет эти процессы «объединяющим Я» и «поисковым Я» [5].

Функция первого компонента - обеспечение ребенку необходимой безопасности, комфорта и создание чувства доверия. Однако если человек руководствуется лишь тенденцией сохранения целостности со своей семьей, в определенный момент это начинает тормозить его развитие. Выйти за пределы семьи, добиться каких-то высот, даже просто узнать мир с новой точки зрения - задача, требующая некоторой степени свободы в отношениях родителя и ребенка. Если свободы недостаточно, ребенок стремится ее получить всевозможными способами, подчиняясь естественному желанию развиваться и расти, как если бы вдруг его мир стал тесен для него. «Дозировка» степени свободы в различных возрастных периодах - это один из проблемных вопросов для родителя, который требует определенных навыков психологической диагностики -готов ли его ребенок справиться с той ответственностью, которую налагает эта свобода, сможет ли он уберечься от возможных проблем и противоречий, ведь выход из любого равновесного состояния есть риск.

С помощью схемы компенсационного гомеостата [3] мы представили модель взаимодействия этих двух противоречивых тенденций в воспитательном процессе в ходе онтогенеза.

На первом этапе онтогенеза ребенка присутствуют положительные обратные связи от обеих сторон взаимодействия: родители поощряют проявления свободы ребенка, все его действия встречаются с радостью (будь то первая улыбка, звуки, действия). Ребенок также положительно отвечает на проявления опеки родителя, в частности матери, ведь от ее действий напрямую зависит удовлетворение его основных потребностей. Данное взаимодействие представлено на рис. 1.

Однако такое состояние взаимной удовлетворенности не может длиться долго. Наступает возраст раннего детства, приближается кризис 3-х лет, когда ребенок начинает осознавать себя как личность и выделять из мира других людей и предметов. В такой момент он учится говорить и самостоятельно передвигаться, активно требуя свободы, такое действие выражается в символической формулировке «Я сам». В этот момент опекающие действия родителя вызывают отрицательную обратную связь у ребенка, протестные реакции, капризы и негодование. Родитель, в свою очередь, жестко ограничивает действия ребенка, которые могут навредить ему, и в целом достаточно сильно регламентирует проявления свободы. В данном случае речь также идет об отрицательной обратной связи, и схематично их описывает модель, представленная на рис. 2. Данная модель применима и для подросткового возраста, ведь в данном случае ребенок также стремится к большей изоляции и его отношения с родителем носят конфликтный характер: чувство взрослости, появившееся в качестве новообразования подростничества, противоречит низкому социальному статусу ребенка.

Следующие этапы - дошкольный и младший школьный возраст - характеризуются примерно одной и той же картиной: родитель регламентирует поведение ребен-

Св обода

В оспитательноё воздействие

ка, четко определяя, чем он будет заниматься, как именно будет выполнять свои обязанности. Кризис взаимоотношений с родителями отступает на задний план, и ребенок воспринимает опеку как должное, лишь изредка стремясь воспротивиться ее воздействию. Модель отношений представлена на рис. 3.

Подростковый возраст уже был нами описан, старший школьный представляет собой его завершение и выход из кризисных отношений подростка и родителя, наступает момент студенчества, особого возраста, когда человек, по сути достигший взрослости, еще полностью зависит от родителей. В данном случае отношения родителя и ребенка схожи со схемой на рис. 2: опека, помощь (в основном материальная) принимается большинством студентов безропотно, поскольку иного выхода нет, но и родитель предоставляет свободу своему ребенку в выборе путей реализации и в личной жизни.

В возрасте ранней взрослости человек, наконец, приобретает самостоятельность и уже воспринимает попытки заботы и покровительства со стороны родителей негативно, стремясь сформировать свой взгляд на мир -как раз это стремление обозначает выход из прошлой семейной системы и завершение процесса сепарации. Модель данных взаимоотношений представлена на рис. 4.

Уровень

удовлетворенности

взаимодействием }

Ребенок

Потжнтзтьная с5рИТН1Л СБЛ^Ь

Положит^дная оссагнал ¿ел.ь

Родитель

Обратная

перекрестная

связь

Опека

Рис. 1. Модель взаимодействия ребенка и родителя в период младенчества

Свобода

Воспитательно! воздействие

>еТ

Ребенок

^ Огсниаг^хнал сори г нал сблзь

Уровень

удовлетворенности

взаимодействием }

Отрицательно обратная гадаь

Т Отри цат ег

Родитель

Обратная перекрестная

связь

Опека

Рис. 2. Модель взаимодействия ребенка и родителя в период раннего детства и подросткового возраста

Свобода

Воспитательно! воздействие

Ребенок

^ Огсниаг^хнал сори г нал сблзь

Положит^гьнал сБсагнал ¿БД^Ь

Родитель

Опека

Уровень

удовлетворенности взаимодействием

I

Обратная

перекрестная

связь

Рис. 3. Модель взаимоотношений ребенка и родителя в дошкольном и младшем школьном возрастах

Если схематично представить описанные выше данные, то получится график (см. рис. 5).

