Научная статья на тему 'Использование интерактивных методов обучения иностранному языку в УЮИ МВД России'

Использование интерактивных методов обучения иностранному языку в УЮИ МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕОДОЛЕНИЕ КОГНИТИВНОГО КОНФЛИКТА / СМЫСЛОТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галиева Д. А.

В статье рассматривается история возникновения интерактивных подходов к обучению иностранному языку. Описаны интерактивные формы и методы обучения, используемые на занятиях по иностранному языку в УЮИ МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галиева Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных методов обучения иностранному языку в УЮИ МВД России»

ЛИТЕРАТУРА

1. Тесликова Н. Н. Основы культуры речи для студентов-юристов : учебно-методическое пособие. М., 2008. С. 79.

2. Алексеев С. С. Введение в юридическую специальность. М., 2008. С. 95.

3. Губаева Т. В. Язык и право. Искусство владением словом в профессиональной юридической деятельности. М., 2009. С. 19.

© Пронягина В. И.

УДК 378.1:811

Д. А. ГАЛИЕВА, старший преподаватель кафедры иностранных и русского языков Уфимского юридического института МВД России, кандидат филологических наук, доцент

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УЮИ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье рассматривается история возникновения интерактивных подходов к обучению иностранному языку. Описаны интерактивные формы и методы обучения, используемые на занятиях по иностранному языку в УЮИ МВД России.

Щ

<ч а а

и и

ч

Ключевые слова и словосочетания: интерактивный подход к обучению, интерактивный метод обучения, иностранный язык, интерактивная доска, мыследеятель-ность, смыслотворчество, преодоление когнитивного конфликта.

о «

а

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1

£

а «

и

В настоящее время знание иностранного языка (а еще лучше нескольких) становится обязательным приложением практически для любой профессии, включая и специалистов органов внутренних дел. Кроме этого, происходящие в современном мировом сообществе процессы глобализации общественной жизни (стремительное развитие информационной сети Интернет, объединение многонациональной Европы, интеграция национальных образовательных систем в мировое культурно-образовательное пространство и т. д.) сопровождаются обострением таких общемировых проблем, как международная преступность и терроризм. В этих условиях знание иностранных языков становится также необходимым средством для установления и развития межнациональной и межкультурной

коммуникации, что выводит предмет «Иностранный язык» на новый уровень значимости в сфере общего и профессионального образования, особенно в вузах системы МВД.

В соответствии с вышесказанным составлена программа обучения иностранным языкам в Уфимском юридическом институте МВД России, которая, прежде всего, учитывает насущные проблемы будущего специалиста: овладение иностранным языком как средством общения и приобретение профессионального опыта, в том числе и опыта деятельности правоохранительных органов зарубежных стран.

Как показывает практика, для обеспечения необходимой языковой подготовки специалистов органов внутренних дел необходимо использовать наиболее эффективные формы и методы

для оптимизации учебного процесса. В последнее время в методике преподавания иностранного языка наметилась тенденция перехода от коммуникативного подхода к его разновидности - интерактивному подходу. Прилагательное «интерактивный» (англ. inter - взаимо-, active - активный, взаимодействующий) в дословном переводе с английского означает «взаимодействующий», «диалоговый». Интерактивное обучение -это обучение, которое является взаимодействующим, основанным на опытах реальной жизни, включающим обмен мнениями между студентами, между студентами и преподавателем и позволяющим выработать у студентов критическое мышление. Иначе говоря, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие курсантов не только с преподавателем, но и друг с другом, а также на повышение активности курсантов в процессе обучения [1].

Всем известна поговорка, что «новое - это хорошо забытое старое». Интерактивные методы обучения иностранному языку широко использовались еще в 70-е - 80-е годы прошлого века. Идеи суггестопедического метода (лат. suggestio - внушение, намек + греч. paideia - обучение), то есть системы ускоренного обучения, основанной на внушаемости учащихся, болгарского психотерапевта Г. Лозанова легли в основу отечественных интенсивных методов обучения иностранным языкам. Это эмоционально-смысловой метод И. Ю. Шехтера [2], метод активизации резервных возможностей личности и коллектива Г. А. Китайгородской [3], системный подход к обучению взрослых Л. Ш. Гегечкори [4] и другие. На уроках, проводимых по этим технологиям, интерактивность достигается благодаря форме организации учебного процесса, введению нового материала урока, формированию умений и навыков иноязычной речевой деятельности.

