Научная статья на тему 'Использование интернет-ресурсов в профессиональной деятельности учителя'

Использование интернет-ресурсов в профессиональной деятельности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8007
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базаржапова Т. Ж.

В данной статье рассматривается проблема использования информационных интернет-ресурсов, которые могут и должны стать для педагогов одним из основных видов профессиональной информации, необходимой для оптимизации деятельности. Отмечается, что подключение образовательных учреждений к сети Интернет создает мощный дополнительный образовательный ресурс и новое поле для изобретения современных учебных средств. Рассматриваются проблемы становления интернет-ресурсов в качестве реального ресурса развития педагогического инструментария современной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of Internet resources in teaching work

The problem of information Internet resources use is considered in the given article. These resources can be and must be one of the basic kinds of the professional information for the teachers which are necessary for their activity optimization. It is noticed that connection of educational institutions to Internet network creates a powerful additional educational resource and a new field for the invention of modern educational means. Problems of Internet resources formation as a real resource of pedagogical toolkit development at modern school are analyzed.

Текст научной работы на тему «Использование интернет-ресурсов в профессиональной деятельности учителя»

2008/15

УДК 373.3:004.738.5 Б 172

Т.Ж. Базаржапова

Бурятский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Россия, Улан-Удэ, ул. Кирова, 20, Тел. 608767. E-mail: Tuya 73@mail.ru

Использование интернет-ресурсов в профессиональной деятельности учителя

В данной статье рассматривается проблема использования информационных интернет-ресурсов, которые могут и должны стать для педагогов одним из основных видов профессиональной информации, необходимой для оптимизации деятельности. Отмечается, что подключение образовательных учреждений к сети Интернет создает мощный дополнительный образовательный ресурс и новое поле для изобретения современных учебных средств. Рассматриваются проблемы становления интернет-ресурсов в качестве реального ресурса развития педагогического инструментария современной школы.

T.Zh. Bazarzhapova

Buryat Institute of qualification improving and retraining of educators Russia, Ulan-Ude, Kirov str., 20. E-mail: Tuya 73@mail.ru

The use of Internet resources in teaching work

The problem of information Internet resources use is considered in the given article. These resources can be and must be one of the basic kinds of the professional information for the teachers which are necessary for their activity optimization. It is noticed that connection of educational institutions to Internet network creates a powerful additional educational resource and a new field for the invention of modern educational means. Problems of Internet resources formation as a real resource of pedagogical toolkit development at modern school are analyzed.

Современный учитель должен хорошо ориентироваться во все нарастающем потоке информации и умело отбирать из нее необходимое для обучения и воспитания учащихся. Необходимая педагогическая информация слагается из многих компонентов. В этом отношении информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) предоставляют практически неограниченные возможности в поиске, отборе, обработке и хранении информации. Сегодня общество предъявляет более серьезные требования как к качеству труда и уровню компетентности педагогов, так и к объему, актуальности знаний и их системной организации. Поэтому в настоящее время в разработке возможностей использования информационных и коммуникационных технологий в образовании происходит смещение акцентов с самих возможностей компьютера на выход в информационное пространство сети Интернет.

Информационный потенциал сети Интернет неисчерпаем. Главным качеством является наличие огромного количества текстовой информации на различных языках. Одним из интересных и полезных свойств сети Интернет является наличие механизмов поиска и технология динамического гипертекста. Все это дает неограниченные возможности перемещения в сети в поисках нужной информации.

Каковы же педагогические ресурсы сети Интернет? На первом месте Федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru). Этот портал является главным порталом Министерства образования и науки РФ и содержит огромное количество профессиональной информации для всех категорий педагогов. В своей работе учителям достаточно часто приходится обращаться к законодательно-нормативным документам, регламентирующим различные аспекты деятельности образовательных учреждений (ОУ), осуществлять проведение экспертной и оценочной деятельности. На портале вся информация размещается практически в тот же день, когда принята и утверждена. Кроме того, существует возможность использования еженедельной рассылки оперативной информации, которая осуществляется на всех образовательных сайтах, что позволяет значительно экономить время и оптимизировать свою профессиональную деятельность.