Наиболее сложные периоды (выделены черным цветом) - это возраст раннего детства и подростковый возраст. Наиболее благоприятные - младенчество, младший школьный возраст и студенчество, они характеризуются обоюдной положительной обратной связью. Таким образом, в момент взросления, на который приходится сепарация ребенка и родителя, их отношения находятся в достаточно стабильной фазе. Этот факт стоит учитывать как при рассмотрении каждой отдельной ситуации, так и при анализе ситуации в целом. Отклонение от подобной нормы, т. е. слишком близкие отношения родителя и ребенка, может свидетельствовать,

что ребенок еще недостаточно готов к самостоятельной жизни и, возможно, это решение принято под влиянием каких-либо стереотипов и внешних обстоятельств. Также и дестабилизация отношений с родителями показывает нам тот факт, что происходит некое отклонение от нормы, вероятно, диада «родитель - ребенок» еще не вышла из привычных для подросткового возраста противоречий, что может свидетельствовать об инфантильности ребенка и неготовности родителя принять его взросление как должное. А ведь в ситуации сепарации и сам родитель становится уязвим для целой серии противоречий. Чтобы выделить основные из них, мы составили модель по схеме «Звезда Давида» [3]. Она представлена на рис. 6.

Свобода

Воспитательно! воздействие

Ребенок

А Псгсжигнлл еБрггная сбл^Ь

Уровень

удовлетв ореннос ти взаимодействием

3

Г

Родитель

Обратная перекрестная

связь -»-

Опека

Рис. 4. Модель взаимоотношений родителей и ребенка в возрасте ранней взрослости

о о

<в и. о

ш

ф

^

ш

о

5

<в ш о

.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 10 8 6 4 2 0

- + - +

—♦

+ + + + + -

- -

- +

з

о

55

о

со

^ I г*

" I 8

о Ц

ш

5

о.

СО

со

Рис. 5. Динамика взаимоотношений ребенка и родителя

Свобода

Единение, "медовый месяц'

Возможность заботиться о внуках

Одиночество

Рис. 6. Противоречия ситуации сепарация для родителя

Противоречия делятся на три группы -это описание основной проблемы (свобода -зависимость от внешних обстоятельств), ролевого компонента и взаимоотношений с супругом. Основная проблема была выделена нами из анализа теоретических данных, а также анкеты, в которой матери описывали свое состояния после расставания с ребенком. Понятие «свобода» конкретизировалось для каждого по-разному - для кого-то это отсутствие необходимости нести каждодневную ответственность за действия ребенка, для кого-то - возможность заниматься любимым делом, больше времени уделять карьере.

Однако часто юность ребенка совпадает по времени с моментом кризиса среднего возраста родителя или его выхода на пенсию. Тогда уход ребенка (особенно если это была неполная семья) для родителя оборачивается неминуемым кризисом, пониманием того, что все лучшее в жизни закончилось и впереди - только одинокая старость и увядание. Как раз в этом противоречии кроется главная проблема психологов-консультантов, работающих с женщинами, которые обращаются с данной проблемой: как предложить человеку свободу в таком виде, чтобы он согласился принять ее с радостью, а не как тяжелую ношу. В данном случае вторым полюсом будет ощущение зависимости от обстоятельств и стремление во всем обвинить внешние условия, сопровождающееся неспособностью в полной мере взять на себя ответственность за происходящее и постоянным ощущением себя жертвой.

Второе противоречие заключается в потере роли родителя в качестве основной -ребенок уже не нуждается в той доле заботы и опеки, которую мать привыкла давать ему, и даже воспринимает излишне частые советы как интервенцию в свою личную жизнь. Однако, как показывают исследования, такое отношение ребенка - временное явление. И проходит оно как раз тогда, когда помощь старшего поколения вновь становится актуальной, - при рождении внуков. В этот момент даже семьи, в которых были разногласия между поколениями, воссоединяются для решения новой задачи по заботе о младшем члене семьи, и, как правило, конфликты отодвигаются на задний план. Именно поэтому такая важная роль отведена в нашей схеме роли бабушки. Кстати, этот компонент актуален именно для российского общества, западное развивается по иному пути.

Третье противоречие содержит в себе сложность во взаимоотношениях с супругом.

В ситуации сепарации, когда все дети уходят, семья остается в своем изначальном состоянии, некоторые авторы даже называют его периодом «медового месяца». Но, как и в начале отношений, происходят серьезные изменения в структурах личности супругов, им необходимы время и силы, чтобы адаптироваться к новому состоянию. Кроме того, возвращаются нерешенные проблемы из прошлого, которые были отложены в связи с появление ребенка. Поэтому проблема сепарации является острой как для остающихся в одиночестве женщин (для них в плане личной жизни как раз в этот момент могут случиться перемены к лучшему), так и для замужних. Данные этой схемы могут быть с успехом использованы не только в науке, но и практике. Психологи-консультанты часто сталкиваются с подобными проблемами, и четкое осознание схемы их решения будет для них хорошей помощью.

Представленные в данной статье схемы

- это всего лишь начало длительного пути анализа большого объема материала, накопленного в психологии семейных взаимоотношений. В ходе применения основ КСМ и теории динамических информационных систем [4] можно не только структурировать имеющийся материал, но и вычленить из него качественно новое знание. Психология

- это наука, состоящая по настоящее время из достаточно большого объема информации, которая требует объяснения и структуризации, твердой почвы под собой. Не без оснований можно отметить, что КСМ - это один из путей выхода психологии из длительного кризиса, связанного с накопление противоречивого материала, и возможность вырваться вперед в объяснении многих феноменов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Болуби Дж. Привязанность. М., 2003. 120 с.

[2] Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс. СПб. : Речь, 2001. 144 с.

[3] Разумов В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых : учебное пособие. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2004. 277 с.

[4] Разумов В. И., Сизиков В. П. Основы теории динамических информационных систем: монография. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2005.

[5] Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб. : Ювента, 1999. 211 с.

[6] Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб. : Речь, 2006. 352 с.

[7] Bowen M. Family Therapy in Clinical Practice. N. Y. : Jason Aronson, 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.