Анализ научно-методической литературы показал, что основными формами интерактивного педагогического взаимодействия являются диалог, полилог, мыследеятельность, смыслотворче-ство, создание ситуации успеха, позитивность и оптимистичность, рефлексия (самооценка и самоанализ своей деятельности) [1, с. 5-8].

Следует отметить, что на кафедре иностранных и русского языков УЮИ МВД России широко используются такие интерактивные методы обучения иностранному языку, как small talk (светская беседа), диалог (работа в парах), полилог (работа в небольшой группе), просмотр и обсуждение видеофильмов (обучающих, художественных, научно-популярных) и новостей каналов BBC и Deutsche Welle, CD-Rom (обучающие программы), мозговой штурм или мозговая атака (англ. brain-storming), ролевая игра, дискуссия, диспут, дебаты, переговоры и медиация, конференция, беседа, круглый стол ^ (форма коллективной дискуссии) и мно- ^ гие другие. g

Применение интерактивной дос- ^

ки в процессе обучения позволяет реа- ^

о

лизовать как совершенно новые, так и

годами отработанные педагогические fe^

приемы, поскольку она соединяет бес- ^

спорные преимущества компьютера с а

достоинствами обычной школьной дос- ^

ки. Интерактивность - это одно из сла- а

гаемых компьютерных технологий. |

Конфуций говорил: «Скажи мне - и я а

забуду, покажи мне - и я запомню, дай ^

мне сделать - и я пойму». По данным |

исследований психологов, человек за- §

поминает только 20 % того, что видит; а

30 % того, что слышит; 50 % того, что 2

видит и слышит и 80 % того, что видит, |

слышит и делает одновременно [9]. Ис- о

ходя из вышесказанного, можно пред- I

положить, что применение интерактив- ¡^

ных технологий позволяет во много раз ^

улучшить качество знаний курсантов. |

В 2011 году был издан «Учебник английского языка для курсантов общеобразовательных учреждений МВД России», разработанный преподавателями кафедры. Учебник содержит много творческих, интерактивных заданий, которые составлены таким образом, что курсанты не только выполняют упражнения, но и тренируются в написании писем, резюме, записок, учатся выражать свои мысли, передавать необходи-

мую информацию. Учебник снабжен рисунками, фотографиями, диском с аудиозаписями.

Таким образом, интерактивные методы обучения, применяемые на занятиях по иностранному языку, позволяют научить курсантов активно использовать иностранный язык в будущей профессиональной деятельности и преодолевать когнитивный конфликт в ходе решения речевых задач.

А А А

ЛИТЕРАТУРА

1. Неживлева И. А. Интерактивные методы обучения иностранному языку // http://sociosphera.ucoz. ги/риЫ/ко^егепсп_2011/.

2. Шехтер И. Ю. Эмоционально-смысловой подход к обучению чужого языка. М.,

1993.

3. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика : монография. М., 2008.

4. Гегечкори Л. Ш. Системный подход к обучению языкам взрослых // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1979. Вып. 5.

5. Скорина М. С. Интерактивные методы обучения иностранному языку // ^ www.rusnauka.eom/8._NPE_2007/Philologia/20441.doc.htm.

^ 6. Кашлев С. С. Технология интерактивного обучения. Мн., 2005.

<N1 7. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностран-

«ь ным языкам. М., 2008.

а 8. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам : учебное пособие для преподавателей

8 и студентов. М., 2006.

^ 9. Каримова Я. Г. Инновационные методы преподавания с использованием интерак-

тивной доски и флипчартов как средств мотивации учащихся // Творческая педагогика. 2011. § № 3.

а © Галиева Д. А.

5 он Л. В. НАУРАЗБАЕВА, преподаватель

^ У ДК 3/8.1:811

а кафедры иностранных и русского языков

^ Уфимского юридического института МВД

§ России

о

¥

^ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ

| КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ

0

§ Аннотация. В статье рассмотрено использование технических средств, форм

^ и методов обучения иностранных языков. Выделяются и описываются характерные особенности последовательности и построения мультимедийной презентации для

^ развития навыков коммуникативной и профессиональной компетенции у курсантов.

а «

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.