Различная педагогическая информация, в том числе методическая, содержится на тематических образовательных порталах и сайтах, наполнение которых, как правило, посвящено определенному кругу педагогических проблем. Например, портал гуманитарной направленности (www.аuditorium.ru), Федеральный портал по дополнительному образованию детей

(http://vidod.edu.ru). портал естественнонаучного образования (http://en.edu.ru) и др. Все вопросы, связанные с переходом на профильное обучение в старшей школе. можно найти на сайте (http://profile-edu.ru)/

Электронная периодика образовательного характера представлена рядом российских электронных журналов по педагогике. которых уже довольно много. Наиболее распространенными являются:

• «Педагог» - http://www.bspu.altai.su/bspu info/pedagog;

• «Курьер образования» - http://www.courier.com.ru;

• «Зеркало» - http: //www/iph .ras.ru/ ~mc;

• «Учитель года» - http://www.teacheryear.ru

• «Образование: исследование в мире» - http://www.oim.ru;

• «Вопросы интернет-образования» - http://www.center.fio.ru/vio;

• «Эйдос» - http://www.eidos.ru

• Издательский дом «1 сентября» - http://www. 1 september.ru и др.

По данным исследователей Интернет-пространства, наиболее известными в педагогическом сообществе являются следующие сайты:

• Бесплатные библиотеки сети по разным педагогическим проблемам -http://allbest.ru/libraries.htm;

• Портал Федерации Интернет-образования - http://www.fio.ru

• Портал компании «Кирилл и Мефодий» - http: //www .km.ru;

• Портал «Аудиториум» - www .Auditorium .ru;

• Виртуальная школа «КиМ» - http://www.vscool.km.ru

• Сервер информационной поддержки Единого Государственного Экзамена -http://www.ege.edu.ru

• Инновационная образовательная сеть «Эврика» - http://eurekanet.ru и др.

В качестве одной из тенденций развития интернет-ресурсов можно выделить создание тематических страниц. посвященных актуальным проблемам развития образования на различных сайтах вузов. академий. кафедр и др. Например. на сайте Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ (http://www.apkpro.ru) появился и активно поддерживается сайт модернизации Центра модернизации общего образования. Структура и содержание этого сайта позволяют получить самую оперативную информацию по разным проблемам модернизации системы образования. познакомиться с региональным опытом и результатами эксперимента. обсудить интересующие вопросы на форуме и т.д.

Все большее число педагогов предпочитает заниматься в электронных библиотеках. Преимуществами таких занятий являются:

• возможность работать в библиотеке в удобное время в удобном месте;

• оптимизация профессиональной деятельности за счет экономии временных и трудовых (отпадает надобность конспектирования текста в библиотеке. а затем их переписывания на другие носители) ресурсов;

• возможность занятий в библиотеке любого города и любой страны. вне зависимости от того. где находится человек.

Получение доступа к электронным информационным ресурсам. В него включаются умения работать с поисковыми интерфейсами. Применяемые в разных библиотеках. они отличаются разной степенью сложности. которая напрямую зависит от содержания и объема библиотечного фонда. Например. фонд Научной электронной библиотеки РФФИ (http:elibrary.ru) является одним из самых больших и развивающихся. охватывает разные области научных знаний. Библиотека ежедневно пополняется новыми электронными журналами. издаваемыми в ИНИОН РАН. и др.

Таким образом. мы осознаем. что информационные Интернет-ресурсы могут и должны стать для педагогов одним из основных видов профессиональной информации. необходимой для оптимизации деятельности. Сегодня для внедрения информационных ресурсов сети Интернет в образовательный процесс и в профессиональную деятельность учителей выполняется ряд мероприятий. Это и техническое оснащение. и предоставление доступа в сеть Интернет. Подключение образовательных учреждений к сети Интернет создает мощный дополнительный образо-

2008/15

вательный ресурс и новое поле для изобретения современных учебных средств, обеспечивающих индивидуальный режим образования и, значит, больший эффект развития. Но на деле интернет-ресурс не становится реальным ресурсом развития педагогического инструментария современной школы. Так, например, из 80 опрошенных респондентов на вопрос «Умеете ли Вы работать в сети Интернет?» 80% педагогов ответили, что не умеют или плохо работают. На вопрос «Используете ли Вы ресурсы сети Интернет в своей профессиональной деятельности?» только 15% респондентов ответило, что «часто» и «постоянно». Этому есть ряд причин. В качестве основных факторов, тормозящих процесс внедрения интернет-технологий и использования интернет-ресурсов, можно отметить отсутствие доступа к компьютеру, подключенному к сети Интернет. Это подтверждается тем, что 65% опрошенных на вопрос «Есть ли в вашем распоряжении компьютер, подключенный к сети Интернет?» ответили отрицательно. Когда опросили 80 людей, возраст которых в основном составлял от 30 до 50 лет, 90% имели навыки пользователя и не использовали интернет-технологии и интернет-ресурсы. Отсюда можно делать вывод о недостаточном создании условий. Это может быть и слабое техническое оснащение, и перегруженность компьютерного класса, и перегруженность учителей, и недостаточный уровень информационной компетентности педагогов ОУ, и т.д.

Хотя 100% школ в рамках Комплексного проекта модернизации образования (КПМО) были подключены к сети Интернет и предложен двухгодичный бесплатный трафик, более чем странно такое отношение. Возможно, сказывается недостаточный уровень информационной компетентности руководителей ОУ. В связи с этим можно отметить, что на курсах переподготовки «Менеджмент в образовании» в Бурятском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования был предусмотрен блок «Информационные технологии в управлении образованием» в количестве 50 часов и прошли обучение 64 слушателя. Также опрос слушателей данных курсов переподготовки показал, что немаловажную роль играют отсутствие в образовательных учреждениях учителей информатики, или их перегруженность, или недостаточная компетентность в вопросах сетевого обеспечения. Действительно, необходимо понимать, что предоставление доступа в сеть Интернет в первую очередь должно характеризоваться такими свойствами, как выбор доступа к Интернет, скорость обмена информацией, степень загруженности канала провайдера, устойчивость связи. Дополнительная подготовка учителей как системных администраторов решается на федеральном и региональном уровнях. По совместному проекту Microsoft и Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования «Партнерство в образовании» начато обучение учителей информатики сетевым технологиям. На региональном уровне в Бурятском региональном центре Федерации интернет-образования по запросам образовательных учреждений также были проведены курсы для начинающих системных администраторов, где обучено 30 учителей.

Что касается уровня информационной компетентности учителей, как отмечается во многих публикациях, система повышения квалификации педагога уже не один год работает в направлении обеспечения компьютерной грамотности у учителей и руководящих работников. Благодаря различным общественным структурам (Федерация интернет-образование, учебная программа Интел «Обучение для будущего» и др.) педагоги не только овладевают информационными и коммуникационными технологиями, но и внедряют их в профессиональную деятельность. Необходимость специальной подготовки педагогических кадров с целью формирования и развития информационной компетентности в области применения интернет-технологий и использования интернет-ресурсов подтверждается результатами самооценки учителей: уровень их информационной компетентности в данной области у подавляющего большинства определяется как низкий. Так оценило себя более 80% опрошенных при анкетировании.

Готовность педагогов к профессиональному применению интернет-технологий и использованию интернет-ресурсов сегодня является одной из тенденций системы повышения квалификации. Программы повышения квалификации из стадии, обеспечивающих компьютерную грамотность, перешли в стадию более профессионального применения ИКТ в образовательной деятельности. Это, в свою очередь, предъявляет новые требования к уровню информационной компетентности методистов системы повышения квалификации. Можно также отметить, что в настоящее время начинают достаточно активно развиваться сайты, где размещены методические ресурсы образовательного характера, поддерживаемые так называемыми «сетевыми методистами» (специалист, обладающий глубокими знаниями в области общей и частных методик

обучения; аналитик-эксперт, отслеживающий и аннотирующий появление новых методических интернет-ресурсов; модератор, ведущий сетевое методическое объединение, и тьютор, индивидуально консультирующий учителей-практиков). В настоящее время большинство сетевых методистов является выпускниками Федерации интернет-образования, хотя общая логика развития и скорость распространения интернета в образовании подсказывают, что в скором будущем новый функционал станет нормой для каждого работника методических центров и систем повышения квалификации.

В рамках определения изменений уровня информационной компетентности педагогов в области внедрения интернет-технологий и использования интернет-ресурсов нами были проведены исследования на базе профессионального лицея №7 г. Улан-Удэ. Педагогический коллектив в составе 30 человек, имеющих опыт использования ИКТ, прошел специальные курсы по освоению интернет-пространства. В программе курса были следующие темы: «Общие проблемы использования глобальной сети Интернет для целей образования», «Образовательные услуги сети Интернет», «Поиск в сети Интернет», «Дидактические свойства Интернета», «Анализ информации по проблемам образования на отечественных серверах», «Использование услуг сети Интернет в повышении профессиональной компетентности и в организации образовательного процесса», «Сетевое взаимодействие педагогов. Сетевые сообщества учителей-предметников». В начале эксперимента из 30 преподавателей 26% имели достаточно хорошее представление об интернет-технологиях и интернет-ресурсах, но не использовали их в профессиональной деятельности. После проведенных занятий эта категория педагогов увеличилась, хотя впоследствии не наблюдалось постоянного обращения к интернету этого же количества слушателей. В основном постоянный выход в сеть Интернет осуществлялся 40% педагогов. Таким образом, мы все же можем говорить о росте количества педагогов и об изменении уровня информационной компетентности педагогов в области интернет-технологий и использования интернет-ресурсов. В результате обучения педагоги приобрели следующие навыки:

■ умение общаться с использованием информационных средств и технологий;

■ самостоятельный поиск и обработка информации, необходимой для качественного выполнения профессиональных задач;

■ способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий для достижения профессионально значимых целей;

■ готовность к саморазвитию в сфере информационных коммуникационных технологий, необходимых для постоянного повышения квалификации и реализации себя в профессиональном труде.

Важно отметить, что те педагоги, которые в значительно меньшей степени обращаются к сети Интернет из-за ряда причин, стали интересоваться новостями из мира интернет, просматривать методическую литературу по дисциплинам на предмет ссылок на сайты для адресного обращения на интернет-ресурсы. Все это свидетельствует о заинтересованности педагогов в ресурсах интернет, о росте и, возможно, дальнейшем развитии при определенных условиях, информационной компетентности педагогов в области использования интернет-технологий и интернет-ресурсов.

Подводя итог, отметим, что, несмотря на все проблемы, связанные с внедрением интернет-технологий в образовательный процесс, имеются такие положительные моменты, как смещение акцента с вкладывания денег в развитие телекоммуникационной структуры России на информационное наполнение серверов, подключенных к интернету, на усовершенствование поисковых систем, организация повышения квалификации и постоянной поддержки педагогов в использовании интернет-технологий и освоении интернет-ресурсов.

Литература

1. Интернет в гуманитарном образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред Е.С. Полат. -М.: ВЛАДОС, 2001. - 272с.

2. Хеннер Е.К. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения / Е.К. Хеннер, А.П. Шестаков // Информатика и образование. - №12. - 2004. - С. 5-9.

References

1. Internet in liberal education: Textbook / Edited by Е^. Polat. - M.: Vlados, 2001. - 272 p.

2. Henner Е.К., Shestakov A.P. Informational - communicative competence of a teacher: structure, requirements system requirements and measurements // Science and education. - №12. - 2004. - P.5-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.